Сегодня, 10 мая, день рождения Ильяса Тухватуллина

Пишет Дмитрий Пэйдж, 10.05.2015 08:19

Сегодня, 10 мая, день рождения Ильяса Тухватуллина (Альпинизм)

10 мая 2015 года, Ильясу Тухватуллину исполнилось бы 57 лет. Последние два года жизни Ильяса были очень насыщенными событиями. В июле-августе 2011 он побывал на пике Е. Корженевской вместе с россиянами В. Керницким и А. Молокановым, а затем соло взошел на вершину пика Коммунизма, что в совокупности с ранее совершенными восхождениями на семитысячники: Пик Ленина, Хан-Тенгри и пик Победа, дало ему право носить почетное звание «Снежный барс». Когда он вернулся с Памира в августе, 2011 года одна местная газета попросила его ответить письменно на несколько вопросов, и файл с его ответами сохранился.

Ильяс Тухватуллин, в центре, на Памире в 2011 году.

«Ильяс Хамидович, извините за, возможно, наивный вопрос: «Как объяснить, что такой опытный альпинист, как вы, вплоть до этого лета не был удостоен звания «Снежный барс»?».

Все очень просто объясняется. Дело в том, что «Снежный барс» - это почетное звание альпинистов, учрежденное в 1967 году в СССР, стране, которая хотя и была огромной, но все же занимала всего 1/6 часть суши. И на этой территории были и есть те самые пять вершин высотой свыше 7000 м., восхождение на которые дает альпинисту право носить неофициальный титул «Снежный барс», что значит «Покоритель высочайших гор СССР». В советские времена альпинисты могли только мечтать о восхождениях на вершины – гиганты, расположенные на остальных 5/6 частях суши. Поэтому, хотя существование звания «Снежный барс» в Советском Союзе было уместным, альпинисты всегда помнили, что в мире есть много пока что недостижимых вершин, и маршрутов на них, которые намного выше и интереснее высочайших гор СССР. Вот уже 20 лет назад СССР прекратил свое существование, за эти годы мне представилась счастливая возможность побывать на высочайших вершинах мира. И я как-то не думал, что мне необходим титул страны, ушедшей в прошлое. Это не значит, что меня никогда не привлекали эти горы. Но на горы ходят не за титулами.

Например, меня тянуло на пик Коммунизма, по причине того, что там 7 февраля 1986 погибли мои товарищи В. Анкудинов, Н. Калугин. Хотелось посмотреть на место их срыва, пройти по этой самой фирновой доске, где Валера Анкудинов почему-то потерял равновесие. Этим летом я смог это сделать.

Ильяс Хамидович, позвольте узнать, какие у вас дальнейшие спортивные планы.

Вместе со сборной командой России по альпинизму мы третий год готовится к зимнему восхождению на К2 – вторую по высоте вершину мира (8611 м.). Была предпринято всего две подобные попытки зимнего восхождения на К2. Однако никому не удалось этого сделать. Вылет запланирован 9 декабря из Москвы. Возвращение планируется 14-15 марта в зависимости от того, как нам повезет с погодой. Сейчас мы активно готовимся. Собственно говоря, мое летнее восхождения на пики Корженевской и Коммунизма (Исмаила Самони) – это часть моей личной тренировочной программы.

Помимо того, что вы занимаетесь спортом, вы также являетесь директором Альпинистского агентства ClimberCA. Расскажите пожалуйста, как вам удается сочетать активную спортивную жизнь и бизнес.

Проект ClimberCA, не заканчивается в Узбекистане. И здесь стоит вернуться к началу нашего разговора. Альпинизм не должен иметь границ. Если наши спортсмены не будут иметь возможности совершать восхождения на высочайшие вершины мира, нам придется учредить почетное звание «Снежный барс Узбекистана». Поэтому ClimberCA – это международный проект под названием «Альпинисты Центральной Азии», который уже поддержали наши друзья и партнеры в России, Германии, Китае, Пакистане, Киргизии, Таджикистане и других странах. Мы верим, что благодаря этому проекту наши спортсмены взойдут в скором времени на многие вершины мира, что, безусловно, принесет славу нашей стране, дающей миру выдающихся спортсменов. Кстати то, что этим летом, я побывал на пиках Корженевской и Коммунизма – это результат работы международного сотрудничества в рамках проекта ClmberCA»

Зимой 2011-2012 г.г. долгожданная зимняя экспедиция на К2 состоялась. 2 февраля 2012 г., Ильяс по телефону рассказывал: «Все новости можно изложить в одном предложении: мы боремся за установку третьего лагеря. Повсюду видны следы лагерей, которые были установлены в летнее время: каркасы от палаток и пр. Но в зимнее время эти площадки не пригодны. Снега практически нет, в основном – зимний лед. Нам удалось сделать более надежным лагерь 2. Для этого мы использовали пластиковые мешки, набитые колотым льдом. Ими, вместо снега мы выровняли площадку под палатку. Но на уровне 3 высотного лагеря лед более жесткий, поэтому навряд ли эта тактика будет пригодна там. Мы сделали заброску приблизительно на 7100 и закрепили там груз, но пока палатку не поставили. Из-за отсутствия возможности ночевок в промежуточных лагерях, приходится делать длинные переходы по 6-7 часов, поэтому возрастает опасность обморожения. При признаках обморожения с ногами в течение дня ничего не сделаешь, негде разуться и согреться. Гора огромная, уже провешена 21 веревка, и мы бегаем по ним туда-сюда. Перспектива пока неясная. Погода опять ухудшилась, на неделю прогноз «плохой». А что дальше? В зачет зимнего восхождения пойдет, даже если мы поднимемся на вершину до 20 марта. С 15 февраля, как говорят пакистанцы, обычно наступает резкий поворот к весне. Но повышение температуры может принести снегопады. А это – лавиноопасность. Словом, будем делать, что от нас зависит, а что не зависит …, а от нас действительно много чего не зависит».

Сегодня, 10 мая, день рождения Ильяса Тухватуллина (Альпинизм) Сегодня, 10 мая, день рождения Ильяса Тухватуллина (Альпинизм)

И, наконец, 06 Февраль 2012, - Срочное сообщение из Базового лагеря К2 от Ильяса Тухватуллина по телефону 12:55. «Час назад от сердечной недостаточности умер Виталий Горелик. Вертолет за Виталием, пока он был жив не смог вылететь по причине очень плохой погоды. В лагере ураган, творится что-то несусветное. Несколько дней Виталий был на аппарате искусственного дыхания. Но спасти его не удалось. Экспедиция сворачивается и при первой же возможности и отправляется в Скарду».

Несмотря на Каракорумские испытания, Ильяс вернулся на вид отдохнувшим и даже прибавил в весе. И сразу же по возвращению, он приступил к подготовке гималайской экспедиции, о которой Ильяс писал: «… это символ, символ целостности прошлого, настоящего и будущего. Не все смогут принять участие в этих программах как восходители, но все станут соучастниками этого события. Мир нашего клуба уже всколыхнулся, и правильные мысли уже начали будоражить наши головы. Кто-то удивился, кто то задумался, кто то обрел надежду Я, например, мечтаю о том дне, когда мы вместе окажемся в сказочном Катманду, увидим собственными глазами Великие горы, полюбуемся видами Эвереста и порадуемся счастливому блеску глаз своих друзей. За дело, други! Наш ждут великие дела! Есть ещё время насладиться своей жизнью и порадовать других!»

Было принято решение, что команда совершит сначала восхождение на восьмитысячник Шиша-Пангма, а затем, в альпийском стиле на Чо-Ойу. Это двойное восхождение Ильяс хотел посвятить сорокалетию Клуба имени В.Рацека.

Экспедиция была запланирована на раннюю осень 2012 года. А с 19 июля по 4 августа 2012 состоялась узбекско-японская экспедиция на пик Хан-Тенгри. Для Ильяса это стало шестым восхождением на эту вершину, а активисты Японского альпклуба - Шота Сузуки и Руотаро Нишимура штурмовали Хан-Тенгри впервые. До вершины 31 июля 2012 года с Ильясом дошел только Шота Сузуки. Руотаро Нишимура решил воздержаться от штурма из-за ухудшения состояния здоровья.

Сегодня, 10 мая, день рождения Ильяса Тухватуллина (Альпинизм)

Ильяс с Шота Сузуки и Руотаро Нишимура, Южный Иныльчек 2012 г.

Пока Ильяс был на Хан-Тенгри, консультанты ClimberCA продолжали подготовку осенней экспедиции на Тибет, и когда эта работа уже была проделана практически полностью, сбылись худшие опасения Ильяса: правительство Китая не дало разрешение на восхождение ни одной команде в том году по политическим соображениям. То, что экспедиция в задуманном виде невозможна, стало окончательно ясно только во второй половине августа. Нужно было срочно выбирать новый объект для клубного восхождения, и Ильяс выбрал Аннапурну I. 8 сентября команда Клуба имени В.Рацека вылетела из Ташкента.

Команда клуба имени Рацека во главе с Ильясом Тухватуллиным перед выездом в аэропорт

Весь сентябрь в Непале продолжались дожди, в районе восхождения шел снег. В результате, когда команда в первых числах октября начала восхождение, склоны Аннапурны были очень нестабильны. 7 октября около 15.00 на подходе к С2 Ильяса Тухватуллина и Ивана Лобанова накрыла гигантская ледовая лавина, образовавшаяся в кулуаре орографически справа от Датского ребра. Поиски пропавших оказались безрезультатными.

Сегодня, 10 мая, день рождения Ильяса Тухватуллина (Альпинизм)

Одна из самых последних фотографий Ильяса Тухватуллина и Ивана Лобанова за несколько минут до катастрофы. Ильяс внизу, он остановился для связи по рации. Спустя короткое время все это пространство будет заполнено обломками льда.

Ильяс Хамидович Тухватуллин был для многих другом, но не только: он был также блестящим организатором и настоящим лидером, обладающим прекрасным видением текущего момента и перспектив развития. Его личное обаяние и неистребимый оптимизм открывали путь к сердцам людей, а профессиональный авторитет Ильяса служил гарантией в деловых отношения. Зимой 2012-213 года Ильяс планировал совершить зимнее восхождение на Нанга-Парбат. Он должен был стать руководителем и основным гидом международной команды ClimberCA. Но этим планам не суждено было свершиться.

Но вернемся к началу этого повествования, помните, Ильяс писал про восхождение на пик Коммунизма: «… там 7 февраля 1986 погибли мои товарищи В. Анкудинов, Н. Калугин. Хотелось посмотреть на место их срыва, пройти по этой самой фирновой доске, где Валера Анкудинов почему-то потерял равновесие. Этим летом я смог это сделать». Так случилось, что теперь обелиски Анкудинова, Калугина и Тухватуллина с Лобановым стоят рядом, на одной площадке в Чимганских горах, откуда начинался их путь к заветным вершинам.

Ты хочешь спорить?
Это зря, мы слабы споря.
Мы стали близкими, скорбя …
Их было двое …

Они не канут навсегда
В безмолвной бездне.
Мы будем помнить их, любя,
Мы будем вместе.

Когда скорбим мы,
Легче петь, и песня льется.
Она достигнет их сердец
И к нам вернется.

Однажды утром на заре
Мы выйдем в горы.
И голос пропоет в ручье: