Чегем - Безенги

Пишет iLia, 11.05.2015 23:04

Этот отчет составлен из фотографий, сделанных в детском походе в уже далеком 2012 году.
Надеемся, что фото и краткое сопутствующее описание кому-то помогут в выборе и подготовке маршрута по красивым горам Кабардино-Балкарии, а кому-то доставят несколько минут удовольствия.
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

С решением всех логистических проблем нам, как всегда, помог директор альплагеря «Безенги» Алий Хусеевич Анаев.
В аэропорту Минеральных Вод нас встретил автобус, пропуска в пограничную зону и заповедник были уже готовы. Газовые баллоны нас также ждали в автобусе. Не теряя ни минуты, мы отправились в горы.

Первой нашей остановкой были Чегемские водопады. Проехать мимо такой красоты мы никак не могли.
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

После водопадов наша группа на автобусе доехала практически до конца дороги, несколько выше турбазы «Чегем». В этом месте были отличные места для ночевок.

Здесь мы провели пару дней, попив омолаживающей воды из расположенных рядом минеральных источников.

По дороге к роднику можно полюбоваться на вершины Главного Кавказского Хребта.
Вершины Цаннер и Ортокара:

Вершина Салынан:

Вид на наш дальнейший маршрут к перевалам Тютюргу:

Просто фото:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Зарядившись позитивом, мы отправились на маршрут к перевалу Тютюргу Зпападный. Уже в кармане правобережной морены ледника Шаурту нас встретили туман и мелкий моросящий дождь.

Дойти до стандартных ночевок нам не удалось. Дождь усилился, и резко похолодало. Мы были вынуждены встать на ночевку перед скальными выходами у окончания ледника Тютюргу, в том месте, где тропа подходит к реке.

В этот день из-за проливных дождей и последующего наводнения смыло Крымск в Краснодарском крае.
У нас сильный дождь прекратился только на следующий день к обеду. Выглянуло солнышко.
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Утро следующего дня располагало для продолжения путешествия.

Те самые скальные выходы у окончания ледника Тютюргу:

Слева (по ходу) виднеется перевал Джарашты, ледник справа ведет к перевалу Шаурту Западный:

Подъем к верхним Тютюргинским ночевкам:

Вид на ледник Тютюргу и массив Джорашты-Куршаган:

Вид на юго-запад от верхних Тютюргинских ночевок:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Подъем к перевалу Тютюргу Зпаданый, слева (по ходу) широкая седловина перевала Зеленый:

Перевал Зеленый:

На седловине перевала Тютюргу Западный, вид на юго-восток, в сторону вершины 3875:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Спуск с перевала начинается не с нижней точки седловина перевала. а несколько выше – ближе к узловой вершине 3812:

Верхняя часть спуска пролегает по осыпному склону, который из-за продолжительных дождей сильно напитался водой, и камни местами уходят из под ног большой жидкой грязной массой.
Дальнейший путь идет по обширным снежным полям:

Вид в сторону перевалов Тютюргу Восточные:

Далее по моренным осыпям до ночевок в кармане левобережной морены ледника Булунгу:

В случае необходимости отсюда вдоль реки Кору за день можно выйти к селу Булунгу (запасной вариант маршрута).

Вид от ночевок на перевал Подольский:

Вершины Джорашты-Куршаган Северная и Западная:

Перевал Каргашиль Северный:

Вид на место ночевки и перевал Тютюргу Западный с морены ледника Булунгу:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Заночевали на левобережной морене ледника Северный Булунгу (для трех палаток сделали ровные песочные площадки на моренных холмах, а четвертую поставили на ровном снежном склоне):

Вид от ночевок в сторону вершины Сарыкая и перевала Столбовой II:

Вид на ночевки с подъема к перевалу Столбовой II:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Седловина справа (по ходу) – классический вариант перевала Столбовой II, в настоящее время камнеопасен. Подъем вдоль большого лавинного выноса и далее через снежный пик 50-летия КБ АССР – современный вариант прохождения перевала Столбовой II, относительно безопасен и технически проще классического варианта (соответствует 2А категории сложности).

Подъем по крутому ледово-снежному участку:

У самого пика на встречных курсах пересеклись с группой туристов из Кишинева. Приятно пообщались, поделились впечатлениями и продолжили свой путь.

Вид на «передовой отряд» нашей группы на подходе к пику 50-летия КБ АССР:

На вершине пика 50-летия КБ АССР (фото в стиле ретро):

Справа на снежном склоне видны следы нашего подъема, внизу – места ночевок:

Долина Безенги встретила нас облаками:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

После спуска по крупным каменным осыпям с пика 50-летия КБ АССР. Слева видна седловина классического варианта перевал Столбовой II:

В тумане найти стандартную ночевку у родника не удалось, поэтому остановились на верхнем скальном плато. Воду нашли слева по ходу, под крупными валунами.

Утро в горах:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Дети запускают воздушного змея на фоне Дыхтау:

Панорамы вершин Безенги:

После продолжительного спуска увидели под облаками альплагерь Безенги:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

В этот момент связались с альплагерем. Сообщили, что у нас все в порядке. Алий Хусеевич, как истинный джентльмен и радушный хозяин, прислал за нами автобус и машину для рюкзаков. За что ему БОЛЬШОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО! После сброса километра, небольшой подъем от реки к альплагерю мог занять очень много времени и забрать остатки сил. Только нас довезли до уютных домиков альплагеря, как начался дождь. Нам оставалось только еще раз поблагодарить за гостеприимство Алия Хусеевича и всех работников альплагеря.

Путь спуска с перевала к альплагерю:

Ближе к вечеру нам удалось погулять по альплагерю, заглянуть в Башню и сделать несколько фото на память. К сожалению времени совсем не оставалось, утром мы уезжали домой.

Несколько фото, сделанных в альплагере и в его окрестностях в походе 2012 года, а также фотографии предыдущих лет:

У грота языка ледника Безенги:

Водопад Девичьи слёзы по дороге в Нальчик:

Летим домой:
Чегем - Безенги (Горный туризм, Тютюргу, столбовой, Джорашты, дети, маи)

Большое спасибо Анаеву А.Х. и всем работникам альплагеря Безенги за вашу помощь и радость, которую вы дарите всем гостям вашего замечательного Края.