Список снаряжения альпиниста. Как не взять лишнего

Пишет Sportmarafon, 24.08.2015 15:07

Список снаряжения альпиниста. Как не взять лишнего (снаряжение для альпинизма, спорт-марафон)

Начнем с того, почему все это пишется. Я ленивый. Ленивый и тщедушный. Поэтому, еще много лет назад, когда я больше ходил в походы, чем альпинировал, я понял всю прелесть маленьких рюкзаков, и с тех пор пытаюсь проповедовать идею, что брать с собой лишнее – неправильно.

Конечно, размер рюкзака и объем скарба сильно зависит от сложности маршрутов и внешних условий. Ужаться в минимальный объем при выходе на бигвол зимой – сложновато. Но при простых (3-4 к.с) восхождениях летом, как показывает практика, можно не умирать под тяжелыми чувалами.

Итак, без претензий на истину в последней инстанции, что я беру на "несколькодневный" (4-6 дней) выход с планами на несколько гор таких категорий.

Сначала определимся с концепцией...

Исходная вводная – наиболее часто встречающаяся в массовом альпинизме, вы с напарником выдвигаетесь из альплагеря (или кемпинга, гостиницы, пятизвездочного отеля) в высокогорную зону (составив тактический план и оформив выход, подписав его у старшего тренера и ОБ, конечно) с целью сходить несколько несложных гор в один присест. Соответственно, хотелось бы определиться с перечнем личного и группового.

Далее, так как чаще всего тактика подобных выходов – выдвигаемся на ночевки под горой, и оттуда ходим несколько маршрутов, то нужно понимать, что заметная часть скарба остается под горой. Поэтому, при выборе рюкзака мы сталкиваемся с двумя противоречивыми моментами: с одной стороны, на подходе нам нужно тащить относительно много барахла, с другой, лезть эффективно, быстро и безопасно удобнее с маленьким рюкзаком.

Основная мысль данной статьи – в такой ситуации при вдумчивом подходе легко обойтись небольшим «штурмовиком» литров в 45.

Сразу оговорюсь, данный список – это как средняя температура по больнице. Особенно в области списка железа. В зависимости от маршрутов, он может не очень значительно меняться (меньше скального и больше ледового, или наоборот). Так же, по весу, приведены примерные веса снаряжения, которое оказалось под рукой. Если задаться целью и рассчитывать на приличный бюджет, можно и тут сэкономить килограмм/два.

Итак, давайте попробуем определиться со списком личного и общественного.

Одежда для альпинистского выхода

Современные материалы позволяют многое хорошее. В том числе, они работают в очень широких климатических условиях, что дает возможность минимизировать комплект одежды. Что у нас получается?

Ходовой комплект:

- брюки Softshell
- термотрусы (мужское белье/ женское белье)
- термомайка/ футболка (мужские футболки/ женские футболки)
- средняя термуха с длинными рукавами (термобелье)
- Softshell жилетка (опционально, но мне кажется удобным)
- бахилы/ фонарики
- перчатки

Лежит в рюкзаке, под клапаном или рядом:

- куртка Softshell (с мембраной, например, типа Windstopper X fast 3L или аналог) - ≈500 гр.
Подробнее о том, как выбрать Softshell куртку, можно почитать здесь

Лежит в глубине:

- куртка Primaloft (600гр)
- куртка Gore-Tex или аналог (500гр, хотя лучше легче)
- термоштаны тонкие (200 гр)
- термофутболка (100гр)
- носки 2-3 пары (200гр)
- перчатки + бафф + шапка (еще около 300 гр суммарно)

Итого одежда в рюкзак: ≈2,4 кг.

Справа ходовой комплект, слева - то, что идет в рюкзак

Иногда в этот комплект стОит включить еще мембранные штаны, но я последнее время от них отказался – современные Softshell хорошо держат воду в условиях восхождений, и проблема с ними возникает только в длительных экспедициях.

Перчатки лучше всего из powerstretch или аналога – в них отлично лезется и по скале, не холодно на льду (но честно признаюсь, сам снашиваю несколько пар за сезон). Обращаю внимание, что перчаток суммарно две пары.

Бивак личный:

- Спальник (1 кг)
- Коврик (0,5 кг)

Итого в рюкзак: ≈1,5 кг

Спальник любой на подходящую температуру, я лично не люблю пух (хотя он и дает выигрыш в весе), поэтому мой выбор – Primaloft. Но любой аналог годится, в зависимости от ваших предпочтений.

Бивуачное снаряжение на двоих человек делится поровну: один несет палатку, второй - еду.

Снаряжение личное:

- каска (0,3кг)
- кошки (0,8кг)
- ледовый инструмент/ ледоруб (0,6кг)
- беседка (0,4 кг)

Личное снаряжение на обвязке (≈0,5 кг)

- пруссик
- страховочное устройство
- ролик
- пара-тройка карабинов
- ледобур

Итого личного снаряжения ≈2,6 кг

Здесь есть простор для самовыражения. Обвязка может быть значительно легче, выбор спусковух тоже велик. Например, вместо ролика с карабином я использую DMM Revolver со встроенным роликом, в ряде случаев ролик может и не нужен вовсе… Но общая идея, надеюсь, понятна.

Итог личного бивуак + снаряжение + одежда: ≈6,5 кг

Общее и личное снаряжение

Общественное снаряжение на альпинистский выход

Еда

350-400 г/чел сухостей (это не длинный поход, иначе бы брал больше, конечно), в итоге на 5 дней по 2 кг.

Бивак:

- палатка (2 кг),
- горелка + котелок + 2 кружки + 2 ложки ≈ 0,4 кг
- газ (0,5кг)
- аптечка (0,3кг)

Итого ≈3,2 кг.

С палаткой все понятно - выбор нынче огромный, состав аптечки также не является основной темой статьи. По кухне часто возникает вопрос о JetBoil и подобных системах. С моей точки зрения, это вопрос вкуса – вес будет примерно тот же (незначительно выше), экономия газа будет заметная (но одним баллоном все равно не обойтись). Мне не очень нравится транспортный объем, поэтому я перешел последнее время на два титановых котелка, один в другом (с одной плоской крышкой или без крышек вовсе), в которые аккуратно помещается баллон газа, и микрогорелку без шланга в комплект. Суммарный объем такой системы меньше Джета, и часто она в итоге удобнее. Но, повторюсь, возможны оба варианта. На вкус и цвет, как говорится…

Снаряжение:

- Набор закладок (0.4кг)
- 3-4 френда (0,4 кг)
- петли 5х60см + 2х150см (0,3 кг),
- 7 карабинов б/м + 6 муфт (0,6кг)
- 6 оттяжек (0,5кг)
- 4 ледобура (0,5 кг)
- 2 веревки (6 кг)

Итого ≈8,7 кг

Тут точный список, конечно, зависит от маршрута, но в среднем, по моему опыту, меняется не сильно. Набор закладок висит на одном овальном карабине без муфты, каждый френд отдельно на своем маленьком карабине, тоже без муфты. Веревки нынче можно найти и полегче, ледобуры для лета иногда подойдут легкие титановые – но не будем придираться. Опять же, свобода для самовыражения, но без фанатизма. Иногда количество снаряжения на разрядниках, выходящих на тройку меня повергает в священный трепет…

Итого общего снаряжения на двоих ≈12,3 кг, то есть по 6,15 кг на нос, точнее на спину.

На фото комплект мужского снаряжения плюс все общественное, что делится на второго участника. Для удобства упаковки одежды в рюкзак были использованы легкие мешки Sea to Summit разного цвета и объема

В итоге в рюкзаке оказывается 12,6 кг на подходе, причем много что из этого легко вешается снаружи рюкзака, что вполне допустимо на подходах и не критично на простом рельефе. Поэтому при аккуратной запрессовке это все легко влезает в правильный рюкзак на 45 литров. Не пишу всякие мелочи типа очков, солнцезащиты, фонарей, раций, навигационных систем и прочей радости, хотя они, конечно, присутствуют. Положим на них еще по 1 кг на каждого. Плюс, конечно, вес самого рюкзака... хотя статья изначально не о весе, а об объеме.

При выходе на гору бивак обычно остается внизу, железо развешено на людях, в итоге в рюкзаке остаются и вовсе пустяки, что позволяет ходить быстро и без страданий.

На этой оптимистической ноте хочется пожелать вам множества красивых и безаварийных восхождений, и попрощаться.

До новых встреч в эфире.

Владимир Молодожен, специально для http://sport-marafon.ru/

Об авторе: Владимир Молодожен - мастер спорта по альпинизму, кандидат в мастера спорта по туризму, специалист по outdoor-снаряжению. Чемпион России 2009 года по альпинизму в высотно-техническом классе. Инструктор UIAA, инструктор DAV. В 2015-м году назначен вице президентом ФАСиЛ (ФА) СПб. Кроме того, Владимир является генеральным директором Альпайн-Хаус.

Интересные статьи по теме:

Как выбрать веревку для альпинизма и скалолазания?
Карабины для скалолазания и альпинизма. Ликбез.
Закладные элементы в действии
Страховочные системы, обвязки, беседки... как выбрать
Альпинистские кошки. Обзор видов.
Закладные элементы. Обзор.

Другие статьи по теме альпинизма смотрите здесь