Пишет ElbrusWorldRace, 02.09.2015 18:48

Elbrus Mountain Marathon, забег длиной 46 километров с набором высоты 3150 метров, за преодоление которого участники получают 1 балл ITRA или 1 очко для UTMB® 2016 - одна из дисциплин Elbrus World Race by adidas Outdoor 2015. В прошлой статье мы делились впечатлениями спортсменов, пробежавших Elbrus Trail 34 км, на этот раз мы хотим рассказать о более длинной и сложной марафонской дистанции, взяв комментарии у призеров Elbrus Mountain Marathon.

Александр Запрудский, Elbrus Mountain Marathon, 3 место
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Александр Запрудский очень долго лидировал с большим отрывом, но потом несколько раз упал и даже сбился с трассы

Подготовка к марафону в горах
Об Elbrus Mountain Marathon я начал подумывать еще в прошлом году, хотя сама затея мне показалась несколько фантастической, но трейловые кроссовки на всякий случай купил! Я увлекаюсь марафонским бегом, участвую в местных соревнованиях, но за пределами родной Омской области еще не стартовал. И вдруг старт не просто где-то, а в Приэльбрусье, за три с половиной тысячи километров, да еще сразу горный марафон. Когда в начале 2015-ого года с супругой запланировали отпуск на Кавказских Минеральных Водах, то все вопросы отпали сами собой - надо стартовать! И начался постепенной подбор экипировки, соответствующей правилам.
Так как Омская область находится на равнине, то подготовка к горному марафону вызывает определенные трудности. Запланированные летом вылазки на Алтай и Урал, к сожалению, сорвались. 1-2 раза в неделю приходилось проводить тренировку "по горкам" в парке с подъемами 15-25 метров. Усилил ОФП. Остальные тренировки как обычно, но с акцентом на объемах.
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Во время финиша призеров Elbrus Mountain Marathon пошел дождь, а чуть позже - показалась радуга

День X в Приэльбрусье
Хотя раньше я бывал в горах, но и представить себе не мог всей красоты и величественности Приэльбрусья. Крутые вершины и огромные ледники прямо над твоей головой! Невероятно! Воздух просто фантастический!
Для акклиматизации ходили на гору Чегет и поднимались на канатке до станции Мир.
Интересно было перед стартом: куча народу, судьи, фотокамеры, вертолеты, множество участников, экипированных по последнему слову. Так как опыта бега по горам не было, решил работать в своем темпе, чтобы оставить силы на вторую часть дистанции. В первый подъем забирались группкой 3-4 человека, но уже к озеру Сылтран я вышел на втором месте в абсолюте вслед за Дмитрием Митяевым, который унесся от нас прямо со старта. На первом же спуске сказалось отсутствие техники, и мимо меня пронеслись Александр Коробов и Екатерина Митяева (преимущество они наращивали огромными темпами). Так же чуть не выбило из колеи падение с подворотом голеностопа, которое дало о себе знать еще много раз.
По-моему, ключевым отличием Elbrus Mountain Marathon от Elbrus Trail является не просто разница в 12 километров, а второй перевал. Он и круче, и сложнее первого, к тому же там практически отсутствует тропа.
Помню, как сгущались тучи, за перевалом грохотал гром, ты бежишь в одиночку, а вокруг только величественные горы и ни души! Непередаваемо!

О горной болезни и о финише
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
После финиша Александр не сразу пришел в себя, поддержала помощь врача, болельщиков и волонтеров

Отсутствие должной акклиматизации сыграло злую шутку на втором перевале: я пережил всю гамму ощущений горной болезни. К этому не подготовишься на равнине. Эта информация должна быть полезна для тех, кто стоит перед выбором дисциплины. 15 километров в конце дистанции были очень долгими, особенно утомили последние несколько километров крутого спуска. Но наконец-то финиш: фотографы, судьи, любимая супруга, друзья, медаль на шее. А также множество ссадин и мозолей, заплетающиеся ноги, потеря координации, но пересиливающее всё это чувство выполненного долга и третье место!
Хочу выразить огромную благодарность всем, кто организовал такое масштабное мероприятие, как Elbrus World Race by adidas Outdoor, которое хочется поддерживать и рекламировать, чтобы было больше участников и люди узнали о таком виде, как трейлраннинг.

Валентина Петрова, Elbrus Mountain Marathon, 3 место
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Валентина не только сама участвует в различных забегах, но еще и тренирует других спортсменов

Опыт прошлого года
Про эти соревнования я узнала еще в 2014 году совершенно случайно, увидев на каком-то горном форуме ссылку на сайт. Мне показалось прекрасной возможностью совместить две мои страсти - бег и горы. Причём я была уверена, что если достаточно хорошо подготовлена в этих двух сферах по отдельности, то и при их соединении проблем не возникнет... Как я тогда ошиблась в своём мнении и в тактике подготовки, стало понятно уже на 3-4-ом километре. А при прохождении второго перевала в висках вместе с кровью навязчиво стучала всего одна мысль: "Чтобы я ещё раз..." Но уже в машине по дороге с финиша в гостиницу я думала, о том, что надо изменить в подготовке, чтобы в следующем (2015-ом) году показать достойный результат.

18 дней Приэльбрусья
На 2015 год Elbrus Mountain Marathon был определён как главный старт, точнее, он был одним из трёх этапов моего большого горного приключения. За 18 дней я должна была взойти на Казбек с севера, пробежать эти самые 46 километров Elbrus Mountain Marathon на максимальный для себя результат и подняться на Эльбрус «по классике».
Все шло по плану, до того момента, как за несколько дней до забега я узнала, что отобралась в команду по легкой атлетике на крупные соревнования всероссийского уровня в начале сентября и на них главным является не личный, а командный результат. Для того, чтобы не подвести команду, я должна была сохранить силы и быть в хорошей форме. Но так просто отказываться от цели, к которой я шла весь год, я тоже не собиралась. Решение было принято, исходя из оценки соперниц и своей подготовки: бежать на 3-ье место. Если будет возможность, улучшить свой прошлогодний результат, максимально сохранив силы, а при необходимости бороться до конца.
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Почти сразу после финиша на третьем месте Валентина поехала в гостиницу на награждение, где её уже ожидали с призами (фото Инны Сомовой)

По ходу дистанции неожиданностей не было. Удалось правильно рассчитать силы и получить настоящее удовольствие от процесса и атмосферы. Единственное, я никогда не бегала больше 42 километров и несколько тревожно было, как организм воспримет "лишние" километры. Однако перед финишем я вообще забыла про это, так что торжественности момента "выхода за марафон" не получилось.

Валентина Фортуна, Elbrus Mountain Marathon, 2 место

Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Валентина впервые бежала в горах и сразу выбрала марафонскую дистанцию

Я с детства мечтала своими глазами увидеть легендарную, высочайшую вершину России и Европы, Эльбрус. Каждый раз, когда я приезжала в Минеральные воды в отпуск, в планы вмешивалась погода и не позволяла осуществить мою мечту до тех пор, пока от друзей я не услышала про горный марафон от Elbrus World Race by adidas Outdoor - так я и оказалась на этом событии!
Первые километры Валентина бежала впереди будущей победительницы Elbrus Mountain Marathon Оксаны Ахмедовой

Трасса была проложена интересная, предстояло преодолеть два перевала. Первый перевал был длиннее второго – настоящее испытание для меня, так как до этого в горных забегах я не участвовала ни разу. Не скажу, что было легко, несмотря на небольшую скорость, зато было очень красиво! В конце первого перевала, добежав до первого пункта питания, казалось, что сил не осталось совсем… И тут я увидела неповторимое очертание Эльбруса – я была поражена, непередаваемые ощущения!
Начался второй перевал, он был более крутым, резким и «диким». Трава достигала ушей, сменялась острыми камнями, снегом… Последние 800 метров подъема заняли 50 минут! После такого восхождения оставшееся расстояние я планировала пройти пешком, однако встретила местного жителя, который попросил меня сфотографировать для истории, сказав, что я иду второй… И я побежала!
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Победительницы марафона на церемонии награждения

Хочу выразить огромную благодарность организаторам! Спасибо за Ваш труд, усилия и поддержку!

Алексей Шорохов, Elbrus Mountain Marathon, 2 место
Алексей на вершине Эльбруса

Elbrus World Race 2012-2015
Приезжаю в эти места с 2012 года, когда впервые прошли соревнования (участников было 4+1), Иван Кузьмин, директор соревнований, тогда сказал брату: "Ты чего здесь ходишь? Давай тоже пробеги!" Он и пробежал.. вторым после меня. В 2014-ом только я пропустил старт из-за того, что за два дня до начала свалился с температурой.
Про красоты и виды этих мест уже сказано столько, что останавливаться на этом и что-то говорить не нужно. Отмечу только, что в Приэльбрусье желательно приезжать от 2-ых раз в год: летом на Elbrus World Race by adidas Outdoor, полазить, повосходить на разные вершины, по возможности, на Эльбрус и зимой - для фрирайда на лыжах.

Во время марафона
Надо сказать, что всем призёрам этого года, вероятно, повезло: на старте марафона не было таких сильных соперников, как годом ранее. Например, Дмитрий Митяев в 2014-ом пробежал за 5:30, и даже если добавить условные 30-40 минут на появившиеся в этом году дополнительные 6 километров, наши сегодняшние результаты были бы около 10-ого места в 2014-ом. Но это уже проблемы тех, кто не приехал и не побежал.
По дистанции я шёл ровно, берег силы для спусков, ведь самое сложное на Elbrus World Race by adidas Outdoor - это как раз спуски, которые и выкашивали меня на прошлых стартах (в 2012-ом и 2013-ом), но в этот раз либо благодаря лазанию с 30-килограммовым рюкзаком в этих местах, либо за счет того, что нашёл для себя какую-то технику, движение вниз получилось достаточно быстрым.
Ни о каких призовых местах я и не подумывал, хотел ровно пройти дистанцию с хорошим временем, поэтому очень удивился, когда на первом КП мне сообщили, что "первый и второй ушли в отрыв, а до 3-4-ого места 4 минуты". Естественно, я никуда не стал ломиться, зная, что второй перевал на марафоне - это когда идёшь темпом 40 мин/км на пульсе 170-180; плюс моя вечная проблема на марафонах: могло начать сводить мышцы. В итоге 3-ёх или 4-ёх участников я прошёл на этом перевале, должен был идти третьим, и сильно удивился, когда на втором пункте питания мне сообщили, что я второй. Через некоторое время увидел, что меня догоняют, оказалось, это был Александр Запрудский, который, как он рассказал, шёл первым (на первом пункте он был впереди меня на 34(!) минуты), потом где-то серьезно упал, а в какой-то момент даже заблудился, хотя разметка в этом году была очень хорошо сделана.
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
В итоге Алексей финишировал почти в минуте от своего соперника

На таких соревнованиях крайне важно быть сконцентрированным каждое мгновение, как бы ни был хорошо готов и уверен в своих силах. Все оставшиеся километры до финиша так и пробежали вместе с Александром; я думал, что у меня всё сведёт, я отвалюсь и постараюсь доползти третьим до финиша, а оказалось, что у него ещё меньше сил осталось. На одном из спусков Александр упал в очередной раз, я не стал убегать, так как сил всё равно не было, помог ему восстановиться после этого падения. За два километра до конца сделали финишный рывок, который Александр должен был у меня выигрывать, но вместо этого метров за 500 до финиша он опять упал на ровной асфальтовой дороге.

Правильные тренировки
Важно бегать вверх-вниз, очень хорошо для этих целей подходят горнолыжные склоны, ну и, конечно, по возможности приезжать в Приэльбрусье заранее, за 7 или больше дней до старта, здесь лазить, карабкаться, снова лазить, с тяжёлыми рюкзаками и не очень, учиться проходить быстро и безболезненно спуски.

Оксана Ахмедова, Elbrus Mountain Marathon, 1 место
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Перед стартом Оксана призналась, что “настрой боевой”

Акклиматизация перед марафоном
Мы приехали в Приэльбрусье за пять дней до старта (четыре полных дня на акклиматизацию). Прошедший июль выдался богатым на соревнования – сначала Московский трейл в Сорочанах, потом забег Run High от adidas Outdoor и даже Швейцарский ультрамарафон Eiger Ultra Trail, где я пробежала свои первые 51 км на высоте. Поэтому оставшуюся неделю перед стартом марафона нужно было ловко балансировать на грани отдыха и поддержания тонуса. Мы много гуляли по округе, любуясь умопомрачительными видами, бегали не торопясь, привыкали к высоте.
В один из дней поднялись на Чегет (3 769 метров), в другой – дошли до станции «Кругозор» на южном склоне Эльбруса (высота примерно 3000 метров) и завершили акклиматизацию прогулкой до водопада Девичьи Косы. На третий день в горах проявились легкие признаки гипоксии – общая слабость и сонливость, но все шло по плану: ко дню старта я должна быть на пике форме. Все внимание в последние сутки я уделила подготовке экипировке. Нам предстояло бежать несколько долгих часов под палящим солнцем по максимально сложному рельефу – чрезвычайно важно, чтобы ничего в одежде и снаряжении не мешало и не отвлекало на себя внимание. Все необходимое нам предоставил adidas – беговой рюкзак на десять литров с удобными наплечными карманами для бутылочек, кроссовки, горные очки, перчатки, шорты и футболки.
Список обязательного снаряжения включает в себя много, на первый взгляд, ненужных вещей: свисток, эластичный бинт, два фонарика со сменными батарейками, мембранная куртка и штаны с проклеенными швами. Такой внушительный перечень нужен для обеспечения безопасности участников: в горах может произойти все, что угодно, начиная с внезапной встречи с дикими животными и заканчивая неожиданной сменой погоды. Кроме того, я положила в рюкзак обезболивающее, пластыри, небольшой тюбик с кремом от солнца, из еды - запас углеводных гелей из расчета по одному гелю на час движения, несколько энергетических батончиков и в качестве скорой помощи – ампулы с магнием и гуараной. Очень важный вопрос - вода. На трассе предполагался только один пункт питания с бананами и апельсинами (марафонцы его пробегают дважды), а воду нужно было брать из ручьев, которые нам обещали в большом количестве. Кроме запаса воды, обязательно готовлю раствор изотоника, чтобы не было судорог.

За и против палок
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Оксана рассказала, что самое сложное для неё на трассе - спуски

Вечером перед стартом я долго перебирала рюкзак, поудобнее укладывая вещи, изучала карту. Схема простая - два кольца, два перевала. Накануне мы уже побывали на старте и поднялись до 4-го километра, когда делали съемку для adidas Outdoor, поэтому я знала, что практически с первых метров начинается крутой подъем – а, значит, треккинговые палки, полностью готовые к работе, должны быть уже в руках. Соревнования в Швейцарии я прошла без них, но в этот раз решила поэксперементировать: мне казалось, что активная работа руками поможет разгрузить поясницу на долгих подъемах и снимет статику с нагруженных рюкзаком плеч. Это было верное решение, к тому же палки несколько раз спасали меня от падения.

На старт

Ранний подъем, быстрый завтрак - булочка, банан, горсть орехов. В 6.44 нас уже ждал автобус, который доставил прямо до старта. Все четко, отлажено, никаких заминок и опозданий, мест хватает всем – организация на уровне!
После старта бежали по селению между домиков к серпантину вверх, вытянувшись в линию, меня постепенно обогнали сразу две девочки – две Вали. Как всегда, мне нужно было время на разгон. Дело осложнялось жарой, я жадно пила изотоник, заранее приготовленная вода кончилась в первые тридцать минут движения. Камни и песок под ногами сменились мореной, состоящей из «живых» камней, выскользывающих из-под ног. По дороге старалась не пропускать ни одного ручья, каждый час съедала по одному гелю или батончику, очень важно было не проголодаться. Подъем шел круто вверх, но уже на десятом километре я догнала своих соперниц и не без труда, но обошла их. На спуске мне не хватало техники, с завистью смотрела, как более ловкие участники перескакивали с камня на камень, будто по ровному асфальту.
После пункта питания на восемнадцатом километре второй подъем, длинный и тягучий, намного короче первого, но дается труднее – сказывается накопившаяся усталость. После плато максимально сконцентрировалась на самом сложном для меня длинном спуске, идущим практически отвесно вниз по острым камням.
К озеру Сылтран (примерно 11-ый километр дистанции) Оксана уже обогнала своих основных конкуреток

Падение и финиш

Я бежала в полном одиночестве, практически не замечая усталости, с чувством абсолютной гармонии - с пространством и временем: будто я там, где должна быть – я пришла и мне больше никуда не нужно.
За десять километров до финиша я упала, неудачно задев камень под ногой. Колени и ладони разодрала до крови. Немного обидно, довольно больно, но как хорошо, что это случилось сейчас, а не на том самом спуске! На финише все самое приятное: принимаю поздравления, вкуснейший апельсин и воду. У меня было еще пара часов до церемонии награждения, где в компании таких же радостных финишеров, знакомых и незнакомых участников этого эпичнейшейго забега – Elbrus World Race by adidas Outdoor, я могла сказать спасибо организаторам соревнований за лучшее приключение моего лета, команде adidas Outdoor за проект «Бег на высоте» и моим друзьям, которые поддерживали меня на всем долгом пути до этого финиша.
Теперь я точно знаю, что скрывается за пределами асфальта – удивительный и манящий мир трейлраннинга, в котором, я уверена, меня ждет еще много открытий.

Артур Сергеев, Elbrus Mountain Marathon, 1 место
Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Артур Сергеев приветствует болельщиков на финише

Альпинисткая подготовка

В этом году я впервые решил поучаствовать в соревнованиях такого рода. До этого я бегал только по равнине: половинки, марафоны и максимальная дистанция – 60 километров. К сожалению, времени для подготовки у меня практически не было. Провёл всего три тренировки перед самим забегом, приехав в Терскол 27 июля. Более того, я потерял и прежнюю беговую форму, так как целый месяц до этого занимался альпинистской подготовкой: ходил в горы в районе Безенги. Там я сумел выбрать только один день для пробежки, но зато приобрёл великолепную акклиматизацию. Ещё несомненным плюсом стал мой 25-летний юбилей увлечения горами.

Преимущество на спуске

Elbrus Mountain Marathon глазами призеров
Альпинистский опыт помог Артуру на дистанции

На дистанции, как я и предполагал, вверх бежать не нужно, а вот быстрый шаг – это то, что надо. На первом участке был непрерывный подъём. Сильно изматывает. Очень удивило и порадовало наличие на дистанции моренных выходов - на таком рельефе я чувствую себя отлично. Откровенно говоря, я думал, что будет просто горная тропа.
На спуске я вообще «помчал»! Бегать вниз по камням у меня всегда неплохо получалось. Здесь я и обогнал многих моих соперников. Когда на пункте питания сказали, что я второй, то был приятно удивлён.
Второй перевал был значительно тяжелее. И здесь дело не только в усталости. Я ведь знаю, что перевал - это самая низкая точка в гребне. А трасса вела каким-то непонятным траверсом по складчатому осыпному склону куда-то влево от перевала. Да и на гребне траверс продолжился. К такому отходу от горно-туристских и альпинистских канонов я был морально не готов!
На спуске с этого перевала, в конце перевального взлёта, я стал первым! Так и бежал дальше, оборачиваясь время от времени. В тот момент я решил, что теперь первое место ни за что не уступлю, выложусь по полной, но не отдам. А после второго пункта питания, когда просматриваемое назад расстояние стало значительным, я увидел, меня никто не нагоняет, и сбавил темп. Подумал, что всё равно буду первым, «ломить» уже не обязательно. Я и в этом темпе обгонял участников Elbrus Trail, которые шли поодиночке и целыми дружными компаниями.
В следующем году Артур хотел бы принять участие в Elbrus Mountain Race 112км

Огромное спасибо организаторам: какой труд потребовался, чтобы так подробно и чётко разметить трассу и всё подготовить, даже сложно представить. А шурпа и айран после финиша вернули к жизни! Теперь бы ещё найти напарника на Elbrus Mountain Race и время, чтобы выступить в 2016 году!

Соревнования Elbrus World Race ежегодно проводятся в первую неделю августа и включают в себя три дистанции: Elbrus Mountain Race, Elbrus Mountain Marathon и Elbrus Trail.
Партнеры Elbrus World Race by adidas Outdoor 2015
Генеральный партнер adidas Outdoor
Организатор соревнований компания Альпиндустрия
Соревнования проходят при поддержке Министерства Спорта КБР, регионального МЧС, районной и местной администрации.
Официальный сайт Elbrus World Race by adidas Outdoor
Ссылка на Youtube
Ссылка на Facebook
Материал подготовила Мария Кулаева, фото Elbrus World Race by adidas Outdoor, из личных архивов спортсменов