Дугоба. Пик Конструкторов и не только. Алексей Тюлюпо

Пишет robinsya, 08.09.2015 13:22

Дугоба. Пик Конструкторов и не только. Алексей Тюлюпо (Альпинизм)

Леша Тюлюпо продолжает рассказывать о том, как они с Антоном Кашевником проводят время - с пользой для себя и будущих восходителей. Так, в середине августа парни пробили спуск с пика Конструкторов. Но обо всем по порядку....

К середине августа мы с Антоном сходили десяток простых маршрутов, составили по ним описания. Уже давно хотелось залезть что-нибудь непростое, а теперь на это появилось и моральное право. С самого начала у нас был уговор с администрацией лагеря: маршруты «массовых» категорий – в приоритете, а пятерки – для себя, в качестве морального поощрения, своего рода отдыха. Вот и решили мы отдохнуть.

Как известно, альпмероприятие без соответствующего документационного оформления – что телега без колес, поэтому мы свои намерения на ближайшие дни мы решили оформить должным образом.

1. Основные положения.
1.1. Группа альпинистов вышла на трёхдневный маршрут и старается пройти данный маршрут за 1 (один) день.
1.2. Предположительно, уровень подготовки участников группы достаточен для выполнения п.1.
1.3. Принимая во внимание п.1 и 2, группа, сознательно и без какого-либо давления извне или изнутри, обременила себя и усложнила восхождение взятым на маршрут аккумуляторным перфоратором и комплектом шлямбурного снаряжения для пробивки безопасного спуска с в. Конструкторов для себя и последующих поколений доблестных горовосходителей.

Первое место в списке мест отдыха занимала южная стена пика Конструкторов. Нужно было только определиться с маршрутом и тактикой. Сначала мы собирались устроить лютый «фаст энд лайт». То есть, вообще никуда не двигать лагерь с Пупа Сельского (3100), залезть на перевал Четырех (4100), спуститься с него под стену (3400), залезть на вершину (4440) по одной из 5Б и спуститься с нее по 3Б, прямо в лагерь на 2200. Нормальный расклад, правда на него обычно закладывают дня три.

Однако вечером, перед выходом из альплагеря, сидя за описаниями, мы наконец вспомнили об основной цели нашего пребывания в Дугобе: составлять описания на маршруты и, по возможности, повышать привлекательность района. А прохождение пятерок в таком темпе не предполагает попутного составления описания, да и рассчитывать залезть, с такой тактикой, можно было только на достаточно простой и популярный маршрут Краснухина, на который и так имеется отличное описание. В общем, нужно было что-то решать. И уж не знаю, как так случилось, но за несколько часов обсуждения наши планы трансформировались в весьма увесистый «Хард энд Хэви». Для «Харда» мы решили почти не менять тактику – не ставить лагерь под стеной и ходить из-за перевала. Для «Хэви» – взять с собой аккумуляторный перфоратор и штук 30 болтов, все только с самыми лучшими намерениями.

Известно, что дюльферять со стены на собственных точках – дело неблагодарное. Мало того, что железо пооставляешь, так еще ведь существует известная закономерность: где все монолитно, там точку не поставишь; а где можно что-то поставить, там камнеопасно. При этом, отсутствие возможности спуска в то же ущелье, на наш взгляд, сильно уменьшало привлекательность стены. Во-первых, две пятерки подряд не сходить, даже когда в лагере есть вода. Во-вторых, уже после первых веревок спуститься достаточно затруднительно – а ведь мало ли что может случиться: ЧП там какое, или непогода. При этом, нужно понимать, что классический спуск по 3Б остается менее трудозатратным и предпочтительным, даже несмотря на то, что тогда нужно тащить бивак через всю стену. Почему это так, станет понятно из дальнейшего рассказа.

Маршрут Григорьева

Итак, сходили мы еще одну разминочную 5А на Калькуш , и ближе к вечеру следующего дня двинулись на подход. Сумерки застали нас в дороге на перевал. В результате, на следующий день добавилось еще метров 200 набора высоты. Зато, без тяжеленных рюкзаков с бивачкой и водой.

Вместо палатки взяли с собой гамак, с целью убедиться, что вдвоем в нем можно только пересидеть, но не отдохнуть. То есть, это потом мы поняли, что вопрос должен был ставиться именно так.

Ну да, разумеется, по зрелом размышлении, бивак на маршрут было решено не брать. Не возьмусь сказать, что решение это было мотивировано иными соображениями, кроме как: «Он же тяжелый» и, главное, «Его же надо собирать».

Дугоба. Пик Конструкторов и не только. Алексей Тюлюпо (Альпинизм)

Но, в целом, к маршруту мы отнеслись весьма серьезно. Обратите внимание, на первой картинке в планшете отражаются два балбеса, которые вспомнили о том, что на 5А неплохо было бы иметь с собой описания под самым маршрутом. На второй картинке в планшете отражается только фонарик – мы вспомнили об этом в ночь перед выходом на восхождением.

День восхождения начался почти как на Форосском Канте, если ходить с хижины лесника: со спуска под стену. Сбылась мечта идиота. В результате, к технической части маршрута из двадцати с лишним веревок мы подошли в полдесятого. Ну и полезли часов в 10, по дороге записывая данные по веревкам на диктофон. Первый вылазил на двух «половинках», второй подгребал лазанием и бил рядом со станцией шлямбур (10мм диаметр, 95мм длина). К «ушам» еще в лагере привязали веревочки под дюльфер, чтобы не тратить время на восхождении, но лезлось с тяжелым 36-вольтовым перфом не так чтобы очень. Плюс, такое прохождение налагает некоторые ограничения: нельзя попросить напарника подлезть, подойти по полке с одновременной страховкой. Приходилось постоянно сверяться с описанием первопроходцев… обычно ведь лезешь в соответствии с логикой рельефа, особо не задумываясь: заблудишься, так заблудишься. Ну, потратишь 15 минут, вылезешь более сложный участок, и вот опять на маршруте. В этот раз не так

Лазанье с перфоратором не доставляет особого удовольствия. Но Антону повезло еще меньше, на веревках с камином объемный рюкзак становится настоящим проклятием.

С самого начала маршрута у нас наблюдалось какая-то двойственность в его осознании. Вроде бы читали описание первопроходцев, знали, что веревок там, в технической части, поболе двадцати, но поделили их поровну – я лез вторую половину, Антон – первую, веревок восемь. И через пару моих веревок, когда напарник задал давно мучавший его вопрос: «Леха, а сколько, как ты думаешь, веревок нам осталось до вершины?» Я бодро ответил: «Да уже сильно меньше половины… не больше двенадцати. Ну, может, тринадцать». И тут же отметил, сначала про себя, а через пару веревок и вслух: «Да, надо втапливать, ибо впереди там веревок еще десять… а может, и все двенадцать. Благо, пошел внутренний угол – мы решили лезть вариант, по длиннющему камину, «Через воронье гнездо», а я что, на Столбах никогда не бывал, что ли, не знаю, как камины надо лазать? Поэтому, последние веревок восемь (нет, не до вершины, а в этот день) сопровождались замечаниями Антона, на тему чрезмерно аскетичного подхода к организации промежуточных точек, обоснованность коих [замечаний] я понял на одном из «сумеречных» участков (нда, смеркалось), когда я слегка поскользнулся, издав звуки, в которых просквозило что-то вроде «Ах, ах, какая неприятность, ну что же я так не аккуратно», но «удержал высоту», изобразив из себя большую закладку.

Дугоба. Пик Конструкторов и не только. Алексей Тюлюпо (Альпинизм)
К слову о закладках. По началу кэмповские эксцентрики мы применяли исключительно для экономии френдов, я им не особо доверял. Но вот уже эксцентрик поставлен в качестве наиболее надежной из двух точек на станции.

А в таких промоинах (которые, как оказалось, характерны не только для Крыма) вообще кроме эксцентрика невозможно поставить.

- У тебя все в порядке?

- Да, конечно, Антон, что тут может случиться, тут же камин? - (про себя) Выскальзывание из камина с последующим полетом метров на двадцать-тридцать и приземлением на полку.

С этого момента точки начали ставиться несколько чаще, а я начал потихоньку смиряться с перспективой первой в жизни холодной ночевки. Что ж, надо ведь было этому когда-то произойти. Из всего, что я обычно хожу, лето в Дугобе, пусть и на 5Б почти без воды – это, пожалуй, самый софтовый вариант. Хотя, лучше бы где-нибудь в Крыму, как у Антона. А лучше бы вообще не ночевать… Так что, советом уполномоченных участников альпинистского восхождения, после тщательных обсуждений, в ходе ряда встреч на нескольких станциях, было составлено дополнение к нашему договору, в следующей редакции:

«Холодное дополнение»
1.1. Участники группы, движущейся по маршруту Душарина 5Б к.тр. на п. Конструкторов, признают необходимость относительно спокойно и безопасно провести ночь с 18 на 19 августа 2015г. и готовы для этого провести комплекс мер, включающий в себя:
1.1.1. Поиск удобного места на маршруте для остановки на ночёвку.
1.1.2. Временное обустройство быта в заданном месте.
1.1.3. Создание безопасных и комфортных условий для всех участников без разделения по половым, возрастным, квалификационным и иным признакам.
1.1.4. Место должно быть актировано и утверждено всеми участниками группы без исключения.
1.2. Группа считает целесообразным продолжение движения по маршруту при свете фонарей в поисках места, соответствующего п. 1.1.1 - 1.1.4.
1.3. Сложность лазанья вплоть до V+ группа считает приемлемой для передвижения в ночное время суток, поскольку на данном рельефе отсутствуют места, соответствующие п. 1.1.1 – 1.1.4.
1.4. В случае, если группа перейдёт на более простой рельеф, а именно I – III категории и не встретит мест, соответствующих п. 1.1.1 – 1.1.4, будет продолжать движение вплоть до участков IV категории.
1.5. В случае, если после перехода на простой рельеф, но до появления участков IV категории,места, соответствующего п. 1.1.1 – 1.1.4 не обнаружится, группа встаёт на ночёвку.

Окончание камина ознаменовалось сильно разрушенным карнизиком и озадаченными взглядами нескольких ворон, которые, в отличии от нас, существа рассудительные и всякие передвижения после наступления темноты принципиально прекращают.
Что-то на подобии птичьего гнезда постарались соорудить и мы, на осыпной полке над карнизом, обнаружив, что она упирается в стену, которая:

-Да нет, нормально, тут не сильно сложно, можно лезть и ночью.

-Леха, ну согласись, это сложнее IV.

-Ох… Пожалуй, ты прав.

В последствии этот участок, после полки, был обозначен, как «R22-R23 50м 85° VI».
На следующий день мы не дождались солнца, Антон проснулся, я просто поднялся (Крокодил Гена ХРЯСТЬ чебурашку ледорубом по голове: «Что, ушастенький, и тебе не спится?» Роль гигантских ушей, которыми чебурашка может утепляться во время холодных ночевок, для Антона в ту ночь выполнял единственный на двоих пуховый свитер, а ледоруба не было, я ведь не животное какое), натянули скальные туфли и долезли оставшиеся метров 70 до предвершинной сыпухи. На вершине погрелись, выпили по глотку водички (следующий прием воды случился в 23.27… Теперь я точно знаю, 19.08.2015, двадцать седьмая минута двенадцатого была самой приятной минутой в моей жизни), прикинули время, которое потребуется на спуск (как ни странно с этим не ошиблись, ушло 6 часов, и к 17.00 мы съехали с технической части маршрута).

Потом был подъем на перевал по ужасно неприятной осыпи, с набором в 700 метров (именно по этой причине мы не можем с чистой совестью рекомендовать спуск по пути подъема в качестве штатного), спускс перевала Четырех-финишная прямая, поиск бивака (как обычно, в навигатор забываешь забить самые нужные точки), ужин, сбор бивака и спуск на Пуп Сельского.

Самое приятное в этом то, что после такого подвига, который мы героически для себя организовали, можно было позволить себе пару дней отдыха, после которых мы ходим себе двойки-тройки, составляем описания по ним и по тем маршрутам, которые я хорошо помню с прошлых лет. А описания шестерок на Шаит, о которых я мечтал наряду с южной стеной пика Конструкторов, захотелось открыть только сегодня утром. Чем черт не шутит, может через недельку-другую даже захочется их сходить.

Автор отчета: Алексей Тюлюпо.
Автор восстановленного варианта резолюции по холодной ночевке: Антон Кашевник.