Каравшин 2015! Или как выжить в "Вечерний экспресс"!

Пишет Baikalteam, 20.09.2015 21:49

Каравшин 2015! Или как выжить в "Вечерний экспресс"! (Альпинизм, альпинизм, клепиков, Лихоносов, Лазарев, иркутск)

Собрались мы значит такие в Каравшин, на чемпионат России по альпинизму, я лично кое как, забив на всё и всех, выкроил себе месяц времени, для поездки. Стас и Игорь улетели 27 июня, я же стартанул на неделю позже. Как раз в вечер отлета ребят пришла инфа что по Каравшину прошел сель и смыло мосты – короткого пути через Ворух и Сариаз нет, есть только путь через Узгуруш. С ужасом вспомнилась прошлогодняя наша заброска, и как накрывало на перевалах без акклиматизации. Для себя решил: «Вертолет и только вертолет»! Время идет, ребята сообщают обстановку, отправляют мне список того, что нужно докупить, а сами уходят через Узгуруш в Каравшин.

Настало время вылета, друзья в Иркутске тепло проводили, за несколько часов до вылета выясняется, что мы одним боротом летим с Лешей Бобковым (он на Ленина – работать), так наши проводины плавно перемещаются в Харатс, в зоне посадки. Лечу я в горы, а значит влезть в разрешенные к бесплатному провозу 25 кг нереально, но очень хочется, а когда очень хочется то можно. Сдаю большой рюкзак в багаж, маленький же в салон. Маленький украдкой прячу с глаз девушки за стойкой, забираю документы и иду к таможне, уже пройдя в зону вылета меня догоняет та самая девушка со стойки регистрации.
- А вы куда это с такой большой ручной кладью, её нужно взвешать?
Я Прикидываюсь дурачком, говорю, что не знал, и спрашиваю: «А сколько можно»? 5 кг, говорят мне. Взвешиваем ручную кладь, 14,5 кг, девушка сияя говорит, что нужно заплатить за перевес 300 руб/кг. Я улыбаясь беру рюкзак открываю, доставая каску говорю: «Ну я начинаю одеваться»! Девушка, которая меня остановила в легком ступоре, две ее напарницы уже почти катаются от смеха. Посмотрели они на это все и сказали, что верят в мои возможности и отправили с миром.
Ош встретил нас душной влажной атмосферой, 7 утра плюс 30, то ли еще будет. Заселяюсь в гостиницу, отсыпаюсь и суматошно закупаю продукты, аптеку и все что забыл в Иркутске. На следующее утро меня забирает бус с Красноярами. У них две команды, одна в Ляйляк, другая в Каравшин. Потом Баткен и ожидание вертушки. Шестого, с утра мы с кучей вещей на вертолетной площадке, там же весы, на которых должны взвешивать наш багаж, стало интересно, встаю на них итого 89кг, или я на 5 кг потолстел или казачек подосланный. Итого у меня 140 кг груза.
Наш Карлсон!

Загружаемся и вперед, 20 минут полета и Ми 8 разгоняя облака пыли и коров Заира приземляется в Карасу. Стас и Игорь тут как тут, встречают, забираем вещи и в лагерь, меня начинает потихоньку накрывать, 3000 все таки высота. Потусовав пару тройку часов в лагере, убегаю наверх для акклиматизации, и заодно осмотреть первый наш объект ЮЗ стену пика Кыркчилта (1000 лет Крещения Руси) 4520м. С Этой стороны пройдено лишь два маршрута с левой и с правой части стены, центр же этой огромной стены еще не тронут. Посидел, порассматривал её в бинокль из-под Желтой стены, потом прогулялся до Серебряной, дошел еще дальше до разрушенного коша и вмурованного в бетон трактора 1930-х годов. С раскалывающейся головой уже по ночи вернулся домой.
Наутро стали собираться, сегодня по плану занести железо под стену и конкретно определится с линией прохождения. Седьмого с утра вспомнили, что Стасику стукнуло 30, поднимаем по кружке чая и в путь. Забросив груз, отходим к малому Асану и пару часов разглядываем стену в бинокль.

Смотрим на стену!

Правая часть стены мокра от тающего наверху на полках снега, по левой же течет лишь пара речек. Накидываем пару возможных логичных ниток, одна справа другая слева. Та что справа имеет много неясных мест и переходов по плитам, плюс мокро. Та что слева визуально просматривается снизу доверху, мокрые места лишь пересекает, правда имеет огромную протяженность. Поразмыслив останавливаемся на левом варианте, как наиболее понятном и логичном. Завтра старт, в лагере Валерий Викторович Балезин предсказывает непогоду через два дня, но мы решаем лезть, в Каравшине не разберешь будет или нет непогода.
Девятого раненько подбегаем налегке, одеваемся и вперед, сначала лезет Стасик, с первых же метров встречается железо со старыми, сгнившими петельками, значит кто-то уже пробовал и сдюльфернул. Через 60 метров натыкаемся на относительно свежий «спит», значит пробовали не раз. Становится интересно, нитка которую пробовали, но не смогли пролезть в разы интереснее.

Стасик лезет первые веревки.

К слову спит оказался единственной свежей железкой на маршруте, а старые следы закончились на восьмой веревке. На ней же мы вылезли в более-менее удобную нишу, чуть прикрытую сверху нависанием, идеальное место для ночевки в гамаках. В нишу вылезли в 6, время и веревки еще есть, решаем обрабатывать. Первая веревка выводит на огурец к первой речке, которая пересекает нашу нитку, речку нужно пересечь - почувствовал себя водолазом. Скалы заглажены, ручей журчит, ширина речки метров десять, покупался вдоволь. Вылезли в общем три веревки от ночевки, на третей было интересное нависание с карнизом сложностью примерно 6С-7А, которое удалось вылезти лазанием, очень интересное место получилось, но более интересное родео на этих веревках для третьего. Если сказать, что перила косые, то это значит ничего не сказать, иногда почти горизонтальные. Закончив работу в первый день в 20:00 прошли в общем 11 веревок, и сдюльфернули на ночевку. Начался очередной виток веселой гамачной жизни, выспался я к слову хорошо, к другому слову, единственный раз, за все время ночевок в гамаках, за эту поездку!

Начало второго дня.

С утра продолжаю работать первым, пролажу сначала средней сложности веревку, а вот затем началось. Логика нитки повела нас вертикально вверх, а это веревка творческого лазания по нашлепкам и гудящим плитам, представляю, что вешу не 85 + 20 кг снаряги, а 20 кг, и лезу, а главное это работает, вылажу все на пределе своих возможностей, лазание 6С – 7А не ниже. Станция удобная, но пришлось сделать на шлямбурах, кстати, единственная на маршруте. Дальше плита, Стасик хочет вправо, там вроде дорога, но перед ней 20 метров долбежки, мне же чутье говорит, что налево, хотя туда, явно страшнее, но вроде можно лезть. Давлю по горизонтали влево, плита, лазание семерочное, метров через семь долажу до глухой щелочки, якорь, через пол метра другой, выдыхаю, пролажу еще метров пять, все на грани.

Сложный участок.

А дальше еще сложнее, два движения за моим пределом, впервые достаю пробойник, две дырки и мне снова есть за что зацепиться, эти две скайхучные дыры были единственными на маршруте. Еще 20 метров очень сложного лазания и вылажу с плиты на рельеф. Веревка средней сложности, а дальше снова вылазим на плиты предельной для нас сложности, лезу по границе недавно оторвавшейся плиты и тех что еще держатся.

Гудящие плиты.

Такова особенность стен Кыркчилты, они как слоеный гранитный пирог, отваливаются чешуйками, только эти чешуйки иногда размерами в десятки метров и весом тысячи тонн. Плиты гудят, периодически простукиваю их молотком, слушаю, как звучат, можно или нет грузить, лезу на интуиции, ребята подомной и главное ничего не ронять. Погода тем временем портится, стараюсь лезть быстро, делаю станцию под полуметровым карнизом, мысль одна до дождя успеть вырваться с крутых плит на пологие, только бы успеть. Грозовой фронт приближается, тороплю ребят, облако с дождем уже заволокло Пирамидальный и Карасу.

Карнизик

Карниз выбегаю лазанием, после него стена ложится до 60-65 градусов в среднем, дальше еще больше, долажу веревку, начинает капать, забываю одеть куртку и выбегаю еще одну веревку. Дождь разошелся, одеваю ГорТекс, в тапочках хлюпает, по стене побежали ручейки, становится холодно, но до большой полки еще как минимум 3-4 веревки. Подошел Стас, у нас два варианта либо вставать на ночевку здесь, на плите в опасном месте, либо лезть по воде. Я решил лезть, это все же лучше. Неподалеку начали бить молнии, секунда полторы задержки не больше, просыпается животный страх внутри, потихоньку мандражит. Мы со Стасом переглядываемся, оба понимаем, что писец, белый и пушистый, валить некуда, прятаться негде. Шутим: «Аллах с нами, погнали!».

Небольшое видео начала дождика.

Дождь разошелся, по стене течет поток, все мокрое, ноги мерзнут до боли, лазание опять на грани из-за воды, на ближайшей веревке, раз пять чуть не убрался, матерюсь.… В одном месте пришлось пересечь плотный поток воды, прям каньонинг блин, снимаю пару видосов. Сделал станцию, жду ребят, дождь на максимуме – проливной… Первый камень прилетел мне в бедро, второй пролетел мимо, кричу в вдогонку: «КАААААМЕЕЕЕНЬ». С полки на три веревки выше начало смывать камни. Чуть позже еще один прилетает мне в ногу, без перерыва цифрую то что наверху, страхуя ребят. Стасик тоже замерз, отмахивает руки, орет, матерится. Скоро стемнеет, бегу следующую и следующую веревки, уже полого, но сложно из-за дождя. Хочу вылезти в безопасное место до наступления темноты, ночью не видно летящих камней, страшно… Последнюю веревку на «Глобальную полку» вылажу уже потемну, с нее и смывало камни, дождь прекратился. Прошли чуть-чуть по полке, нашли безопасное место для ночевки, растянули два гамака навесом, спасшись от дождя и ветра на эту ночь, легкий ужин и спать. Завтра решаем стартовать после выхода солнца на стену в 11:00, чтобы тепло было.
Старт наутро в 12:00 отогрелись слегка, и полезли, 300 метров «Глобальной полки», хороший прогрев для начала. Находим первый логичный выход с полки на второй бастион, лезет Стас.

Стас лезет.

Игореша догоняет.

Следующую ночевку уже видим, это огромный огурец, прикрытый сверху нависанием до него 4 веревки.
По традиции на ночевку вылазим в 18:00, после неё еще три веревки обработки, из них две, поменявшись, пролажу я, упираюсь в очередную речку и дюльферяем на ночевку. Как окажется потом, лучше бы вылезли вечером. Утром раненько стартуем, я начинаю лезть и понимаю, что речка за ночь превратилась в ледяной каток, ноги в тапочках мерзнут адски, на станциях снимаю тапочки и растираю ноги, а уже потом организую перила и страховку для ребят. Вторая веревка заледенела очень сильно, пришлось сделать серию из 7-8 движений на ИТО, посуху можно было бы лезть. Еще две веревки и выходим на крышу, здесь ледовые речки, одеваю кошки и беру ледовые молотки. У нас есть целых два ледобура, поэтому можно смело молотить. Но бобик как раз здесь и сдох, четыре дня плотной работы дают о себе знать, последние 4-5 веревок лезем как варёные. И вот в 17:00 мы всей бандой фотаемся на вершине, пишем записку и отправляемся искать спуск.

Вскреблись таки.

Наша записка.

А спуск с 1000-летия, это отдельная история. Миша Дэви рекомендует спуститься по Иголкина к Асану, говорит всего 23 дюльфера. Я очень сильно сомневаюсь, по нему очень давно не спускались, боимся, что оставим всю снарягу на этих дюльферах, поэтому отказываемся, от такого заманчивого варианта. Остается два: либо Французское ребро 30+ Дюльферов, либо загадочные 10 дюльферов от Котина. Идем по гребню к Котина, сложность лазания все увеличивается, становится понятно, что 10 дюльферов это чья то больная фантазия. Там конечно есть пологие скалы, но по ним с баулом пешком нереально идти, а только в тапочках и лазанием, и в случае срыва лететь далеко и долго. Возвращаемся обратно, по дороге находим петлю на Французское ребро и спокойно идем ужинать на полку, спускаться будем утром.

Вечер на 4500.

В 7 часов кидаем первый дюльфер, в 17:00, я выщелкиваюсь из 30-го и, шатаясь, иду кушать дикий чеснок, у нас типа продукты кончились. Сдернули веревку, кипятим джет, завариваем приправы от Ролтона, это единственное съестное, что осталось. С чесночком ничего так получилось. А кони то сдохли, плетемся вниз, по траве и сыпухе, и вот незадача сбросы. Как оказалось, еще два дюльфера, один из которых, не заметив, пролазим пешком, второй пришлось дюльферять. Игореша спустившись первым пошел в кусты искать спуск и исчез, мы со Стасом спрыгнув, пошли по явному, нормальному спуску, а Игоря нет. Подниматься желания нет, кричим его, молчит, ну что ж спустимся и посмотрим где он, сил уже не остается делать что-либо еще. В итоге чуть спустившись, видим Игорешу с баулом на катушках, метров сто вверх метров сто вниз, а он там по ним рассекает, Шаурма блин доморощенный. Стасик делает предположение, что не спустится-уеб...тся, я же ставлю на то что все таки слезет. Минут десять аттракциона и Игореша таки слез, и наш тихо дохнущий паровоз поковылял в КараСу.

Вот такая красота получилась у на в итоге. "Китайский поход" 2260 протяженность, 1300 перепад, 6Б ор.

Баня. Про это чудо инженерной мысли стоит упомянуть отдельно, данное монументальное сооружение было возведено и использовалось под руководством дяди Вовы Герасимова, (начальник базового лагеря Каравшин). Сначала мы заготавливали дрова, почему то с другого берега, переправляя их через реку, то еще родео, в прямом смысле слова! Как оказалось, и на нашем берегу было много дров, и все последующие попытки дяди Вовы отправить нас на другой берег, к счастью были проигнорированы. Тент для бани оказался маловатым для такой каменки и в итоге если кто-то случайно касался спиной горячего тента или еще хуже, алюминиевой дуги, дергался вперед, тут же понимал, что впереди раскаленная каменка, и как змей извиваясь сползал вниз. Выглядело это все очень комично. А еще в первый раз мы плохо пролили камни перед началом и у нас получилась «угарная баня»!
До чемпионата несколько дней, разминка у нас получилась пацанская, чуть не замялись, яростно пытаемся прирастить ногти назад к пальцам, поглощаем еду и питье в невероятных количествах, благо всего хватает. 15-е число, нашу команду кое как допустили к соревам (подробнее могу рассказать про это за бутылочкой чая, ой рюмочкой, ну то есть бокалом… ааай ну вы меня поняли), я уже было собрался ехать Исык - Куль смотреть, но обошлось. Тянем 9-й жребий из 10-и, повезло так повезло. По моим расчетам из маршрутов 6А, в рейтинге играть для нас будут маршруты Кленова и Мороза оба на Слесова, Кленова конечно был в приоритете, т.к. рейтинг у него сильно завысили. Но команда из Новосибирска выбирает Кленова раньше, нам достается Мороз, ну что ж пободаемся. Погода, как почувствовала, что тусовка собралась, значит можно смело пакостить. Прогноз не очень, поэтому заявляемся не на первый день 17 июля, а на второй на 18-е. Вроде как лишний день отдыха. В лагере царит оживление, все команды как на барахолке, выложили снарягу, чего то там перебирают. Те же кто поленивее, или кому заняться нечем, снуют кучками от поляны к поляне обсуждая ту или иную хохаряжку, и так весь день, забавно очень. У нас девиз – не надо напрягаться, надо радоваться!)))
17-го неспешно уходим под Слесова, ребята там уже были, я же первый раз. По Аксу в июне прошел сель, разрушив все мосты, он же далее разрушил все мосты и часть троп по Каравшину. Как оказалось на леднике АкСу прорвало два озера, они то устроили всю эту катавасию. Переправляемся через АкСу в коше на лошади, кушаем, покупаем лепешки и в путь. Стас говорит, что под Слесова одна хорошая ночевка, под маршрутом Мороза, поэтому нам нужно туда забежать раньше Новосибирска, который идет параллельно. Стасик, в общем, занялся этой задачей, мы же с Игорешей шли под девизом «Не надо напрягаться, надо радоваться». Придя на стоянку, я, если честно немного удивился, она прямо под стеной в 7-8 метрах, мой внутренний голос тихо намекнул, что я дурак, если собрался здесь ночевать, и выдал еще кучу матершинных эпитетов, для описания этой ночевки. Успокаивало одно, все здесь ночевали и говорили, что не валит, даже в дождь. Так и быть ведусь на слухи. Сразу кстати приметил, что слева за канавой, есть плечико в принципе безопасное для ночевки. Среди ночи покапал дождик, в полудреме понимаю, что старт скорее всего перенесем. За ночь дождик капал несколько раз.
18 июля пять утра, высовываем голову из нашей импровизированной памирки, серо, мокро и все закрыто облаками, переставляю будильник на 6. В 6 та же картина, накрапывает дождь, нда сегодня ловить нечего.

Наша Памирка!

На 9-и часовой связи переносим старт на 19-е. Решаем не тусить под стеной, а идти в кош, купить лепешек, да и к тому же чабану нужно помочь построить мост, Новосиб присоединился к нам. В коше заказали лепешки, обед и предложили помощь в строительстве. Бревна чабан заготовил, но они оказались короткими, и не доставали с одного валуна до другого на том берегу. Одно из бревен краешком все же достало, по нему переправились на другой берег, там течение тише.

Переправа, переправа.

За пол часа соорудили каменную кладку, до которой бревна уже доставали. В какой-то момент нам понадобилась ножовка, чабан принес, вместе с напильником, который, похоже, к ней ни разу не прикасался, чабан чтобы не упасть в грязь лицом попытался ее наточить, но вот как это делать похоже даже представления не имел. Тактично забираю у него пилу с напильником, 10 минут и пила рождается заново. Бревна связаны и по мосту можно спокойно переходить, довольные идем в кош обедать, не бесплатно конечно. А дождь продолжает моросить, Новосиб после обеда сваливает в БазЛаг, Игорь со Стасом остались спать на травке возле коша, я же пошел гулять по АкСу. Красноярск тоже сидит под горой не шевелясь.

Слесова хмурится.

Вечер, забегаю под Слесова от реки ровно за 50 минут, хорошо размялся. Облака гоняет то вверх, то вниз, надеемся, что дождя не будет. Варим овсянку и пьем чай, нужно спать. В 21:00 выходим на связь, в это же время начинает накрапывать дождь, надеемся, что покапает и перестанет - наивные блин. Через 10 минут дождь усилился, потихоньку напрягаемся, понимаем, что наверху есть осыпи и с них при сильном дожде может смывать камни, а мы хоть и под нависанием, но кто же знает. Дождь перешел в проливной, мы лежим прикрыв головы руками угараем друг над другом, чой это все за головы держаться? Стас лежит прикрыв лицо каской, а смех то у всех такой с истеринкой. Вдали послышался рокот – это пошел первый состав «Вечернего Экспресса». Секунд через 30 он вылетел из кулуара и понесся мимо. Для нас он был не опасен, только не очень приятно пытаться заснуть, когда в 50 метрах от тебя сходит сель.
Первым звоночком был камень, который воткнулся метрах в десяти выше нас по склону, но пока лежим. Нам рассказывали, что и справа и слева валит, а по ночевке не бьет, но расслабиться не получается. Второй камень упал между палаткой и стеной, а это всего 5-7 метров. А за ним с частотой секунда две вокруг нас начался обстрел, камень рикошетом бьет Стасу в ногу. «Валим отсюда» закричал я! Выскакиваем из спальников, в этот момент, с криком ЭЭЭЭЭ Стас хватается за спину – очередной осколок. За две секунды впрыгиваю в ботинки, понимаю, что до фонаря не добежать, как раз в это время между нами и рюкзаком, где лежит фонарь идет плотный огонь. По кулуару каждые пять минут проходит состав, иногда догоняемый отдельным Локомотивом (размеры и пропорции примерно соблюдены). От грохота селей летящие со стены камни слышны лишь, когда приземляются. Выбегаю из палатки, для меня путь только один – вниз на расстояние от стены, периодически то справа то слева, падает снаряд, украдкой оглядываясь, вижу один фонарь, второй не вижу. Пробежав метров 60, прячусь за крупный блок, по кулуару в это время пронесся очередной локомотив, устроив под дождем в ночи фаер шоу из искр - красота блин. Фонарь тем временем побежал к платформе ребят из Новосиба (они в это время внизу в Б/Л). Второго не вижу, пытаюсь докричаться, но рокот селей и дождя перекрывает все звуки. Достаю телефон, фонарем на нем обозначая свое местоположение. Слышу, что Стас зовет Игоря, ответа нет, воображение рисует самые печальные картины. Фонарь тем временем залез в платформу, она как я запомнил была под карнизом, второго не вижу. Высовываюсь из-за камня, чтобы докричаться, мимо пролетает очередной снаряд, прячусь обратно. Ну ё моё поле боя в разгар веселья. 20 минут за камнем, нужно уже что то делать, после падения очередного камня, короткой перебежкой перемещаюсь за другой камень, и так пока не подбираюсь на расстояние слышимости к платформе. Выясняю вместе ли ребята. Оказалось вместе! Ууух, пронесло! Прикрыв голову руками подбегаю к платформе, под прикрытие карниза. Залажу к ребятам в «бассейн». И вот как все было у них - со слов ребят. Когда Стасика шмякнул второй камень, он напялив ботинки вылетел из палатки за мной без фонаря. Игорь говорит, обернулся, а никого уже нет. Стас без фонаря вдоль стены прорвался к платформе. Игорь с фонарем за ним, встретились они уже на месте. Стас заскочил в платформу первым, рыбкой плюхнувшись на пузо, а там уже набралось прилично воды и квакали лягушки, Стасик слегка огорчился, теперь он был мокрый со всех сторон. После того, как я присоединился к ребятам, дождь продолжался еще минут 30 – 40, а с ним и бомбардировка со стены, все это время мы сидели в луже в платформе, которую к тому же еще песка намыло, сидим как на пляже, судя по температуре, где то на Чукотке. Дождь вскоре перестал, перестало и сыпать. Картина для нас была печальна, большая часть вещей и спальники после бегства были мокры, а продуктов не хватало, чтобы выделить еще один день, для отсидки и сушки, поэтому решили в ночь идти вниз в Б/Л, тем более не было гарантии, что дождь не пойдет снова, а обустраивать в таком месте новый лагерь ночью, занятие не только бесполезное, но и опасное. Кипятим джет, собираем мокрые вещи, скидываем камушки с перекошенной памирки, растягиваем её и в полночь уходим вниз. Каски оставляем у судей в АкСу, и в четвертом часу, мы в КараСу. Утром пришел Красноярск, их тоже подмочило здорово. Нда «чемпионат мимо», пока какой-то получается, никто еще ничего серьезного не сходил, а уже три дня прошло. А на 20-е передают непогоду. Заявляемся на 21-е, Новосиб заявился на 20-е, будем посмотреть. 20-го подходим, задача перенести лагерь из-под Мороза на плечико за канаву. Новосиб тем временем лезет. Собираем палатку, идем на плечико, место есть только нужно подработать. Два часа раскопок и площадка на трех человек готова. В 6 вечера мы случайно обратили внимание на стену 4810, она была вся белая в ручьях, а из основного кулуара выскочил сель, во дела, а у нас сухо. Но через минут двадцать начало капать и у нас, но не так сильно. Новосиб притормозил, а через некоторое время я заметил, что у них убрался первый, потом снова полез. Тем временем по кулуару сошел сель. Мы ни сколько, не пожалели, что поменяли место дислокации. Ночью дождь перестал, будем смотреть с утра по состоянию скалы, лезть или не лезть, предварительно решили не раньше восьми.
Семь утра, Новосиб только вылазит из платформы, мы же подошли под стену, за ночь она высохла почти, тем более откладывать старт уже времени не остается. В 8:00 первый начинает работать, лезет Стас, первые веревки по дыркам проскакиваем очень быстро, дальше щель идется помедленнее, но все равно идем хорошо. Монотонная слаженная работа, выдай, поджумарь выдай и т.п.

Первые веревки м-т Мороз 6А

Но все бы хорошо, но вляпались, на пятой веревке ушли в карнизы и потеряли час на маятниках. Меняемся со Стасом, ну и как всегда начинает капать, аж злость берет, благо в основном ИТО, но посуху можно много подлазить, когда же сыро, не получается.

После дождика.

Начинает темнеть, не успеваем две веревки до Варежки, там большая полка и можно ночевать без платформы и гамаков, а он у нас один на троих, так что нужно давить до неё. Последняя веревка – мокрый угол, отнял просто огромное количество сил. Вылезли в итоге в 23:30, еще пол часа сидел отходил. Покушали легли спать, через три с половиной часа подъем и снова в путь. Пол веревки лазание не сложное, но такое количество живья, что периодически теряешься, что бы такое взять, чтобы не отвалилось. А дальше еще хуже, рельеф монолитнее, но встречаются блоки, которые держатся лишь на трении и не взяться за них ни крюк забить. Обхожу такие на ИТО, медленно, но жизнь дороже.

Надёга!!!

Итого от варежки 4 сложных веревки и к 12 часам вылазим на более простые скалы, начинается нервотрепка, каждые 5 минут задержки кажутся вечностью. В Этом сумбуре, периодически тихо матерясь и ругаясь друг на друга, мы нашим скопом появились на виду у Новосиба, ниже их метров на 50. А через час-полтора скрылись метров на 50 выше в том же сумбуре, ругаясь из-за угла. Мне кажется Новосибам, это показалось несколько странно.

Новосибы рядышком на Кленова.

В итоге вляпавшись в очередной раз не туда, в мокрый скользкий угол в 16:28 выскребаемся на вершину. Топ, можно и передохнуть, но Игорь со Стасом, куда-то торопятся, типа щас чай попьем и вниз. Я так тихонько расспрашиваю, про то, сколько времени нужно на спуск, и где ночевать если что. Предлагаю ночевать на вершине, тепло, еда есть, погода супер, и все такое. Ребята поддерживают, они думали, что это я буду ломиться вниз, поэтому сразу настроились. Пока закипал джет, мы со Стасом отрубились, три часа в предыдущую ночь сказываются. В 18:00 появились ребята Новосибы, и проскакали на вершину. ПО моим подсчетам они нас обгоняли на 0,3 балла, и основная борьба развернется на второй горе. Договариваемся с ребятами, что на спуск мы уйдем рано, а они через пару тройку часов вдогонку. У нас главная задача как можно раньше снять контрольный срок, чтобы заявиться на маршрут Копейки 6Б, пока его не успели занять.

Ночевка

Утром еле встали, уходим на спуск, первые дюльфера вроде хорошо, потом пару раз пытались засадить веревку, но пронесло, а вот чем ниже, тем интереснее. Дюльферяю я значит к «шкваркам», о жесть, и на этом люди висят, да тут камни друг на друге стоят и друг друга подпирают. Где мой пробойник? Шарю за спиной ища пробойник, думаю щас сделаю нормальную станцию. Замечаю справа в пяти метрах спит и якорь. Закачиваюсь добавляю еще крюк, блокирую, дюльфер готов. Через несколько веревок замечаю, что Новосибы уже висят на Шкварках, только бы не уронили их на нас подумал я. Пару раз не доставали до станции пару метров, приходилось выпускать одну из веревок и на растянувшейся веревке доставать, в общем повыделывались. Очень запомнился последний дюльфер к осыпи. Станция висячая, под карнизом, места мало, один еще нормально, когда съехал Игорь стало тесно, когда приехал Стас и повис в позе Кенни, как он сам выразился, то стало вообще пипец. Оба они в голос стали торопить и щебетать как воробушки на проводах из известного мультика. Быстрее чем здесь мы еще не спускались.
Спустились вниз, а мост то наш смыло и один из валунов, который был опорой тоже смыло к чертям. Пришлось побродить, благо выше по течению было расширение русла. Снимаем контрольный срок и в лагерь.

Подходим к Карасу, темнеет.

24 июля, лагерь снова превратился в ярмарку железа, большинство команд в лагере и готовится лезть дальше. На этот раз берем три гамака на всякий случай. Снаряги по минимуму, пробойного тоже.
25 июля, сегодня заброска под стену мы с Новосибами заявились стартовать в один день. Что то будет, ведь у нас маршруты посередине пересекаются. Мы как всегда собираемся до упора и вечером убегаем под СЗ стену 4810. Бергшрунд нынче совсем другой, поток камней и грязи построил в правой части ледника настоящий мост через берг, периодически летят чемоданы, а днем сходит сель. Можно идти пешком, главное «подарок» не получить. Через берг выскакиваем уже в сумерках. Ставим палатку, кушаем, периодически обмениваемся шуточками с Новосибами – ЭЭЭЭЭЭ Улан – Уде (кто в теме тот поймет). Стемнело, видны фонари возле гребня на Крицука, лезет Питер. Полетели Мессеры, вроде от ребят, все бы ничего, но нас реально стало напрягать, то что до ночевок может срикошетить, связь, попросили не кидаться, все равно летят. И тут замечаем на 2/3 стены, на Русяева фонари! КАК? Кто? Прям загадка, мы не знали, что кто то еще здесь лезет, Полтергейст блин, а камни сверху летят как раз через тех, что ниже. В итоге оказалась, это группа Москва 3. Под ставшие уже привычными за последнее время звуки бомбардировки ложимся спать.

А как обычно, с утра подъем, с утра и до вершины бой.

No comments....

Наряжаемся и плетемся под Копейку, Новосиб ковыляет под Воронова, мы понимаем, что рубиться надо на пределе, иначе проиграем. Как всегда, самое сложное прошкрябаться по льду под стеной в тапочках, ботинки уже упакованы, да и кошки мы не берем, на Копейке нет льда по описанию. Первые веревки проскакиваем быстро они легкие, дальше сразу упираемся в карнизы, Стасик напрягается, кое где показывая чудеса растяжки.

В нитку мы попали сразу, чутье не подвело, видны шлямбура, все средоточие на лазании, а не на поиске. Азия дает о себе знать, на перилах фигачу со скоростью скаковой, Стасик первым точно так же, просто нам до полки долезть побыстрее надо, в туалет, придавило нас! В общем и целом в 13:20, мы проработали 7 веревок, и вылезли на первую ночевку. Меня вроде отпустило, Стаса не очень! Перекусываем, быстро меняемся, надо работать, Новосибы в полутора веревках, нам нужно от них сваливать. А дело все в том, что следующие семь веревок, это лазание по куче карнизов, среди которых, очень сложно найти дорогу. И на поиск пути уходит чуть ли не половина времени, а если вам в спину дышит команда и видит, где вы делаете станции, то они, не напрягаясь, будут туда лезть, тем самым экономя свое время. А у нас все же чемпионат.
С ночевочной полки сразу идет тяжелое вертикальное лазание по мизерам, я лезу на пределе, благо можно с лазания ставить более менее надежные точки, да и расклад позволяет. Вылажу эту веревку за 40 минут, очень хорошее время, при этом всего 6 движений ИТО, остальное свободно.

Стасик торчит из скалы))) А сзади подкрадываются Новосибы.

Дальше две веревки сильно проще, прохожу полностью свободно, Игореня на второй из них косой, делает уже традиционный полет Валькирии, маятник метров 30!!! Следующие веревки сложнее напряженное, творческое лазание через карнизы и трение, местами 7А, часто приходится работать на риск, на пределе, несколько раз чуть не убрался, благо точки хорошие.
И вот на 4-й веревке от карниза замечаю, что первый из Новосиба уже перелез карниз и уверенно так рубится дальше в сторону нашего последнего, а до него всего две веревки по 40 метров, а у меня лазание становится сложнее и возможность оторваться тает с каждой минутой. Начинается мандраж, работаю максимально быстро, ни секунды на отдых, меня аж прямо поперло. Игорь со Стасом я заметил тоже поняли, что к чему и как только я делаю перила скачками проскакивают их и третий сдергивает станцию и закачивается сильно в сторону, чтобы не видно было куда лезть. Новосибы же упорно стараются нас догнать. Подлажу под последнюю веревку перед второй ночевкой, самая сложная веревка на этом участке, вылажу её за час, ребята в темпе выскакивают вверх, вроде чуть-чуть оторвались. Мы на второй ночевке, у нас еще полтора часа до отсечки, поэтому легкий перекус и вверх. С полки сразу очень сложное лазание и мерзкое ИТО, точки ненадежны, щели глухие, здесь явно дырявили, но дырок не нашел. Ко всему прочему, при срыве вероятность погружения в полку первые метров 15 близка к 100%. Пришлось терпеть. Долез до песочных часов, продел хорошую петлю, как то отлегло, дальше 20 метров нормального лазания и к 21:00 я собрал станцию в почти полной веревке от полки. Ночуем почти с комфортом. Новосибы так и не нашли проход на последней веревке и остались ниже нас, поставив платформу. Азия тем временем нас не отпускала, действовали с особой осторожностью, ведь под нами ребята! Поужинали, я решил спать на полке Стас в гамаке в полуметре надо мной, он уже в него залез и теперь копошился, принимая удобную позу, и тут раздался звук Хххррртыщь и Стасик вывалился на полку. Я врубил камеру, чтобы заснять сию оказию, но тут сверху полетели Мессеры, раздалась команда ложись, мы уже привычным движением прильнули к стене, а сверху ввввжжжжжжжуууууууууууууууууууу и бдыщ, бдыщ, бдыщ, где то внизу. Отдаю Стасу свой гамак, сам на полке. Вырубаемся, через пять часов подъем.
С утра как всегда, может еще пол часика? Но нет, надо. Без десяти шесть начинаем работать на перилах, минут в 15 седьмого Стас полез вперед, в камин, периодически оттуда раздавались восхищенные возгласы Стасика, о том, как он любит камины и тех, кто так бил дырки, сопровождая все это некрасивыми отглагольными прилагательными. К Слову жумарить в нависающем, открывающемся, гладком камине, доставая из глубины якоря не менее увлекательное занятие. Лезем вторую веревку, а Новосибы так и не вылезли на полку, мы с Игорем стали ставить ставки во сколько вылезут. Я предположил, что в 8, Игорь в 9. По итогу в начале десятого, когда мы лезли третью веревку. Еще две и Стас лезет разрушенный карниз Черепа. Собираются тучи и как назло скорость упала, Стас вылез на очень сложный участок, да и к тому же устал, наелся предыдущими веревками, потеряли много времени. Но вот он долез до места, где можно станцевать, меняемся, кстати делать это на полностью висячей станции, то еще родео. Полез, сразу пошел дождь, скала мокрая, я взбесился, можно было нормально, лезть, теперь же из кожи вон лезешь, чтобы не убраться и быстро пройти участок. Пол веревки, есть косая, но все же полочка, станцую. Дальше неприятная плита, с 10мм дырками, в которых мои дырочники очень плохо стоят, а талун, который к ним подходит, у нас только один, разбавляю рельефником.

Прекрасный вид.

Две веревки простого пятерочного угла проскакиваются быстро, да и к тому же дождь перестал, даже солнце проглядывало. 19:00 мы на третьей ночевке, думаем обработать две веревки и ночевать здесь. От ночевки веревка адской кварцевой жилы, которая раскололась на множество острых осколков, которые шевелятся, но не выпадают, со страховкой беда, да и опасность погружения снова появилась. Пару раз ловлю ногой и прижимаю камни, что полетели в ребят, один раз зажал большой и прямо над станцией, держусь еле-еле, делал движение, ногу не убрать, камень улетит. Кое как перехватился, чтобы освободить руку, выкинул этот злополучный камень. Карниз, пролез, дальше кварцевая жила, настолько сильно эродированная, что встречаются даже кварцевые «сосульки». Участок не самый сложный в сухую погоду, превратился в каток, под дождем, а он снова пошел. Впереди через веревку виден стометровый внутренний угол, который выводит на крышу, а по нему течет ручей. В голове проскакивает мысль: «Ручей к утру замерзнет, нужно лезть сегодня». Кричу вниз, что ночевка отменяется. Если не найдем полки будем давить до крыши. Под внутренним углом оказалась полочка на одного, а вода заливала только нижние 50 метров угла. На том и порешили, ночевать здесь, а пролезть одну веревку. 21:00 уже стемнело, лезть ночью в водопаде на 4500 офигенно романтичное занятие. 23:30 дюльферяю к ребятам, они тем временем сготовили покушать. Проглатываю бичпакет, пьем чай и расстилаемся, полка мокрая и стена мокрая и мы мокрые и все вокруг мокрое, даже воздух на ощупь мокрый, ну, в общем, идиллия, как всегда.
Шесть утра, я в сбруе, прищелкиваю жумары, снег пошел хлопьями, занавес…. Пока жумарил проклял все, руки от холода отваливаются, аж орать хочется.
Перерыв в снегопаде.

Быстро встаю в крюконоги, чем быстрее я работаю, тем мне теплее и меньше ребята мерзнут на станции. Но как то ни разу теплее не становится, периодически отогреваю окоченевшие руки, засовываю их к телу, чтобы не обморозить, а вокруг метель.

Метель на 4810.

Ору песни, надо отвлечься. Стена ложится, должно бы стать легче, но скалы присыпаны снегом, четверочное лазание превратилось предельно сложное. Через пару веревок связались, полезли одновременно, единственный наш шанс нормально спастись, это выйти на вершину, и тут же валить вниз. Мы мокрые, снаряга мокрая, спальное тоже мокрое, ночевка на вершине к добру не приведет. 14:28, мы вываливаемся на вершину, связываемся с лагерем. Дует сильный ветер, холодно, снаряга и веревки медленно покрывается корочкой льда, нужно как можно быстрее сваливать, кипятим джет и вниз. По связи запрашиваю разрешение на спуск по маршруту Овчаренко, в прошлом году там очень валило, но сейчас все замерзло, стена молчит. Через десять минут нам дали добро, сразу же уходим на спуск, как минимум нужно спуститься до середины стены, там есть ночевка, и там теплее. К 17:00 сделали два дюльфера, снег иногда заканчивается, но ненадолго, на веревках хороший слой льда, руки приходится постоянно отогревать, при спуске на них с веревки собирается вода. Спускаемся медленнее чем хотелось, к темну попадаем на ночевку, но здесь ненамного теплее, решаем спускаться дальше, на леднике у нас палатка. Два часа ночи мы сонные, еле держась на ногах сдергиваем крайний дюльфер. Здесь уже гораздо теплее. Завалились в палатку, одели, что есть сухого, решили сварить чаю, а потом суп. Пока варили чай, слопали все сухари и печеньки и вообще все, что можно было съесть, наелись…. В итоге до супа дело не дошло.

!!!

Будильник прозвенел за пять минут до связи, рапортую, что мы спустились, Новосиб говорит, что линяют, отрубаюсь, думал еще часик поспать. Следующую связь проспали, встали в два часа дня. Погода поначалу улучшавшаяся стала портиться, мы заторопились, переходить берг в непогоду было очень опасно. Докричались до Новосиба, им еще около двух часов дюльферять, они явно огорчились, что мы уходим. Подошли к бергу и… и не узнали его, за три дня картина поменялась радикально, вдоль скальной стены теперь осыпь из жидкого селевого материала, по которой можно пешком спуститься, правда одно НО, периодически пролетает чемодан. Связываться на таком рельефе, если не самоубийство то убийство товарищей. Проходим по одному, периодически жижа под ногами начинает разгоняться и превращаться в сель, приходится ее останавливать, чтобы не разрослась. Перескакиваю берг, убегаю в безопасное место, кричу свободна, ребята по очереди тоже проскакивают берг. Спускаемся под Кыркчилту на травку, наконец то можно снять пуховку. Меньше чем за час спускаемся в лагерь, впервые за долгое время можно расслабиться, программа минимум на чемпионат выполнена! Мы пока занимаем первое место, но еще три команды за последние два дня могут нас подвинуть, это: Красноярск, Новосибирск, Москва – Самара.
До конца чемпионата осталось два дня, команда Красноярска заявилась на маршрут Скрипко 6А, это двухкилометровая линия по ЮЗ стене Кыркчилты, с перепадом 1300 метров. Красноярам нужно проскочить этот маршрут быстрее, чем за 16,5 часов, тогда они нас опережают. Пройти вчетвером два километра стены за 16 часов, это задача почти нереальная, но все же возможная. Мы заявляем этот же маршрут на 31 июля, на последний день чемпионата, если Красноярск сможет пройти его за 16 часов, то нам нужно просто выйти из 20-и часов. Новосибирск заявился на маршрут Назарова 5Б, на 4810, а Москва – Самара на маршрут Ситника 6А, на 4810. В общем в последние два дня намечается самое рубилово.
В шестом часу группа Москва 3, запрашивает консультацию для спуска по маршруту Назарова, сначала я пытался объяснить ребятам, как спускаться, потом Олег Хвостенко взял рацию. Меня насторожило, только то, что ребята очень тяжело воспринимали информацию…
30 –е июля, Новосибы собираются и уходят под Назарова, Москва – Самара под Ситника, Красноярск же не торопясь уходит под Скрипко. Беру бинокль, иду под Желтую стену, посмотреть, как лезет Красноярск, нам будет полезно знать нитку. Мужики стартуют, полезли довольно быстро, за первые два часа проскакали пять веревок, начинает капать дождь, скорость резко падает, а облаками затянуло все ущелье.
Связь, все отстрелялись, долго спрашивают Москву 3, через другие команды, через Ак-Су, никто их не принимает. Слушаю базу через час, Новосиб и Москва – Самара уходят под Назарова на поиск. Судья Ак – Су видел в бинокль какие-то вещи под маршрутом Назарова. Я вспоминаю перемычку между 4810 и Ломо, и есть надежда, что ребята начали сваливать в кулуары в сторону Кара – Су, и сейчас где-то там, запрашиваю у базы разрешение идти искать Москву 3 в цирк 4810, со стороны Кара Су. Почти бегом направляюсь туда, пересекаю ледник выхожу в промежуток Асан – Ломо, верховьев цирка не видно из-за морены, бегу туда. За час до темна выбегаю наверх. Лед, мокрые камни, облака, до боли в глазах пытаюсь высмотреть их в бинокль, кричу. Никакого ответа, лишь иногда тишину нарушают звуки обвалов, скоро связь, пока есть время, достаю пачку лапши и ем в сухомятку, джет отказался заводиться. Слушаю связь, был долгий, прерывистый разговор, в эфире промелькнула фраза: «тела….», внутри все обвалилось. В конце связи попросил базу отправить ко мне человека с фонарем, по свету выйти уже не успевал. Все, закончилось веселье, началась война….