Северные Курильские острова и самые труднодоступные вулканы.

Пишет Орлов Василий, 02.10.2015 11:36

20150624_Kurily_121

В 2013 году наша команда из Тверского каяк-клуба www.tvertop.ru прошла на морских каяках маршрут от острова Шумшу через Первый Курильский пролив и далее вдоль Тихоокеанского побережья Камчатки до Петропавловска-Камчатского (http://www.risk.ru/blog/201559).
После возвращения из экспедиции мы решили не оставлять морской каякинг, но простая гребля вдоль побережья нас больше не вдохновляла. Маршрут 2013 года вполне удовлетворил наши спортивные океанские амбиции, но в голову постоянно приходили мысли о том, что «чего-то не хватает». Хотелось посмотреть еще Северные Курильские острова, и нас сильно манил вулкан Алаид, являющийся высшей точкой вообще всех Курильских островов. Ну и, конечно, загадочный Онекотан, с его причудливым вулканом Креницына, высящимся посреди озера, кольцом опоясывающего его конус. Озеро, кстати, так и называется – Кольцевое.
В результате был разработан сиячный маршрут по Охотоморской стороне вдоль группы северных Курил в составе Шумшу, Парамушир, Атласова, Онекотан. А поскольку морской каякинг сам по себе не являлся целью экспедиции, то было решено греблю по морю разбавить восхождениями на вулканы Алаид (о. Атласова), Фусса и Чикурачки (о. Парамушир) и конечно на Креницына (о. Онекотан). Таким маршрутом до нас не ходил никто.

Тропа на Камчатку уже была набита и организация экспедиции хоть и занимала много времени, но была не так тяжела и терниста как в 2013 году. Самое сложное было это найти яхту с капитаном, который смог бы удовлетворить все наши желания и потребности по заброске, выброске и переброске. Оговорюсь сразу, что без яхты наша экспедиция была невыполнима. Нас нужно было забросить с каяками на Шумшу, на мыс Курбатова. Через десять дней перебросить с крайней южной точки острова Парамушир через Четвертый Курильский пролив на Онекотан. Четвертый Курильский – это 55 километров открытого моря, ворота между Охотским морем и Тихим океаном, соваться в которые на наших утлых лодочках было бы излишним риском. На севере Онекотана яхта должна была бы нас оставить и уйти в Северо-Курильск, чтобы еще через семь дней забрать нас с Онекотана с тихоокеанской стороны, а именно с мыса Иван-Малый.
Команда яхты, с которой мы в прошлый раз сотрудничали, не давала нам четкого подтверждения того, что возьмется реализовать нашу задумку. После длительных поисков мы нашли яхту «Эмма» с ее хозяином и капитаном Сергеем Смирновым http://vk.com/emmayacht. Как впоследствии оказалось, это был правильный выбор.2014_0102_161251_001
Погрузка в Петрпавловске.

Сергей полностью обеспечил непростые запросы по перемещениям наших тушек и снаряжения. На данный момент «Эмма» и ее капитан Сергей Смирнов - это один из самых лучших вариантов по соотношению цена-качество на Камчатке для яхтенных забросок-выбросок и путешествий. Диапазон путешествий ограничивается лишь вашими запросами, а не возможностями яхты. Из минусов можно отметить полуспартанские условия размещения на яхте. Но это, все-таки, не круизный лайнер, а гоночная крепкая лодка, рассчитанная на длительные походы. Для нашей команды вопрос комфорта был не актуален абсолютно.
Изначально наша задумка по маршруту выглядела так:
маршрут 2015 года

Переход через пролив Алаид (о. Парамушир – о. Атласова) для нас моральной сложности не представлял, имелся опыт прохождения и больших бухт, и Первого Курильского пролива напрямую в прошлой экспедиции, но на море все зависит только от погоды и наш план остался планом на бумаге.

В нынешнем, 2015 году на Камчатке, ну и, соответственно, на Северных Курилах, аномально холодная весна и лето. Средняя температура Июня и Июля - времени проведения нашей экспедиции - плюс восемь градусов. Это очень сильно повлияло на наш маршрут. Месяцы Июнь и Июль (экспедиция проходила с 17 июня по 12 июля) выбраны не случайно. Это месяцы относительного спокойствия океана. То есть, в этот временной отрезок меньше всего штормит, нечасты сильные ветра. Это наблюдение подтверждается и опытом нашей экспедиции 2013 года, и отзывами местных яхтсменов, и маячником с мыса Курбатова (остров Шумшу). В итоге, морской прогноз знающих людей полностью оправдался. За время экспедиции и прохождения ее водной части штормов не было, волнение, несильное, было один день. Отсидок из-за непогоды – дул сильный отжимной ветер в океан – один день. По отзывам местных жителей с середины июля начинает дуть сильный западный ветер и на Охотоморской стороне островов постоянное волнение с хорошей прибойной волной. Это надо учитывать при организации каячных экспедиций в данном районе, так как перспектива сидеть неделю на берегу в ожидании погоды ломает все графики любого похода. В данном районе надо обязательно закладывать запасные дни на случай непогоды. Погода на островах может меняться по четыре раза на дню. Самый лучший прогноз - это ваши глаза и понимание того, как изменится море. Точен морской прогноз для судов, но он мало у кого есть, да и нужен он в случае долгого срока, чтоб понимать, что, если задуло, то насколько…
20150707_Kurily_485
На мысе Курбатова.

Очень глубоких и широких бухт на вышеназванных островах нет и опасность, того, что отжимняк сдует в море, при соблюдении элементарных мер по технике безопасности, не так велика, как при переходах вдоль побережья Камчатки. Минусы месяцев Июня и Июля это туманы. У нас около 75% времени были туманы с низкой облачностью (высота 200-300 метров над океаном), либо глухие туманы с видимостью 100-300 метров. Пару раз был туман, в котором трудно было что-либо рассмотреть на расстоянии в 50 метров. К нашей удаче море было как зеркало и передвижение по нему было безопасным.
Вообще, на Северных Курилах, по рассказам местных, обычно в летние месяцы происходит следующее: июнь - середина июля - спокойное море, но туманы. Середина июля и дальше -сильные ветра, но солнечно. Выбор дат посещения островов я не порекомендую. Все очень специфично, слабопрогнозируемо и зависит от того, какими были зима и весна.
По пути назад, на выброске с Онекотана в Петропавловск на яхте (восьмое июля), в районе Шумшу задул тот самый «западник», который так много рекламировали местные. Это обернулось семибалльным штормом, из которого мы полсуток выходили. И уже прилично отойдя от Шумшу в направлении Петропавловска, с океана стало видно, что Курильский архипелаг покрыт черной шапкой облаков и что там серьезная непогода, в отличие от чистого неба над Камчаткой. Контраст был потрясающий.
20150709_Kurily_512
Контрасты по дороге домой.

Северные Курильские острова – это свой мир по погоде. Стык Тихого океана и холодного Охотского моря создает там свои уникальные погодные условия. Погода на Курилах не прогнозируема. После нашего возвращения домой я еще месяц мониторил погоду в Северо-Курильске с целью понять правильно ли я все-таки выбрал время проведения экспедиции. Так вот, месяц наблюдений показал, что погода там оставалась такой же, как и в нашем путешествии. Холодно, дождливо туманно. Я не порекомендую Вам месяц для путешествий на Северные Курильские острова с хорошей погодой. Хорошей погоды, в понимании человека из средней полосы, там нет.
20150709_Kurily_521

Кстати, почему именно яхта?! Дело в том, что возможностей попасть на Северные Курилы немного. Это либо вертолет, либо судно. С вертолетами решили не связываться изначально, по причине дороговизны данного вида транспорта. Есть еще пароход «Гипанис», делающий рейсы Петропавловск-Камчатский – Северо-Курильск. Но у него нет четкого, заранее известного расписания, которое позволило бы спланировать поездку за, к примеру, полгода. Ни по телефону ни по интернету, узнать сильно загодя о нем невозможно. Поэтому яхта. Да и на остров Онекотан можно попасть только на ней. Четвертый Курильский пролив представляет собой, как я уже говорил, 55 километров открытого моря. Берега одного острова с другого не видно. Переход на каяках, может быть и реален (плавали же там айны много лет назад), и такая мысль закрадывалась в голову, когда я сидел в кресле и обдумывал детали маршрута. Но подойдя к южной части Парамушира и увидев пролив своими глазами, все вопросы у желающих сделать это сразу отпали. А при переходе на яхте этого самого пролива (переход занял почти 8 часов при хорошем попутном ветре и скорости яхты в 10-15 узлов) мы видели сулои и течения образующиеся там. И уверенность в том, что переходить данный пролив на тяжелых и груженых каяках со средней скоростью 4-5 километров в час не просто нежелательно, а крайне экстремально, утвердилась окончательно. Течения сильны, ширина Онекотана по сравнению с проливом мала. Унесет либо в Охотское море, либо в Океан в зависимости от фазы прилив-отлив. Хотя кто то и сможет это сделать. Но, наверное, все-таки, не на тяжелых груженых полиэтиленовых каяках.
20150629_Kurily_307
Лагерь в заливе Васильева.

20.06 день 3й (1й и 2й – прилет, закупки, яхта…)
Итак, выгрузившись на мысе Курбатова после 30 часов болтанки на яхте, мы ощутили радость посещения знакомых мест, памятных после нашей экспедиции 2013 года. Правда, в отличие от прошлой экспедиции, погода нас не радовала солнцем и свежестью. Было туманно и холодно. На мысе Курбатова можно сходить на маяк, так же посмотреть танки оставшиеся с войны (до них около 12 километров).
20150620_Kurily_056
Маячник Олег предупредил, что с материка, учуяв оленей, которых на Шумшу развелось довольно много, приплыли на Шумшу медведи и не особо боятся людей. Один на маяке навел шороху и за черный цвет шерсти был прозван «Обама». Так как танк мы уже видели, то ограничились общением с маячником, отдыхом от морской болезни и подготовкой к завтрашнему выходу.
20150620_Kurily_063

21.06 день 4й
День старта на воду встретил нас плотным туманом, полным штилем, диким холодом (термометр показал +6 градусов в 08:00, к старту в 10:00 потеплело до 9 градусов) и противным моросящим дождем. Влажность 100 процентов. Хорошо хоть море спокойное. Есть возможность войти в ритм и хоть как то «вгрестись». При сборах у нашего пятого участника прострелило спину… Все присели. Что случилось?! Грыжа межпозвоночная снова дала о себе знать. Абанамат… Ты ж здоров всю свою походную карьеру был… Был… В апреле обнаружилось. Пролечился, думал обойдется… Но при таком дубаке не обошлось. Что делать. Ничего. Все, я остаюсь. Хорошо, что на маяке. Если б это случилось дальше на маршруте, и не на берегу, а не дай Бог, в море, то эвакуация была бы неизмеримо сложнее. Настроение на старте никакое, отпал один из лидеров и вдохновителей данного проекта. Перетряхиваем раскладку, барахло, меняем одну лодку у другого участника на побольше… Как раз подъехал маячник Олег проводить нас, и мы ему сообщаем эту новость.
20150621_Kurily_065
Старт в итоге в десять. Долгие проводы – лишние слезы. До обеда прошли 12 километров. Начало похода – тяжело, не вгреблись, несмотря на регулярные тренировки дома. В обед один из участников при перетряске вещей обрадовал: «Парни! Я герму с вещами забыл на Курбатова в лодке, которую оставили…» все осели еще раз, но уже как то стало весело. Пораскинув наши возможности о спасении «рядовой гермы», решили вернуться. К вечеру опять Курбатова, опять знакомая стоянка.
22.06 день 5й
Следующий день старт и продвижение ко Второму Курильскому проливу, вниз. Опять очень холодно, опять туман, но с видимостью 500 метров, опять холодная бесконечная морось. Лета здесь еще не было…
2014_0106_064501_001
В этом путешествии столкнулись с проблемой которая отсутствовала в прошлой экспедиции вдоль Тихоокеанского побережья Камчатки. Это бесконечные, просто грандиозные поля морской капусты. Поля воль всего Парамушира, и большей части побережья Онекотана. Грести по ним неудобно, но выбора нет.
20150622_Kurily_072
Капуста.

В плотном тумане отходить далеко от берега тоже не вызывает комфорта. При подходе к мысу Чибуйный специально для нас туман рассеяли и показался весь Второй Курильский и Парамушир.
20150622_Kurily_078
Мыс Чибуйный и маяк.

Прикидывать, какая сейчас фаза - прилив или отлив смысла не было никакого, так как сулоев в проливе не наблюдалось, длина по косой до берега всего 5 километров. Пролив прошли по косой от мыса Чибуйный до мыса Савушкина. Очень впечатлил факт наличия течения в проливе, которое мы визуально увидели и почувствовали только по огромному бую, стоящему в проливе как ориентир для кораблей. Встали у речки Сестричка. Очень сильный ветер. Дует с Тихого. Пролив, все таки, как ветровая труба. Низкая облачность, метров 500. Холодно, плюс шесть. Завтра по графику переход через пролив Алаид до острова Атласова. Но сейчас ни острова, ни вулкана не видать вообще! Если будет и завтра такая погода, то Алаид придется забыть. Даже если мы и доплывем до него по GPS, восхождение на вулкан в сплошной пелене тумана не доставит никакого удовольствия, да и попросту опасно.
20150622_Kurily_077
Второй Курильский пролив.

23.06 день 6й
На следующий день Подъем в 06:00, температура +9, но ощущается тепло, нет дождя и ветра, сильный туман. Не видно вообще ничего дальше 20 метров. Дорога на Алаид закрыта. Ходить проливы с нулевой видимостью мы не горазды. Жалко. Немного опечалены, но уж как есть…
Костер горит плохо, очень долго готовим завтрак, выход в 10:30, ругаем сами себя.
До обеда идем в сильном тумане, видимость метров 30 не больше. Штиль, чувствуется, что берег очень красивый с водопадами, но ничего не видно. В 12:00 подошли к теплой речке Юрьевка, вода в реке и правда теплее, чем в море. Растворяясь в морской воде, речная вода становится бирюзовой. После выхода на берег туман немного рассеялся, пробило солнце, +15, все очень быстро просушили мокрые вещи. На солнце, пусть и через туман, все сохнет просто мгновенно.
20150623_Kurily_088
Юрьевка.
Решили делать полудневку, обед, а потом наверх – исследовать горячую речку. Хотелось более теплой воды – намерзлись. В итоге, уперлись в водопад. Дальше не пройти. Но шли не зря - очень красивый снежный мост. По снежнику немного поползали и вернулись назад. Снежник речку охлаждает, поэтому помыться и погреться не удалось. Вечер теплый, 15 градусов. Для нас это уже Африка. До обеда прошли 18 км.
20150624_Kurily_118
24.06 день 7й
Подъем в 07:00, температура +9, тепло, сухо, небольшой туман, штиль.
Стандартный день, немного дуло, один раз ходили помористее, потом замучились выгребать к берегу, в который раз поняли насколько обманчиво расстояние. До берега вдруг оказалось 2 км, а против ветра это 1 час. Ночевали у тепляка, у вулканов Ферсмана и Анциферова. Стоянка не удобная, вещи носить далеко, в тепляке не остались, там неприятно, да и места только на двоих.
20150624_Kurily_126

25.06 день 8й
Подъем в 7:15, температура +9, моросит дождь, очень холодно, сыро и гадко.
Выходим в 10.00, через час нам врубили лето, до обеда шли по теплу, дует слабый ветер, солнце, все поснимали перчатки. Открылся в первый раз Алаид. Подъехали к выброшенному на берег судну, а на нем люди! Потрещали с мужиком за жизнь, про медведей. Говорит, людей не боятся, не уходят. А мужики ждут вертушку – будет завтра, сами снимают генераторы.
20150625_Kurily_154
Обед в районе мыса Шелехова. Говорят в бывшем поселке есть баня и хорошие тепляки, но не для нас. Руководитель сказал: дома помоетесь. Цель бухта Крашенинникова и вулканы. Идем дальше. Пока готовили обед, нереально врубили лето на пару часов. +18!!! В первый раз сняли теплое термобелье, сушимся и сохнем. Грязь с тушек отвалилась. Надеемся, что наконец-то настало долгожданное лето.
20150625_Kurily_152
Впереди бухта Шелихова.
После обеда тепло кончилось, и с гор лег сплошной туман, с видимостью около ста метров… Погода изменчива. Очень долго и уныло грябали в тумане. Высокая и широкая волна, очень большой дневной пробег, увидели первых медведей сразу 4 шт, потом еще один (5), что-то копал, поорали - не уходит, ему ваще на нас все равно.
20150625_Kurily_178
Мыс Свирепый.

К позднему вечеру подошли к месту предполагаемой стоянки, с нее должны пойти на Чикурачки и на Фусса. Место хорошее, высоко, с водой. Все устали, большой трафик после обеда сказывается, все немного нервные, лагерь, ужин, спать, все устали. Трафик до обеда 23 км. Общий трафик за день 45 км.
20150625_Kurily_163
Долина реки Шимоюр и закрытый облаками вулкан Чикурачки.

26.06 день 9й
Сегодня разведка пути на вулкан Чикурачки. Описаний восхождений на него нет. Фото нашли только у одной группы и то не с той стороны. Рельеф смотрели по космоснимкам. Район почти непосещаемый. Будем искать пути подъема….
С утра долго собирались, погода хорошая, тепло и сухо. Пошли вверх, нужно разведать дорогу на Чикурачки. Не рискнули переходить реку по снежнику – пошли по правому хребту. Ползать по стланику откровенно выматывает. При наборе высоты открылась перспектива – поняли, что по этому хребту не пройдем, увидели недалеко медведя, приняли решение переходить на другой гребень. Надели кошки, выходим на крутой снежник и вниз. Спустились. Внизу река, полностью закрытая снежником, по бокам высокие скалы. Под снежником шумит, идти в лоб страшно, связались в вчетвером, идем по реке до места предполагаемого подъема. Приходим к ручью, по которому можно подняться, поворачиваюсь к парням сказать, что можно снимать кошки и развязываться, а пятым в связке стоит тот самый медведь, которого мы видели. Я орать, парни смотрят на меня – думают: чего это он, поворачиваются и тоже орать. Миша посмотрел на нас, как на психов, развернулся и удрал. Вытряхнули из штанов, долго ржали и обсуждали данный факт, размеры медведя завышались не глядя, чувствовался адреналин и подъем настроя у всех.
20150626_Kurily_193
Разведка пути на вулкан Чикурачки.

Поднялись на нужный нам хребет, а сзади опять медведь, мерах в 10 от нас. На этот раз здоровый, опытный. Мы его не заинтересовали, и он прошел мимо, орать не стали. Нашли снежник, который идет на самый верх, до нужного нам хребта. Поднялись на 800 метров, прикинули дорогу на завтра, обед, в 16:00 пошли в низ, спустились по леднику до моря, идем к лагерю по береговой линии – следы медведицы и медвежонка – все в напряжении. Страшновато….
Подходим – никого нет, но медведи лазали по лодкам. Пожрали их маленько, сломали две помпы одним укусом, погрызли консервы. Хорошо, что не прогрызли. В палатки не ходили, видимо помог огромный костер, разведенный нами перед уходом. Да и лодки были в отдалении от стоянки. На береговой линии.
20150626_Kurily_212
Весело обсуждали факт присутствия медведей, наших страхов по ним. Места тут конечно очень дикие. Фальшфееры с ракетницей у всех под рукой. В итоге все цело, ужин, отбой. Разводим на ночь пионерский костер, для самоуспокоения и уверенности что медведи нас обойдут. Уверенность в завтрашнем дне весьма ощутимая, дорога понятна, завтра забежим до камней, а выше стланик отсутствует. Побежим по гребню на ура. Только бы погода была. Как бы не так…
Трафик 12 км.

27.06 день 10й
Подъем был запланирован на 06:00, но как всегда немного проспали, встали в 07:00, погода так себе, ни холодно ни жарко. Главное – сухо.
Событие этого утра: в лагерь пришел медведь. Копался Вася в лодке, прибегает, кричит – там медведь, Саша встает – какое там?! Он уже здесь!!!!! Поорали, прогнали, медведь ушел, страх остался, нам сейчас на выход.
20150626_Kurily_216
Мишка.
Собрались, вышли в 9:00, очень шустро забежали наверх по снежнику. Три перехода и мы на верху снежника, с него на гребень и снова вверх, но резко накрыло облаком, видимости совсем не стало (метров 20). Куда идти – неясно, гребень уходит влево, по GPS нам направо. Сели, решили ждать погоды.
20150627_Kurily_226
Туман.
Ждать пришлось долго. В 14:30 приняли решение, что, если в 15:00 не будет видимости – идем вниз ни с чем. В 14:45, когда уже отчаялись совсем, как будто стало сдувать и видимость улучшилась настолько, что мы смогли найти нужный гребень.
20150627_Kurily_236
Побежали вверх, видимость все лучше. Временами стало сдувать облака и открывать вершину, стали понятны ориентиры. Бежим, доходим до г. Павлова, перекур – решили, что в 17:00 время возврата, вне зависимости от того, где окажемся. В лагерь хочется попасть по светлому.
20150627_Kurily_247
Бежим выше, выходим на снежный гребень, несколько напрягает, что под нами садиться снег на горизонтальных участках, но не стрёмно. Гребень довольно крутой, но это идется в треккинговом режиме. В 17:15 дошли до вершины. Радость, но стоим 5 минут и назад, вниз. Надо торопиться, времени мало. На 400 метрах вынырнули из облака и попали прямо в сказку, штиль, видимость огромная, боковое солнце где-то над океаном, потрясающе насыщенные цвета. Делали много фото. Первый раз увидели вулкан Фусса от подножия до вершины. Красиво.
20150627_Kurily_251
20150627_Kurily_255
20150627_Kurily_272

В лагере все ОК, медведей не было. Уставшие, но все-таки довольные разводим в этот вечер два раза – праздник все-таки. Отбой. Окончательного понимания как быть завтра - нет, Фусса стоит открытый весь от низа до верха, стоит и манит, а время уже в обрез – яхта???
Решили оставить все до утра – шанс, пусть и призрачный, но все же есть, тем более, что подход к ней все же виден. Все зависит от погоды, которой в этом сезоне на Северных Курилах нет.
Трафик 24 км за день.
20150627_Kurily_258
Рекомендации для восходителей на Чикурачки.
Подъем надо осуществлять по ручью севернее ручья Аленушкина. Ручей представляет собой огромный многолетний снежник который идет до гребня. Далее подъем по гребню до верхнего кратера.

28.06 день 11й
Утром вставали несколько раз – погоды нет, туман, дождь. Хоть и +12, но ветер – холодно. В итоге, после ожиданий, в обед собираемся и идем на воду. Уходим. Вулкан Фусса не пускает, от вчерашней погоды нет и следа. Делаем в первый раз вывод, что здесь двух одинаковых по погоде дней не бывает. Планировать что бы то ни было, невозможно. Все только по факту.
В 13:00 вышли на воду, получилась полуднёвка, только на оборот. Как вышли почти сразу увидели мишку, уже осмелевшие – покричали, он убег вверх по скалам как заправский скалолаз, минут через 30 еще один. Его поснимали на камеры, потом спугнули.
20150628_Kurily_273
Мыс Амнат.

Весь остаток дня шли в плотном тумане, ничего не видно. Подходим к месту ночёвки, река Фусса, на ней матуха с двумя медвежатами и это мягко сказано! Трехлетки, мать вообще как самосвал. Мы поорали. Они, конечно, ушли, но оставаться здесь нереально. Идем дальше до воды. Прошли 2 км, есть место под стоянку, ну и, конечно, есть медведь. Стали орать – прогнали и встали на ночёвку. Стрёмно, но что делать - уже темнеет.
Вечером допили остатки спирта, растягивать на два дня не в нашем стиле. Лучше сегодня сполна и завтра нифига, чем сегодня и завтра понемногу.
Моросит дождь, в целом холодно. Но уже привычно.
Трафик 27 км.
Завтра по плану – юг Парамушира и мы увидим, наконец, Четвертый Курильский пролив. В теории, с поддержкой яхты, можно попробовать его пройти на веслах. Автомномно, без яхты – это для нас слишком, с нашим опытом, лодками и скоростью. Как там с океанской стороны будет неизвестно. На охотоморской стороне Парамушира штиль и гладь. Посмотрим по факту.
Нам пока сильно везет с морской частью нашей экспедции, а так бывает редко. Когда мы ходили в 2013 году вдоль Камчатки по океану, такого не было. Волны были всегда и всякие, а тут часто возникает ощущение, что ты по озеру гребешь. Нереально. Потому, что на самом деле ты находишься в одном из суровых морей.
Морская часть нашей экспедиции идет по плану, а вот горная – не совсем. Уныния по этому поводу нет. Горы это горы… К холоду все уже адаптировались, жизнь бытовая проходит на автомате. Костер, еда, лагерь. Побережье все в плавнике, дров – хоть продавай. Все довольны, настроение отличное. Жаль, что не всю красоту нам показывают. Постоянны туманы и низкая облачность.
И, кстати, маленькая группа – это очень хорошо. Шутим на предмет того, что яхта не придет к нам в срок. Но вчера звонили капитану, все ок. Но море субстанция тонкая, как и горы, впрочем. Всякое бывает.
20150629_Kurily_289
Медведица и медвежата.

29.06 день 12й
Утро весьма бодрое, +11, моросит дождь, но уже не холодно. Шли в тумане примерно 1.5 часа. Облака стали подниматься и поднялись метров на 100. Почти дошли до мыса Капустный. Осталось километров 5. В самом начале бухты медведь. Пошумели, он ушел наверх. Прошли в центр бухты, а там скала в виде арки. Вышли на берег для фотографирования. Очень живописно. Вася углядел следы медведицы и медвежонка, быстро пофоткались и на воду. Всю дорогу через бухту плыли как через зоопарк: справа касатки, слева сивучи. Птицы. Очень впечатляет. В конце бухты увидели медведицу с медвежатами пошумели, они ушли наверх. Надо признать, что мелкие офигенно гоняют вверх!
20150629_Kurily_282

При выходе из бухты уперлись в большую стаю сивучей. Они устроили показательные выступления, гоняли вокруг нас. Стрёмно, конечно, но спустя время очень забавно. В районе обеда подошли к м. Капустный, на нем старый маяк (не жилой). За ним залив Васильева - тот самый где встречаемся с яхтой. Вышли на берег, пошли смотреть маяк, окопы. Картина, в целом, угнетающая, ничего интересного. В бухте сильный встречняк и чувствуется близость Тихого океана. Волнение - дай Бог. Долго спорили оставаться или идти, в итоге разум победил лень, и решили идти дальше.
20150629_Kurily_291
Мыс Капустный и маяк.

Боролись с ветром и волной 1.5 часа, прошли треть залива. В подходящем месте, у воды решили вставать. Первым пошел Саша, проспал прибойную волну и в итоге разворот на 90 градусов, боком к волне и переворот. Положило удачно, в аккурат на берег, вверх головой. Мокрый, испуганный и весь в песке Саня был спасен резко зачалившимся Кондором. Следом шли Вася и Барабанщик, обоих помотало, но не критично.
20150629_Kurily_299
Маяк.

Лагерь, ужин, +13, тепло, сушим вещи, но как только село солнце +8 и не жарко, Достаточно ранний отбой. Всё, ждем яхту.
Трафик 26 км.

30.06 день 13й
Проснулись в 5 утра, кричим в рацию – никого. Спасибо огромное Славе Соколовскому. Перед стартом дал нам морскую рацию для связи. Легли спать дальше. До 9:30 как-то провалялись, встали. На радиоканале никого, завтрак, мелкие дела… В 10:00 отозвался Серега. Они еще далеко, на океанской стороне, им до нас еще часа 3, но все равно все на подъёме – есть яхта! Не обманули парни, не пропали, не слились – наш многоходовой и сложный квест продолжается!
Сергей, капитан пришёл раньше: к 12.00. Стартовали с берега на каяках, причалили к яхте, загрузились и 13:00 снялись с якоря. Всё! Штурмуем 4й Курильский!
20150630_Kurily_314
Эмма.

Шли очень весело, пьяно, с разговорами «за жизнь». Погода позволяла тусить наверху, на палубе. Коля вкусно готовил закуску, Кондор уничтожал с Андрюхой сигареты, Саша с Васей пили и ленились.
Со временем все завалились спать, часа два или три спали, ближе к концу пролива Андрюха дал порулить яхтой, ничего так – прикольно. Ветер, он живой, его нужно ловить.
Пришли на Онекотан в 20:40, ночуем на яхте, в первой от 4го Кура бухте.
Мы на Онекотане!!!! Адвенчур продолжается. Но когда же будет хорошая погода??? Парни-яхтсмены говорят, что завтра-послезавтра по прогнозу сильный ветер с океана с порывами до 20 м/с. Что-то будет…

1.07 день 14й GPS 303 км
Позволили себе подольше поспать, потом быстрые сборы. В 11:30 отчалили, и минут через 30 стало поддувать все сильней. Прогноз парней начал сбываться, увы! Через некоторое время ветер еще усилился.
20150701_Kurily_333
Саня и Немо.

Боремся, идем очень медленно, а тут еще эти поля капусты, чтоб ее! Начались порывы, то есть очень плотно дует, а потом следует сильный удар от набегающего потока, который заставляет группироваться, а затем снова просто сильно и ровно дует. Сражались мы не долго – 2 часа. Когда порывы стали для нас попросту опасны, решили вставать. Место - бухта Памятная. Прошли 13 км. КПД как у паровоза .
Ветер дует так, что ходить по берегу можно только боком и под наклоном. Кое-как нашли закрытое место, принесли вещи и разбили лагерь. Костер развели в яме. Это его, конечно, спасло, но он не грел.
Вечером отключили адский вентилятор и включили +15. Очень тепло. Была слабенькая надежда, что насовсем, но «насовсем» длилось не долго…
Решили вставать завтра в 5 утра и по холодку, пока не задуло, проскочить до места предполагаемого старта на вулкан Креницына – ну-ну, наивные туристы.

2.07 день 15й
Подъем был запланирован на 05:00. Типа встали – посмотрели – туман, хотя никто не вставал. Родилась фраза «Корабли в туман не ходят». В итоге встали в 06:00, быстрый завтрак, быстрые сборы. Как вышли сразу стало дуть. Гребли очень интенсивно в течение трех часов. И вот, мы у цели. Это бухта возле мыса Ангиби, отсюда запланирован старт на Креницина. Включилось нереальное лето! +20 впервые за весь поход. Кто-то помылся, кто-то постирал шмотки, в общем, тепло.
В 15:20, после обеда пошли вверх на разведку, 2 часа ползали по стланику, увидели в облаках пик Креницына.
20150702_Kurily_354

Назад пошли по снежнику прямо до океана, но в соседнем распадке. Идти те же два часа, но шибко удобнее. Вечереет, снова холодно +9, но не сыро. Подъем запланирован на 4 утра. Ближе к ночи непогода, дождь ливневый с очень сильным ветром. Стало ломать палатки. Пришлось ставить на все оттяжки и обкладывать камнями. Пока ставили, все вымокли. В итоге, забились все в палатку-трешку, там ужин. Позвонили на материк, узнали погоду. Дуть будет жестко два дня. Что ж посмотрим….
20150703_Kurily_367

3.07 день 16й
Проснулись в 04:00 – дождь, в 06:00 – дождь и ветер, в итоге встали в 09:30. Сильный дождь, умеренный ветер, облачно и гор не видать – понятно, что сегодня никуда не идем. Забрались в трешку позавтракали, после вышли и пошли сразу готовить суп и строить укреп стенку для костра, потому что ветер усилился на столько, что внутри костра все выгорает, а суп не кипит…. Пообедали, послонялись и завалились спать. Встали в 20:30. Дождь и ветер усилились. С горем пополам разожгли костер, приготовили ужин, и забились в трешку строить планы на завтра.

4.07 день 17й
Температура +8, сухо, не дует, с одной стороны светит солнце, с другой висит жопа темно синего цвета, мы на границе фронтов.
План такой: собираем трешку и идем с ночевкой наверх, к озеру Кольцевому, переправляемся, а завтра с утра с подножья бежим на вулкан. В итоге вышло иначе…
Вышли в 11:00 и за 4 часа дошли до края озера.
20150704_Kurily_369
По дороге к нужному распадку.

Картина как в Мордоре: в облаке, ничего не видно, морось стеной, чудные камни и обрыв вниз. Даже как-то жутковато. Ни вулкана, ни озера и в проекте не наблюдается. Есть опасения в тумане свалиться с обрыва в озеро, а судя по спутниковым снимкам, высота обрыва в том месте, где мы сейчас находились – ну никак не меньше пары сотен метров.
20150704_Kurily_381
Вулкан Креницына.

Так что, по краю ходить нам не хотелось совсем, поэтому отошли чуть ниже и поставили палатку. Собираем сухой стланик – не горит, зараза. В 16:00 пьём чай в палатке, колбаса вприкуску. После стали ждать погоды. В 17:30 погода чуть улучшилась, подняло облака и стало видно, как образуется туман над поверхностью озера, затем поднимается над кратером, превращается в облако и уносится ветром в Охотское море, чтобы там пролиться дождем. Прямо наглядное пособие для урока географии. Иногда показывался вулкан Креницына.
20150704_Kurily_383
Вулкан Креницына.

Подошли к краю стали искать место для спуска. Более-менее удобное место мы нашли, но то, что мы увидели на воде… Все озеро в белых баранах, то есть дует там внизу – мама дорогая! Сели, пообщались, подумали. На своем «Тузике» (была у нас собой маленькая надувная лодочка Intex), пожалуй, не пройдем - будет сдувать ветром. В сомнениях пошли в лагерь, собрали дров, приготовили поесть. Поужинали в палатке и легли спать с четким пониманием: если завтра с погодой хоть что-то не так – все, валим вниз. Не судьба и с этим вулканом…

5.07 день 18й
Подъем в 06:00, ночевка холодная, все под впечатлением. Не замерз только Саша и то по непонятному стечению обстоятельств. Идет дождь, туман, дует сильно, вулкан почти не видно. Восхождение при такой погоде невозможно, идем вниз, убеждая друг друга, что мы и так «есть Грут». За 2.5 часа добежали до нижнего лагеря, позавтракали и после решили идти в море – двигаться дальше вдоль Онекотана. Водная часть же не закончена.
20150705_Kurily_395
Вдоль Онекотана.

Выход в 13:15, в целом тепло, дождь кончился. Гребем по гладкой воде. Ни волнения, ни ветра нет. Видимость на уровне 250-300 метров, выше все закрыто плотным слоем облаков. Очень красивые берега. К обеду вышли в бухту с водопадом и лежбищем морских львов. Подивились на этот зоопарк.
Обед, один из немногих, когда не дуло и было комфортно в одной гидре. После обеда снимали с воды львов, когда они вдруг начали сигать в воду плыть к Саше. Он от этого вдруг воодушевился и загреб так, как ни разу за весь поход. Львы, они здоровые, страшно.
20150705_Kurily_424

Вышли из-за мыса и сразу ощутили на себе дыхание океана. Даже так: Дыхание Океана. Ветер в правый борт, волна, прилив, очень сильное встречное течение. Прошли 2 часа, встали в бухте на юге Онекотана. По приходу вмонтировали сразу по пять, потом еще по три и началась настоящая мужская, генеральная пьянка похода….. Надо же когда то….
Трафик в итоге 21,5 км

6.07 день 19й
Утро было ужасным….
Очень сильный туман, монотонная волна и слабая видимость. Что еще нужно, чтобы равномерно грести после вчерашнего банкетаюю? Привязки для глаз нет, качает, отчего после вчерашнего мгновенно разыгрывается морская болезнь. У половины команды идея встать, но вставать негде. Идем через силу дальше, и адмирал ворчит, что ехать надо. Никого не волнует вчерашняя самоволка.
К 15:00 чуть прояснилось, встали на обед. Парней чуть отпустило от гребли в полнейшем молочном тумане. Идем до бухты Муссель, где в теории может быть Слава Соколовский на «Косатке» со своими туристами. К 18:00 приходим в бухту, сильный туман. Подошли к месту стоянки – воды нет, русло пустое. Идем дальше, вдруг увидели очертания яхты. Идем туда, подходим – наша «Эмма»!!!! Ого!!! Парни!? Вы ж должны быть завтра и выше километров на тридцать???? Говорят, заскучали в Северо-Курильске и вышли пораньше, не терпелось. Как чувствовали!
20150706_Kurily_445
Погрузка.

Начинаем грузиться, вдруг Андрей, второй наш яхтсмен с «Эммы», услышал голоса. Мы с Васей идем на голос, подъезжаем к тому месту, где только, что проходили на лодках, а там 10 человек на берегу. Это группа с «Косатки», они высадились на остров с той стороны, с охотоморской. Дошли до Креницына, но при возвращении заблудились и вышли на Тихоокеанскую сторону. Вот это да…. Вася пошел к ним на берег, оставил им еду, что была, нашу рацию, и дал позвонить со спутникового телефона координатору в Петропавловск. Вроде все нормально, переговорив с ними, оставляем их в уверенности, что катамаран «Косатка» заберет их ближе к ночи. Как бы не так! Дозвониться быстро не получилось, и катамаран пришел за ними только через сутки… Что ж, у ребят было отличное приключение!
А у нашей команды окончилась водная, морская часть, остались запасные дни и мы дали курс «Эмме» остров Атласова. У нас там остался должок, которые есть шансы вернуть - взойти на вулкан Алаид. По прогнозу на Курилах начиналось лето, до Атласова нам идти почти сутки. Что ж посмотрим пустят ли нас туда…

7.07 день 20й
Встали в 09:00 все бодрые, отоспались, до 12:00 занимались кто чем. В 12:00 начали готовить уху - парни привезли красной рыбы. Очень вкусно. В 15:00 заглушили движок и пошли под парусом, дует хорошо, ход отличный. Пришли на Атласова к 18:00, искупались с ходу, холодно но не сильно. Надули лодку и пошли на берег. Погуляли, сходили на небольшой вулканчик Такетоми.
20150707_Kurily_500
На Такетоми.

Его высота всего 150-180 метров. Туман лежит с высоты 500 метров. Алаида и шапки вообще не видать. Печально. Где оно хваленое лето по прогнозу?! На вулкан, судя по всему, не соберемся. Да он и не шибко пускает, видимости нет…. Печаль…

8.07 день 21й
В 06:00 погоды нет – спим дальше. В 09:00 погоды нет. Погуляли немного по берегу, вернулись. Решили уходить с Атласова мимо мыса Курбатова на Шумшу, чтобы забрать с маяка лодку сошедшего с маршрута нашего пятого участника. В 13:00 вышли и только мы отошли метров на 700 из закрытой бухты, как сразу начало качать, и довольно сильно. А тут еще и Алаид решил посмеяться и показался весь. Но хватило его минут на 15, а потом снова закрыло туманом. И началась настоящая качка. Самые дальновидные ушли спать.
За час до Курбатова свечерело, качает очень сильно. Ветер дует неблагоприятный. Как высаживаться на мысу за лодкой - непонятно. Зашли за мыс в надежде, что будет лучше – не стало - очень сильный ветер и волна, на берег не выйти. Поговорили с маячником по рации, тот говорит ждите до утра. Стоять здесь не вариант, поэтому приняли решение идти в Севкур. Ко Второму Курильскому подошли в ночи, и войти в него не можем - очень сильный ветер. Ребята-яхтсмены, Андрей и Серега, заметно нервничают. А для нас так это вообще шторм. С полок все падает, волна переваливает через борт. Коллегиально приняли решение не бороться с проливом, а разворачиваться и уходить в океан, пусть выдувает. Пойдем в Петропавловск по боковому ветру. Качка просто адская: крены от 30 до 45 градусов. Лежать на койке можно только держась руками и ногами.
Как выяснилось позднее, это и был небольшой шторм.

9.07 день 22й
Проснулись очень тяжело. Не морские волки ни разу. Полночи все держались за борта – весело было. Интересно, много ли яхтсменов из нашей Твери так весело занимались яхтингом?..
К 09:00 к Петропавловску мы приблизились ненамного: только-только пересекли Первый Курильский пролив. Все-таки сражение с сильным боковым ветром сводит линейное перемещение практически к нулю. На улице стало значительно лучше. Накатывает сильная волна, но уже тепло. Видимость превосходная!
20150709_Kurily_508
Яхтинг.

Все побережье от Курил до бухты Вестник, а это 100 километров! Но! Курильские острова все покрыты черной пеленой и мутной шапкой катастрофической непогоды. Там жесть. А у нас погода супер, 20 градусов, умеренная волна, офигенные виды на побережье Южной Камчатки. Смотрим на побережье и вспоминаем места прошлой экспедиции вдоль побережья. Все узнается. И чувствуется разница Курилы плюс Охотское море и Камчатка плюс Тихий Океан. Вроде, по местным меркам, все рядом, но очень сильный контраст между нашими двумя путешествиями. В 2013 это подъем с юга на север, от Курил до Петропавловска по Тихому, а в этом году – с Севера на Юг по Охотскому…
20150709_Kurily_524

В 17:00 на связь вышел Слава на Косатке, они идут ближе к берегу. И их круиз, и наше путешествие подходят к концу. К вечеру Андрей все таки признается, что вчера был действительно шторм. Пусть всего 7 баллов, но все таки шторм! И что нам несказанно повезло увидеть такое, так как даже они не каждый год попадают в это время года в такие шторма. Дааа, вот уж повезло так повезло.
К Трем Братьям подходим поздним вечером в 22:30. От входа в Авачинскую бухту ночной город смотрится очень красиво. Швартуемся в 00:30, идем за пивом, за рыбой. После меланхолично пьем и едим. Поход подошел к концу. Завтра самолет и домой.
Теперь нашу команду ждет Чукотка, Берингово море и мыс Дежнева.
20150711_Kurily_544

На "Эмме" с капитаном Сергеем Смирновым.

Резюме от руководителя проекта написанное сразу по возвращению:
«Мы вернулись с экспедиции на Курилы.
Они жестки, они интересны, они непредсказуемы. Погода здесь меняется зачастую по три раза в день. Солнце может смениться плотным туманом за полчаса.
Холодное Охотское море было для нас ласково и мы много прошли под полным штилем. Но в заключение, уже по дороге домой, оно показало норов семибальным штормом.
Вулканы для нас были недружелюбны и «не пускали». Удалось взойти только на Чикурачки… Вулкан Креницына и озеро Кольцевое для нас выглядели как адовый котел, из которого что-то выкипало и с сильнейшей скоростью ветра выдувалось в океан. Сказалась неописанность данного района. Поиск подходов к вершинам требовал времени, которого, к сожалению, у нас было немного, несмотря на длительность нашего пребывания на Курилах. Алаид, Фусса и Креницына достанутся следующим покорителям района.
Если у кого и есть еще мысли о прохождении Четвертого Курильского пролива на каяках, то я советую забыть про это. Пятьдесят пять километров открытого моря — это серьезно. Это ворота между Охотским морем и Тихим океаном. Это категорически небезопасно… на морских каяках. Мы это увидели.
Холод в плюс восемь градусов добавлял окончательную окраску к туманам и переменчивой погоде. Курилы — это край мира. Курилы — это дико. Здесь медведи «едят» каяки — один погрызли, но несерьезно, когда мы восходили на Чикурачки.
Очень порадовало обилие виденной морской фауны. Касатки — очень близко, сивучи, тюлени, каланы, дельфины, киты и огромное количество птиц.
Я, побывав на Курилах, не могу Вам порекомендовать месяц, когда там есть погода. Там ее нет.
Экспедиция на Курилы — это серьезная подготовка. Пазл состоит из многих частей и он сложен. Сложна заброска-переброска-выброска. Сложно из-за удаленности района. Сложно потому, что мало людей посещают этот район.
Мы прошли всю запланированную нами водную часть. Мы взошли только на один вулкан. Мы получили массу новых впечатлений. Мы перешли на новый уровень в походах. Мы не знаем, куда теперь нам будет интересно сходить на морских каяках. Мы не вернемся больше на Курилы… Хотя не загадываем.»

Отдельное спасибо за помощь в организации экспедиции Денису Кривогорницыну и Мстиславу Соколовскому.

Некоторые рекомендации для планирующих подобные экспедиции, но не имеющих опыта морского каякинга.
У всех членов нашей команды есть опыт сплава по бурной воде в white water каяках. Я придерживаюсь мнения, что такой опыт надо иметь обязательно для проведения подобных путешествий. Про навыки эскимосского переворота и основ управления каяком, я вообще не говорю. Это must have! Это базовые знания, и все, кто был на бурной воде, это умеют и знают. Людям же, сплавляющимся на байдарках и прочих Щуках-Скаутах, я не советую. Море – штука слабопрогнозируемая и коварная, особенно поначалу, пока не появится опыт. Все турбулентности, завихрения, поганки и прочие структуры, которых на бурной воде в избытке, присутствуют и в океане тоже.
Необходимо обязательно закладывать от трех до пяти дней на непогоду. Мы за две экспедиции пользовались оба раза запасными днями. На случай если остаются лишние дни, всегда можно придумать радиалку на берегу.

54
Комментарии:
2
Отличное приключение получилось!

2
Красиво
Спасибо

1
ну теперь осталось рискнуть вдоль всех Курильских островов пройти

2
Очень необычное путешествие!
Спасибо, что поделились!

1
Спасибо! Очень интересно!

0
Сурово!
Молодцы!

0
Круто!! Необычно!

2
Спасибо за рассказ. По дикости и труднодоступности с северными Курилами сравнятся пожалуй только Шантарские острова в том же Охотском море, но Курилы интереснее.
Но погода конечно жесть...

1
Тверцы крутые! Спасибо, Василий!

0
Места шикарные:) медведи добавили остроты ощущений;) подскажите пожалуйста фирму каяков или посоветуйте где купить хорошие? Кроме вольного ветра не знаю магазина

0
Напишите мне свой майл, я с Вами пообщаюсь на тему каяков.

1
Очень интересная и познавательная экспедиция для молодых и сильных парней.Спасибо за интересный рассказ и фотографии.

0
Вопрос возник
Требуется ли сейчас оформление погранпропусков на посещение Курильских островов
или частично только на некоторые.
Если да, то надо ли вписывать туда ваши плавсредства

0
мой майл: orlov_vasiliiсабакалистру. Напишите туда, отвечу на все вопросы, или найдите меня в контакте. Я есть в группе яхты "Эмма"

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru