Горный Фестиваль им. Анджея Завады 2015

Пишет nastasjab, 05.10.2015 22:07

Прошло две недели , как отгремел очередной горный фестиваль им. Анджея Завады в польском городке Лёндек-Здруй. Вообще-то не просто очередной, а юбилейный двадцатый. Это старейший и самый интересный, по мнению многих, фестиваль в Польше. Город, вмещающий в себя 6000 жителей, во время фестиваля принимает более 1000 участников. Расположен он недалеко от чешской границы на юго-западе Польши в Судетах.
На время фестиваля город наполняется альпинистами, туристами и просто сочувствующими. Практически каждый прохожий на улице – посетитель фестиваля. На 4 дня все становятся огромной компанией единомышленников. Я приехала сюда уже во второй раз, потому что просто невозможно пропустить это грандиозное событие.

Толпа перед кинозалом. © Bogdan Jankowski

Программа фестиваля такая же масштабная, как и всё остальное, взгляните на программку. Посетить всё просто невозможно, потому что порой проходит до 10 событий одновременно. Тут есть всё: просмотр фильмов, различные семинары, соревнования по горному бегу и скалолазанию, интересные встречи, мастер-классы, банджи-джампинг, многочисленные концерты, вернисажи, фотовыставки, книжные лавки, распродажа экипировки для активного отдыха. Хотя список и так длинный, но, наверняка, я что-то забыла. Если коротко в цифрах, то это более 40 выступавших гостей, 33 фильма, 2 концерта, соревнования в 4 дисциплинах. Не были забыты и дети, в течение всего фестиваля работал детский кружок с тематическими уроками: африканский, индийский, китайский и прочими.

Банджи-джампинг. © Bogdan Jankowski

Фестивальный детский сад. © Bogdan Jankowski

И, естественно, прежде всего, это приятельские встречи. Кто-то порой не успевает никуда, потому что именно здесь есть возможность увидеться и пообщаться с давними друзьями, обговорить планы на будущее или вспомнить былое. В этом году, особенно много было воспоминаний, всё-таки 20-летняя история это очень много. Для кого-то это мероприятие существует всю его жизнь.

Расскажу от том, как фестиваль проходил для меня. Не скажу, что я много успела. Невозможно разорваться на всё, что хотелось бы посетить. Мы приехали вместе с Богданом Янковским в пятницу. Фестиваль начался для меня с рассказов путешественника Ежи Костшевы (Jerzy Kostrzewa) об экспедиции к короваям в Индонезии и альпиниста Януша Голомба (Janusz Gołąb) о Главной Судецкой Тропе, которую я прошла год назад, поэтому слушать было особенно интересно. Потом удалось посетить фотовыставку, посвященную 20-летию фестиваля, и вернисаж картин Рышарда Ковалевского (Ryszard Kowalewski). Очень поразило проникновенное выступление Дануты Пётровской (Danuta Piotrowska), вдовы Тадеуша Пётровского (Tadeusz Piotrowski), сильного польского высотного альпиниста, погибшего в 1986 году на спуске с К2. И я не могла не пойти на зажигательный концерт группы Dom o Zielonych Progach. Спасибо организаторам за эту приятную неожиданность. Пятница закончилась небольшой тусовкой, где вспоминали предыдущие года фестиваля.

На открытии мини музея фестиваля. © Bogdan Jankowski

Збигнев Пётрович (Zbigniew Piotrowicz), основатель и идейный вдохновитель фестиваля, показывает мини музей. © Bogdan Jankowski

Рышард Ковалевский открывает свою выставку. Слева направо: Рышард Ковалевский, Войчех Хелиньский (Wojciech Heliński, главный ведущий фестиваля ), Януш Майер (Janusz Majer, шеф программы "Польские Гималаи"). © Bogdan Jankowski

Данута Пётровская рассказывает о Тадеуше Пётровском. © Bogdan Jankowski

Моя суббота началась с информативной и при этом очень юморной лекции о горной болезни профессора медицины Томаша Банашевича (Tomasz Banasiewicz). После мы побывали на соревновании лесорубов, где, в том числе, выступал баск Алекс Чикон (Alex Txikon), хорошо известный по своим восхождениям на восьмитысячники. Потом выступала Целина Кукучка (Celina Kukuczka), вдова легендарного альпиниста Ежи Кукучка (Jerzy Kukuczka), второго человека покорившего все восьмитысячники. А сразу по окончанию её речи, показали недавно снятый о нём фильм Павла Высочаньского (Paweł Wysoczański) „Jurek” , который впоследствии получил приз зрительских симпатий и приз за лучший польский фильм. Фильм обещают выпустить и в английском переводе. Рекомендую к просмотру. Следующий на сцене был Адам Пустельник (Adam Pustelnik), сын Пётра Пустельника (Piotr Pustelnik, покорителя всех восьмитысячников), выбравший в жизни слегка иное направление в альпинизме. Рассказывал он о своих труднейших скальных стенных восхождениях. Сменил Адама – Алекс Чикон, рассказавший о попытке зимнего восхождения на Нангу-Парбат. Суда по его словам, в этом году снова собирается толпа у этой горы. Завершил череду встреч Кшиштоф Велицкий (Krzysztof Wielicki). Он не только талантливый альпинист, но и великолепный рассказчик, поэтому зал, как обычно, внимал каждому его слову, а иногда грохотал от раскатов смеха. Награждение лучших книжек года завершило официальную часть субботы. Приятно, что переведённая книга «Категория трудности» Владимира Шатаева получила свою награду. А после началась огромная тусовка, которую поляки называют интеграционной вечеринкой (impreza integracyjna) и которая продолжалась до самого утра.

Профессор медицины Томаш Банашевич. © Bogdan Jankowski

Алекс Чикон на соревнованиях лесорубов. © Bogdan Jankowski

Невеста Алекса Чикона в баскийском танце на торжественном открытии соревнований. © Bogdan Jankowski

Адам Пустельник и Алекс Чикон. © Bogdan Jankowski

Горный Фестиваль им. Анджея Завады 2015 (Альпинизм)
После награждения книжек, команда польского издания "Категории трудности" с наградой: я, издатель Станислав Писарек (Stanisław Pisarek), редактор Беата Слама (Beata Słama). © Bogdan Jankowski

Для меня воскресение также началось с порцией юмора на сей раз от Мечислава Бенека (Mieczysław Bienek), который говорил о своей поездке на велосипеде в Казахстан и случайном участии в местном массовом восхождении на пик Комсомола. Рассказывал удивительные вещи, например, что за первые 3 места давали невероятные призы: машины и квартиру. После его выступления Ежи Костшева устроил небольшой камерный концерт на гитаре в уютном кафе фестиваля. А потом я пошла послушать воспоминания Рышарда Шафирского (Ryszard Szafirski), книжку которого я уже успела прочитать, поэтому мне было интересно послушать его вживую. Кроме рассказа, зрители увидели, киноленту с экспедиции 1969 года. И я не могла не пойти на мероприятие, не относящееся к фестивалю, но по счастливой случайности проходившее в то же самое время: концерт песен Булата Окуджавы супружеской пары Марии и Адама Урбаняк (Maria i Adam Urbaniak). Я слишком молода, но очень хочется сказать, что «как будто перенеслась на 30 лет назад». А после, стремя голову, неслась на вручение наград и закрытие фестиваля.

Мечислав Бенек. © Bogdan Jankowski

Рышард Шафирский. © Bogdan Jankowski

Я и Ежи Костшева в кафе - мини музее. © Bogdan Jankowski

В мини музее фестиваля. Анна Милевская-Завада (Anna Milewska-Zawada, актриса и жена патрона фестиваля), Ашок Тивари (Ashok Tiwary, коллекционер экспедиционных открыток) из Индии. На стене портреты Оли Джик (Ola Dzik) и Януша Курчаба (Janusz Kurczab). © Bogdan Jankowski

Горный Фестиваль им. Анджея Завады 2015 (Альпинизм)
Иво вытягивает счастливый жребий. На фотографии с отцом, шефом фестиваля. © Bogdan Jankowski

Надо сказать, что в историю фестиваля был сделан немалый вклад и русскими альпинистами. На предыдущих фестивалях было показано не менее 15 русских фильмов, которые были высоко оценены зрителями, а один был награждён в своей категории. Гостями были такие альпинисты как:
⦁ Юрий Байковский (2001 и 2006 года), руководитель экспедиций и организатор подобного фестиваля "Вертикаль" в Москве
⦁ Валерий Меньшиков (2009 год), руководитель польско-новосибирской экспедиции в Памиро-Алай в 1969 году
⦁ Николай Шустров (2011 год), один из основателей International Elbrus Rаce
⦁ Денис Урубко (2013 и 2014 года), обладатель «14х8000». Его выступления оба раза вызывали большую заинтересованность и собирали полные залы

Горный Фестиваль им. Анджея Завады 2015 (Альпинизм)
2009 год. Жюри фестиваля: Михал Коханьчик (Michał Kochańczyk), Валерий Меньшиков, Ежи Сурдель (Jerzy Surdel). © Bogdan Jankowski

2013 год. Последние согласования перед выступлением. Мачей Соколовский (Maciej Sokołowski, шеф фестиваля), Яцек Телер (Jacek Teler, будет переводить Дениса), Денис Урубко. © Bogdan Jankowski

Большое спасибо идейному вдохновителю Збигневу Пётровичу (Zbigniew Piotrowicz), который начал этот проект в далёком 1995, и теперешнему шефу фестиваля Мачею Соколовскому (Maciej Sokołowski), благодаря которому организация происходит на высшем уровне и фестиваль становится лучше с каждым годом.

За предоставленные фотографии и помощь в составлении материала, огромная благодарность Богдану Янковскому.