Кросс памяти Владимир Архипова и Петра Кузнецова 2015

Пишет Гунько Владимир, 14.10.2015 12:42

Кросс памяти Владимир Архипова и Петра Кузнецова 2015 (Скайраннинг, кка, столбы)
В прошедшую субботу, 10 октября, Красноярский Клуб Альпинистов провел традиционный осенний забег на Столбах – Кросс памяти Владимира Архипова и Петра Кузнецова. Соревнования проводятся уже седьмой раз, и их популярность среди спортсменов и просто любителей природы и активного отдыха возрастает год от года. Что и неудивительно, ведь причин пробежать кросс немало: интересные трассы, завораживающие виды красноярских Столбов, всегда теплая и дружеская атмосфера, возможность пообщаться с близкими по духу людьми и отличный повод вспомнить замечательных людей, навсегда связавших свою жизнь с горами.

Владимир Алексеевич Архипов и Петр Валентинович Кузнецов – известные красноярские альпинисты, столбисты, Мастера, достигшие больших высот в спорте. Сильные и мужественные в горах, отличные специалисты на работе, любящие мужья и отцы, верные и надежные товарищи — такими они навсегда остались в памяти всех, кто когда-либо был с ними знаком.

Владимир Архипов – многократный призер и победитель Чемпионатов СССР и России, обладатель премий «Золотой ледоруб» и «Золотой эдельвейс», участник многих сложнейших экспедиций красноярской сборной. В детстве и юности Владимир Алексеевич часто ходил на Столбы, а поступив в Политехнический Институт, начал заниматься скалолазанием. На его счету такие выдающиеся восхождения, как: Стена Троллей в Норвегии, первопрохождение по северной стене Эйгера, Царский Трон, пик Победы по северной стене, первопрохождение по северо-западной стене пика Погребецкого, северный гребень пика Конгур, Транго Тауэр в Каракоруме, Хан-Тенгри по северному ребру, участие в восхождении по северной стене Эвереста. По словам людей, хорошо знавших Владимира Архипова, он фанатично любил горы и стремился туда всегда, при любой возможности, стараясь не пропускать ни одной интересной экспедиции. Поэтому жизнь Владимира была наполнена яркими спортивными событиями, а все громкие достижения красноярского альпинизма 2000-х годов связаны с его именем. На работе о Владимире рассказывают как о прекрасном, вдумчивом инженере, добросовестном специалисте. В горах он всегда был отличным напарником, эталоном надежности и образцом безопасного хождения. По словам друзей Владимира, его отличали сила духа и какая-то особая просветленность души, мудрый взгляд и доброжелательная улыбка, целеустремленность и упорство. Глядя на спортивную биографию В. Архипова, можно только удивляться – на каких только сложных стенах, в каких только труднейших условиях он не побывал! И кто знает, какие еще восхождения могли пополнить этот список, если бы не ужасная случайность. 6 февраля 2009 года на тренировочных сборах при спуске с пика Семенова-Тянь-Шанского, Владимир Алексеевич наступил на жесткий натечный лед и сорвался в крутой кулуар, возможности спасти друга у команды не было.

Петр Кузнецов – один из сильнейших красноярских высотных альпинистов, многократный призер и победитель Чемпионатов СССР и России, обладатель премии «Золотой эдельвейс», «снежный барс», участник шести гималайских экспедиций и восхождений на восьмитысячники, среди которых – Чо-Ойю, Дхаулагири, Лходзе Средняя, Эверест. При этом на три из четырех вершин были совершены первопроходы (кроме Дхаулагири), а восхождение на Лходзе Среднюю стало первопрохождением на последний непокоренный восьмитысячник планеты. Петр вошел в историю мирового альпинизма, как первый (и пока единственный) восходитель, поднявшийся на Эверест двумя новыми маршрутами. Также Петр Валентинович участвовал в первопрохождении по южной стене высочайшей вершины СССР — пика Коммунизма и в восхождении на пик В. Чкалова (первый русский альпинистский маршрут в Антарктиде, пройденный в рамках Российской комплексной научно-спортивной Антарктической экспедиции). Друзья вспоминают Петра как очень честного, справедливого и сильного человека, всегда готового прийти на помощь. Товарищи по команде говорят, что он был всегда готов лезть по любому маршруту: будь то скалы, снег или лед, — причем без лишних разговоров. Петр Кузнецов погиб 13 августа 2006 года в лавине при попытке восхождения на вершину К-2, восхождение на которую было его мечтой, так и оставшейся несбывшейся. Петр Валентинович признан лучшим спортсменом в истории города Железногорска Красноярского края, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, ему присвоено Звание «Почетный гражданин ЗАТО г. Железногорск», и в честь этого события открыта звезда на центральной аллее города. В Железногорске ежегодно проводятся скалолазные соревнования, посвященные его памяти.

Погибшие в горах, Владимир и Петр навсегда остались живыми в светлых воспоминаниях людей, окружавших их – дома, на работе, в горах, на родных Столбах. И проводимый ежегодно кросс – еще один повод почтить их память в теплой, уютной и близкой им столбовской атмосфере.

— Идея организовать такие соревнования Памяти появилась у меня после гибели Петра Кузнецова, — рассказывает инициатор и главный судья соревнований Владимир Гунько. – В 2006 году я только пришел в сборную, и недолго общался с Петром Валентиновичем, но и этого хватило, чтобы узнать его как человека компанейского, отзывчивого, надежного, одного из сильнейших спортсменов. Это очень яркая личность в истории красноярского альпинизма. Таких людей забывать не должны, и не лишним будет почтить их память в среде тех, кто был с ними знаком – среди альпинистов, на Столбах. Идею удалось реализовать только в 2009 году, когда был организован Красноярский Клуб Альпинистов. В том году произошла еще одна трагедия – в Ала-Арче погиб мой друг, человек, с которым мы не раз ходили вместе в горах – Владимир Архипов. Мы были в одной команде, в одной компании на Столбах. Замечательный, очень интересный человек, настоящий товарищ. Вот и было принято решение посвятить ежегодные соревнования памяти этих двух выдающихся альпинистов.

Участникам кросса на выбор было предложено две дистанции: спринт – от гранитного карьера до смотровой площадки в Бобровом Логу, протяженностью 2900 м с перепадом высот 350 м, и марафон протяженностью 14300 м и суммарным набором высоты 600 м. В этом году, как и в прошлом, удалось согласовать с администрацией заповедника трассу марафона, частично проходящую в буферной зоне: из гранитного карьера до Смотровой, далее по каштаковской тропе, и возращение на место старта через Откликные и Сторожевой. Трудности на трассе на любой вкус – от крутых подъемов до сложного ориентирования, но и вознаграждение достойное – радость преодоления этих самых трудностей и сказочные виды осенних Столбов!

В этом году в соревнованиях приняли участие 50 человек самого различного уровня и квалификации: от любителей активного отдыха и столбистов до профессиональных спортсменов, участвующих в забегах мирового уровня. Традиционно на старт дистанции вышли не только профессионалы именно в области горного бега, но и другие спортсмены – альпинисты, легкоатлеты, ориентировщики – каждый находит в Кроссе Памяти что-то интересное для себя. Да и погода благоприятствовала: вместо промозглого сибирского октября с выпавшим снегом, как это было в прошлые годы, Столбы встретили участников по-летнему теплой и ясной погодой.

В 10:00 был дан старт, и бегуны дружной толпой устремились из гранитного карьера по недавно открытой в заповеднике «Тропе спортсмена» навстречу первому, но самому крутому подъему на трассе – до контрольного пункта на Смотровой площадке. Уже здесь определились лидеры, которые не уступили своих позиций до завершения гонки – Александр Червяков и Надежда Королятина. Хотя у парней борьба была напряженная: призеры всю дистанцию шли очень плотно, финишировав с отрывом 22 и 37 секунд от победителя, показавшего рекордный результат на дистанции – 1:22:30. У девушек лидеры Надя Королятина и легкоатлетка Варвара Шиканова пробежали с разницей в 1 минуту 50 секунд, намного опередив остальных участниц.

Призовые места распределились таким образом:

Марафон:
1 место: Королятина Надежда и Червяков Александр.
2 место: Шиканова Варвара и Филипчук Владимир.
3 место: Лашутина Татьяна и Купыров Вячеслав.

Спринт:
1 место: Пыресева Елена и Балагуров Вячеслав.
2 место: Ярных Маргарита и Кудров Алексей.
3 место: Москвина Анна и Жигалов Александр.

Соревнования, как водится на Столбах, прошли в уютной дружеской атмосфере: участники подбадривали друг друга во время забега, активно делились впечатлениями после его завершения, искренне и от всей души поздравляли победителей. В ожидании награждения, все успели насладиться природой, погодой и общением, а мы в это время задали несколько вопросов победителям.

— Вы не в первый раз участвуете в этих соревнованиях, что вас в них привлекает, чем они вам нравятся?

Саша: Вообще, это одни из старейших соревнований в Красноярске, которые проходят на таком рельефе: камни, тропы, лес. И второе то, что здесь такая дружеская атмосфера, всегда собираются очень интересные люди, не только бегуны, но и альпинисты, туристы, люди, которым нравится приятно проводить время, нравится природа, нравятся Столбы, — и меня это привлекает.

Надя: Мне нравится сама трасса: она проходит не банально бегом по Центру, по дороге, а можно посмотреть интересные места, Откликные, например.

— Раньше была другая трасса, по Каштаку до Четвертого Столба и обратно, она меньше тебе нравилась?

Надя: Да, она менее интересна, потому что ты бежишь по одной и той же тропе, и, в принципе, ничего не видишь, было скучновато. А здесь можно больше посмотреть, трасса техничней, и подъемов больше.

— Что можете сказать о соперниках? Получилось уже на старте выделить основных конкурентов?

Саша: Я всегда говорю, что мир горного бега в Красноярске достаточно маленький, все друг друга знают, и уже когда выходишь на старт, понятно, что есть группа 5-7 человек, и эти люди будут бороться за первые три места. Уже потом, по ходу гонки, понимаешь, у кого какие сегодня ноги, кто как выспался, кто как покушал, кто как последнюю неделю тренировался – становится ясно, с кем действительно будешь бороться в этот день.

— Но в наших соревнованиях участвуют не только скайраннеры, часто принимают участие легкоатлеты. Им, на ваш взгляд, сложнее на этой трассе, чем тем, кто занимается горным бегом?

Саша: Я вообще считаю, что это очень специфический вид активности, то есть здесь тяжело не только легкоатлетам, здесь тяжело всем: ориентировщикам, альпинистам, даже тем же лыжникам. Это на самом деле очень своеобразный вид спорта, своеобразный вид бега, вид передвижения, который надо тренировать, то есть тренироваться именно на таком рельефе. Другие спортсмены, они здесь не тренируются, они не бегают такие подъемы, такие техничные спуски. Поэтому сейчас мы приходим к тому, что во всем мире происходит: именно люди, которые тренируются, которые выступают в соревнованиях, специфически подходят к этим видам тренировок – они и побеждают. Сегодня участвовали ориентировщики хорошего уровня, легкоатлеты хорошего уровня…

Надя: Варя, например (Шиканова Варвара – прим.). Причем она очень хорошо бегает на асфальте, на асфальте я ее догнать не могу. И здесь она очень хорошо бежит, просто у нее немножко не хватает тренировок именно на такой местности. У нее есть все шансы, она бежала за мной до последнего.

— В прошлом году перед соревнованиями выпал снег. Это сильно осложняет прохождение трассы?

Надя: Совсем другая получается трасса. Потому что, во-первых, трение другое. Некоторые участки получаются скользкими. Во-вторых, уже по-другому надо подходить к выбору обуви. Нужна обувь с шипами, которая будет держать. И, конечно, надо быть более аккуратным на спуске.

— Но из-за плохой погоды интерес к соревнованиям не пропадает?

Надя: Просто другие условия, вот и все. Мне интересней по листве бегать, чем по снегу, потому что снег замедляет. У тебя нет такой точки опоры, ты не можешь сделать такой толчок, скорость будет падать. А здесь все-таки скорость должна быть побольше, получше, потому что людей много.

Саша: Вообще, мне кажется, сейчас идеальное время года для таких соревнований.

Надя: Да, и погода идеальная, дышать очень хорошо. Как будто сейчас не октябрь, а август. Я даже пожалела, что футболку не одела, бриджи короткие.

— Да, с погодой повезло. И красиво очень в лесу. Вот вы сказали, что трасса хорошая, интересные виды. Но вы все-таки бежите, и достаточно быстро. Успеваете любоваться, по сторонам смотреть?

Надя: Я точно успеваю! Немножко поплутали сегодня на участке через Откликные, пока искали тропинку, я все успела посмотреть. Этим и хорош скайраннинг: ты всегда должен понимать, где ты находишься, где бежишь, должен понимать, что перед тобой, потому что картинка очень быстро меняется — здесь камни, здесь дерево, тебе нужно его перепрыгнуть или, наоборот, под ним пролезть… Здесь ты не просто бежишь, здесь нужно работать головой.

Саша: В любых соревнованиях по трейлу и скайраннингу есть этот элемент. Нельзя бежать сломя голову, всегда нужно думать, нужно смотреть, есть ли где разметка – ленточка висит или стрелочка нарисована, — ведь на всем протяжении трассы этого сделать технически невозможно. По поводу того, что мы видим во время гонки – практически ничего. То есть видим тропинку, смотрим камни, деревья – чтобы не споткнуться и не врезаться, потому что скорости развиваются большие, особенно на спусках. Если у тебя есть какой-то спортивный азарт, ты хочешь кого-то обогнать, выложиться — то, конечно, сложно любоваться природой. Где-то мельком увидишь что-то красивое, внутри себя отдохнешь – и бежишь дальше.

— Обычно все соревнования на Столбах отличаются очень теплой, можно сказать, семейной атмосферой. Что можете сказать по этому поводу? Так ли было в этот раз?

Надя: Это такие соревнования, где не нужно замыкаться в себе, а нужно, наоборот, проявлять дружественность, помощь, какую-то поддержку. У нас сегодня после пункта питания компания такая хорошая собралась, бежали с мальчишками, поддерживали друг друга, подбадривали – и это замечательно, это мотивирует.

Саша: Тут многое зависит от места. Горы, скалы, лес – это такое место, которое человека немного возвышает, все негативное уходит. Тут совсем другие мысли, другие эмоции, чем на соревнованиях в городе, на стадионах. Плюс такого вида бега, что здесь очень хорошая атмосфера, даже на Чемпионате России, этапах Кубка России. А элемент столбизма – это уникальная вещь. Столбы – такое место, которое объединяет очень много народа. Ты даже можешь не быть столбистом, но когда ты приходишь сюда, ты попадаешь в определенную атмосферу, и ты стараешься ей следовать. Да, на соревнованиях в Красноярске, на Столбах, поддержка и дружеская атмосфера наиболее сильные, чем везде.

— Кросс проводится в память известных альпинистов – Владимира Архипова и Петра Кузнецова. Вы знали их лично, общались с ними в горах, на Столбах?

Саша: Я встречался с ними на Столбах. Какого-то плотного общения не было, но я знал этих людей, знал, какого уровня альпинистами они были. В те годы я сильно увлекался альпинизмом, и новости о том, что с ними произошло, конечно, поразили меня. Это был какой-то определенный шок, ведь они были очень известны на Столбах, в Красноярске, да и в России тоже. Я считаю, что это очень правильно, что ККА проводит соревнования в память этих людей, потому что они сделали для Столбов, для Красноярска очень многое в плане развития альпинизма. Это очень хорошая традиция. Очень классно, что это не просто забег, а, действительно, возможность собраться, вспомнить, поговорить об этих людях – и это очень важно и правильно. И правильно, что перед стартом Вова напомнил, зачем мы здесь собрались, и ради чего эти соревнования. Это горы, и все осознают, что есть определенный риск. Очень жаль, что такое случилось, но теперь мы можем только помнить этих замечательных людей и продолжать ходить в горы, так же, как они это делали.

***

После финиша последнего участника и награждения победителей и призеров, вся дружная компания – организаторы, судьи, участники и болельщики – отправились пить чай в Алисовку. Расходиться никто не спешил, некоторые отправились лазать по Столбам – ловить последние теплые деньки уходящей золотой осени.

От организаторов соревнований большое спасибо всем, кто пришел, всем, кто участвовал, и, конечно, отдельное спасибо нашим спонсорам — пекарня «Бабушкины плюшки», производитель зацепов и скалодромов aztec-climber.ru, спортивный портал RedYarsk, магазин снаряжения и экипировки splav.ru, уютное и кафе Лаврушка.

Большое спасибо судьям и организаторам соревнований: Гунько Владимиру, Осипенко Александру, Огурченку Константину, Андреевой Светлане, Лоренц Ксении, Соляк Ксении, Торгованой Елене, Мысову Андрею, Слепову Александру, Богдановой Ирине, Мовчану Павлу, Стройкину Евгению и всем кто участвовал, помогал, болел.

В следующем году снова ждем всех на Кросс Памяти, а в ближайшее время – на клубные соревнования по скалолазанию в зале и технике альпинизма.

Итоговые протоколы и фотографии, информация о предстоящих событиях – на сайте клуба krasalp.ru