Московская Школа Инструкторов

Пишет Britt, 09.11.2015 01:34

Когда-то давным-давно в университете подслушал разговор: моя одногрупница спросила молодого препода про диплом университета и о том, как сам факт владения оным поможет ей найти работу. Ответ был коротким и эмоциональным, смысл его сводился к тому, что два десятка поколений подобных придурков обесценили диплом универа до нуля и единственное, что получится монетизировать – это полученные знания.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)

Кроме того, я тренирую второразрядников и выше, и весной этого года мне стало интересно – а чему сейчас учат новичков и третьеразрядников? С каким багажом знаний они придут ко мне? После пролистывания методички ПСР в малой группе стало ясно, что набор приемов с 2009го года, когда я учился в центральной школе инструкторов, несколько изменился.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
В общем, когда анонсировали школу, я был в числе первых записавшихся. Захотели учиться старые друзья, видимся теперь редко – а тут случился повод встречаться почаще.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Кроме того, меня привлекли персоны инструкторов, в первую очередь Сергея Веденина и Андрея Васильева. Я давно знаком и с тем, и с другим, и считаю, что если они вдруг взялись людей учить и тренировать – стоит быть в числе обучающихся, не взирая на имеющиеся корочки, сертификаты и прочие бумажки.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Но у этих двух персон было собственное мнение, от идеи посадить меня за школьную скамью они в восторг не пришли и я оказался в статусе вольноопределяющегося, болтался вокруг занимающихся и смотрел, по каким критериям преподаватели школы оценивают курсантов. Пожалуй, для моих целей так было лучше.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
В итоге я принял участие в московской части курса, а в Безенги поехать не удалось. Надо сказать, что увиденное мне сильно понравилось. В 2009ом году в ЦШИ приезжали гиды, оценивать горы, участников и преподавателей школы. Короткое общение с гидами осталось самым ярким впечатлением того курса, и увиденное мной в Москве в 2015ом показывает, что школа движется именно в том направлении, которое шесть лет назад договорились принять. И движется быстро.
Во-первых, в школу теперь нельзя попасть просто по факту желания. Могут и не взять. Во-вторых, придется учиться. Не будешь стараться, тебя выгонят. По крайней мере, в Москве было так. А инструктора говорят, что теперь так везде, и в ЦШИ и на жетоне. Учиться интересно и полезно, лекции зевоту не вызывают.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Все инструктора говорят и показывают одно и то же. «Контрольных точек» много, и за ними следят. По итогам каждого дня инструктора оценивают участников по стобальной шкале, с аргументацией, за что сняли или добавили баллов. По итогам многих дней каждый участник набирает баллы от разных преподавателей. Инструктора постоянно меняются отделениями, даже если какой-то препод не любит какого-то участника и придирается, сильно «просадить» его он не сможет. И «вытянуть» тоже не выйдет.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Участники, как виделось со стороны, в общем и целом не подкачали. Старались и было видно, что изначальный уровень высокий. Ну и входной ценз был, взяли в школу не всех желающих. Фразы про преподавателей о том, что «завтра справятся не все, первый блин всегда комом»поначалу звучали регулярно. Но негативные прогнозы не реализовывались и голоса затихли. Некоторая растянутость во времени явно пошла на пользу, за два месяца все привыкли к приемам, ритму занятий и тому, что они учатся. Ну и паузы между занятиями многие курсанты использовали для тренировки или заполнению каких-то пробелов. Народ учиться хотел, и это здорово.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Как водится, участникам подогнали шмоток с наклейками и нашивками. Причем стоимость шмоток приблизилась к стоимости обучения. Каждому участнику выдали по мембранной куртке Quechua и теплой прималофтовой куртке от Баска. Я в такой все лето отходил в горах, отличная шмотка. В общем и целом, к процессу обучения серьезно отнеслись не только курсанты :) Спонсорам – огромное спасибо, вещи очень в тему.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Очень много вопросов возникает про набор приемов, которые показывают в школе. Особенно много вопросов вызывает семиметровый кусок репшнура, который называют то кордалеттом, то кардолетой. Из вопросов непричастных людей у меня создается ощущение, что обучение в школе, как представляют себе эти люди, свелось к приемам 50 летней давности. Так вот, в школе не учат использовать кордалетт вместо жумара, спусковухи, обвязки и карабинов. Никто не пытается использовать кордалетт противоестественным образом, все наборы приемов удобные и естественные, с этим набором можно лезть на гору и получать от этого удовольствие. А еще они отлично сочетаются друг с другом и отлично годятся для педагогического процесса, ни у кого из участников при встрече с этими приемами мозг не расплавится.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Надо бы написать про школу что-то плохое, но это непросто, мне мероприятие откровенно понравилось. Приходит на ум лишь такая мысль: базовый набор приемов не совсем привычен тем, кто был новичком лет 6 назад или раньше. Все эти годы люди делали все не так, как они должны учить по выходу из школы, а учить тому, что тебе не родное – это потенциальный провал. На школе потратили довольно много времени на обучение этим приемам. Мы с Олькой метнулись в Крым и сходили пару гор, чтобы попробовать, как оно в деле, с кордалеттом лазается (если кто-то не понял - удобно). Но как на практике организовать людей, чтобы они изучили новую для себя технику и поработали с ней в горах перед школой – ума не приложу.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)
Десять лет назад я был новичком. И мне все время казалось, что учат нас какой-то ереси, а вот настоящая техника – она в каталоге Петцль и иже с ними. Немало способствовало этому отсутствие верхней обвязки на инструкторе, и фирменные усы самостраховок на нем же (а не произрастающие из блокировки системы). В терминах сегодняшней школы это немыслимо – инструктор будет пользоваться ровно тем же, что и участники. И еще он будет живой картинкой из каталога пецль, если вы поняли, о чем я.Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)Московская Школа Инструкторов (Альпинизм, МШИ, фар, фаисм, венто, vento, 7 вершин, Aльпиндустрия, Аlpindustria, декатлон)

P. S. И давайте договоримся о правильном написании слова «кордалетт».

Спасибо спонсорам Школы:
Венто
Клуб 7 вершин
Альпиндустрия
НПФ Баск
ДЕКАТЛОН
Simond
Quechua

Я бы с ходу написал "кордалетт". Ну, как слышу, так пишу.

А в целом, то, что обычно понимают под кордалеттом, излишне. Станцию можно связать из основы (и если лидеры меняются, это самый быстрый вариант, да ещё и безопасный - станция связана динамикой) или из подручных материалов. Кусок репшнура таскать полезно, но завязывать его в петлю совсем не обязательно. И даже нежелательно. Та же станция отлично вяжется просто вщёлкиванием репшнура в карабины, восьмёрка или простой узел, контролька. Вязать петлю, вязать петельки на концах репшнура ну нужно.

Много про кордалет и приемы и вскользь про методики - собственно, главное в ШИ

Про репшнур - так и учат, в кольцо не вязать, носить с собой несвязанный полутораметровый кусочек.
Про кордалетт -ты учитывай, что школа это не про ходить, а про учить. Надо за минимальное время научить людей максимально безопасным в исполнении неподготовленных людей приемам.
А еще надо унифицировать курс с жетоном, где без кордалетта никуда. Приедут люди на жетон, а у них уже привычка носить кордалетт сформирована. Ну а станцию вязать из кордалетта чем плохо? Он динамит, прочности за глаза.

Да в общем и целом, в рутине младшеразрядников встреча с кордалеттом запланирована только на станциях и на тренировках спасработ.

> Чем плохо.

Да ничем. Хорошо. Станция на восхождениях вяжется из того, что на себе осталось после обработки верёвки. Что есть, из того и вяжется.

Первое правило мультипитча: тебе всегда не хватает ровно одного слинга :)

Удобнее и практичнее пользоваться не связаными в кольцо 180-200 мм кусками репшнура диаметром 7-7.5 мм.

Какой все таки мир открывают, не пойму? Расходный реп - 3-5 м - всегда входил в перечень снаряжения альпиниста, начиная с новичков. Или от введения нового иностранного термина его значимость и функциональность куда то сильно выросла?

нового иностранного термина - действительно, есть же русский термин "репшнур")))

Использование или неиспользование "веревочки"(тем паче название) не суть квалификации инструктора; важно умение рассказать и показать. И этому наверняка учили на МШИ "дети Рона", только автор статьи как то не обратил на это наше внимание, увлекшись второстепенными деталями.

Уважаемый йодолоМ!

Я в следующий раз обязательно пришлю вам статью на рецензирование.

А то вдруг я в ней опять напишу то, что хотел сказать, а не то, что хотелось бы прочитать
лично Вам.

Ну или вдруг я опять захочу написать тысячу слов, а Вам вдруг захочется пять тысяч.

Я начал заниматься официальным (клеточным) альпинизмом и ходить с инструкторами в 2006 г., закрыл 2-й р. в 2008-м Ни один из инструкторов не учил меня носить на себе 5-ти метровый реп 7мм, и уж тем более - пользоваться им. В лучшем случае, на дне рюкзака лежал какой-нибудь кусок расходника.

Саш, так а ты свой отзыв о школе написать не хочешь?

Можно предположить сразу, что все инструкторы, которые попались вам на пути к 2 р-ду, были неграмотны и безответственны. Не будем этот фактор сбрасывать со счетов. Но, полагаю, основная причина в другом: часть приемов, в которых можно задействовать в том или ином качестве репшнур, появляется, как необходимость, уже за пределами 2 р-да, и осваивать вы их должны были либо под руководством тренера, либо самостоятельно.

Хотя - согласен - удивительно, что вам не показапли основ полиспаста, где используется реп, или применение его, как спусковой петли, или при вязке носилок и др. Это определенно промах ваших инструкторов.

У нас вообще много лет существует ошибочный подход стратегии подготовки инструкторов: из курсанта в ЦШИ хотя за 20 дней сделать полноценного гида, не учитывая, что первые годы - и не один год - им придется работать с новичками, да третьеразрядниками, да в условиях дефицита времени, когда, дай бог, основы то жизни, передвижения и безопасности в горах внести в головы. А то некоторые уже третьеразрядникам показывают, как передвигаться на стременах, ночевать в платформе и пользоваться тремя-четырьмя типами схватывающего...

Меня тоже удивил уровень школы. Действительно учат учить и состав преподователей очень хороший.

Кордалетта - это калька от итальянского слова "cordaletta", что переводится как "веревочка": la corda - веревка, - letta - уменьшительный суффикс. Каким образом при переходе в русский язык оно поменяло род с женского на мужской, остается загадкой :)

"cordelette" с французского - "шнурок" вполне м.р.

Ну наконец тайна колдалетта раскрыта, это просто верёвочка, шнурок.))

Зачем вот девушка на первой фотке старые Олимпосы надела, в них же по земле ходить неудобно =)

Занятия проводились перед отъездом в Безенги. Там сейчас не жарко))) Нужно было убедиться, не натирают ли.

И, кстати, они там были, имхо, не лишними - было, действительно, прохладно иногда. =)

а это потому, что её еще не причислили к нищенствующему ордену кордельеров или, как их называют в Германии, босоногие братья из-за их сандалий, которые они носят на босу ногу (на последнем фото это видно), только у правильного кордельера на репшнуре навязано несколько грейпвайнов и он повязан на поясе, и концы спускаются до земли... :))

Терминология на школе не впадает в маразм. Никто не навязывает "идеологических" названий. Кому нравится немецкий "репшнур" - пожалуйста, кому итальянская кордалета - ради бога, франко-канадский кордалет - тоже приветствуется. Русофобам можно даже использовать "вспомогательная веревка"!!! Главное - понимать суть и уметь научить. Никакого заговора против Кропфа не было и нет)))