Давайте помнить вместе! Вечер памяти Анатолия Букреева

Пишет Редакция сайта, 11.11.2015 14:11

Давайте помнить вместе! Вечер памяти Анатолия Букреева (Альпинизм, Анатолий Букреев, эверест, мы в обществе, видео)
Память об ушедших в прошлое событиях, людях – основополагающее свойство человеческого общества. Благодаря ей мы становимся преемниками великих дел, мыслей и достижений, она двигает нас вперед, учит, даёт ориентиры.

Анатолий Букреев – один из гигантов уходящей эпохи советского альпинизма, с его командным духом, проявлением невероятной воли и профессионализма в любых ситуациях. Именно поэтому мы решили вместе со всеми вами вспомнить, а кому-то уже и рассказать об этом выдающемся альпинисте, 4 декабря 2015 года в Центральном Доме Кинематографистов.

В этот день мы встретимся с участниками ярких событий тех времён – спортсменами Второй советской гималайской экспедиции на Канченджангу 1989 года, в составе которой на свой первый восьмитысячник взошёл Анатолий Букреев. Имена этих людей говорят сами за себя, поэтому мы просто перечислим их:

Эдуард Мысловский, Василий Сенаторов, Николай Черный, Василий Елагин, Владимир Коротеев, Евгений Клинецкий, Евгений Виноградский, Сергей Бершов, Сергей Ефимов, Сергей Богомолов, Казбек Валиев, Владимир Каратаев, Александр Погорелов,Михаил Можаев, Ринат Хайбуллин, Владимир Сувига, Александр Глушковский, Юрий Моисеев, Валерий Карпенко.

Гостями вечера станут:

братья Анатолия Букреева – Николай и Александр, первый тренер – Татьяна Дмитриевна Ретюнская, соавтор всем известной книги о событиях на Эвересте в 1996 году «Восхождение» – Г.В. ДеУолт, и переводчик книги на русский язык Петр Сергеев.

В этот вечер мы не только услышим рассказы друзей и родственников, но увидим Анатолия Букреева таким, каким его знали и помнят, благодаря огромной работе, проделанной Виктором Козловым – руководителем экспедиций сборной команды России по альпинизму. Виктор собрал для нас уникальные видео-материалы тех лет и впервые представит их широкой аудитории в короткометражных фильмах:

- «Анатолий Букреев» – представление Анатолия Букреева
- «Траверс горного массива Канченджанга весной 1989 года»
- «Трагедия на Эвересте весной 1996 года» из интервью Анатолия Букреева
- «Индонезийская экспедиция на Эверест весной 1997 года» Анатолий Букреев, Владимир Башкиров, Евгений Виноградский.

Друзья! В рамках подготовки к этому событию мы предлагаем вам вспомнить Анатолия Букреева на страницах Риска. Мы призываем всех, кто знал и соприкасался с судьбой Анатолия Букреева, поделиться с нами впечатлениями о нём, рассказать о совместных восхождениях, встречах, сказать несколько тёплых слов. Ценными для нас будут не только ваши слова, но и совместные фотоматериалы! Если вам есть что рассказать, сделайте это прямо здесь – на Риск.ру, а организаторы вечера соберут из ваших заметок памятный ролик, который будет показан на вечере и потом останется в сети на все времена! В благодарность за ваше участие мы вручим каждому из оставивших заметку книгу Анатолия Букрева и Г.В. ДеУолта «Восхождение» с автографом Г.В. ДеУолта.

Ваши воспоминания оставляйте в комментариях к этому посту в формате: ваша фамилия и имя, род занятий (или ваш статус по отношению к Анатолии, пример - учились в одной школе, вместе тренировались на Кавказе и тд), текст комментария. Если в вашем распоряжении есть фотографии Анатолия или вас вместе с ним, выкладывайте их также здесь в комментарии + продублируйте на почту editor@risk.ru. Сбор комментариев будет закончен 27 ноября в 17:00.

Ждём вас 4 декабря в 18.00 в Центральном Доме Кинематографиста.
Москва, ул. Васильевская, д. 13 стр. 1

Вход по приглашениям.

Спонсоры:
Меценаты: Владимир Ланде, Дмитрий Москалёв, Сергей Богданов, Владимир Богданов, Евгений Клинецкий

При поддержке:
Информационные партнеры:

Короткая справка по материалам Википедии:

Анатолий Букреев – заслуженный мастер спорта СССР и мастер спорта международного класса по альпинизму, взошёл на 11 восьмитысячников, «Снежный барс».

Родился 16 января 1958 года в городе Коркино, Челябинской области. Альпинизмом начал заниматься с 12 лет, свои первые восхождения совершил на Урале. На семитысячники Памира Букреев взошёл в составе сборной Казахстана по альпинизму. В 1989 году Анатолий вошёл в состав участников Второй советской гималайской экспедиции под руководством Эдуарда Мысловского. Советские альпинисты первые в мире совершили траверс всех четырёх вершин горного массива Канченджанги. За траверс четырех вершин Анатолий награждён орденом «За личное мужество».

В мае 1991 года в составе Первой казахской гималайской экспедиции взошёл на вершину Дхаулагири, а осенью совершил своё первое из четырёх восхождений на Эверест. В период с 1992 по 1997 год Анатолий Букреев совершил ещё 14 восхождений на вершины выше 8000 метров.

В 1996 году Букреев работал одним из гидов американской коммерческой экспедиции на Эверест, организованной компанией «Горное безумие», которая обеспечивала восхождение своих клиентов на вершину. Одновременно с экспедицией Фишера на горе работала новозеландская коммерческая экспедиция компании «Консультанты по приключениям» под руководством Роба Холла. Из-за целого ряда организационных и тактических просчётов часть клиентов двух экспедиций, а также их руководители, после финального штурма вершины не успели до темноты вернуться в штурмовой лагерь на Южном седле на высоте 7900 м, а в результате разразившейся ночью непогоды восемь человек погибли, и ещё двое пострадали. Анатолий один, несмотря на метель, ночью вышел из лагеря на поиски и лично спас троих клиентов экспедиций: Сандру Питтмэн, Шарлотту Фокс и Тимоти Мэдсена, по очереди дотащив их до палаток лагеря.

Американский Альпийский Клуб наградил Анатолия премией имени Дэвида Соулса за спасение людей в горах с риском для собственной жизни.
Руководство Казахстана наградило Анатолия медалью «За мужество», и включило в список лучших спортсменов Казахстана XX века.

Анатолий Букреев погиб в Гималаях 25 декабря 1997 года во время зимнего восхождения на вершину Аннапурна в связке с итальянским альпинистом Симоне Моро. Альпинистов сопровождал казахстанский кинооператор Дмитрий Соболев. 25 декабря после очередного выхода на обработку маршрута все трое участников экспедиции возвращались в базовый лагерь для отдыха. Во время спуска выше них вдруг обвалился снежный карниз, который вызвал внезапную лавину, которая смела всех троих. Моро, который шёл последним по склону, лавина протащила около 800 метров, он получил травмы, но остался жив и смог самостоятельно добраться до базового лагеря и вызвать помощь. Букреев и Соболев погибли.

Фото: из интервью Нины Леонтьевой

Извиняюсь что не по теме, но что у БАСК с лого случилось? в очередной раз меняют чтоль? ну такой классный человечек с рюкзаком ведь был и цвета приятные и сразу видно к какой сфере фирма относится, а тут какие то три колючки розовых в квадрате с отгрызаными краями =(

Я Александр Самчук, альпинист-любитель, предприниматель, Краснодарский край, 48 лет. Я несколько дней виделся с Анатолием на Чимбулаке в феврале 91-го. Я бывал там раньше с альпинистами из Байконура, сам был офицером Московского округа ПВО, и в ту зиму я организовал там сборы начинающих альпинистов для выполнения норматива 3-го разряда, 20 участников. Приехали помочь мои друзья - опытные альпинисты, инструкторы и руководители восхождений из Минска и Питера. Мы выпускались через Казахский альпклуб. Провели несколько дней акклиматизации, но мне всё ещё не хватало руководителей инструкторов на восхождения. И тут кто-то из спасателей в нашем домике (думаю - это был Сергей Марин) посоветовал сходить к соседям,- у них вроде как были свободные для работы с нами опытные ребята. Я пошёл вечером в соседний домик, вошёл - и буквально глазам не поверил - там были Ерванд Тихонович Ильинский, Юрий Голодов и Анатолий Букреев! Тогда не было интернета, но практически все имеющиеся в СССР книги про альпинизм я прочитал, не пропускал статьи в спортивных изданиях, видел все фильмы и очень нечастые передачи про альпинизм, - Ильинский с Букреевым, как и все другие выдающиеся советские и российские альпинисты, были тогда для нас, как иконы. Ильинский спрашивал сколько у нас участников, как я всё организовал, какие планы...И Анатолий предложил сидящей там же с ними девушке поработать с нами. Это была Юля Сапунова из Томска. Она ходила с нами в тот год, и через год летом водила нас на Замок в Дугобе. Ильинский пообещал позвонить утром в клуб, попросить походить с нами Токмакова (к своему стыду - не помню, как его звали...замечательный человек) - и он тоже тогда поднимался к нам из Алма-Аты и водил наши группы на несколько вершин. Через день в 4 утра мы выходили открываться на п.Амангельды, и через минут 30 нас догнал Анатолий, шёл практически бегом, спросил куда идём, сам шёл туда же, пошутил чтоб мы его тут подождали и пока перекус свой съели, чтоб не таскать зря, а он через часок записку с вершины принесёт. Не помню уж, сколько тогда времени у нас-разрядников занимал выход и возвращение с Амангельды, ну уж точно не раньше 12 дня оттуда возвращались. Не успели мы дойти даже до начала маршрута- Анатолий уже бежал вниз! Отдал записку с вершины, поболтал с нами минутку и побежал на Чимбулак. Мы не могли поверить своим глазам...Кажется - ещё солнце не встало. Так я первый раз узнал и увидел, как Анатолий мог бегать на вершины...Мы тогда вернулись часов через 5-6...Ещё несколько раз в те дни мы виделись с Анатолием на базе и во время выхода на восхождения. За год до этого там же при спуске с пика Маяковского 27 апреля 90-го погибли в лавине 4 альпиниста, один из них - мой близкий друг с детства и однокашник Саша Курцев, офицер с Байконура. Я привёз с собой из Москвы большую памятную плиту из "нержавейки" с их именами, и в первый день отдыха между выходами мы пошли устанавливать плиту наверх, на место их гибели. Там уже была почти такая же, установленная ранее альпинистами Казахского клуба. Анатолий видел нас в тот день, спрашивал, куда так поздно собрались, узнал куда - сказал "молодцы", позвал вечером в сауну гостиницы "Чимбулак". Хорошо погрелись в сауне, видели Владимира Запеку, он тогда работал в "Чимбулаке", Анатолий рассказал немного о Гималаях и о том, что чуть не половина первовосхождений и первопрохождений в Зайлийском Алатау связаны с именем Запеки. Вот так один раз мои занятия альпинизмом дали мне, хоть и совсем чуть-чуть, но запомнившуюся встречу с Анатолием Букреевым, с Ервандом Ильинским, с Токмаковым и Запекой. Я читал книгу Анатолия, читал других о нём, и очень горжусь, что хоть несколько часов, но пообщался с ним лично. Смотрел фильм "Эверест" и был огорчён, что подвиг Анатолия в тот год на Эвересте в этом фильме не был выражен достойно, а сам актёр очень и очень далёк от своего героя и совершенно не похож на Анатолия...

в правы!

Спасибо! Интересные и ценные воспоминания!

Он успел многое! Дай бог другим1

Упоминания о Анатолии Букрееве встречаются в некоторых книгах, сведения из которых ещё только предстоит собрать во единое, чтобы отобразить биографию этого человека. Не встречал в Интернете фотографии из книги Василия Сенаторова "Траверс", решил добавить в комментарии, надеюсь, никто не будет против. )
Букреев
Комментарий к фотографии в книге: "Цветы - победителям. Офицер связи Ганеш Рай приветствует Анатолия Букреева".

Братья Анатолия - Александр и Николай прислали сегодня фотографии для вечера и несколько песен в исполнении Анатолия Букреева. Все эти материал будут использованы на вечере 4 декабря.

Большая просьба к друзьям Анатолия: помогите опознать людей и место.

Также нам не известно авторство одной песни (есть предположение, что песня принадлежит Анатолию, но это не точно)/

Песня: "И в который уж раз с рюкзаком на плечах..."

Фото №4

Фото №16

Фото №17

Фото №23

В продолжение к фото №23 хочу разместить фото этой осенней экспедиции на Эверест с Юга 1991 года
HWScan00138
Лукла,вся команда в сборе:слева на право:Гена Копейка,Даниель Мазур,Роман Гиатуашвили,китче-бои,Елена Кулишова,Владимир Балыбердин,Владимир Горбунов,Алексей Климин
HWScan00135
Концерт под открытом небом в Намчебазаре
HWScan00139
Мед.осмотор перед выходом
HWScan00137
Сборы в путь дорогу наверх
HWScan00136
Все мысли о ней...о горе... Бука+Aleksander Lwow/Польша

А эта фотография имеет отношение ко 2-Гималайской экспедиции на Канченджангу:
Участники сбора в Эшерах/Сухуми 26.10.1987 года/Сборная команда СССР по альпинизму перед Канченджангой,а так же автографы....
В принципе фамилии все довольно известные :
1-й ряд(слева-направо):А.Шейнов,В.Коротеев,В.Елагин,В.Балыбердин,С.Богомолов,В.Хрищатый,М.Можаев,В.Мороз,В.Дедий
2-й ряд:В.Моногаров,Е.Виноградский,Е.Кулишова,Э.Мысловский,Э.Ильинский,Е.Дорофеева,К.Валиев,А.Мошников
3-й ряд:С.Орловский(доктор),Н.Черный,Э.Липень,В.Каратаев,?,А.Погорелов,А.Токарев,?,М.Туркевич,Г.Луняков,С.Арсеньтьев,В.Сувига,А.Букреев,
А,Глушковский,З.Халитов,В.Иванов,С.Бершов,В.Пастух,С.Ефимов

Елена, срочно нужен сказ этой фотографии!!! Посмотрите личную почту на Риск.ру.

На фотографии №9, 4й справа, очень похож - Василий Сенаторов, участник 2й Советской гималайской экспедиции (на Канченджангу), в должности радист-переводчик
На фотографии №15, в очках, Александр Шейнов.
На фотографии №23, в верхнем ряду, 2й слева - Владимир Балыбердин. Между прочим, первый советский альпинист на Эвересте. )))
Обо всех этих людях я знаю исключительно из книг, поэтому прошу прощения, если кто-то уверен больше чем я.

Сомневаюсь ОЧЕНЬ, что на фото №15 "в очках Александр Шейнов"...

Коля, сомнения не напрасны. Это не "Киргиз".

Да! Забыл ещё упомянуть, что вижу на фото №17 в центре с ребёнком Ерванда Ильинского (знаком с ним исключительно по книгам Урубко). На фото №23, он же, стоит рядом с Владимиром Балыбердиным, в верхнем ряду, второй справа соответственно.

На фото 17 и 23 Ильинского нет.
Фото 23. Участники экспедиции на Эверест с Юга в 1991 году.
Стоят слева направо: Г. Копейка, В. Балыбердин, ?, А. Климин
Сидят слева направо:Е. Кулешова, ?, А. Букреев
В экспедиции кроме названных мной участвовали Р.Гиуташвили, доктор В.Горбунов.

Спасибо Николай!

Стоит третий -доктор В.Горбунов
сидит в центре - Александр Шевченко (руководитель экспедиции "Лхоцзе-90")
Фото в Катманду, на крыше отеля

Михаил, нам нужны точные данные, а не предположения...
Извините.

По просьбе Елены Кулишовой пересылаю ее комментарии по фото...
на фото №14(Осень 1995 года,Катманду,в холле отеля встреча друзей: сидят на диване:Букреев А.,Кристина Дапкунайте(Вильнюс),Елена Кулишова,Алексей Никифоров,?,стоит участник трекинговой группы под Макалу Джон(Лондон).А по фото №23,добавь к информации от Коли Тотмянина(ТОТ):стоит рядом с Бэлом - Владимир Горбунов(врач экспедиции),а по центру сидит Александр Шевченко(руководитель экспедиции).В этой экспедиции также принимал участие Даниэл Мазур(USA)

Показать комментарий

Ух ты! Фотография с автографами легенд альпинизма. Я пожалуй, себе сохраню на память )

Букреев_Балыбердин
Базовый лагерь экспедиции "Эверест-91"
цель экспедиции - установить рекорд скоростного восхождения на Эверест.
Погода помешала...

Еще пару слов о нашем знакомстве с Анатолием и экспедиции "Эверест-91".
С Анатолием мы встретились на отборе в Экспедицию "Канченджанга-87". Это, пожалуй, были самые суровые отборки в первые советские Гималайские экспедиции (может на "Эверест-82" было еще круче!?): конкурс документов, сбор по ОФП и скальной подготовке на Кавказе, медико-биологические и психологические исследования, первые в истории бега на Эльбрус, сбор на Памире - восхождения на Коммунизма и Корженеву, бега 6700-7495, скоростные восхождения... Анатолию особенно легко давались скоростные состязания на высоте.
После Кавказского этапа я вместе в Букреевым был в четверке особо выделенных лидеров, но точку в определении сборной поставили уникальные бега п.Хохлова-п.Коммунизма (6700-7495)! Здесь Анатолий был на высоте, а я расслабился и стал 21-м из 20 членов сборной...
В следующий раз мы встретились на Эвересте. Владимир Балыбердин организовывал экспедицию «Эверест-91», основная цель которой – установление рекорда скоростного восхождения из базового лагеря до вершины. Планировалось выйти на вершину менее чем за 20 часов. (Прежнее достижение – Марк Батард, без использования кислородных баллонов, 5.10.1990г. - 22ч 29мин.)
Балыбердин пригласил в эту экспедицию Букреева, зарекомендовавшего себя уже к этому времени, как самого быстрого высотника. Я возглавлял вспомоготельную группу и должен был снять фильм. К сожалению, я потерял свою копию видеосъемок, а у Владимира Балыбердина, после его трагической смерти, они тоже потерялись...
Об этой экспедиции я в свое время написал статью - http://alpclub.com.ua/node/1459.
Но поразил меня тогда Анатолий своей целеустремленностью в достижении цели! Вот выдержка из статьи:
"Первая группа (Балыбердин, Букреев и двое американцев) настолько прониклась спортивным духом и стремлением установить рекорд, что во время акклиматизационного выхода, переночевав на седловине, решили подняться еще выше по склону в сторону вершины.
Анатолий Букреев, обладая невероятным здоровьем и выносливостью, не сдержал свой порыв и оторвался от группы. За ним пошли американцы. Бэл, который во время акклиматизации не собирался высоко подниматься, шел сзади. Когда Бука серьезно оторвался от группы, Бэл стал жестами и криком возвращать всех назад. Один из американских альпинистов повернул вниз, а лидируящая двойка стала неудержимо удаляться… В итоге: Букреев взошел на вершину, американец шедший за ним вернулся с высоты около 8500м, а Балыбердин, в котором проснулось самолюбие, стал доганять Буку и через пару часов тоже вышел на вершину.
В базовом лагере непальские офицеры связи и иностранные альпинисты им не поверили – за такое короткое время, без хорошей акклиматизации, при плохой погоде – невозможно достичь вершины!
Сидя вечером в базовой палатке мы с грустью переваривали создавшуюся ситуацию: во-первых, Бэл серьезно поссорился с Букой из-за нарушения дисциплины и самовольного выхода на вершину и даже запретил ему спортивное скоростное восхождение, во-вторых, гору не зачли… Анатолий вдруг резко поднялся и выскочил из палатки. Вернувшись через некоторое время, он принес доказательство покорения вершины. Оказывается, на вершинной металлической треноге он снял нательный крестик, который днем раньше занес и оставил там английский альпинист. Справедливость восторжествовала – гору им «зачли»!"
И второй отрывок из статьи:
"Владимир Балыбердин все-таки предпринял попытку скоростного восхождения. Днем позже он в 22.00 вышел из базового лагеря и через 16 часов достиг высоты 8400-8500м. Из-за ураганного ветра достичь вершины ему, как и нам, не удалось.
Анатолий Букреев, несмотря на запрет Бэла, вышел из базового лагеря на пару часов позже Балыбердина и, приблизительно в том же графике и с тем же отрицательным результатом, вернулся обратно."
Букреев_аэропорт_Лукла
А это фото было снято в Лукле. Мы, в завершении экспедиции, ждали самолет в Катманду. Нас футболили от рейса к рейсу... Чтобы скоротать время, Толик прямо на аэродроме снял шапку, набросал туда из своих карманов непальских денег и с серьезным видом дал концерт! Денег не заработали, но повеселились!

Валерий Карпенко не смог прилететь на вечер, но прислал несколько своих воспоминаний, которые разрешил использовать.

Уважаемый Владимир, искренне благодарен за приглашение на вечер, до последнего момента надеялся прилететь, пообщаться с друзьями, с учетом разницы во времени это возможно было сделать сегодня. Не получилось по работе. Самые теплые пожелания всем ребятам и Вам.

Бука был мне близок по-своему, мы с ним откровенно общались как доктор и пациент. Помнятся две ночи: под Канченджангой втроем с Валерой Хрищатым ночь отдыха с разговорами после бешеного спуска в апреле перед успешной серией вохождений. Костер из лопающегося бамбука, масса воздуха с кислородом и хрустальные ручейки чистейшей воды среди зеленых кустиков в Талунге под языком ледника.
И еще одна ночь в Московской больнице в декабре 1991 года, где я находился после серии операцией по поводу тяжелого перелома ноги на Аннапурне. Это были выходные, пустая палата и Толя, оставшийся ночевать на свободной койке.

Толя понимал условности жизни, как альпиниста и искал философское обоснование этого вида существования. Мы говорили о жизни восходителя, не как бесконечной гонки от вершины к вершине, и ухода от реалий времени, а постижения смысла пребывания в этом мире и как создания истории уникальной личности.

Я думаю у Толика это получилось...

С глубокой благодарностью за организацию этого события, Ваш Валерий Карпенко.

Друзья, объявление от гостя вечера, который потерял кошелек - если кто нашел, просьба связаться:

Здравствуйте! Прошу разместить у вас на сайте информацию о потерянных документах на вечере памяти Букреева А.А. на имя Булгакова Петра Петровича. Визитница черная внутри три банковских карты и водительские права. На возврат денег не надеюсь, но может хоть документы найдутся с картами. Заранее спасибо. Контактный тел: 89252063440,