Эльбрусиада. Девять дней одного года.

Пишет liana, 11.11.2015 16:52

Как мы на вершины Эльбруса восходили.
Повесть иеродиакона Троице-Сергиевой Лавры отца Герасима (Пичугина), со автором Лианой Даренской, в компании с Аркадием Клепининым, коий по причине болезни на восхождение не собирался.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)

Решение пойти на Эльбрус родилось как- то необычно быстро. На Арарат мы чуть ли не полгода готовились – собирались, планировали, обдумывали. А тут буквально за пару недель решились.
С гидом Олегом Миллером я познакомился уже непосредственно по приезде в Терскол.
4 мая мы были на месте. Поселились в пятиэтажке. Вечером встретились с Олегом, обсудили планы на акклиматизацию. Решили воспользоваться ски-туром и, если погода позволит, на лыжах и подняться. Снега много, идти удобнее и приятнее, чем пешком. К тому же еще одну пару обуви - ботинки альпинистские - не пришлось тащить с собой. Что, по меркам перегрузов, безусловно, плюс.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
5 мая. Сбрались, взяли наши лыжи с камусами, рюкзачки с необходимыми вещами и термосом чая (килограмм пять-семь весом все вместе) и пошли от Азау вверх.
За три часа дошли до станции “Мир”, отдохнули в кафе, попили чая облепихового и съели по кусочку торта. По ощущениям для первого дня было не так трудно, только я натер левую ногу. Пластырь compeed это дело легко и просто исправил. Очень полезная вещь. После отдыха мы с удовольствием катнули на лыжах вниз до Азау. Решили, что для первого солнечного дня вполне достаточно.

День второй, 6 мая, Олег устроил нам сюрприз. С утра на канатке поднялись на “Кругозор” и оттуда вышли к леднику Малый Азау, левее лыжных трасс и начали подьем, наслаждаясь окружающими видами и красотой гор. Погода снова нам улыбалась и манила выше и выше! Все было белым-бело – снег, везде белоснежный, свежий. Сияло солнышко, над головами - чистое, почти безоблачное небо. Но, тем не менее, было прохладно и ветрено. От “Кругозора” поднялись до “Бочек” за три с половиной часа. Усталость ощущалась, но не сказать, что прямо целиком выложились. Думали не пойти ли выше, но вовремя остановились, зачем перебарщивать. Там же и пообедали, договорились о ночлеге на завтрашнюю ночь и снова спустились до Азау.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
После обеда солнце уходит, и склоны мгновенно подмерзают, по этим застругам мягко говоря, не комфортно на лыжах спускаться. Ладно у меня тяжелые фрирайдные лыжи, которые более-менее прорезали эти глыбы льда, а вот на ски-турных было чуть прикольнее. Получалось фигурное скольжение с преодолением препятствий.
День следующий, 7 мая. Часов в десять утра до “Мира” мы добрались на подъемниках, а уже оттуда начали подъем на “Бочки”, что бы в целях более глубокой акклиматизации, там и заночевать. Нам с Олегом пришлось хорошенько помахать лопатами, что бы выкопать к двери узкую траншею. Снега-то, буквально, по шею.
Ужинали знатно в кирпичном кафе. Накормила Ольга нас очень вкусно! В бочке достали спальники, попили чаю, поговорили еще и стали укладываться. Окна пришлось дополнительно подзавесить одеялами, которых внутри нашлось в избытке, потому что сквозило не на шутку…
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Спалось на удивление хорошо. Голова не болела, ожидаемых ощущений горняшки не происходило. Единственное, что беспокоило и не только меня – периодическое ощущение нехватки воздуха. Воздух снаружи холодный, в мешке, однако – тепло. Но вдруг просыпаешься и учащенно дышишь, высовываешь нос наружу, что бы надышаться.
Проснувшись часов в шесть утра, я был поражен красоте снаружи – ясное небо, морозно, солнце светило с востока во всю силу, освещая горы до самого горизонта. Олег к тому времени с другой группой ушел на гору, как и договаривались. Позавтракав своим пайком и попив чая из термосов, быстренько собрались, надели лыжи и пошли вверх. В планах – подвиг. Дойти как можно выше. После приюта Одиннадцати юго-восточный ветер с набором высоты набирал силу и скорость, вьюга периодически бросала в нас тучи мелкого колючего снега. Примерно на высоте ок.5 000 м спокойно идти, передвигаться, стало не реально из-за сильных порывов ураганного ветра.
Вершины Эльбруса, да уж чего там – даже людей, идущих немного выше нас – скрывались в клубах снега, несомого ветром. Сами вершины были покрыты плотным, облегающим облаком вплоть до Косой. При попытке попить чай из термоса, что бы согреться и продышаться, струйка выливалась куда-то совсем не в кружку. Дело бестолковое… Мы решили возвращаться вниз. Камуса снять не представлялось возможным на таком ветру и мы поползли на лыжах плугом вниз. Возле обелиска на скалах Пастухова остановились и таки при продолжающемся сильном ветре сняли камуса. Ветер дул бешеный, стоять было холодно. Справившись с камусами и лыжами, покатили вниз. С падением высоты ветер становился слабее, пока возле Бочек совсем не затих. Как потом рассказал Олег, бОльшая часть групп вернулась в этот день с седловины и ниже. Обморожения, падения, травмы, масса неприятных минут на спусках…
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
На Бочках мы пообедали, передохнули и поехали до Азау. Самое главное, надо было начать спуск до трех часов дня, чтобы опять «радостно» не попасть на обледенелые склоны с жесткими застругами и замерзшим расколбасом.
Вид на Приют 11.

8 мая. Устроили день отдыха и сборов. Высыпались, отьедались, собрали одежду с миру по нитке (у Лианы, как оказалось, не было теплых штанов, на пример.) Как-то не ожидали мы такие холода наверху в мае, почти летом).

9 мая. Запаковали рюкзаки уже к восхождению, в надежде на хорошую погоду. На подъемниках поднялись до “Мира”, оттуда с ветерком на ратраке добрались до приюта LeapRus. Это такое технологическое сюрреальное чудо, в своем роде «продвинутые Бочки». Находятся чуть ниже приюта Одиннадцати, сильно левее от тропы. Найти места на ночевку удалось случайно. Друзья, которые следили за нашими планами в ФБ, помогли общими знакомыми. Все, как всегда, на связях…
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Нас пустили. В «стоимость путевки» входил обед, ужин и завтрак. Что особенно потрясло – свежие овощи на столе, несколько видов варений и джемов, разносолы, прекрасный суп в количестве маленькой, но кастрюли на одну персону. Чистота, порядок, уют. Как мы после ТАКОГО обеда смогли вывалиться к вечеру на ски-туре «погулять», даже и не знаю.
Из приятных неожиданностей, в какой-то момент к нам в «бочонок» подселили еще одну группу – Андрея Пучинина с друзьями. Вот это да! По началу они собирались только на акклиматизацию, но сходив погулять вечерком, решились на штурм на следующий день, т.е. вместе с нами.
Под великолепный закат мы добрались на ски-туре до приюта Одиннадцати. Не удержавшись, зашли внутрь. Лиана снова встретила знакомых. На встречу вышла Лена Кузнецова. И они тоже собирались завтра на гору. Но сильно раньше нас. Мир ваш, альпинисты, и вправду, тесен.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Ужин сервировали так же обильно и красиво. Хорошая компания усиливала теплоту и лишь подчеркивала красоту за окном-иллюминатором. Сидишь, как в космолете, ощущаешь себя как в кино про межпланетные рейсы.
После ужина выдались душевные посиделки с песнями под гитару. Андрей Пучинин и Олег Миллер зажигали. Спели, наверное, не меньше десятка песен! Приятно и комфортно.

После этого занялись серьезным сбором рюкзаков на завтрашний штурм. Приготовили одежду. Олег нас проконсультировал, что надевать, что с собой взять. Положили под обогреватель сапожки ски-туровских ботинок, рукавицы, чтобы они были сухими и теплыми к утру. Легли спать где-то между 22 и 23 часами.
10 мая.
Подъем в половине четвертого утра. Я ощущал приятное волнение и предвкушал восхождение. Было немного беспокойно и страшновато, - будет ли погода благоприятна, хватит ли сил, хорошо ли акклиматизировались? Ну, короче, адреналин уже впрыскивался нано-дозами.
Оделись основательно, в четыре часа утра позавтракали гречневой молочной кашей, выпили чаю, заправили термоса. К пяти часам утра были готовы и ожидали ратрака, который подбросит нас к скалам Пастухова. На склоне было видно фонарики восходителей, вышедших сильно раньше нас…
О снаряжении.
На ноги я надел две пары носок: ски-туровские тонкие носочки, поверх них обычные горнолыжные длинные под колено, термобелье Ortovox Supersoft, сверху него толстое термобелье Sivera, штаны Montura Vertigo 2 и поверх всего горнолыжные брюки Sweet Protection Gore Tex.
На корпус надел те же два комплекта термобелья, флиску Outventure 100, куртку с утеплителем Primaloft Sivera (-20 в статике, до – 25 в движении), и поверх всего так же куртку Sweet Protection Gore Tex.
На голове: балаклава Salewa и капюшон от куртки Sivera Primaloft.
Глаза мои защищала комфортнейшая маска Julbo Zebra.

Хочу поблагодарить за такую экипировку центр «Штурм», что на Октябрьском поле, Тимура Ахмедханова лично и Аркадия Клепинина!
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Приехал ратрак, загрузили в него свои лыжи, рюкзаки, сели и поехали. На скалах Пастухова оставили лыжи и в кошках, предварительно надетых у приюта, начали восхождение. Было примерно 5:15. Дул средней силы холодный ветер, светало, было холодно. Я все беспокоился за ноги, т.к. ощущал, что кончики пальцев холодели, но все же надеялся в движении разогреться – так и случилось. И не только у меня. Постепенно по ходу настроились, взяли свой темп, ритм дыхания – старался дышать через нос, как советовал Олег.
В начале Косой отдохнули немного, проверили надежность крепления кошек, рюкзаки, надели теплые варежки поверх перчаток и двинулись дальше. Очень важным считаю отметить, что наш гид - Олег Миллер накануне нашего выхода уже был сильно уставшим, так как ровно сутки назад боролся с бурей на восхождении с другой группой. Конечно, он не успел до конца восстановиться. Впереди нас шла группа Андрея Пучинина, к которой присоединился РАНО УТРОМ, добежавший из Азау прямо до leapRus Семен Дворниченко (Лиана сказала, что он известный «лось». Верю))).

Я спросил разрешения Олега пойти вперед с группой Андрея, т.к. наша группа уменьшила темп, и у меня стало сбиваться дыхание при ходьбе. Догнал я группу Андрея уже на седловине. Отдохнули, попили чаю. Я съел яблоко. Мне лично очень подходят для перекуса на восхождениях яблоки. Понял это и почувствовал еще на Арарате. Но, увы, группа Андрея решила спускаться. Одному из ребят стало плохо, человек стал замерзать , состояние ухудшалось. Блиц у ребят, к сожалению, не получился.

Я остался один. Стал замерзать потихоньку и все таки силы постепенно уходили. Принял решение идти дальше одному. Поднялся до перил. Постоянно контролировал свое самочувствие, пытался понять, ощутить в себе, все ли нормально с телом и головой. Мне было хорошо – ни холодно, ни жарко – оделся по рекомендации Олега как надо. Достал ледоруб, повесил на беседку ледобур и усы самостраховки, одну (левую) палку убрал в рюкзак. Пристегнулся к перилам и начал подниматься потихоньку. Здесь ветер ощущался как совсем не слабый. При порывах я зарубался и останавливался переждать.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Страшно уже не было совсем, - это не хвастовство, это констатация факта. Я шел и всю дорогу просил Бога, чтобы погода не подвела. Светило солнце и по ощущениям все складывалось отлично! У начала перил меня догнал мужчина лет пятидесяти. Мы вместе начали ползти вверх вдоль перил. Я ему помог пристегнуться, т.к. у него были карабины с неудобной блокировкой, и сам мужчина выглядел неуклюжим и неповоротливым, даже странным – улыбался и не мог толком ответить на мои вопросы. В результате он решил остаться и не подниматься дальше. Позже, при спуске, я его снова встретил в составе большой - около пятнадцати человек – группы, идущей вверх по перилам.
Перила, пожалуй, самый интересный и захватывающий участок восхождения. Открывался обалденный вид на Восточную вершину, было хорошо видно седловину и все вокруг. Склон, по которому были проложены перила, задуло толстым слоем снега – ветер временами очень сильный. Мороз около -18 градусов.

Благодаря плотному слою снега вдоль перил, было удобнее подниматься, - ледоруб хорошо входил в толщу снега и фиксировался, кошки входили в снег надежно и жестко. Здесь я и вспомнил все уроки инструкторов и друзей, как правильно идти в кошках, как пользоваться самостраховкой и ледорубом. Когда закончилась последняя веревка, я вышел на полку и застал там небольшую группу японцев с тремя русскими гидами, готовящимися к спуску. Японцы были одеты в теплые гималайские комбинезоны – серьезный видок, я вам скажу. Я передохнул чуток, и пошел дальше. Вскоре вдалеке показалась вершина. Казалось, что до нее совсем близко, но в реальности идти было тяжело, приходилось останавливаться, чтобы передохнуть, но дыхание ощущалось стабильным. Сильный, порывистый и ледяной ветер норовил сбить с ног, неся с собой клубы острых льдинок.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Вид вокруг был потрясающий, вид близкой вершины, ощущение, что восхождение состоится, хорошее самочувствие и настроение были настолько яркими, что я не удержался от слез благодарности Богу, что у меня получилось взойти на гору, что Эльбрус принял меня с первого раза, показал мне свою неописуемую красоту.

На вершине я достал телефон, сделал несколько кадров, - руки без верхних теплых рукавиц моментально замерзли. Правую внутреннюю, тонкую перчатку ветром унесло в ущелье… Я достал термос и выпил кружку чая. Это были непередаваемые ощущения. Уверен, кто знаком с этим, тот меня прекрасно поймет. Я в абсолютном одиночестве, на вершине Эльбруса, окруженный со всех сторон необычайной красоты пейзажем, обдуваемый мощным ветром, освещаемый ярким весенним солнцем сидел, и пил травяной, горный чай.

Я понял, что я самый счастливый человек на свете! Я это почувствовал, я это ощутил, это вошло в самую глубину моей души. Этого я никогда не забуду. Поскольку было морозно, я почувствовал охлаждение, несмотря на то, что выпил горячего чая. Собрался и начал потихоньку спускаться.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Подъем от начала восхождения до вершины занял у меня шесть часов. На перилах навстречу мне вверх шла большая группа восходителей. Некоторые из них шли довольно невнимательно и не технично, так скажем – ледорубы болтались в руках без дела, кошками они цеплялись небрежно, отчего проскальзывали вниз, усами самостраховки были закреплены к двум параллельным веревкам перил, что создавало неудобства. Приходилось постоянно перестегиваться за ними и ожидать внезапного падения в случае проскальзывания – они шли выше меня. Я сам чайник, но как-то соображал, что надо основательно и внимательно относиться к каждому своему шагу.
На седловине я отдохнул, выпил чашку чая, съел второе яблоко и немного фундука. Прошел от седла до Косой, прошел Косую. И от Косой до скал Пастухова был, наверное, самый трудный для меня участок спуска.
Силы быстро иссякали, приходилось останавливаться, чтобы перевести дух и собраться с силами. Делал очередной бросок и снова небольшой отдых в полминуты-минуту. Добрался до лыж на скалах Пастухова, допил последнюю чашку чая из термоса, покушал фундука и кураги. Небольшой спазм желудка меня напугал, и я перестал есть орехи и курагу. Надел лыжи и с небольшими «перекурами» довольно быстро спустился к Липрусу. Спуск с вершины до Липруса занял у меня три с половиной часа. За все время восхождения и спуска я не замерз, не чувствовал головной боли или дискомфорта, сердцебиение было на уровне 130-150 ударов в минуту, не было эйфории и, думаю, неадекватного состояния тоже.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Говорю это только для отчета по всех параметрам и ощущениям. Мои спортивные часы показали, что за время восхождения было сожжено 6500 килокалорий. В Липрусе я отдыхал и дожидался спуска Лианы и Олега. По пути от скал Пастухова к Липрусу я встретил Аркадия Клепинина. Он на ски-туре шел от «Кругозора» нам навстречу. Через полтора – два часа вернулась Лиана.
Олег пришел еще позже и в разговорах с местным обитателем приюта застрял до вечера. Дело не хитрое, когда людям есть о чем поговорить за теплым чаем…

От Лианы я узнал, что они с Олегом взошли на Восточную вершину Эльбруса. Таким образом, наша группа за этот поход взошла на обе вершины белой горы!
Отдохнув, на лыжах спустились по обледенелым склонам до Азау и занырнули в ванную. По очереди.
Вечером устроили себе хороший, сытный ужин и поздравили друг друга с Горой!
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Следующим днем закрепили ощущения и успех, налопавшись на поляне Нарзанов хичинов, шашлыков, напившись холодного пива и травяного чая. В общем, поход удался.
Иеродиакон, Герасим (Пичугин).

Фото, в основном, автора, а так же Лианы и Олега Миллера.
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
Справки и детали от Лианы.

Выезд: 4 мая из Москвы.
Вылет домой: 12 мая из Минеральных вод.
Ориентировочный, как все на Кавказе, ценник:
Такси от Терскола до аэропорта – 5 т р.
Жили в пятиэтажка в Терсколе. Двухкомнатная квартира с элетроплиткой на кухне и отсутствием сковородок. 9 т.р. за 8 дней. Друзья, при заселении проверяйте наличие необходимой посуды! Смешно, но мы страдали и постоянно клянчили сковородку у соседей)

Такси каждый день Терскол-Азау и обратно – от 200 руб за машину.

Продукты покупали в вагончике у Светланы или в соседнем магазинчике. «Домашнее» вино в пластике брать не рекомендуют даже местные!

Хичины – 100 руб порция, что называется до отвала. Очень бюджетный чай и сладкое в кафе у подьемников на всех высотах.

Рекомендуется прекрасный травяной сбор «Здоровье». Его собирает, сушит и пакует женщина - кандидат математических наук, живущая в Терсколе. Чай реально освежает и бодрит. Аромат так же вне конкуренции… Цена в районе 100 руб за пакет.

Самое дорогое в этом мероприятии, не считая билетов на самолет, которые мы долго «ловили», ратрак и приют LeapRus. Липрус – 3 т.р. с питанием с чел. (Если не брать питание, можно готовить самим. На кухне есть микроволновка). Цена падает до 2 т.р.
Ратрак. Липрус- Пастухова – 3 т р с чел., но вроде, есть какие-то свои сезонные расценки, ориентированные на курс евро.
Кажется, ничего не забыли.
Подьемник. На 9 мая лифты бесплатные. Остальные пару дней мы катались «на связях». Не сочтите за снобизм, но в следующий раз буду агитировать за две ночевки на Липрусе. По сравнению с Бочками – райское место.

Погода и снаряжение.
Ски-тур рулит однозначно, если есть снег и если есть комплект и умение ходить, катать. На эти ботинки садятся кошки, в них тепло и комфортно. Скорость спуска, сами понимаете, возрастает в разы. Да и подьем приятный.
У меня лыжи Hagan Y-Boost, крепы Fritschi Diamir Vipec 12. Со ски-стопами и кошками. (Кошки – важно! Местами на подьеме очень БЫ их не хватало, если БЫ не было с собой). Акклиматизация – просто сказочная.

Носки тонкие ски-туровские, купили прямо перед выходом в магазинчике у Келимат, рядом с прокатом любимого "Клуба 7 вершин". Дальше носки Ortovox шерстяные ски-туровские. Тоже, как отец Герасим, волновалась, что замерзну. Не получилось.
Руки. Тонкие рукавицы вниз. Спасибо Олегу за отличную идею. Вроде и подвижность сохраняется, и обморозить лапы не успеваешь. Дальше поларовые варежки, потом толстые варежки (можно, думаю, и пуховые). Капустный принцип. Самое кайфовое, что верхонки у Олега на резиночке (дал поносить, беспокоясь о сохранности рук при таком морозе). Как в детстве. Зато всегда с тобой и скинуть можно без угрозы потерять.

Термобелье верх - два слоя. Из шерсти мериносов тонкое от Ortovox (супер софт), поверх power stretch от сивера, пуховка Montura, ветрозащита Montura паклайт. Низ: сивера толстое термобелье power stretch, штаны ред фокс софт шелл (спасибо ИРЕ МОРОЗОВОЙ, выручила своими). Дальше Montura паклайт ветрозащита. Был вариант пуховых штанов, Ира мне и их отдала на всякий случай. Но софт шелла хватило. Комфортно вполне.
Голова: балаклава (очень жалею, что не защищала кончик носа, в итоге легкое обморожение), капюшон пуховки. Глаза защищала маска горнолыжная Julbo.
В рюкзаке очки, бандана, запасные носки, аптека, термос, гель, шоколад, печенюха. Ничего из еды, кроме чая не пригодилось. Само собой – беседка, самостраховочные усы, ледоруб Grivel, один его же бур, палки телескопические Hagan Chimera.
Травяной сбор местных трав. Это вау, как хорошо…
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
График, для нас оказался идеальным.
9 дней одного года…
4 мая Москва – Минеральные воды – Терскол
5 мая. «Азау» – «Кругозор». Ски-тур.
6 мая. Лифт до «Кругозора», ски-тур до «Мира».
7 мая. Лифт до «Мира», ски-тур к Бочкам по задам. Бочки – ночевка.
8 мая. Утро - вверх до 5000 м, чуть выше Скал Пастухова (можно выше, как позволит погода и состояние). Спуск вниз в долину.
9 мая. Лифт на «Мир», ратрак на LeapRus. Вечером выход на ски-туре к Приюту 11.
10 мая. Выход в 5 утра, ратрак до Скал Пастухова. Вершина. Спуск в Терскол.
11 мая. Сон, сон, спать, есть, поляна Нарзанов (оттяг). Сувениры (травяные сборы).
12 мая. Плохой ночной сон у всех. Сборы. Минводы – Москва. В аэропорту Минвод ресторан на втором этаже. Вино, пиво, кофе, вино, опять чай, опять пиво. Много еды. Погрузка в самолет. Спим и летим. Счастье!
Эльбрусиада. Девять дней одного года. (Альпинизм, май, ски тур)
И, конечно, традиционное «передать спасибо и привет». Олег Миллер, спасибо тебе за массу мелких, но очень важных организационных вопросов, которые ты так ловко решил. За подсказки и отеческую заботу. Спасибо, не планирующему восхождение, но стерегущему, берегущему и все знающему Аркадию! Поклон братии Свято-Троице Сергиевой Лавры, молившейся за нас во время восхождения! И погода была и целы, невредимы спустились.