Хрустальный пик-2015. Социальные проекты. Ласпи. Возрождение

Пишет robinsya, 25.11.2015 03:15

Хрустальный пик-2015. Социальные проекты. Ласпи. Возрождение (Альпинизм, мы в обществе, outdoor-проект года, социальные проекты в outdoor, риск.ру, события, фар, ремонт маршрутов, крым)

Какие только соревнования ни проводили в уходящем году на этих скалах. Еще совсем недавно это было невозможно. Давайте посмотрим, как скальный массив Ласпи получил шанс на вторую жизнь! И поговорим мы об этом с одним из главных энтузиастов этого проекта - Юрием Кругловым.

На вопросы Риск.ру отвечает Юрий Круглов

- Скала Ласпи вчера и сегодня. Можно ли говорить о том, что эта скала получила новую жизнь? Благодаря чему и кому это стало возможно в первую очередь?

Скалы Ласпи были полигоном для всех поколений севастопольских скалолазов и альпинистов. В 80-е годы, проезжая мимо Рыжей скалы в выходные, можно было увидеть десятки тренирующихся людей, одновременно несколько верхних страховок на маршрут длиной 80-120 метров. В начале 90-х здесь появились первые маршруты со стационарными точками страховки, которые мгновенно стали популярными.

Огромную работу по оборудованию новых маршрутов провели севастопольские скалолазы Сергей Рылов, Михаил Бабич, Николай Сосновских и другие. Затем наступила череда ежегодных соревнований, которые назывались "Альпийские Игры". Организовывала их Федерация альпинизма и скалолазания Севастополя под руководством Игоря Кирилловича Кавера. Соревнования дали новый виток популярности скал Ласпи - под них были оборудованы первые нескольковерёвочные маршруты со стационарными точками страховки. Затем на долгое время оборудование новых и ремонт старых маршрутов прекратились.

Начало возрождению скалы положил в 2013 году севастопольский скалолаз Андрей Скрипниченко. Специально для традиционных ежегодных ветеранских соревнований он проложил самый простой на сегодняшний день на Рыжей скале маршрут "Мальчиш-Кибальчиш", по Юго-Восточному ребру. Маршрут сразу же стал популярным среди своих.

Остальные маршруты медленно приходили в негодность. Заманить новые поколения скалолазов лазать по маршрутам у которых вместо оборудованных точек спуска были сваренные 20 лет назад ржавые кольца из проволоки - сложно. Кроме того, подавляющее большинство маршрутов на Рыжей скале - относительно сложные маршруты. Они не привлекали новичков и скалолазов-любителей.

- Кто решает, что и как должно быть сделано на скале? Есть ли план?

С течением времени стало ясно, что для развития массового спорта нужны маршруты народных категорий. Скалы Ласпи имели богатые возможности рельефа для таких маршрутов. Удобное месторасположение у автотрассы Севастополь-Ялта и близость к Севастополю будут способствовать популярности таких маршрутов.

Прошлой зимой мы решили продолжить работы, сконцентрировавшись на оборудовании многоверёвочных маршрутов простых категорий, используя особенности рельефа. План включал не только прокладку новых, но ремонт старых маршрутов. Понимая, что ресурсы проще всего привлечь в рамках подготовки к различным соревнованиям, мы заранее запланировали провести на скалах Ласпи в 2015 году 2-й этап Кубка Росии, Чемпионат России, фестиваль "Crimea Rescue Fest 2015" и УТС по спасению в горах.

Основную работу весной 2015 года провели Николай Сосновских и Юрий Круглов. Многолетний опыт лазания по этой скале ещё с советских времён подсказал "линии наименьшего сопротивления", которые позволили оборудовать максимально простые и логичные маршруты, обходя "семёрочно-восьмёрочный" рельеф. Именно поэтому маршруты получились разнообразные по направлениям, как змейки обходящие более сложные зоны скалы.

Первым делом были восстановлены два двухверёвочных маршрута на Серой скале и сделан новый маршрут на Рыжей скале. Их опробованием занялись участники на второго этапа Кубка России по альпинизму (вид -"связки"). Затем были оборудованы несколько простых трёхверёвочных маршрутов на Рыжей скале. Хотелось максимально использовать возможности рельефа для натуральной страховки, поэтому один из маршрутов ("Не тронь меня") был оборудован стационарными точками только на первом участке и на пунктах страховки. Второй и третий участки после чистки от травы и камней остались в натуральном виде как праздник для любителей традиционного лазания.

Первыми эти маршруты опробовали участники Чемпионата России по альпинизму в скальном классе (этап - "связки"). Ещё один маршрут был опробован на Чемпионате Москвы по альпинизму, который прошёл следом здесь же. Параллельно на существующих маршрутах был заменены спусковые станции, что дало вторую жизнь многим маршрутам для спортивного скалолазания.

Второй этап работ проводился перед проведением фестиваля Crimea Rescue Fest 2105. Трасса дистанции была оборудована с удовлетворением максимальных требований по безопасности. Кроме того, у подножья скалы был оборудован полигон для методических занятий по ПСР, который тут же был опробован на УТС Севастопольской ФАиС. Сам фестиваль Crimea Rescue Fest 2105 прошёл на "ура" - во многом благодаря уникальным особенностям расположения и рельефа скал Ласпи и проведённой нами работе.

Благодаря взвешенному подходу к переоборудованию скалы не были ущемлены интересы ни любителей спортивного ни традиционного лазания. Каждый сейчас может найти себе здесь маршрут по стилю и по сложности.

- Не могу не спросить, с какими проблемами сталкиваетесь во время этой работы?

Ресурсы - это всегда проблема. Вся работа проведена на общественных началах, на мероприятия ЧР и КР средства на подготовку трасс были не предусмотрены. Сначала были израсходованы все собственные запасы анкеров. Затем на помощь пришла "Венто" со своей программой "Открытые скалы России", предоставив около 150 болтов. Затем подключилась Альпиндустрия со своей программой "Сделаем Крым безопасней", предоставив клееные анкера Petzl. Общими усилиями было начато большое дело, которое, кстати, не закончено.

- Вероятно, Ласпи интерес не ограничивается. Понимаю, что близость к Севастополю играет здесь определенную роль. И все-таки, о каких еще скалах можно говорить сейчас? Остались ли еще перспективные и малоосвоенные скалы?

Да, ФАиС Севастополя приняля программу развития горных видов спорта в Севастополе на будушие 4 года. Презентация есть на сайте www.sevzakon.ru. Некоторые пункты уже сейчас выполняются.

Информация о проекте

Начиная с марта, в Крыму на скале Ласпи начались пробивочные и ремонтные работы.
Замечательная, но забытая скала, пробивка которой уже не внушала доверия, простаивала долгое время, пока за дело не взялись волонтеры из Федерации альпинизма и скалолазания г.Севастополь.

Начало возрождению скалы было положено Андреем Скрипниченко, который оборудовал под лазание с нижней страховкой 90-метровое ребро. Получился простой маршрут из 3-х участков - «Мальчиш-Кибальчиш» (F5c), на котором сразу же прошли соревнования севастопольских ветеранов
За несколько месяцев работы скала преобразилась и стала фигурировать во многих мероприятиях, проводимых ФАР и ФАиС Севастополя:
- Этап «Связки» Второго Этапа кубка России по Альпинизму и Чемпионата Севастополя по альпинизму
- Этап «Связки» Чемпионата России по альпинизму в скальном классе
- Чемпионат Москвы по альпинизму

- Горный фестиваль «Crimea Rescue Fest», в рамках которого прошли соревнования по самоспасению в связке среди альпинистов, соревнования по спелеоспасению и соревнования профессиональных горных спасателей

А также стала настоящим тренировочным полигоном для севастопольских спасателей!
Район получил второе рождение! Пробивка осуществлялась качественными сертифицированными болтами и цепями. Первоначально использовались личные запасы «железа», имевшиеся в распоряжении ФАиС Севастополя. Позже подключилась фирма «Венто», а затем и Альпиндустрия/Petzl.

Каков же объем работ выполнен и что из этого вышло?

Задача, поставленная самим себе, была в том, чтобы создать несложные маршруты для массовых категорий скалолазов-любителей. Мы посчитали, что это должны быть маршруты категорий F5a-F6bмаксимум. При этом маршруты должны быть красивые, зрелищные, использующие максимальные возможности рельефа скалы. Именно поэтому наши маршруты несколько виляют за рельефом, не теряя логичности и обходя сложные участки за пределами заявленных категорий.

- Подготовили маршруты для второго этапа Кубка России по альпинизму,
-были отремонтированы многие поруганные маршруты, а также созданы:
— 3 новых 90-метровых маршрута(по 3 участка на каждом) сложностью F5с-F6b а на скале Рыжая
— 2 маршрута на Серой скале (2 участка на каждом) по 40 метров сложности F5а-F6a.
- 120-метровый маршрут из трёх участков, два из них в стиле «трэд». Линия, которую Андрей Жильцов и Юрий Круглов пролезли ещё в 1998 году, используя свои точках страховки . А севастопольцы старшего поколения лазали этот маршрут с верхней страховкой.

- Маршрут «Не тронь меня». Длина 110 метров. 3 участка. 1-й участок — со стационарными точками. 2-й и 3-й — традиционное лазание со своими точками страховки. Сложность — F6a/E1/E2
- Маршрут «Бронебашенная батарея № 35». Длина — 100 метров. 3 участка. Со стационарными точками страховки. F6b
- Маршрут «Бронебашенная батарея № 30». Длина — 90 метров. 2 участка. Со стационарными точками страховки. F6a. Маршрут назван в память об одноимённой артиллерийской батарее, которая также была одной из ключевых точек обороны Севастополя в 41-42гг. Премьера данного маршрута состоялась на Кубке России по альпинизму. Это был один из «мужских» маршрутов. В Чемпионате России на нём соревновались девушки.
- Реболтинг позволил провести ФАиС Севастополя учебно-тренировочные сборы по спасению в малой группе для всех желающих на скалах. В дополнение к этому для учебно-методических занятий по ПСР в малой группе у подножья Рыжей скалы были оборудованы учебные пункты страховки.

Скала только начала свое возрождение! У нее огромный потенциал, который еще долго будет не исчерпан . Первоначальная задача выполнена – теперь у скалы почти ежедневно стоят машины скалолазов – идут тренировки любителей.

Фотографии предоставила Евгения Алексеева

Оставайтесь с нами, следите за презентациями!
Хрустальный пик. СПИСОК НОМИНАНТОВ

Учредитель премии: Risk.ru

Генеральный спонсор премии: выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Восхождение года": Bergans of Norway

Партнер номинации "Outdoor-проект года":
компания Shelter и компания НПФ "БАСК"

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнеры:

Информационные партнеры:
Men's Health, Birdy Magazine, Федерация скалолазания России, Федерация спортивного туризма России, ROG