Восхождение на Хан-Тенгри

Пишет saam, 05.12.2015 23:08

Восхождение на Хан-Тенгри (Горный туризм)
В августе 2015 года, рамках спортивного похода, мы совершили восхождение на пик Хан-Тенгри. После закупки и паковки продуктов и подъезда в Каракол, мы забросились на вахтовке в низовья Южного Иныльчека, откуда начали наш поход. Пройдя акклиматизационное кольцо, и совершив восхождение на пик Нансена, через перевал Каинды и ледник Комсомолец, мы спустились на ледник Южный Иныльчек, по которому пришли в Южный МАЛ. Сюда предварительно были заброшены вертолетом продукты для восхождения и последующего пешего выхода по леднику Семенова. Таким образом, мы поднялись с ледника Южный Иныльчек на перевал Западное седло Хан-Тенгри, сходили на вершину и спустились на противоположную сторону - на ледник Северный Иныльчек, откуда поднялись на перевал Опасный, совершили восхождение на пик Семенова и ушли на ледник Семенова, в низовьях которого нас встретила машина

Мы пришли в Южный МАЛ 4 августа, забрали нашу заброску и определились с планами на будущее. Согласно прогнозу погоды днем 7 августа должен был начаться снегопад и выпасть 20 см снега, поэтому мы решили выходить на следующий день, постараться залезть на Западное Седло 6 августа, идти на вершину - 7 августа, чтобы к началу снегопада вернуться на Седло и если будет возможность 8 августа спускаться на север, если погода не позволит, то сидеть на Седле и ждать улучшения. К этому моменту мы уже имели две ночевки на 5200 и восхождение на пик Нансена 5700, поэтому обладали акклиматизацией достаточной для нескольких ночевок на 5800 и восхождения на 7000 метров.
5 августа мы вышли из Южного МАЛа после обеда и за пару переходов достигли первого лагеря 4200. Здесь мы остались на ночевку, чтобы с утра пораньше проскочить "мышеловку" - узкий проход в ледопаде под стеной пика Чапаева. "Мышеловку" нужно проходить максимально быстро поскольку тропа проходит прямо под карнизами свисающими с гребня Чапаева и при их обрушении бежать не куда, так как с другой стороны разломы ледопада.
6 августа вышли в 5 утра и при свете фонарей начали набор по леднику, шли быстро - достигли первых трещин - связались, тропа читается хорошо, в местах особо глубоких трещин и ледовых стенок попадаются перила, местами встегиваемся, местами проходим так ( на высоте всегда нужно подумать прежде чем нагрузить висящую веревку - она может быть - старой, перебитой, плохо закрепленной и так далее ). Мы успели пройти бутылочное горлышко до того как солнце осветило склоны, с пика Чапаева начали сходить мелкие лавинки, но они не добивали до тропы, в целом состояние "мышеловки" можем оценить как удовлетворительное - крупных карнизов на гребне Чапаева не висело, по описаниям людей в другие годы бывало гораздо хуже.
Восхождение на Хан-Тенгри (Горный туризм)
Отдыхаем после прохождения "Мышеловки", на заднем плане Западное Седло, справа Хан-Тенгри и подъемный гребень.
Фото Андрея Дымова.
Достигли палаток второго лагеря и чуть выше их решили остановиться попить чаю, здесь намного холоднее чем внизу, поэтому одели пуховки, выровняли площадку на снегу, поставили палатку, закипятили чай и перекусили. Пока отдыхали солнце разогрело воздух, мы быстро собрались и пока снег совсем не раскис пошли наверх, в направлении седловины. Через три перехода подошли к палаткам, стоящим под седлом, здесь мест не было, на седло ведет веревка перил, вылезли её, прошли по седлу в направлении гребня Хана, поставились чуть не доходя нескольких палаток третьего лагеря.
Восхождение на Хан-Тенгри (Горный туризм)
Лагерь на Западном Седле, и гребень по которому проходит маршрут восхождения.
Фото Андрея Дымова.
7 августа, я проснулся в 3 часа утра и обнаружил, что через приоткрытую молнию входа палатки внутрь намело снега и в ногах на спальниках лежит сугроб. Пока убрали этот снег, собрали спальники и позавтракали прошло чуть больше времени чем планировали, поэтому вышли на восхождение только в 5 утра. Я вышел последним в 5-20, возился к одеванием кошек на бахилы и системой на которой замерзли и не размуфтововались карабины.
Погода была хорошая, немного дуло, но видимость была и маршрут просматривался. У первых перил, догнал Андрея, потом Юру, и отдал ребятам рацию, которая была у меня как у последнего вышедшего из лагеря. Перед скальной ступенькой уткнулся в спину двум мужикам с Саратова, одного облез по скалам не встёгиваясь в перила, второй пропустил меня вперед. На встречу спускался гид с клиентом, они шли состегнутые самостраховками. Было видно что клиенту тяжело. Мы поздоровались, я так и не понял во сколько они вышли и достигли ли вершины. Гребень был очень качественно провешен, веревки хорошие, видно что новые - спасибо команде Аксай-тревел ( говорят это они вешали ). Я старался пристегиваться к перилам, только в местах где они нужны, снежно-ледовые участки проходил на три такта - мне так легче, чем жумар толкать. Перед одной из скальных стенок пришлось подождать - веревка была занята, сверху спускался иностранец. На перестёжке он выронил из рукавиц восьмерку и она полетела вниз, прыгая по скалам, я попытался её поймать, но промахнулся и больно ударился локтем о скальный выступ.
Чем выше, тем становилось тяжелее, начала влиять высота, скорость движения замедлилась, перед широким снежным кулуаром в верхней части гребня я почти догнал Васю, но на перилах отстал от него, непрерывно жумарить не получалось, спортивной формы не хватало, поэтому часто отдыхал. Зато меня догнал Юра и дальше мы шли с одновременной скоростью, прожумарили и пересекли кулуар в верхней части, преодолели участок крутых скал, на выходе из кулуара - дальше до вершины только снежный склон.
Восхождение на Хан-Тенгри (Горный туризм)
Перила в снежно-ледовом кулуаре, высота около 6800.
Фото Андрея Дымова.
Погода к этому моменту испортилась - видимость составляла 50 метров, временами начал срываться снег. Тропежки как таковой нет, идешь по следам, но снег неудобный - сыпучий. Скоро встретили спускающегося Дениса, а затем и Женю с Сашей, ребята сказали что нам осталось метров 70 по высоте, договорились что я пойду вниз последним и каждый час буду связываться по рации с Сашей, который будет спускаться первым. Продолжили подъём, склон начал ложиться, по ощущениям вершина должна быть где-то здесь, из белой пустоты возник Вася, поздравили его, ещё немного и мы у креста.
Восхождение на Хан-Тенгри (Горный туризм)
У креста под вершиной Хан-Тенгри.
Фото Юрия Вишневского.
Склон на верх все ещё продолжается, 70 пар шагов, тщательно всматриваясь в снежную мглу, чтобы не выйти на карниз, дальше подниматься не куда - склон закруглился, плотность снега под ногами изменилась, он стал мягче - следов дальше нет, вокруг ничего не видно - вершина.
Спустились к кресту, подождали Андрея, пока он ходил по нашим следам - перекусили, затем сфотографировались и начали спуск. Перед скальной стенкой в снежный кулуар подождал пока наверх жумарил мужик из Саратова, потом быстро прыгнул на перила, спустился в кулуар, и только встал на снег сразу выстегнулся из перил, чтобы не быть помехой второму Саратовцу, который уже стоял на станции. На три такта пересек кулуар, встегнулся и вниз - догонять ребят.
После выхода из кулуара на гребне сильно задуло, и чем ниже тем сильнее. На полке 6400 стало как-то совсем невыносимо, очки залепило снегом - одел пуховку, тинсулейтовые рукавицы и поменял очки на горнолыжную маску - жизнь сразу наладилась. Связался по рации с Сашей - ребята были уже в нижней части гребня. Напоследок ещё раз прочитал памятные таблички на скале и продолжил спуск. На пологих местах придерживался за веревку руками, на крутых встегивался в перила.
Ниже ветер стих, окружающие горы открыло и большой обещанный большой снегопад не начался. Втроем спустились к палаткам, где нас встретили довольные остальные члены группы, вдоволь напились и поели, поздравили друг друга и легли спать.
С утра 8 августа погода звенела - ясно и холодно. Собрались и начали набор на Петьку, через берг в верхней части склона были навешены перила, которыми мы с удовольствием воспользовались. Вылезли на Петьку, насладились прекрасными видами на окрестные горы и начали спуск по перилам на север.
Восхождение на Хан-Тенгри (Горный туризм)
Наша группа на Петьке, позади Хан-Тенгри и гребень по которому совершено восхождение.
Фото Андрея Дымова.
Навстречу шел паровоз восходителей разных национальностей, особенно порадовали три иранца и иранка, которые жумарили вчетвером по одной веревке с интервалом в полтора метра друг от друга. Почти с каждой станции вниз висели несколько ниток, поэтому мы не толкались с поднимающимися, а просто выбирали свободные веревки. Спустились до второго лагеря и там настала жара - разделись, попили чаю и продолжили спуск вниз по раскисшему снегу.
Весь путь от второго до первого лагеря провешен перильными веревками, но в отличие от южной стороны качество провешенных веревок и точек их закрепления оставляет желать лучшего, причем чем ниже тем оно хуже. Много перебитых и связанных узлами веревок, часто встречается белый китайский шнур, который хлопьями сыпется тебе на спусковуху во время спуска, висит все это дело на тоненьких репшнурах, вбитых в снег досках из старых поддонов под палатки и вытаявших из льда мусорных строительных мешках, набитых снегом. Несомненно, местами есть и новые хорошо закрепленные перила, но в целом разница с веревками, висящими с Западного седла на вершину - большая и не в пользу северной стороны. Немного успокаивает, что станции состыкованы друг с другом и в случае вырывания одной из них - повиснешь на следующей, расположенной выше, что и случилось с одним членом нашей группы, выдравшем станцию где-то между вторым и первым лагерем.
В связи с данными обстоятельствами, мы подсказывали друг другу в какие веревки встегиваться спусковухой, в какие скользящим карабином, где просто придерживаться руками за пучок разнокалиберных шнуров, а где лезть на три такта.
От площадки первого лагеря вниз, прямо вниз ведет крутой, глубокий ледовый желоб, напоминающий трассу для бобслея, протяженностью четыре веревки, особенно радует последняя веревка, которая распадается на отдельные волокна при попытке запихать её в спусковуху. Ниже, до ледника - широкий, ровный фирновый склон, покрытый тонким слоем снега, мы спускались под вечер и склон слегка раскис, если но идти его с утра то фирн будет жестким и необходимо четко ставить кошки, так как в случае срыва возможно долгое и быстрое скольжение с непредсказуемыми последствиями.
На леднике - сняли системы, каски, кошки, сменили ледорубы на трекинговые палки, и побежали в направлении Северного МАЛа, расположенного под противоположным бортом долины. До темноты оставалось минут 40 и мы успели.
Отдых в Северном МАЛе.
Фото Андрея Дымова.
А теперь ещё немного фото из нашего похода.
Пакуемся в Майда-Адыре.
Фото Дениса Осина.
Дюльфер на спуске с пика Российского Флота.
Восхождение на Хан-Тенгри (Горный туризм)
Ледовые сераки в ледопаде перевала СК Камаз.
Фото Дениса Осина.
Вид на верховья ледника Канджайлоо.
На гребне Нансена.
Фото Анрея Дымова.
30 метров до вершины Нансена.
Фото Дениса Осина.
Карниз на гребне Нансена.
Пик Нансена.
Фото Андрея Дымова.
Вверх по Южному Иныльчеку.
Фото Дениса Осина.
Пик Семенова с гребня Хан-Тенгри.
На Иссык-Куле.
Закат по дороге в Бишкек.
Рынок в Бишкеке.

Привет от Саратовских "мужиков". Погода на вершине, когда мы поднялись, стала .... полная ж.

Вам тоже большой привет! Мы немного за вас волновались и сильно обрадовались когда увидели ваши спускающиеся фонари на гребне.

Вопрос к "Саратовским мужикам" - вы выходили с Южного Иныльчека через перевалы Каинды и Российского Флота? Как вам было состояние перевала Российского Флота на спуск? Бирюков говорил, что вы не вышли с ним на связь и машина, которая должна была вас встретить никого не нашла.

А хорошо вам там было, мужики..... Завидно. А команда откуда? Кто в составе?

Команда Дениса Осина. http://www.risk.ru/blog/206471

Нансен - несбывшаяся мечта молодости... Респект, парни!

Да, молодцы! Красиво сходили! Мы (команда В.Городецкого) в 1974 году впервые из туристов прошли Зап.седло. А посмотрел сейчас - приятно! Удачи и погоды!

Дружно и красиво.Приятный отчет.Спасибо.

Один вопрос, кто и почему должен вешать перила. Постоянная тема ведь мы же сами идем на гору.

Да никто не должен, конечно. Я бы с удовольствием заплатил, чтобы эту х..., пардон, перила, оттуда сняли. Потому, что с навешенными перилами гора преврашается в какой-то коммерческий аттракцион, имеющий весьма далекое отношение к альпинизму. Но поскольку они там уже висят, то вешать параллельно свои как-то странно. Это, наверное, как прийти в скалолазный зал со своим перфоратором и начать бить свои шлямбура. Даже если разрешат, выглядеть будет глуповато :)

Полагаю, Ваня хотел просто отметить, что есть большая разница между перилами на участке от седла до вершины и по ребру Чапаева. Люди, вешавшие перила от седла до вершины, сделали отличную работу. Те, кто вешал снизу до седла на севере, скажем мягко, сделали это не особенно хорошо ... Тем, кто туда собирается, будет полезно иметь это в виду.

Реальность такова, что Хан-Тенгри - коммерческая гора. Северный склон Западного Седла и западный гребень Хана провешены стационарными перилами. Все люди, которые попадают в Северный или Южный МАЛ и хотят подняться на Хан по классическим маршрутам вынуждены платить за эти перила. На мой взгляд, если человек платит за какую-либо услугу, то он имеет право расчитывать что эта услуга будет качественной.
Лично мне, было бы гораздо интересней, если бы на Хане перил не было, но поскольку они там есть, сильно облегчают и повышают скорость прохождения, и кроме этого за них заплачено, то я не готов отказаться от их использования. Поэтому, надо просто больше тренироваться и ходить на Хан-Тенгри по другим, не классическим маршрутам - там перил нет, хотя на спуск всё равно пойдешь по классике - а там веревки.

не в бровь, а в глаз. Даже если потом спустятся по ентим веревкам - это уже черт с ним... Остается еще 3Б* через северную стену Хана. Но это хоженное. А есть полноценно не пройденная седловина между Шатрами (с севера я спустился, а с юга она не пройдена). Хотелось бы, чтобы кто-то повторилвсе же Вертолетчиков и Абалакова (да и все остальное - тоже, т.к. в Тенгри-Таге только зап.седло - это проходной двор, остальное пройдено не более 2-х раз - ну за исключением Броненосца)

Да, я над этим уже думаю.