Кызыл-Аскер: новые маршруты от словенских альпинистов

Пишет Элина, 22.12.2015 17:54

Кызыл-Аскер: новые маршруты от словенских альпинистов (Альпинизм)
Район Кызыл-Аскер хребта Западный Кокшаал-Тоо нельзя назвать популярным, но серьезные альпинисты все чаще направляются за новыми вершинами именно туда. В последние годы в те края весьма плодотворно ходили наши альпинисты: вспомним хотя бы прошлогоднюю экспедицию команды ФАиСМ с восхождением на пик Кызыл Аскер по новому маршруту. Или их же восхождение на пик Верный по центру Северо-Западной стены в 2009 году. Однако сложный рельеф оставляет еще много белых пятен - район все же изучен и исхожен пока не достаточно хорошо и немало новых маршрутов все еще скрыто в этих горах.

Осенью этого года в район ледника Кызыл-Аскер отправилась команда словенских альпинистов - Миха Хауптман, Матьяж Котар, Анже Ерше и Урош Станоник. Погода не баловала, но ряд новых маршрутов им все же удалось пройти. Мы подготовили небольшие описания их маршрутов по мотивам отчета Михи Хауптмана. Информация не самая новая, но и мимо пройти мы не смогли - думаем, нашим альпинистам будет интересно.

Словенская команда: Матьяж Котар, Миха Хауптман, Анже Ерше и Урош Станоник

Маршрут 1. Западная стена пика Карновский, линия Mr Mojo Risin (первое прохождение)
Команда: Анже Ерше, Миха Хауптман, Урош Станоник
Сложность: V/AI5+, M5, R, X
Протяженность: 500 м

Линия Mr Mojo Risin на Западной стене пика Карновский

Восхождение по этому маршруту было задумано как несложная разминка, но погода здесь непредсказуема, поэтому на деле получилось не совсем так - маршрут штурмовали дважды. В первый день на Восточный рукав ледника Кызыл-Аскер вышли еще в ясную погоду, но на подходе к ледопаду между пиками Гронки и Верный уже шел снег. Все же успели наметить хорошую ледовую линию на Западной стене пика и начали движение к ней, но из-за решительно испортившейся погоды пришлось вернуться в базовый лагерь.
Урош Станоник на маршруте Mr Mojo Risin, Западная стена пика Карновский

Вторую, удачную на этот раз попытку предприняли через два дня, но ночевали перед выходом на маршрут уже непосредственно под пиком Гронки. Итог: девять часов сложного и часто опасного (из-за плохой погоды) непрерывного лазанья - для разминки немного слишком.
Анже Ерше, Миха Хауптман и Урош Станоник на вершине пика Карновский

Маршрут 2. Западное плечо Кызыл-Аскера (5632 м) по Западному гребню (первое восхождение на пик)
Команда: Анже Ерше, Матьяж Котар, Миха Хауптман, Урош Станоник
Сложность: M4
Протяженность маршрута: 100 м

Кызыл-Аскер: новые маршруты от словенских альпинистов (Альпинизм)

Из-за сложных плохих снежно-ледовых условий решили сосредоточиться на гребневых маршрутах. Этому восхождению предшествовало несколько дней плохой погоды. Воспользовавшись долгожданным просветом отправились в сторону Западного ребра Кызыл-Аскера, взяв с собой запасы провизии на четыре дня. В первый день планировали добраться до седла у начала Западного плеча Кызыл-Аскера, но на середине высоты путь заметно усложнила обширная зона трещин, а выше - глубокий свежий снег. Палатку в этот день поставили на высоте 5000 м.
На подходе к Западному гребню Западного плеча Кызыл-Аскера

На следующий день продолжили путь в сторону седловины, но по глубокому свежему снегу шли очень медленно. Чтобы успеть пройти намеченное, бросили рюкзаки под седловиной и двинулись в путь по Западному плечу Кызыл Аскера до отметки 5632 м - маршрут прошел по Западному гребню.

Маршрут 3. Пик Панфиловской дивизии (5400 м) по линии White Walker (первое прохождение)
Команда: Миха Хауптман, Урош Станоник
Сложность: V/AI5, M6
Протяженность: 900 м

Линия White Walker по СЗ склону пика Панфиловской дивизии

Времени оставалось мало, поэтому для прохождения следующих двух маршрутов разделились на две группы. Выбирали маршруты с легким подходом, чтобы уложиться плюс-минус в один день.

Миха и Урош отправились на пик Панфиловской дивизии по Северо-Западному склону, и тут все снова оказалось не просто. Вышли в ночь, а на рассвете с ужасом обнаружили прямо над собой сераки на восточной стороне Кызыл Аскера. Чтобы скорее выбраться из-под них, сразу же начали восхождение.

Второй сюрприз поджидал после прохождения нижнего скального пояса, где за крутым льдом и снежником вдруг вместо привычного рыхлого снега показалась стена идеального бетона - скрип инструментов можно было слышать на расстоянии полверевки.
Миха Хауптман на маршруте White Walker

Погода снова резкого испортилась во второй половине дня, началась буря. Вершины достигли за полчаса до заката, и здесь почти сразу опустился туман. Но наметить линию спуска все же успели - вниз по Северо-Восточному склону добрались до седловины между пиками Цуккерман и Верный.
Последняя веревка на маршруте White Walker, Урош Станоник

Но к этому времени начала сказываться усталость и сутки без сна, концентрация падала, ночь была темная - прежде чем дойти до знакомой части ледника, между пиками Гронки и Верный, Миха и Урош основательно поблуждали. Здесь тоже нашлись не сразу - растаяло много снега и все выглядело совсем не так, как в прошлый раз. Собрав последние силы в кучу, все же сориентировались и за четыре часа (не без галлюцинаций) добрались до базового лагеря.

Маршрут 4. Пик Гронки (Большая Белая вершина, 5050 м), линия Take a walk on the wild side (первое прохождение)
Команда: Анже Ерше, Матьяж Котар
Сложность: V/WI4+, 6a, M6
Протяженность: 700 м

Анже Ерше на маршруте Take a walk on the wild side, ЮЗ стена пика Гронки

Вторая часть команды - Анже и Матьяж - в тот же день прошли маршрут на Юго-Западной стене пика Гронки. Тут все прошло быстрее и без неожиданностей: на весь маршрут с возвращением в базовый лагерь потратили около 14 часов. Линия подъема прошла по очевидным кулуарам вперемежку с ледопадами и несколькими обходами по скалам.
Анже Ерше приближается к цели

Матьяж Котар на спуске с пика Гронки

Все новые маршруты, пройденные словенскими альпинистами

Все фотографии взяты отсюда.