40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан"

Пишет lomiga, 29.12.2015 15:53

40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Разными путями люди попадали в альпинизм. Кто-случайно по "горящей" путёвке, кто - за компанию с другом(подругой), кто - для поиска спутника жизни, но большинство в прошлые времена - сознательно, по зову души,через занятия в низовой секции альпинизма при заводах и вузах.

В 1975 году , ровно 40лет назад я получил в своей секции Днепропетровского университета путёвку на 3-ю смену в а\л "Баксан". Сейчас его давно уже нет. А тогда это был популярнейший лагерь в устье речушки Юсеньги при впадении в Баксан.
С секции нас было шестеро- трое девушек и трое парней.Хорошая, правильная пропорция - думали мы.Но в отделении в конечном итоге оказалось 3 парня и 7 девушек. И это было здорово, потому что в других отделениях и трех парней не всегда набиралось.
Первый выход в в\г зону с ночёвкой запоминается на всю оставшуюся жизнь.Именно от этого выхода зависит, какое впечатление о себе горы оставят тебе на память.
Нас вывели на склоны в. Тегенекли-баши
к красивому высокогорному озеру40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Это был рай.Так всё было замечательно и интересно.Затем начались занятия на травянистых склонах40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Простенькие спасработы40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Первый обед(ужин, завтрак..) в горах40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Первая панорама неизвестных тогда вершин: от пико МНР до Донгуз-Оруна.40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Тут же мы увидели вершину, на которую участники отряда новичков совершат своё первое в жизни настоящее альпинистское восхождение - Малый Донгуз-Орун.40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Для пущей важности нам было объявлено полное название этой вершины : Малый Донгуз-Орун Гитче-Чегет-Кара-баши. Что в переводе якобы означает : дальняя чёрная гора в конце ущелья на которой пасут баранов . Упоминание о баранах нам не понравилось.
Следующий выход - перевальный поход к перевалам Азау и Чипер-Азау40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
По пути ещё раз смотрим на свою будущую вершину40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)Отсюда она уже смотрится нормально.Бараны явно туда не полезут.
Стоянка на "песчаной гостинице"40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Выход на первый в нашей жизни "снег"40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Первый в жизни "лёд"40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
И непосредственно подъём на пер. Азау и Чипер-Азау40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
И написание записки в перевальный тур (пишется командиром отряда на каске самой симпатичной участницы -Леси Лановенко40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Выход на перевальный поход закончился и мы снова идём в лагерь на отдых40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
И только потом, пройдя успешно весь курс занятий, мы выходим на свою первую вершину.(На 17-й день своего пребывания в горах)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
устанавливаем штурмовой лагерь40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
И вперёд, на Малый Донгуз-Орун!40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
В ожидании своей очереди на перемычке40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм) фотографируемся на фоне Эльбруса.40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Рассматриваем находящуюся совсем рядом Накру и Донгуз-Орун.40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Поскольку несколько десятков человек на вершину одновременно подняться не могут, то инструкторами были провешены перила от перемычки до вершины и вниз до осыпи.Пропустив всех новичков "паровозом" по этим перилам40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)мы вернулись в лагерь. Но...
Путь нам преградили неожиданные препятствия40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм).
Преодолев препятствия мы всё-же попали в лагерь. НО тут нас всех поставили на колени40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм) чтобы мы почтительно приветствовали появившегося невесть откуда "Царя Баксанского ущелья"40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Подкатили и серьёзную артиллерию в виде Царь-пушки в натуральную величину. Пушка эта, появившись в пьесе в первом акте, по закону жанра должна была когда-то выстрелить. Вскоре это событие свершилось ко всеобщему восхищению и испугу.40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
А закончилось это шоу всё-таки хорошо: компотом40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Оставшиеся от выхода продукты мы как бывалые "значки" доварили себе уже возле наших номеров.40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Ведь хороший значкист- это сытый значкист.
После смены, как тогда было принято, мы ещё съездили на море в Новороссийск40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
Оттуда прошлись небольшим походиком до Архипо-Осиповки40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)
И всё- прощай Приэльбрусье40 лет назад. Как "делали "значок" в альплагере "Баксан" (Альпинизм)

Источник: фотоархив.

Огромное спасибо за статью, море положительных эмоций!

Тоже получал значок в Баксане, но на 15 лет позже.. Перевального похода не было, а первой вершиной была ВИА-Тау. А второй - тот же Малый Донгузорун :)

А я первую что-то не помню. Зато вторая Виа-тау. И седьмая или восьмая тоже она. Из "Эльбруса", потом из "Джайлыка". Ну очень душевно вспоминается...

Спасибо. Первое фото, с дровами, очень понравилось!

Прелесть!

На три года раньше стал значкистом в Баксане и я. Картинка посвящения в альпинисты тоже похожа, запомнилась что провозгласили - "а теперь принести шампанское" после чего подкравшийся сзади мужик стал окатывать нас водой из ведра

Спасибо! Хоть и не был в Баксане, но те времена вспомнились!

Кули у девушек будь здоров. А вообще грандиозно, особенно обряд посвящения. На его фоне открытие ОИ в Сочи - жалкая пародия.

Малинник ))))

Спасибо!
Вспоминается...

А я в 1974-м получил значок в а/л Баксан

Интересно, сохранились ли в закромах фотки, кроме этой?
Не знаю...

Спасибо! Прям ностальгия...

Не все когда-то было плохо, не все и сейчас хорошо. Но время назад не идет, прекрасные мгновения не останавливаются. Спасибо автору за путешествие во времени, да, все именно так тогда и было!

Было время золотое,
Профсоюз кормил пайком,
В горы шумною толпою
Шли с путевкой за значком.

Как завидны те рассказы –
Утром сели в самолет,
А на ужин повар базы
Нам добавку выдает!

Обалденное качество фотографий для того времени!

Спасибо автору. Вспомнилось. Делал значок в а/л "Дугоба" в 73г. У девушек были рюкзаки под 25 кг, у юношей под 35 кг. Да, на снежно-ледовых занятиях одевали брезентовый штормовой костюм. У меня и сейчас остались от брюк этого костюма шорты для спуска на пятой точке с вершины Б.Чимгана весной по центральному кулуару.

Фото на Акташских ночевках в Дугобе

Спасибо! Ностальгия! Там же, те же маршруты, но в 80-м... Хотя, перевальный поход отличался: Безымянный - Чипер-Азау. А ещё, в мою смену в "Баксане" перешли с триконей на вибрам...

В 78-м году на первой смене одной девушке из нашего отделения выдали вибрамы. На бурчание инструкторов и стажеров командир отряда сказал, когда станете депутатами Верховного Совета Молдавии, поменяю и вам.

Ч/б фотографии гор - это конечно что-то. Ностальгия.
А ещё, стишок у нас такой был:
- Не пойду на ЮсеньгУ, не могу поднять ногУ
- Не ногУ а нОгу
- Всё равно не мОгу

Спасибо!
Делал значёк там же на следующий (76) год.
Всё тоже - те же каски, трикони, дрова, тот же Малый Донгуз и перевалы. То же ощущение полного счастья при виде снега, окрашенного розовыми лучами восходящего солнца, и крик уллара...
И та же встреча новичков с "шампанским", горчицей и компотом.
Потом было в жизни ещё много всего, но где-то в этих фотографиях отпечаталось счастье, которое испытываешь только в молодости

Да! истинно так: где-то в этих фотографиях отпечаталось счастье, которое испытываешь только в молодости
Огромное спасибо, очень хорошо оформлено. Надо бы и в своих Джайлык-фото порыться. 75-й год и далее, со всеми остановками.

Прекрасная статья-воспоминание ! Как это всё близко и памятно ! Я "делал значок" годом раньше, в 74-м... в Цее. Первый "пупырь" -- пик Николаева ! Как знакомы эти оранжевые каски, эти мешковатые штаны и штормовки... и прочее казённое снаряжение ! Вот пара снимков той поры:Цей,1974гЦей1974л
На Цейском леднике и перемычке перевала Хицан.

Нашел и я фотку из значкистского "Баксана"-72. IMGP7281. Меня там нет, это ребята из Сум, а я кажется как раз фотографировал. А "покоряли" мы Андырчи и Курмычи. До сих пор помню присказку - "шли мы раз на Курмычи, не хватило нам мочи"))

Я значок Альпинист СССР получила очень давно в 1960 г. в Цее при восхождении на пик Николаева. Тогда-то и прикипела к горам. Занималась альпинизмом 12 лет (до рождения детей), была 2 раза и в Баксане, в Алибеке зимой и летом, в Шхельде, Айламе и др. Ездила почти каждый год. Какое незабываемое время!!! Это друзья, песни у костра. Конечно, ностальгия!!! Спасибо автору за воспоминания.

Но любимым моим лагерем был Узункол. В те годы не было такой фото- и видеотехники, но тем не менее осталось много фотографий, слайдов.Когда одолевает ностальгия, снова их просматриваю и вспоминаю те годы и друзей (многие из которых погибли или уже ушли). Спасибо еще раз!

Спасибо за отличные фотографии и комментарии. До чего же красиво! Какие виды, какие хорошие человеческие лица... А какая массовость, какие девочки! Как всё ухожено "внизу", в лагере! Ау, где он? И всё это более чем доступно каждому, кто желает приобщиться к прекрасному миру Гор. Доступно парню от станка, от молота, от печи... Милое, доброе, прекрасное время...и тем тяжелее тяжесть утраты... Ведь всю эту нормальную, справедливую человеческую жизнь, мы сами (ну, во всяком случае, те, кому уж, как и мне, "весьма" за сорок - пятьдесят), лихо и доблестно про... ну, понимаете, что!

Незабываемое время молодости и своего открытия гор. Первый раз попал в Баксанское ущелье и на приют 11 в 1952 году. Там еще были следы боёв и пребывания немцев.
Значок Альпинст СССР получил в 1955 году. Всё было примерно так, как на этих фотографиях. Только защитных шлемов еще не было...
ПВЗ

Круто! Альплагерь "Эльбрус" и мне 16 лет. 1978 год. Очень похоже, очень. И зачетная вершина Виа-тау 1б. А похода не было, была еще одна гора. Но самое классное, что в это время мои одноклассники сидели за партами и грызли гранит науки. Как меня родители отпустили? До сих пор загадка...

Эльбрус
1978 год. А/л "Эльбрус"

Спасибо! Пришлось пройти и мне этими тропами на эту же вершину. Года два назад хотел пройти от Азау на перевал Чипер-Азау, но граница...на замке.
Все таки прекрасно, что в нашей жизни были горы, на которые не надо было оформлять пропуска.
Спасибо за светлую ностальгическую нотку.
С Новым годом !
Предлагаю послушать нашу с Ниной песню "Новогодняя песенка" по ссылке:http://www.risk.ru/blog/206785

!975г. Дугоба, памирки, Штормовые костюмы(брезент). триконя,абалаковские рюкзаки, дрова на своем горбу до акташских ночевок, гитара, Вершина Зачетная, незабываемое крещение.РОМАНТИКА.

Спасибо за воспоминание. Я тоже делал значок в Баксане, только годом раньше. Маршруты почти теже. Только первый выход на Улыбку Шхельды. Гораздо дальше, зато виды по симпатичнее были. В 1975 году я опять был в Баксане, но уже третье разрядником. В 74 еще на одну смену остался работать в Баксане, ставили столбы освещения лагеря, за одно и третий сделал.
Маленькое дополнение - "донгуз" не баран, а свинья. Так что правильный перевод - "черная вершина (или голова, баши - голова) северно-западнее свинного загона". Уж не знаю, обиднее Вам будет от ткого перевода или нет...
Еще раз спасибо за воспоминания.

Валера, спасибо за память!

Смотрел фотографии - и искал себя на них...
Понимаю, что был там же на 3 года позже, но все то же самое... те же горы, то же снаряжение... и эмоции были те же...
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!

Посмотрел, повспоминал "Шхельду", "Эльбрус", "Уллу-Тау", "Баксан", "Безенги" 89-го года...

Белой ночи колодец бездонный
И Васильевский в красном дыму.
Ностальгия - тоска не по дому,
А тоска по себе самому....

А. Городницкий.

Мне со значкового восхождения запомнилась прорезавшаяся странная способность есть сливочное масло пачками - Большой Игизак рулит!

Прекрасно!!!Спасибо огромное!
И мой значок "Альпинист СССР" тоже баксанский, образца 1968 года, пятая смена))
Незабываемо! В этом году побывала в Приэльбрусье, прошагала знакомыми тропами...
Ностальгия! Говорят, дважды в одну воду не войдёшь... Войдёшь, ещё как!

Спасибо огромное за рассказ.
Ностальгия...

1982 год, "Эльбрус", пятая смена.
Инструктор - Валентина Семёнюк из Одессы, командир отряда - Владимир Моногаров. Легендарные альпинисты, отличные педагоги и психологи. Они привили любовь к горам на всю жизнь, научили многим премудростям альпинистским, а самое главное, в любой ситуации оставаться по максимуму человеком. Мои самые первые и самые любимые инструктора.

Первая гора - Виа-Тау

Спасибо, очень интересный пост и комментарии к нему!