Примечательное восхождение

Пишет srgmh, 30.12.2015 21:02

Евгений Кустов разместил интересную историю на сайте Джайлык - http://djailyk.ru/content/308. С его разрешения предлагаю ознакомится с небольшим её фрагментом. История повествует о забавном случае с Петром Валентиновичем, в те годы просто Петькой Кузнецовым. Вспомним об этом ярком, весёлом, скромном и добром человеке. Примечательное восхождение (Альпинизм)

1987 год. Сборы претендующих в состав команды РСФСР 1987 года состоялись в апреле-мае. От нашей федерации поехали А. Лиморенко, Е. Кустов, С. Тимофеев, В. Фёдоров. Жили в Азау, под общезвуковой фон песни «Поехали со мной с Московского Вокзала», до отвращения (!). Соревновались на скалах под Тырнаузом. Было порядка 8 трасс: с верхней страховкой в калошах 60-70 м, вибрамах, кошках; потом с нижней в калошах, вибрамах, кошках, еще что-то... Главный тренер Неворотин Вадим Кириллович. Подход в оценке результатов претендента рассчитывался от времени победителя на трассе минус штрафы за косяки, в общем в оценке было найдено разумное совмещение времени (скорости) с баллами штрафа. Не помню каких-то протестов. Где-то в середине образовалась «группа отрыва», но состав был силен и еще команду можно было смело выставлять, как минимум. Завершалось все 6-7 мая. Подъем на канатке, жеребьевка, рюкзаки оставляем. Раздельный старт забега до приюта 11, спуск за рюкзаками, восхождение на западный Эльбрус. Забег пересчитывался через время, Эльбрус давал просто 10 баллов.

В забеге лучшим был Петька. Но на формирование команды, а я был 6-м «замыкающим», повлиять могло чудо, или совершенно фатальная невезуха. К 22-23 часам дневные хлопоты рассосались, а в 2-3 часа - пожалуйте на выход. Внимание! Молодым горопроходимцам - не делайте как мы! Мы были подневольными и в тот сезон выше гостиницы Азау не поднимались, кроме некоторых. Это пример вредный для подражания.

Вадим Неворотин включил единственный налобный фонарь и наша «гусеница» поползла...

Основное действо происходило на западной вершине Эльбруса. Сейчас трудно сказать, сколько нас осталось из той записи «Неворотин+32». Еще меньше тех, кто помнит. Но было!

Самый «дохлый» альпинист знает, что все восхождения, альпиниады и прочие спортивные действия «ПРИУРАЧИВАЮТСЯ» к чему-то. Вот где-то рядом целая сборная всей Монголии, в рамках традиции 9 МАЯ, совершала восхождение на Эльбрус. Сборная, уровня под 2-й разряд, экипирована была на зависть даже гималайцев: пуховые штаны, куртки, всё в 3-4 цветном каландре, не заметить было нельзя - против нашей братвы: «Хоть мы в матрасном тике и в болонье!»

Вот я затащился на западную вершину Эльбруса. Вадим Неворотин отмечает посетивших её. Петька с рядом товарищей посетил восточную вершину. Психологически комфортно: не надо друг с другом соревноваться, всё закончилось, остались только нарастающие симпатии, настроение на 8000 метров.

Смотрим - подтягиваются легко различаемые товарищи из Монголии. И тут Пётр Валентинович в порыве души и тела сбегает на 20-30 м до первого «монгола». Левой рукой берёт его за талию, правой за предплечье, прям как бабушку через дорогу перенести. И со словами: «ЧТО МОНГОЛ, НЕТ У ВАС ТАКИХ ГОР, НО ТЫ МОЛОДЕЦ, НЕМНОГО ОСТАЛОСЬ» - помогает взойти на вершину. МОНГОЛ МОЛЧИТ! Мне подумалось - языковой барьер. Молчат и Вадим Неворотин и Коля Захаров. Только уже внизу, в Азау, за «чаем», Николай Николаевич пожурил Петьку, мол, - не гоже так с самим «Государственным тренером СССР по Альпинизму»... Извините, Владимир Николаевич, не признали, но с виду не отличить было.

Но Петру Валентиновичу Кузнецову, тогда просто Петьке Кузнецову, мы это напоминали неоднократно, дураки были, неразумные.