Исчезнувшие альплагеря… «Айлама»

Пишет lomiga, 26.01.2016 19:54

Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Наткнулся случайно в интернете на снимок. Бывший когда-то любимый нами альплагерь Айлама. Всё, что от него осталось…
В груди похолодело. Дышать стало нелегко. Альплагеря – они же как люди. Тоже не вечны. Тоже умирают, родившись когда-то и прожив интересную и насыщенную жизнь …

Поэтому и вспоминаешь их как живых. Точнее не сколько лагерь , а те вершины, ледники, маршруты, людей, ещё что-то врезавшееся в память…
Любые руины навевают воспоминания. Благо остались фотографии 40-летней давности.
Грузинский колорит сильно отличал этот лагерь от других. Даже главный транспорант , висевший на центральной площади лагеря гласил:Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Но все, особенно девчата, ещё как шли.
Ещё в лагере жила роскошная собака. Сенбернар. Про неё естественно рассказывалось множество легенд.Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
На выход получались продукты.Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
И затем на несколько дней участники уходили в соседнее ущелье Зесхо. Все занятия и восхождения проводились в основном там. По пути встречались самые настоящие волы , знакомые нам только из литературы. Сразу вспоминалось школьное « Хиба ревуть волы як ясла повни» Панаса Мирного.
Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Там, в Зесхо, всех "значков" и повели на первую вершину –Шари-Тау.Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Тут я и увидел вблизи под собой настоящие масштабы Кавказа. Перед нами открылось поразительной красоты панорама плато ледника Фитнаргин
На заднем плане посередине виднеется сам массив Фитнаргина. Слева от него большой жандарм и Белая Незнакомка. Название « Белая Незнакомка» завораживало и рождало чувство во чтобы ни стало с ней познакомиться. Только нам сказали: рано. Вы еще только значки. А мы всё смотрели и смотрели на неё.Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Плато впечатляло нас своими гигантскими трещинамиИсчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
После тренировочной «единички» грузинская специфика лагеря проявилась ещё одним способом. Нас сразу сводили на 2Б Марджанишвили. Против чего «значки» ни разу не возражали.
Подумаешь какие-то две "2А" перед этим по правилам нужно было сделать. Зачем "значкам" они?
Затем мы конечно сходили необходимые двойки. Без них ведь и разряд не закроешь и дальше на тройки не выпустят. Но грузинские инструктора все-таки хоть чуть-чуть да сделали по-своему. Такая она «Айлама»
В самом лагере вершина Айламы своей стеной загораживала пол-неба392Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
На неё , на эту стену проложил свой маршрут безо всякого разрешения КСС легендарный Юрий Лишаёв (Фантик) А маршрут этот, оказывается, грузины планировали пройти как первопроход на Чемпионат Союза. Из-за этого случая Фантик с ними и разругался. И стал ходить «соло» в Крыму после этого. Да порой ещё и без страховки.
А вообще Айлама нравилась тем, что там легче выполнять и закрывать разряды можно было. Не так строго спрашивали.
Хотя вершин и маршрутов было маловато. Третий разряд многими закрывался тремя восхождениями по разным маршрутам на Марджанишвили. Что не очень хорошо. С точки зрения накопления альпинистского опыта. Но зато быстро. Закрывая в Айламе через год второй разряд, на эту Марджанишвили, учитывая участие в двоечных руководствах ,пришлось подниматься раз пять.
Ещё на вершину Вахушти, что рядом со Шхарой, были двойки для того, чтобы сделать «руководство»Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
С вершины хорошо смотрелись южные склоны ШхарыИсчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Но в памяти всё равно крепко сидело впечатление от плато Фитнаргин . И когда подошёл черёд заключительной для разряда 3Б, отделение дружно проголосовало за Фитнаргин. Тогда никто не знал и не брал на ум наличие границ. Перевалив перевал рядом с Марджанишвили, пересекли мы невидимую тогда границу России и Грузии. Впереди лежало огромное ледяное поле ледника Фитнаргин
Поскольку трещин в центре было побольше чем с краёв, путь нам пришлось прокладывать по дуге, поближе к склонам Белой НезнакомкиИсчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
После двух часов «пилёжки» по плато мы подошли, наконец, к маршруту на Фитнаргин.Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Погода начала портиться , но мы всё же поднялись на вершину. И во время кратковременного «окна» даже увидели сверху самый длинный кавказский ледник –ДыхсуИсчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Спуск и возвращение проходил под бодрые мысли о «закрытом», наконец, втором разряде. Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Ещё раз взглянув на панораму плато и Фитнаргина с Белой Незнакомкой мы попрощались с этими горами.
Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Позже, после появления границы, попасть с ущ. Зесхо на плато –это значит нарушить государственную границу. Пограничники на это разрешения не дают. Поэтому чтобы повидать это удивительное место –плато Фитнаргин, надо заезжать с севера через Верхнюю Балкарию и далее вдоль р. Кара-су подниматься к леднику и его плато.
Воспоминания о плато Фитнаргин прочно сидели в голове. И когда уже в постсоветский период днепропетровские альпинисты к 50-летию Победы в Великой Отечественной Войне решили совершить юбилейное восхождение, выбор пал на район плато Фитнаргин. Идею подал и поддержал наш многоуважаемый аксакал Александр Михайлович Зайдлер. Для укрепления дружеских связей с народами Кабардино-Балкарии мы предложили назвать предполагаемые объекты первовосхождений пиком Мохаджира Уммаева и пиком Кардана Карданова – героев Советского Союза. Уроженцев этих мест, балкарца и кабардинца. Они совершили свои ратные подвиги , освобождая территорию Украины от нацистских захватчиков.
В апреле –месяце мы небольшой группой из трех человек приехали в Кара-су. Местный альпинист Султан Темукуев организовал нам транспорт и помог сколько смог забросить грузы в ущелье.
По пути засматривались на вершины из ущ. Дыхсу
Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Чтобы попасть к леднику и плато Фитнаргин нужно подняться на этот скальный барьер, отделяющий долину Кара-Су от Фитнаргина.
Для разведки и заброски снаряжения в штурмовой лагерь мы вышли наверх гребня. И с него несложным дюльфером спустились к леднику
В конце апреле на этой высоте ещё царит зима. По закрытому снегом леднику стали прокладывать путь к двум нашим вершинам. Они, эти два пика, конечно далеко не супервершины и по сложности и по высоте. Но зато на них никто ещё не поднимался, и посему мы по праву могли назвать их именами вышеупомянутых Героев Советского Союза.
На закрытом леднике трещины - коварная ловушка. В неё всё- же попал А.Иванов
Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
Благо все закончилось хорошо. Ходите по закрытому леднику без колец и на длинном конце верёвки. И ни каких ЧП не будет.
Разведав подходы и установив штурмовой лагерь
мы вернулись на поляну в ущелье Кара-Су. Там подождали пришедших позднее альпинистов из Черекского района В. Чеченова, И. Батчаева и М. Анаева
Дождавшись более-менее сносной погоды мы снова вышли в штурмовой лагерь и на утро следующего дня, 3 мая 1995г пошли на восхождение.
Через пару часов мы уже были под первой вершиной
Затем примерно со сложностью 1б-2а поднялись на неё и даже закрепили простенькую мемориальную доску.
После спуска поднялись на вторую вершину по простому снежному гребню
К ночи успели вернуться в палатку . А на следующее утро при сравнительно "неплохой" погоде спустились вчетвером( В.Ломыга, М Томчин, В. Чеченов, А Батчаев ) в долину, к ожидавшим нас двойке Иванов- Анаев.
Исчезнувшие альплагеря… «Айлама» (Альпинизм)
В канун Дня Великой Победы интернациональная команда сделала подарок и нашим балкарским друзьям и самим себе. Так я ещё раз побывал в этом удивительном месте на Кавказе –плато Фитнаргин, впервые открытом мне таким уютным и добрым альплагерем Айлама. Пораженный красотой этого места , и особенно зимним величием этих гор не смог удержаться от желания тут же выразить свои чувства в стихотворных формах:
Какие горы, белые, святые
На фоне неба режут облака.
Какие же у них глаза шальные.
Как у девчонок, не целованных пока.

Какие величавые вершины
Друг в друга словно в зеркало глядя,
Отодвигают нас от середины
К запретным яблокам и пропастям маня,

Я забываю всё, я болен небом.
Забвенье памяти – диагноз высоты.
Каким бы ты великим в жизни не был,
Вершинам подчиниться должен ты.

Признаться им в любви обязан каждый.
Забросив всё, колена преклонить.
И раз за жизнь. Хоть раз один. Однажды.
Свой хадж к горам и богам совершить!

Они поймут тебя, не проронив ни слова,
Волшебным шёпотом наполнив до краёв.
Заставят возвратиться вновь и снова,
Каких бы дома ты не слушал соловьёв.

Я забываю всё, я болен небом.
И всё отдам для этой высоты.
Каким бы ты ВЕЛИКИМ в жизни не был,
ВЕРШИНАМ ПОКОРИТЬСЯ ДОЛЖЕН ТЫ!

И горы раньше были выше и снега больше... Отличный ностальгический отчет!!

Фантастические фотки! Побольше бы ТАКИХ!!!

Да-а, Айлама...Почему двоек мало? Буревестник, Акрос-Чардахи, Цурунгал, на Б. Незнакомку по с.в. гребню 2Б, Ниношвили, Дадиаши, 50 лет Октября. Это только по памяти навскидку. Лагерь классный. Важа Григорьевич Матитаишвили( светлая ему память!) собрал хороший дружный инструкторский коллектив: сваны, армяне, дагестанцы, украинцы, белорусы. Геогра фия широкая: от Братска(Слава Фирсов- тоже нет уже с нами) до Северодвинска. Москва, Могилёв, Донецк, Волгоград, Киев...Весело жили, маршруты красивые ходили. Спасибо огромное за воспоминание об Айламе. Туда сейчас можно попасть через Заура Чортолани.

Недавно попадал в руки оригинальный вымпел этого лагеря. Правда слегка пожелтевший.

Большое спасибо за пост. Сам там начинал в 76-ом с «кучи щебня под названием Дзебна».

Есть неплохой материал о Айламе-77 , с весьма приличными для такого возраста фотографиями:
Всем неравнодушным к этому лагерю рекомендую.

Тоже был на Дзебне (2А) и на Марджанишвили как автор причем дважды 2А и 2Б, а единичка - Наргизи. 1973-й, инструктор Никонов, командир отряда Зельдин. Спасибо за ностальгический материал. Грузинская специфика там действительно чувствовалась))

Заезжали мы туда тоже необычно. Решили ехать с Серегой Калошиным на теплоходе - подходим, билетов нет - вдруг видим знакомые лица,- ребята с нашего института старше на год и майор с военной кафедры знакомый, отправлялись ребята на военные сборы в Зугдиди. Подошли к майору - так и так мол, он нас провел, поскольку команде лениво было всех считать и пропускали всех кого майор говорил, хотя мы с Серегой были запатланные в отличие от остальных. Так на белом теплоходе (та самая Россия) до Поти, а оттуда уже автобусом до Кутаиси, где была база лагеря

1 В "Айламе" четыре сезона проходил. На фото 1985 года Владимир Илларионов и Александр Кучерявый в Зесхо после Белой Незнакомки.

Хороший пост, спасибо. В альплагере не был, но ледник Фытнаргин, это одно из полюбившихся с первого взгляда мест. Аж снова захотелось в том районе побывать :)
Заходили вы со стороны В.Балкарии на ледник со стороны пер. Курортный (скальная перемычка на вашем фото).
Несколько моих фоток с нашего похода 4 к.с. 2009 года (рук. Миша Голубев):
Вид на ледник Фытнаргин и на одноимённую вершину с пер. Курортный (южный).
Вид с него же на те вершины, которые вы ходили в 1995 г.
Вид с ледника Фытнаргин на пер. Курортный (южный).
Вид на г. Айлама с одноимённого ледника.
Вид на г. Айлама с ледника Дыхсу.

Душевный пост! И все-таки черно-белые фотографии обладают какой-то магической способностью или душой. Смотришь на них и буд-то погружаешься в ту атмосферу! Спасибо автору!

Как дыхнуло "оттуда", из молодости, из времени триконей, абалаков, деревянных ледорубов и безудержного оптимизма! Фытнаргинское плато, т. н. "термичка", где мы после прохождения пер. Фытнаргин3А полтора дня просидели в густом "молоке", доедая последние крошки...И а/л Айлама, самый необычный, из виденных мною...казалось, что скальные маршруты начинались сразу за забором лагеря...

Спасибо! Приятно вспомнить ту поездку! Даже акклиматизационная "прогулка" через Левхановцек вспоминается с удовольствием. А какое нарзанное озеро в базовом лагере!.. Жаль, у меня не все фотографии сохранились...
А на обратном пути пограничники составленные нами кроки как срисовывали...
Но, насколько я помню, ночевали мы на пути вверх. Спустились на базу без ночёвки.

Исчезнувшие альплагеря... грустно звучит... перечень длинней, чем оставшиеся альплагеря...((

Спасибо за красивый рассказ! Уже который год хочу провести сборы в Зесхо, но постоянно что-то меняет вектор. Надеюсь, в следующем году всё же осуществить мечту.

Пару месяцев назад поехали в Зесхо на разведку так сказать, но проехать не смогли, было много снега.
Несколько лет проводили сборы в Чаухи.

Расскажите, есть ли более-менее современнвые описания маршрутов в районе Чаухи?

Что есть могу прислать. Мы ходили по ним. Достаточно нормальные описания.

в 2010-ом году старожил лагеря Зесхо Алексей Газделиани, сопровождавший нашу группу, хотел показать нам лагерь Айлама. Давно там не был. Печальная была картина - ходил между развалин, двухметровых лопухов, вспоминал что где было и плакал...

Отличные воспоминания! Спасибо, что поделились
Может кому-то будет интересно увидеть как выглядит Белая Незнакомка сегодня (снимал в августе 2015)
На первом фото она слева, внизу ледник Фытнаргин и широкий массив одноименной вершины. Марджанишвили видна справа
neznakomka 2
Neznakomka 1

Прекрасные фото. Жаль только , что Незнакомка уже практически не белая...

Жаль, что пропал такой лагерь. Панорама из лагеря открывалась великолепная. Я была там в 1970 и в 1971 годах. Закрывала 2-й разряд под руководством А.Ф. Наумова (светлая память!). Впечатления незабываемые. Работали там инструкторами грузинские альпинисты - мастера спорта. Особенно выделялся неординарный Шалико Маргиани, отличный скалолаз и альпинист.

Да, любил Шалва Мабилович Маргиани в шахматы сразиться. Только туман горы закроет, как только все группы а базовый лагерь вернутся, так Шалико готов фигуры расставлять. Это три фотки 1985 года в Зесхо. После Белой Незнакомки погода резко испортилась. Два дня в шахматы играли. Владимир Илларионов

Хороший отчёт.замечательные фотки .до боли знакомые места.посмотрел как будто снова побывал--в те далёкие 80тые годы.Приходилось там хаживать в альплагере Зесхо ну а мимо Айламы никак не проедешь мимо.........класс супер!!!!

Нашел еще несколько фотографий 1985 года. Здесь вершина Белая Незнакомка, город Местия. И севастопольские альпинисты Юрий Паворв, Александр Ярунов и Александр Дергунов после горы в Зесхо. Снимал я в тот период фотоаппаратом "Зенит ЕТ"11111

_ 359_ 368

Отличная фотка! Это с Дыхниауша? Какой год?
В 1983 с командой инструкторов Школы ходил первопроход прямо по центру этой С. стены и далее через ледопад

Сенбернара на фото помню по 1978 году. завхоза тоже помню. И получение продуктов. продуктовый склад пах и благоухал. Не могу сказать чем. Может и противоправный запах был. Но для меня он остался запахом альплагеря. даже триконенные ботинки на складе по другому пахли. В столовке сначала даже мясо с приправами не могли есть. Под конец смены сыпали травку даже в манную кашу. Айламинские туалеты, висящие над речкой - чудо. барышни на всю жизнь запомнили. Когда совсем хреново в городе было, вспоминали висение над бурным потоком.
"Айлама" до статуса альплагеря имела статус тюрьмы или зоны. Бежать от сюда было некуда. разве, что Фантик убег от разъяренных членов команды Грузии после своего соло по стене Айламы.
Свою первую пятерку я ходил на Айламу в двойке с Витольдом Петровичем Нестеровым. У нас сидячая ночевка (теплая - есть палатка Здарского, две пуховки и нога), а внизу музыка в лагере играет. Новичков в значки принимают. Я куском сухого спирта на коленках чай кипячу, а Петрович байки рассказывает. Вот бы хоть на денек на Айламу взгромоздиться! Эх!

И я помню 78 год. Был 3-е разрядником. Уходили в Ингури дней на 10, пешком через перевал Вахушти, рюкзаки были такие, что спускаться уже сил не было - ехал на заднице прямо по рододендронам.
Сенбернар по-моему именно Шалико был. А ещё помню, красавец "князь" Додешкилиани, все девчёнки просто с ума сходили.
Какой лагерь был! Какие воспоминания!

1988 Айлама111988 Айлама91988 Айлама34

Сейчас уже стену Айламы такой заснеженной пожалуй не увидишь !

Ходил второразрядником в Айламе и Зесхо (приезжал в район на мотоцикле из Питера). Инструкторами были Юрий Семенович Пулинец и легендарные Шалва Маргиани и Джокия Гугава. Хорошо помню еще бухгалтера Зураба.

Имею первопроход по на Унамусо, засчитали как 3б )

Щяс покопаюсь в архивах и пристегну снимки по тому времени и по svanetyтем местам:

Имею первопроход на Унамусо, засчитали как 3б )

Щяс покопаюсь в архивах и пристегну снимки по тому времени и по тем местам:

Шалва Мабилович играет шахмат79

Шалва Мабилович на вершине Мачхапара место гибели Снежного Барса Серго БарлианиUntitled-34

Untitled-20

Спасибо за эти фотографии.
Серго был моим первым инструктором. В "Айламе" в 1977 году. 5 смена.
На "Риске" люди, у которых Серго был инструктором, вспоминают его с большой теплотой.
Хорошо бы сделать пост памяти "Снежного барса" Серго Барлиани, чтобы люди могли оставлять свои воспоминания и размещать фотографии. Сейчас все разбросано по отдельным постам.

переход с Аилами Зесхо "привал"49

паследная пакаления Сванских советских инструкторов и спасателеЙ: М. Гоштелиани, В. Ратиани, З. Чартолани, З. Гварлиани, И. Хергиани, А. Хергиани1

Знакомые всё лица... Хорошие мужики.

И. Хергиани, и А. Хергиани - это сыновья Михаила Хергиани?

На Аиламе984Untitled-1

Ну, три крайние фотки не на Айламе, а под Айламой. А Серго Барлиани был у меня инструктором. Фотки классные. Со слайдов отсканированы , наверное.

Вот он, Серго. С новичками в перевальном походе (в 76-м).
А девушки, кстати, из Севастополя. Мир тесен.
Айлама_76_1

Прекрасный пост! Был в Айламе и Зесхо в конце 70-х.Маргиани был командиром отряда, прекрасный альпинист и человек. В один из выездов командиром отделения был Вахтанг Сабанидзе. Красавец! Любимец девушек! Как он подтягивался на турнике, когда на нем висели две альпинистки-это надо было видеть!!! Кстати, он жив и здоров, живет недалеко от Тбилиси. Внук Гугавы руководит базой в Зесхо. Был там с луганскими альпинистами в 2013г, 35лет спустя после последней встречи с Айламой и Зесхо. Горы такие же прекрасные!IMG_5881IMG_5883IMG_5827IMG_5875

Замечательно и интересно!

Нетленка от Шалвы Мобиловича, после выполнения отрядом новичков норматива Значок "Альпинист СССР": маладцы, ребята, нэ прамахнулись в грязь лицом!

Дочка только что вернулась из велопохода по Сванетии. То что видите на фото ей представили местные жители как остатки альплагеря. А в Сванетии других и не было кроме Айламы

Хотелось бы и свои фотки выложить сезон 1972 и 1974 гг в а/л Айлама там много интересного

Как грустно. Не стало Серго, Шалвы Мобиловича, умер и лагерь.

На третьем фото сверху - Тимур Майсурадзе. Добрейший человек, очень скромный. В 1977-м в пятую смену проходил стажировку на инструктора. Стажировали его Вахтанг Сабанидзе и Серго Барлиани. Когда у новичков было занятие по преодолению водной преграды - переправы через речку, Тимур простоял два часа по пояс в ледяной воде на страховке новичков и заболел пневмонией. Его жалели всем лагерем.