пик Молдо-Баши, Киргизия

Пишет dsp, 09.02.2016 20:07

пик Молдо-Баши, Киргизия (Альпинизм)

Осенью 2009-го мы, измотанные топтанием снегов, возвращались в ещё тёплые долины Прииссыккулья. С нереализованными планами восхождения на нехоженную вершину, спрятанную высокими хребтами от азартных взоров путешествующих по горам Киргизии...

...Нам удалось взобраться на эту вершину лишь с третьей попытки. Первый раз мы увидели пик Молдо-Баши во время майского путешествия по западному Терскею, когда спустились в долину реки Кара-Коман. Широкая зелёная долина ограничивалась невысокой цепью снежных гор на юге, среди которых неожиданно ярко доминировал острый скально-ледовый пик. И уже год спустя мы вернулись в эту долину, чтобы разведать пути восхождения на малоизвестную вершину.

К тому моменту было ясно - что это за гора, её расположение и возможные подходы. Но сведений о восхождении на этот пик нам найти не удалось, равно как и упоминаний о каких-либо попытках это сделать. Местные пастухи также отрицательно качали головами в ответ на вопрос о том, слышали ли они об экспедициях на пик Молдо-Баши.
Чтобы добраться до окрестностей вершины от Бишкека, нужно было запланировать один-полтора дня. Самый ближайший к пику посёлок - Арчалы, находящийся в низовьях одноимённого ущелья. К нему, вдоль русла реки Болгарт, подходит набитая грунтовка.
Мы выехали из Бишкека в конце апреля и, немного поплутав, через два дня добрались до первого лагеря, где оставалась машина, забросившая нас к началу пути:

пик Молдо-Баши, Киргизия (Альпинизм)

Конец апреля и начало мая - ещё довольно снежный период в тех местах. И даже снегоступы не спасали нас от слишком медленного продвижения вверх, отсидок в палатках и снежной пещере.

В конце концов, нам пришлось вернуться, но с неплохими результатами разведки подходов к вершине.

Итак, пик Молдо-Баши, 4622 м - высшая точка хребта Джетим, что находится южнее Терскей-Алатоо. Координаты вершины: 41°33'0.71"С, 76°53'9.05"В (взято в GE):

пик Молдо-Баши, Киргизия (Альпинизм)

От точки, куда можно добраться на машине, до расположения ABC - полтора ходовых дня со снаряжением. Маршрут комбинированный - 200 метров 50-60-градусного уклона скал с небольшой протяжённостью вертикальных участков и 2 километра гребневой части маршрута, которую ещё предстояло изучить:

Годом позднее мы вернулись сюда в начале сентября. Но надежды на сухую устойчивую погоду не оправдались и два сильных снегопада отняли у нас массу времени и сил. А подъём к ABC на перемычке под стеной оказался для нас закрыт из-за 80 сантиметров свежего снега.

В итоге, опасаясь лавин, мы поднялись под стену по более долгому с сложному пути - западному гребню - и оставили там роскошную заброску со снаряжением на следующий год.

Заодно посмотрели на 200-метровый участок-стену:

Надо сказать, что пик Молдо-Баши одинаково крут со всех сторон.
С юга:

С востока:

С запада:

И с севера:

пик Молдо-Баши, Киргизия (Альпинизм)

Так вышло, что вернулись сюда мы уже через два года - в августе 2011-го.

На этот раз мы слаженно поднялись на перемычку (перевал "Молдо-Баши") и затем потратили день на обработку стены:

Всего на стеновую часть ушло семь 50-метровых верёвок. Хотя частями эта стена изобилует удобными наклонными полками.

пик Молдо-Баши, Киргизия (Альпинизм)

Гребневая часть пути оказалась весьма простой, хотя и с парой довольно "скользских" участков. На второй половине гребня движение только в кошках.
На вершину мы вышли в хорошем погодном окне, но на спуске, во время грозы, ледорубы и каски потрескивали от электричества. Сооружаем тур на скально-осыпной полке чуть южнее снежного наддува (пика Молдо-Баши).

Краткий расклад по сложности участков:

пик Молдо-Баши, Киргизия (Альпинизм)

R1 – скалы до 50°, простое лазание, наклонный кулуар, выход на широкую полку.
2 верёвки х 50м

R2 – скалы до 80°, трудное лазание (пригождаются скальные тапки, взятые с собой) – 1 верёвка; средней сложности – 2 верёвки. Далее - ещё 2 верёвки х 50м

R2 – скально-осыпной гребень до 30°, движение с одновременной страховкой.

R4 – скально-осыпной гребень до 45°, движение с одновременной страховкой, отдельные участки простого лазания. Скалы сильно разрушены.

R5 – снежно-ледовый гребень до 40°, движение с одновременной страховкой, в кошках

Наша команда:
Михаил Рогов, Дмитрий Супонников, Максим Бизонов, Михаил Абызов
Анна Карцева, Анатолий Мотянко, Мария Рогова, Пётр Патрушев

Карта района (склейка К-43-094 + К-43-082):

В заключение, короткое видео:

И ссылка на небольшой дополнительный материал в pdf-формате:

отчёт по региону Молдо-Баши

Надеюсь, данная информация была полезна. Спасибо!

Классно! Вот это альпинизм! Блин, сколько ещё в Киргизии нетронутых Красавиц!!! Открывать не переоткрывать!

Если Вас не затруднит можно координаты в Google Earth .

Конечно. Координаты вершины: 41°33'0.71"С, 76°53'9.05"В (GE. Как понимаю, WGS-84).

Красивая вершина! Дима, ты - молодец!

Дима, наконец-то! Молодец!

Классное восхождение, и прекрасная вершина)))) Завидую по доброму

Красивая вершина!
Даже удивительно, что так долго простояла нетронутой.

Рад за вас! Можно быть и МСМК и "снежным барсом", но первовосхождение, да на ещё такую красивую гору...это навсегда...

Что же вы свое восхождение не классифицировали?

быт и суета - нехватка времени. Полагаю, ещё не поздно?

Вообще, туристы это делают редко. Писать по одному походу не один отчет, а два, причем совершенно по-разному, всем обычно лень. Я, например, только один раз это сделал. Когда у меня в группе был участник, который взял составление и подачу этого второго отчета на себя.

Не важно кто вы турист, альпинист и никогда не поздно его написать. Пройдет время и забудут про ваше восхождение. Отчет на риске потеряется. Появятся новые люди совершат опять первовосхождение. А если будет отчет он попадет в базу, это полезно для истории и других людей. А написание этого отчета о восхождении много времени не занимает. Вот туристический отчет точно талмуд. Только благодаря отчетам можно собрать хоть какую-то информацию о каких-то вершинах, перевалах и районах. Мне кажется это очень хорошая традиция.

Доброго дня.
Почитал вашу статью и отчеты о первовосхождении. Грандиозно! Поразила ваша настойчивость в осуществлении задуманного, дотошность в подготовке ну и конечно решительность. Искренне поздравляю с восхождением!

Так случилось, что в марте этого года планируем с напарником выехать в тот же район. Ребята, нужна небольшая консультация. Как с вами связаться?

Рустем, спасибо!
Я ответил Вам в личных сообщениях.

А как узнать или доказать. что это первовосхождение? Может кто давно взошёл, но как Вы долго молчал, а теперь вспомнит?

Обычно смотрят наличие следов человека на маршрутизации и вершине: крючья, дюльферные петли, туры. Еще смотрят общедоступные источники. Если нигде информации нет, то можно считать первопроходом.
Бывает, что о ранних прохождения узнают только после публикации о новом прохождении. Так было, например, после отчёта Глеба Соколовского об одном из его маршрутов на Хан. Ему написали, что маршрут уже ходили ранее, после чего информация о первопроходцах была уточнена.

Так что проверяют обычно по мере сил. Машины времени-то нет:)

все. теперь везде буду бить шлямбура. А то следов никаких)

Может быть, всё может быть :)
Но, действительно, следов людей (тур, мусор, верёвки, флаги) на вершине и маршруте не было. А стена там местами довольно крутая, в паре мест мы спускались по наклонным перилам и оставили 2 верёвки насовсем - это было проще в плане безопасности.
А лавры нам не нужны :)) Мы хотели лишь поделиться информацией о красивом (на наш взгляд) и интересном маршруте.

:) Две веревки - это хорошо. Точно никто не перепутает:))