Докторское чтиво от Бориса Абрамова

Пишет Radj, 05.03.2016 18:54

Докторское чтиво от Бориса Абрамова.

Посвятивши себя врачеванию.
....... В начале каждого альпинисткого сезона Айболит отсыпался от тяжёлых дней и ночей в реанимационной. Ему снился в это утро его фирменный сон: остывающий труп девочки на каталке в полутьме рентгенкабинета, умершей по его вине. Он проснулся. Почти полдень. Приложился из плоской металлической фляги. Но сегодня легче не стало, "Значит отоспался" подумал он. "Пора на работу"......
.......... В полдень на связь не вышли Худой Бык и Чарли, увидев врача под шафе, да ещё с утра, Арлекин нахмурился, ничего не сказал. Предложил забрать с собой Галогена и, подойдя как можно ближе под стену, попытаться связаться с Чарли......
...........Стена Опального Барда, пройденная только два года назад, получила безоговорочное золото в техническом классе на Союзе, её классификация пять "Б" была явно занижена . Почти вся вертикальная, высотой более тысячи метров от подножия, она имела три ряда карнизов, обойти которые не представлялось возможным. Кроме того, изобилие отрицательных участков требовало отточенного мастерства и более чем отличной выносливости. Единственный плюс, это то, что стена была сухая и тёплая.......
..........Им оставалось пройти последний карниз и надкарнизный монолит, когда откуда-то принесло переполненное дождем и снегом облако, монолит стал мокрым и, только что вылезший на него Чарли, сначала заскользил, а потом ушёл в свободном падении до верхнего крюка, который конечно вырвало, а на следующем его задержал Худой Бык, верёвка спружинила, пошёл маятник и Чарли начало колотить о скалы. Он сначала отбивался руками, пока их не сломало, эатем его развернуло, последний удар пришёлся сзади и слева, сломало два нижних ребра, и, как выяснилось намного позже, повредило селезенку. При помощи полиспаста, в одиночку, его поднял Худой Бык, усадил на терраску под карнизом, обработал раны с костными отломками в области локтей, сделал лубки из галош, вколол морфий и стал готовить чай, сжигая остатки галош. Вот эту информацию, чёткую и полную, и принял Айболит, уже под стеной, в четыре пополудня по аварийной
связи от Худого......
"Я приду к вам, пацаны. Продержитесь до меня". Айболит вспомнил пожилого, стройного узбека с военной выправкой, с орденом Отечественной Войны на лацкане серого отлично пошитого по фигуре костюма, который читал серию лекций о военно-полевой хирургии. В одной из лекций он повёл речь о влиянии морального состояния воинского контингента на выживаемость и заживление ран, дав многочисленные примеры, когда при отступлении ранение в руку становилось несовместимым с жизнью, а при наступлении люди, прошитые пулемётной очередью, уже через две недели просились в бой, а их раны заживали первичным натяжением, мало того: выживаемость раненых, остающихся долгое время на поле боя во многом зависела от надежды, что к ним придут и их вынесут. Выходит, если Айболит не начнёт двигаться вверх, Чарли, вероятно, помрёт к утру, и тогда будет идти речь о Худом, который рядом с умершим другом, без надежды на скорое спасение, без еды и питья, ведь стена сухая, будет слабеть с каждым часом. Всю информацию, полученную сверху и своё решение Айболит запиской передал Арлекину, послав с ней Галогена, вдобавок он попросил прислать брифкейс с надписью "АЙБОЛИТ". Обычно он собирал его заранее для подобных случаев, там были наркотики, капельница, полиглюкин, всякие ампулы, некоторые хирургические инструменты, всё,что было нужно для первой врачебной помощи. Проведя ночь под стеной с наскоро собранным отрядом, он вывел его на вершину по простому пути уже в полдень и предложил кому-нибудь из парней добровольно идти с ним на спуск по стене. Предложение было явно самоубийственным и на лицах ребят он читал откровенный страх, и, только их глубокое к Айболиту уважение предотвратило готовящийся взрыв негодования. Айболит же знал одно: пока он идёт, Чарли будет жить. Он также знал, что привёл на вершину мужиков в хорошей форме и духовых, и, хотя они и боятся, а не боятся только дураки, будут делать, что требуется, а мужики в свою очередь знали , что доктор ничего не делает зря и за каждого из них он также, как и за Чарли, не колеблясь полезет в ад. Вызвались идти все, но Айболит взял лучшего из них скалолаза и это было справедливо
Чарли ещё был жив, но разумного объяснения этому не было. На сеансах связи он просил врача и примус. И, когда, Айболит с Бугром с вершины начали спуск по этой богом проклятой стене, он понял, что слишком много обещал Худому Быку и Чарли, потому,что один неверный шаг может привести к срыву, а
верёвка только даёт шанс к спасению, а его срыв создаст безнадёжную ситуацию. Он не лазил по скалам уже лет десять, а тогда спускались в основном с верёвкой через карабин и плечо, а здесь ему дали восьмёрку и наскоро показали, как ею пользоваться. Как альпинист он понимал весь абсурд, в который влез и вовлёк Бугра, у которого тоже были дети, но как врач он не мог остановиться, потому, что Чарли тогда просто и без затей умрёт.........
.............Уже заходило солнце и Айболит потерял счёт пройденным верёвкам, смотрел на предельно уставшего Бугра, и мечтал об орле, который перенёс того, книжного Айболита через горы. Видимо Бог услышал его молитвы, сверху спустился Боец, свежий и полный сил, сменив Бугра, который тут же пошёл вверх по проложенным перилам.
Уже наступила ночь, но спуск продолжался при свете фонаря, которым они освещали друг другу зацепки, Боец на связи обильно поливал матом всю стену, Айболит от него не отставал, и,наконец, пройдя этот злосчастный монолит, спустившись по карнизу, они лицом к лицу встретились с Худым Быком. И то, что в половине третьего, ночью, предельно измотанные, без специального снаряжения Айболит и Боец спустились к Чарли, это было невероятно даже для них и в этом они видели руку провидения. Удивительно, но Худой был в ясном уме и энергичен, несмотря на более, чем суточную голодовку, а состояние Чарли тоже не походило на агональное. Первое, что Чарли сказал, полностью подтверждало концепцию того отставного военного врача:"Я тебя ждал и не умирал и теперь не умру". Айболит приступил к осмотру, пульс был устойчивый, ритмичный, дыхание ослаблено в нижних отделах, но тревоги не вызывало, живот резко болезненный, доскообразный, при питье тошнота и рвота, два нижних ребра слева сломаны, что указывало на явную катастрофу в брюшной полости. Обе сломанные руки ещё Худым Быком были грамотно перевязаны, и в лубках, раны не кровоточили. Укол морфия, шприц, улетая даже не ударился о скалу. У Айболита был металлический брифкейс, типа "АЙБОЛИТ", там было всё, даже капельница и полиглюкин, но он, рассудив, что от добра добра не ищут, пока ограничился только морфием.
Мутный и серый рассвет, словно с похмелья, медленно вползал в каменное ущелье. Папаша, вероятно, уже свалил в синагогу, а жена и дети ещё дрыхнут. Айболит сидел на небольшой каменной террасе, на коленях покоилась голова спящего Чарли, ноги свисали в никуда, а далеко в низу, дальше, чем
никуда мило журчала речка, он видел её в проекции промеж своих стоп. Холодное и короткое азиатское утро слегка освежило, голова прояснилась. Чуть правее и повыше сидели Боец и Худой Бык. Захотелось водочки натощак и яичницу. Айболит вспомнил, что все они не ели более чем полторы суток, а одну единственную сигарету выкурили с Бойцом напару ещё в полночь, на ходу. И ещё он удивлялся, что все они до сих пор живы и всё-таки вместе....
Сверху послышались голоса, это пришли мужики с основного состава, принесли еду, верёвки, крючья. Чарли спускали в сидячем положении, остальные сами. Айболит, воспитанный на абалаковском поясе, с трудом прнимал беседку, которая, будучи не по размеру, сбивалась между ягодицами, давила на причандалы. Он просто затянул пояс потуже и протягивал верёвку через карабин и восьмёрку. Спускались медленно, подолгу торчали на станциях, ожидая, когда Чарли придёт в себя, потом снова всё приходило в движение.
Там, далеко внизу, у речки, сидел Мамонтёнок, первопроходец этой стены, корректируя спуск, он значительно упрощал и сокращал их усилия. Айболиту уже надоела вертикаль, уже хотелось просто лечь и растянуться у речки, если там ещё есть и трава, то на травке. Только поздней ночью, закончив спуск, всадив очередной морфий в чарлино бедро, и, сдав Чарли Олегу, второму врачу, хирургу, он подошёл к Мамонтёнку, принял полстакана спирта, занюхал сухариком и просто лёг на траву. Он не чувствовал, как под его голову подложили мягкую куртку и укрыли одеялом. Он не будет видеть свой фирменный сон в течение целого месяца, потому, что он опять сходил на работу и снова спас жизнь. Завтра, завтра прилетит вертушка, а в ней будет Исаак с длинными и точными пальцами, лучший хирург Памира, увезёт в госпиталь Чарли и Айболита, сделает лапароскопию, а по результатам, увидев полное брюхо крови, уберёт кровоточащую селезёнку у Чарли, спасая его ещё раз, но это будет завтра. А сейчас спать. Слишком много ночей не доспано за последний год.........

Источник: от нашего дока

Спасибо... Правильный у Вас Док..

напишите , где можно прочитать ваши рассказы?

Спасибо... Порадовали на старости лет...

Сильно написано! Зачитался.

Спасибо Рустик!
Отдельное спасибо Боре, если честно док совершил подвиг!
Вот здесь всё это происходило.
Надеюсь впечатление от рассказа это не нарушит...
п.Высоцкого-маршрут

По фото, масштабы стенки кажутся метров 300 (для меня и это приговор). А там больше километра.

Километра там нет. Внизу у речки 3550 примерно, стена начинается с 3625, стенная часть до 4000. Еще 200 метров кушири и осыпи.
Т.е. длина стенной части маршрута примерно 450-500 метров.

Здорово написано! Спасибо!

Оторопь берет. Сотни комментариев на всякие техническо-альпинистские посты со спорами до хрипоты, до драки. А тут совершенно гениальный рассказ просто о жизни, о сочуствии, о человеческих качествах, о том как можно спасать человека просто, потому, что иначе не можешь, - и никакой, практически, реакции! 6 комментариев! И никому больше не интересно! Я слишком эмоционален? Или как выразился один из оппонетов,- слишком слезлив? Да ну Вас всех... Может мы, как мастодонты уже все вымерли?

Ну потому что если тут затеять споры "до хрипоты, до драки", то даже самые упоротые спорщики понимают, что, начиная спор после такой истории, автоматически попадают в страну, подобную "зазеркалью", но "натрибуквье". Это как явление переноса объекта из одного места в другое по типу скачка. Кто ж туда хочет?)

Я уже сутки под впечатлением именно этой вещи и чуть меньше от похода по Уралу с поморозкой. Да и комментарий ниже зашибись.

О чём тут говорить? Здесь нужно, сняв головной убор, благоговейно промолчать, молясь при этом чтобы в кризисной ситуации такой доктор оказался рядом...

Доку много чего можно написать. Он практически был во многих экспедициях сборной Узбекистана. Делился на практических занятиях своим бесценным опытом. Сам обладая высшей докторской квалификацией. И кроме этого безумно любил горы. Спасал людей и не раз. И вместе с нами совершал достаточно сложные восхождения.
Чего стоит операция на "сковороде" Ленина на 5100, когда нашему товарищу, провалившемуся в трещину, ребро проткнуло легкое, он мастерски провёл ликвидацию пневмоторакса, австрийским перочинным ножиком. Надеюсь не перепутал мед. термины. Сами понимаете, что на той высоте шансы выжить стремились к нулю. Человека спасли.
И еще масса других больших и не очень спасательных медицинских операций...
Здоровья тебе Док, благополучия!!!

Высота 5300, сковорода, Родин Георгий провалился в трещину на глубину около 25-30м., вытащили быстро, диагноз пневмоторкс, счет шел на минуты, наш Док принимает решение оперировать на месте без анестезии. Стоявший рядом американец-врач сказал," Борис ! если твой пациент умрет после операции тебя посадят", Боря ответил," парень умрет, если я ничего не сделаю". Прокалив лезвие перочинного ножа Док. молча приступил к своей работе. Жора орал, матерился, обещал зарезать доктора по возвращении в Ташкент, а мы стиснув зубы всей командой держали его ноги,руки,голову. Дальше все было проще, к утру пострадавшего спустили на ледник 4400м., вертолет, промежуточная посадка в МАЛе, шок тамошних врачей от блестящей работы нашего доктора, потом ОШ, больница, Через три недели Георгий встал на ноги.

душевно и по-настоящему))

Хм. Вот где не помешало бы тросовое снаряжение.

Пик Высоцкого в Фанах, в ущелье правый Зиндон, немного выше оз. Б. Алло.
В альплагере Артуч наверняка был комплект трос.снаряжения.
Но самый короткий путь через пер. Межозерный (вроде как 2Б тур.), с таким грузом занял бы сутки не меньше. Да и кому нести этот груз.
У нас же была экспедиция, которая базировалась на оз.Б.Алло, человек 20-25, от 1 разряда и выше. И было отличное грамотное руководство.
Спасработами руководил Путинцев Александр, с его опытом и навыками, он сделал абсолютно всё грамотно и профессионально. Оставалось дело за малым сформировать команду, которая пойдёт на стену. Сложность была в том, что все были на восхождениях, кто на маршруте, кто под маршрутом, но в высокогорной зоне.
Наша команда находилось на пер.Амшут, под маршрутом по С гр. 5Б, который с обеда уже начали обрабатывать и назавтра собирались выходить на маршрут. По вечерней связи нам сообщили, что произошел срыв на Высоцкого.
Рано утром всё бросив бросились вниз. Добежав до Б.Алло, нас сразу же перенаправили на вершину п. Высоцкого, так как было принято решение спускаться к пострадавшим сверху. Подъем на вершину несложный, 3Б, но набор высоты приличный. За это время вторая группа, уже была там, и начала провешивать перила вниз по скальному гребню. Дойдя до начала стены всех застала ночь.
У двойки пострадавших, это уже была бы вторая ночь. Шансы на благополучный исход таяли. Док все это популярно объяснил, и настоял на спуске, сам не до конца понимая, что им предстоит. И они пошли вниз. Все же кажется втроём-Док, Сарафанкин и Букреев.
Так как наша задача, была занести как можно больше веревок и снаряжения, мы все спальники и всё лишнее оставили внизу, у нас получилась полу-холодная ночевка на 4200, на вершине. Но это были мелочи, по сравнению, как тяжело было нашим ребятам на полке., одним, без горячего и только с верой что за ними придут.
Утром Путинцев, назвал состав на стену. Выбор был прост, квалификация всех участников, так как и многих на сборе была кмс, все обладали достаточным опытом но основным критерием стало одно обстоятельство. Дело в том, что ежегодно проводились соревнования спас.отрядов КСП, и часть ребят постоянно в них участвовала, эти соревнования давали очень много, оттачивались практически все элементы спасработ на абсолютно любом рельефе. А так как судьи и постановщики трасс были все заслуженные и опытные люди, то это проводилось не просто для галочки, а по-взрослому.
Так сформировался состав на стену.
По ночным перилам, быстро спустились до места аварии. Так как всё это на стене, особо присесть или просто постоять практически было невозможно.
И начали работать. Пострадавшего усадили в раму от станкового рюкзака, были у нас для заброски грузов такие алюминивые станки, на которые можно было разместить пару газовых баллонов. Станок на спину одел Боец, Разумеется всё пристраховали, по две веревки на каждого. И вниз. Веревки были ГДР (резинка, да еще под нагрузкой становились плоские), но они все равно были лучше рыболовного фала. Проводили классическое наращивание и вниз, быстрее вниз. Несколько раз приходилось останавливаться и ждать Дока, для очередных уколов.
Мы вдвоём с Фредом спускались первые подыскивали места для станций, организовывали их и дальше провешивали перила для спасательной группы. Все шло отлажено, но долго, да и стена большая, практически без полок. И последнюю ветвь решили сделать из 5 концов. А это 20 веревок только на пострадавшего с сопровождающим.
В нижней части стены есть большая полка, танк проедет. Когда спустили ребят на неё, они немного передохнули и мы помогли добраться до края полки и перевалить через перегиб, выполнив очередное наращивание, они исчезли за перегибом. Оставалось всего 50-70 метров до осыпи. Снизу уже провесили веревку и сделали станцию, куда и вщёлкнули спусковые веревки. Ребят отцепили и сопроводили в лагерь.
Оставшись на полке, практически без снаряжения, мы оказались в ловушке, внизу в 100 метрах лагерь, огни, люди. а мы не можем спуститься. Дело в том, что наступила ночь. Веревки после снятия с них нагрузки, натянулись как струна. И они маячили вверху над полкой в недостижимой высоте. Подойти к краю полки без страховки было опасно, темно, скользко, все засыпано мелкой крошкой. Перспектива ночевать без ничего не прельщала.
Немного поборовшись, подпрыгнув, ледовым молотком зацепили веревки и по ним как по струне двинулись к обрыву, единственное что смоги, это встегнули самостраховки. Сесть на восьмерку и дюльфернуть не получалось. Так на руках и пришлось спускаться.
Часть команды тоже не успела спуститься, по той же причине, и им пришлось ночевать на стене. Без бивака.
Утром прилетел вертолет, забрал Марата в Душанбе.
Все остальные закончили спуск, разобрали снаряжение и потащили всё в баз.лагерь на Алло.
Извините, можете быть сумбурно, без излишних подробностей и нюансов, которых очень много.
Все собирался как-нибудь написать о былом и прошлом, да вот так спонтанно, Док зацепил своим рассказом.
К сожаления, многих участников тех событий, уже с нами нет. Горы их забрали. Светлая им память.

Я про трос упомянул потому, что вкусно выглядит спуск по 200-400 метров за раз. Понятно, что не было, он из разряда экзотики. Но было бы чуть более удобно и быстро опустить станок и сопровождающего.

Да уж, работенка выпала та ещё. Срощенные веревки, проходы узлов и, всего много, по очень много раз..

На отвесных дюльферах частенько такие капканы у людей случаются, как послушаешь, ни за что и не предположил бы. Один знакомый слез на косую скользкую полку, веревки не хватало немного, а когда он выстегнул её, расслабив, она ушла и болталась где то сильно над головой. Не то, что бы прыгать за ней, удержаться было очень проблемно. Крутой скат, скользко, зацепиться не за что, человек еле - еле ушел с этой полки, за малым не съехал без страховки, какие то зацепки нашел, то ли все таки встал на трении.

Спасибо за рассказ.

Дай Бог сил, здоровья и покоя Доку. Тоже близко знаю Доктора, сделавшего на леднике при свете фонариков нейрохирургическую операцию

Напишите коротко, а?

Пострадавший Коля Баданин, район Аксу?

Доктор - да, слов нет, Доктор с большой буквы.И рассказчик, как выясняется, классный! Огромный привет тебе, Боря! Здоровья и оптимизма!
Мне хочется сказать о напарнике пострадавшего - далеко не каждый смог бы оказать такую первую доврачебную помощь в адрес Марата, как сделал это Рустам - visotnik...

Нашел фото стены выше по ущелью, на заднем плане в.Сары-Шах.

пик Высоцкого профиль

Всегда преклонялась перед врачами-альпинистами. Людьми, которые всегда на работе.
Спасибо за такой душевный и трогающий рассказ.

Cай чуток перепутал персоналии.С вершины к Чарли и Быку в тот день ушел я с 11 веревками.После 10 дюльферов - спортивных пришел на полку,где была головная команда.Дальше к пострадавшему спукались Бабиков,Айболит и я.Жору вешал перила бездарно,из за этого мы с Айболитом застряли,мне пришлось долго перестегивать Дока,т.к.Жора все перила сделал косые и в натяг.Все происходило в полной темноте,так что мой мат был оправдан.Еще мне всучили рюкзак,сказав что в нем есть еда .примус и теплые вещи.На полке выяснилось ,что кроме немправного примуса ,горсти кураги и рваной пуховке ничего нет. Так что ночь была веселая.Утром Жора сказал .что плохо себя чувствует и ушел вверх.Вверх .это 15 веревок перил...В догон ему сказали.что брикфейс приносить не надо.Нужна еда ,примус исправный и бензин.Через час началли сыпаться ребята.Первое что они принесли был брикфейс,а еда,примус и пр. осталась нверху с подачи того же Жоры.Далее у Сая все правильно,но финал был иным.С крайней полки нужно было сделать еще один спуск прямо на осыпь,там оставалось меров 30.С низу,от Мамонтенка пришла команда меня с Чарли увести маятником вправо и на остатках веревок спусить на осыпь. В результате мы не доехали до земли всего 7-8 м.И наступила ночь...Провисев часа полтора,у меня сдали нервы и я без рации ,голосовой связью,пообещал придумщикам этой .... поубивать их всех к черту.Снизу в темноте к нам лезли перепуганные моими криками ,Бугор и Бабешко.Бысто провесив еще одни перила ,на одном крюке,с трудом сняв нас со страховочных веревок,натянувшихся как струна,Бугор и Бабешко спустили Бойца и Чарли на осыпь.Мамонтенок взвалил станок с пострадавшим на свои могутные плечи убежал вниз по осыпи под мужественные вопли Чарли.Далее все совпадает с рассказом Айболита.От себя добавлю,что нижняя группа спасателей со стаканом спирта ,приближалась ко мне с осторожностью,предполагая что свои угрозы я претворю в жизнь...

Правильно стали ругаться, спасли пострадавшего с его селезенкой.

под мужественные вопли Чарли
***
Это как-то противоречиво представляется. Может тогда много кто мужественный получается.

Спасибо Костя!
До конца в той суматохе, уже и не помню некоторых подробностей.
Ты тоже герой, вытерпеть весь этот спуск, с Маратом за спиной, не каждый бы выдержал!
Не стал писать нюансы в организации помощи вспомогательных групп.
Всем все равно было не сладко. И моя вторая полухолодная ночевка уже внизу, по сравнению с биваками на стене наших ребят, все равно показалась райской. Почему то наше бивачное снаряжение никто снизу не поднял под стену.
Главное был сделано!

Спасибо Рустаму, сказавшему о "докторском чтиве": будучи в поездке, я его и не увидел - пост ушел вниз.
Боре Абрамову, в Америку, - мое огромное почтение и большущий привет. На Корженеве - Аваз, а на Москвина - Боря - просто спасли мне жизнь. Ночью на 6300 вылезло мое недолечение на сборах в Арче. Отек легких. Боря несколько дней (вертолета не было - непогода) провел рядом; в палатке, при свечке, колол внутривенно, по часам. Детский врач-реаниматолог на скорой, он спас кучу жизней. В том числе - в горах. Знаком с ним, и горд этим знакомством, с 78-го. Спасы на маршруте, при том, что Боря - не технарь, - снимаю шляпу.
Много наслышан о спасах Марата на Высоцкого - из первоисточников. Если не ошибаюсь, Рустам еще его в одиночку полиспастом на полку после срыва вытянул. Травмы не дали Марату ходить в горы, но жизнь ему ребята спасли. Жизни некоторых из них, увы, горы забрали.
"...сказали.что брикфейс приносить не надо.Нужна еда ,примус исправный и бензин.Через час началли сыпаться ребята.Первое что они принесли был брикфейс,а еда,примус и пр. осталась нверху...". Костя, да тебе надо книжки писать!

Костя много что знает и помнит, давно пора писать...
А Рустик скромно молчит, но вытянуть человека, в одиночку, на полку из под карниза, после срыва на 18-20 метров, это надо очень сильно захотеть.

Да! Знаю. Проходил, тянул в одиночку. Честно признаюсь, когда уже кровью харкал, мысль подлая была, может бросить на хрен этот полиспаст, он все равно уже мертвый. Слава богу, не бросил, как бы я жил потом?

Ничего себе тут труженики. Но кто харкал кровью?

Сергей! В той ситуации очень важно было правильно поймать напарника, много лет после этого случая я не мог работать вторым.

Со второй веревки напарник улетел, недалеко, метров на 10 ниже станции завис. (первую точку вырвал). По дороге головой зацепил полку. У меня акклимухи толковой не было, кашлял сильно, поэтому, когда тянул напарника полиспастом на полку, чуть не загнулся сам. Потом стало известно, что при ударе головой о полку, произошел перелом основания черепа, он умер еще в полете.

Высота небось соответствующая, тысяч от 5,5 до 7?

В каске был? Извините за вопрос.

Вы, наверное, чистый скалолаз, либо горный турист? В альпинизме без каски не ходят.

Нет. Чапдара, обычная 5б, по-моему и 3000 там не было.

Ясно.

Думаю, что все-таки выше, маршруты 5Б на Чапдаре, начинаются на высотах 3700-4000метров. Не слышал про этот случай.
Это на каком маршруте?

Разыщу альпкнижку, если жива еще, напишу.

Поискал поверхностно (в серванте), книжку не нашел. Переворачивать весь дом неохота. А какая цель? Если для чего-то серьезного-напрягусь, конечно. Если нет- то по-памяти:
По-моему, 5б по восточному ребру, время, ориентировочно, 92-94годы,сентябрь. На Аллаудинах было пусто, были проблемы с ишаками и туда и обратно.
Ну что еще? Погода все время была отличная, с утра только подмораживало. Как говорится ничего не предвещало... По высотам-скорее всего Вы правы, было повыше 3000, но я уже не помню. Помню, только, что нормально не акклимался в тот сезон, плющило серьезно.

<<Эвакуацию тела проводили своими силами. Да, еще с прокуратурой были проблемы и цинк найти в Душанбе-та еще задача.>>

В Душанбе или Самарканд???

В норме, конечно, через Самарканд. Базар-вокзал, манты-пилов и т.д. В данном случае порешать все проблемы больше вероятности было в Душанбе. Кроме Мумджи, конечно, помогали друзья из Москвы.

Вот рабередили Вы меня! Еще вспомнил, в тот год мы перед Чапдарой "разлезАлись" на Аллаудине (кажется 4б). Маршрут простой, не первый раз там в шлямбурки вщелкивались, но в том сезоне уж очень долго ходили, часов 12. Может это звоночек был?
И еще вопрос: случайно Вас там и тогда с нами не было? Ваше любопытство не случайно?
Интересует мое настоящее имя? Если это так, то только для Вас расшифруюсь, повспоминаем.

Да, и еще: тогда Мумджи постоянно висел на связи, крепко помог знакомствами при эвакуации в Москву. Если уж очень неймется, можно проверить по документам спасслужбы того времени.

Алаудин по 4Б за 12, многовато. Было дело, тоже нерасхоженные, с Алаудинскх озер, туда-обратно за 6 бегали.
Просто был в Фанах в 84-86-87-89-90-91.
Чапдара с востока, это по Черевко, вероятнее всего, ходовой маршрут, но длинный.
Мумджи легенда Фан!

Ну, конечно, беговую," скальногалошную" четверку так долго не ходят. И до этого раза 3 мы на ней разминались в разы быстрее. Что-то в этот сезон на небесах не сложилось. Или я просто болел? Да какая уже разница, больше 20 лет прошло..

Добавлю еще, и закрою для себя эту тему. Для меня Риск- метод отдохнуть и почесать ностальгию. В ответ на мои комментарии частенько следуют вопросы, в подоплеке которых интуитивно прослеживаются попытки поймать меня на неточностях, либо на вранье. В данном случае SAY, visotnik, и, даже, уважаемый мной laska3. Причем ребята все неслабые. Мужики, расслабтесь! Я себе уже все доказал и в горах и после них. И люди, с которыми я ходил, все про меня знают, в том числе и имя. И часто спрашивают:"на хрена тебе это надо? Мне неинтересны Ваши игры. Давайте займемся делом. В случае с laska3- вообще шляпу снимаю: человек делает кучу полезной работы без всякой выгоды для себя. Решпект и уважуха. В моем случае:надеюсь, что мои комментарии помогут молодым быть чуть меньше категоричными, чуть более сострадательными в горах. Для остальных: самореализация через интернет в попытках кого-нибудь на чем-то поймать- на мой взгляд, не лучшая трата времени. Удачи нам всем, толерантности и терпения!

Не, попытки поймать не было, в вас чувствуется старая школа. К тому же, кто еще на гвалт в каментах напишет "мужики, ну кончайте"))) кроме как искренний человек. Просто я в скалолазании то же, что библиотекарша в программировании. Ну я дюльфернуть смогу, цепочку дюльферов страшно медленно тихо матюкаясь смогу. Если застряну, забраться обратно на стремечке уже молясь Всевышнему - тоже. Наверх с нижней лезть - дудки. То есть это как жируху на такой маршрут пускать, сноровки будет столько же. Так что банальное любопытство было, прошу не беспокоиться. К тому же, мне один друг на Риске, которого я и в жизни видел, рассказал про спасы с его участием на 5000+ да по ледничку. Вот это все. А горняха бывает низко, у меня разок глаза оплыли так, что двоиться стало все, на 1700. Но Правда виной тому был немножко еще и сыр и море вкуснющего владикавказского лимонада. Если запрещаете в дальнейшем выпытывать подробности - не буду, но очень жаль. Мало таких историй, а они вдохновляют.

Я видел "горняху" на 2400. Правда человек был уже не молод.

У меня к примеру, очень некомфортно проходит ре-акклиматизация, это когда уже ниже 2000 и ещё ниже.

Василий!
Вы ошибаетесь, никто не пытается никого ловить, никакой подоплёки нет, я, да и думаю, visotnik тоже, не для этого ходят на Риск.
Так что спасибо за участие в разговоре.

Сильно! Благодарю за рассказ и особенно за комментарии!