Горная школа "Категория трудности". Наше кредо.

Пишет Михаил Ситник, 16.03.2016 16:32

Горной школе "Категория трудности" им. А.М.Ставницера исполнилось семь лет: в марте 2009 г под скалами Уарчкаи нами была проведена первая Школа инструкторов скалолазания, после которой мы начали регулярную системную подготовку и обучение альпинистов, скалолазов, ледолазов, инструкторов.
Горная школа "Категория трудности". Наше кредо. (горная школа Категория трудности, А.М.Ставницер, М.Ситник, альпинизм, скалолазание, ледолазание)
В то время на постсоветском пространстве это была первая и единственная Горная школа. Сейчас их много. Чем мы отличаемся? . Массовостью и доступностью. Так в прошедшей в Приэльбрусье с 21 февраля по 8 марта Школе ледолазания участвовало сорок четыре, а в Рождественском курсе пятьдесят шесть человек курсантов и инструкторов. Международностью: наши курсанты приезжают к нам из России, Украины, Литвы, Беларуси, Казахстана, Киргизии…

Но кроме этих отличий существуют и другие, которые в двух словах не объяснишь. Отличается наше отношение к Горам и нашему пребыванию в них, к альпинизму. Наше «кредо».

Горы – часть дикой природы. Они живут по своим законам. «Незнание закона не освобождает от ответственности» - основа Права в жизни общества. И в жизни природы – тем более. Мудрость человеческая советует «не соваться в чужой монастырь со своим Уставом». К сожалению, не все помнят об этом, легкомысленно относясь к посещению Гор, не зная опасностей, ждущих их в этом мире природы, и расплачиваясь за это легкомыслие своим здоровьем, а иногда и жизнью.

БОльшую часть своей жизни мы отдали изучению природы и законов Гор, научились жить в Горах и готовы поделиться своими знаниями с Вами. Мы считаем, что Горы не возможно завоевывать, покорять. Здесь надо уметь выживать, не мешая жизни Гор, чтя их законы. Поэтому свою школу мы назвали ГОРНОЙ ШКОЛОЙ или ШКОЛОЙ ВЫЖИВАНИЯ В ГОРАХ. Наши маршруты в Горах мы оцениваем по их трудности, что выражается в понятии КАТЕГОРИИ ТРУДНОСТИ.
Наша Школа носит имя Алексея Михайловича СТАВНИЦЕРА - мастера спорта по альпинизму, инструктора и педагога, основателя и руководителя УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "ЭЛЬБРУС", в годы СССР успешно готовившего инструкторов альпинизма, альпинистов, рабочих промальпа, бойцов спецподразделений и др.

Не секрет, что уровень развития и массовость альпинизма в СССР были значительно выше современных. Мы стараемся извлечь лучшее из советского альпинизма, сохранить традиции и опыт, адаптировать к современным условиям и передать новым поколениям.
Что же представляет собою Школа? Это не место обучения (мы с детства говорим о школе как о здании, где проходят занятия), да и не учебно - образовательное заведение, хотя мы и занимаемся обучением курсантов Школы. Из всех известных определений термина «школа» нашей больше всего подходит понимание школы как творческого объединения близких по мировоззрению, мироощущению и миропониманию людей, следующих общим для них традициям и техникам, имеющих своих учеников и передающих основные принципы этих традиций и техник своим ученикам. В применении к альпинизму, конечно.
Что объединяет нас в Школу? Общее для нас отношение к альпинизму, отличающееся от традиционно сложившемся в нашем официальном спорте понимании терминов альпинизм, скалолазание, ледолазание, выраженное в следующих тезисах:

Альпинизм – общественное явление, проявляющееся в стремлении части членов общества к подъему на горные вершины (горовосхождения – mountaineering), или к преодолению различных форм горного рельефа: скалолазание (rock-climbing), ледолазание (ice-climbing).

«Горовосхождения», «Скалолазание» и «Ледолазание» мы понимаем не только как виды спорта (соревновательную деятельность, ограниченную Правилами для данного вида спорта), но и как виды человеческой активности в горах и на скалах, как общественное явление, а именно:

Горовосхождения - подъем на горные вершины, часто по сложным, труднопреодолимым маршрутам.
Скалолазание – передвижение человека по скале любой протяженности и абсолютной высоты. Без страховки или со страховкой, с установленными предварительно точками страховки (спортивные маршруты) или устанавливаемыми в процессе преодоления скалы (традиционное лазание). Без технических средств на преодоление («чистое лазание») или с их использованием («искусственные точки опоры», «драйтулинг»).
Ледолазание – преодоление человеком с помощью специального снаряжения крутых ледовых стен и склонов: на ледниках, горных склонах, замерзших водопадах и пр.

Скалолазание и ледолазание могут быть элементами (составными частями) горовосхождений, но могут быть и самостоятельными дисциплинами для самосовершенствования и (или) соревнований.

Альпинизм – искусство, творчество. Мы принимаем за аксиому слова Д.Ханта «Пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм. Когда он начинает приспосабливать гору для своих целей, это строительные работы». Поэтому очень важно честное и красивое достижение цели. Не любыми средствами. Ценен не сам маршрут, а стиль его прохождения. Поэтому мы поддерживаем и принимаем принятые мировым альпинистским сообществом документы: «Тирольскую Декларацию», «Этическую Декларацию», «Политика УИАА по Сохранению Натуральных Скал для Приключенческого Лазания».
Альпинизм – не развлечение, не игра и не разновидность отдыха. Альпинизм – это наша жизнь, её цель и её смысл. И те, кому такая жизнь подходит – присоединяйтесь!

Вы – не клиенты, а мы – не турфирма, продающая Вам турпродукт. Наши взаимоотношения строятся как отношения старших и опытных членов альпинистского сообщества с новыми его членами, стремящимися влиться в сообщество и согласными подчиняться законам и традициям сообщества. Не согласных с этим постулатом просим к нам не обращаться.
Ну и еще. Благодаря нашим спонсорам Школа имеет собственное снаряжение, транспорт, оборудование для палаточного базового лагеря. И большую маршрутную базу на скалах Крыма, созданную инструкторами Школы для проведения учебных занятий для трэда, ИТО, драйтулинга.

Свой взгляд на учебный альпинизм мы не раз выражали на Риск.ру, например, здесь и здесь и в интервью.

В статье использованы фотографии из жизни Школы прошедших лет. Авторы- курсанты школы.

Мы Вконтакте

Спонсоры:

Благотворительный фонд Алексея Ставницера
F.A.
ВЫСОТА
MARSON

Поздравляем с годовщиной коллектив школы и желаем новых выпусков.

С хорошей датой и большой вам удачи, процветания

С днём рожденья! :)

Поздравляю Миша. Не круглая, а все же нелохая дата

Обещали печатать методические наработки,но что то я не видел таковых.

Как оказалось, для того чтобы создать методичку, необходимы долгие согласования в ФАР, утверждение Президиумом,- у меня столько пустого времени нет. А просто изложить свое мнение на Риск.ру- обязательно вызовет дискуссию, которая только еще больше запутает мнение тех, кому это нужно. Остается довольствоваться курсантами Школы.

Школе- спасибо, и - многия лета!

Михал Саныч дай Вам Бог здоровья. Спасибо школе, приеду еще и не раз.

С Днём Рождения!
Не вижу повода не выпить ;-)

А казалось только вчера начинали...Летит время. С Праздником!

С праздником! Новых умений и вершин...!

С благодарностью МихСанычу, инструкторам, "школьным" друзям ! Спасибо и дальнейшего роста и развития !

А нельзя ли Михаилу Александровичу возглавить ЦШИ в Безенги ?
Было бы разумно.

Ох, опасаюсь я за новейшие канадские истины в таком случае :-)

А вы не в курсе, кстати, почему именно канадские методики приняты за образец? Ничего не имею против Канады, но почему, например, не французские? Тоже не лохи, вроде...

Успехов!

Поздравляю!

приятно смотреть на эти ребят

Поздравляю! :) Огромное спасибо за технические приемы, теоретические знания, практические навыки и, конечно, за отношение к курсантам :) И еще за много-много всего :)

Ну пока Школа находилась под скалой Хергиани, найти ее не составляло труда. А где сейчас это чудо скальной педагогики? Я пока в Севастополе не видел ни одного объявления для открытого обзора. Иногда просматриваю свои ролики, снятые с Михаилом в его школе, и радуюсь тому, что есть такие любители своего дела. Любители с БОООООльшой буквы.Я не был курсантом школы, и инструктором не довелось быть. Но тема очень положительная!!!

Володя, я бы рад вернуться под Хергиани, да места под лагерь нам там не дают: заповедник, однако (в полосе 100 м от скал до дороги!!!). Так что мы пока в Батилимане. А за отзыв- спасибо.

Дорогие друзья, спасибо за поздравления и отзывы!

школа Ситника сегодня лучшая в России.Работает по наработкам Советского альпинизма, занимается курсами скалолазания,ледолазания и самое главное-20дневные сборы на Кавказе. Полноценный учебный процесс и восхождения. На сборах исключительно дружелюбная и в тоже время напряженная рабочая обстановка. Сборы доступны для альпинистов всех уровней. Квалификация руководства и инструкторов высокая,отзывы о школе наилучшие. Михаил Александрович, так и держи!!!

Разрешите присоединиться к поздравлениям.
Школа -- это то место, куда хочется приезжать по многим причинам. Как это ни банально, но там ты действительно занимаешься учёбой, а заодно познакомишься со многими интересными людьми. И полезно, и интересно, и весело.

Поздравляю! Удачи и успехов в этом хорошем деле!