Битва за Кавказ, знамя мира на вершине Европы и дух альпинизма. Или совсем немного истории (с комментариями)

Пишет Нина Леонтьева, 09.05.2016 04:25

Пожалуй, все знают, что в далеком 1942 году высочайшая точка Европы стянула на себя взгляды правящих кругов Третьего Рейха. Фюрер поставил грандиозную задачу - сходу преодолеть Главный Кавказский хребет, водрузить знамя нацистской Германии на Эльбрус, выйти в тыл советским войскам и начать там диверсионную войну. Выполнять миссию было поручено специальной горнострелковой дивизии – отряду немецких горных егерей. Сама операция нацистов на Кавказе вошла в историю под кодовым названием «Эдельвейс» («Альпийский цветок»).

Командующему «Эдельвейсом» капитану Хайнцу Гроту, легенде Вермахта и герою дивизии горных стрелков, лишь со второй попытки удалось установить флаги Рейха со свастикой на обе вершины Эльбруса.

Однако планам нацистов по кавказскому «блицкригу» не удалось свершиться. Попытки гитлеровцев прорваться в Закавказье были обречены на провал. В феврале 1943 года операцию «Эдельвейс» сорвали советские солдаты, вставшие на Эльбрусе насмерть. Отряд альпинистов под командованием легендарного капитана Александра Гусева в жестоких боях и совершая рейды в тыл противника в сложных условиях высокогорья ранней весной 1943 года снял нацистские флаги с вершин Эльбруса и водрузил над советским Кавказом знамя мира.

Сегодня, впрочем, уже не так много кто помнит о трагических и страшных главах той кровавой борьбы за Кавказ, от которой в значительной степени зависел исход войны. Однако сами оставшиеся в живых участники тогдашней битвы за Эльбрус и Кавказ открыли всем неизвестную страницу Великой Отечественной войны, организовав в начале 1990-х годов так называемую Эльбрусиаду примирения. Это было историческое событие. Встретились лицом к лицу, глаза в глаза солдаты той самой 1-й горно-егерской дивизии и советские бойцы-альпинисты отряда Александра Гусева. В новом качестве. В новой жизни. Они вместе поднялись на западную вершину Эльбруса, где ветераны — россияне и немцы — пожали друг другу руки.

70-летие освобождения Эльбруса от гитлеровцев праздновали в России в 2013 году залпами почетных караулов воинов-пограничников, минутой молчания в память об участниках февральского восхождения 1943-го и всех защитниках перевалов Кавказа. В 2015 году в честь 70-летия великой Победы в ВОВ в этом стратегически важно историческом месте прошли торжественные и символические памятные мероприятия. Публикую выдержки нашей беседы с заместителем начальника по поисково-спасательной работе Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России, спасателем международного класса Альбертом Хаджиевым.

- Альберт, расскажите, пожалуйста, какие мероприятия были проведены в Приэльбрусье в честь 70-летия победы в 2015 году?

- В Приэльбрусье в 2015 году были проведены два основных мероприятия. В честь 70-летия Победы было совершено восхождение на Эльбрус со знаменем Победы, с флагами России, Кабардино-Балкарии и ДНР. 25 спасателей МЧС поднялись на западную вершину. Акция прошла успешно. Представители непризнанной ДНР обратились к нам с просьбой помочь в организации их восхождения на Эльбрус – в частности, было письмо Захарченко к Н.П. Литюку, начальнику Северо-Кавказского регионального Центра. Десять человек с Донбасса, из Донецка, где кстати очень сильная альпинистская школа исторически сложилась, поднялись на Эльбрус с нашими спасателями.

Как мы знаем, на Эльбрусе шли ожесточенные бои во время ВОВ, до сих пор здесь вытаивают тела погибших солдат, и 7 мая в Приэльбрусье состоялось очередное захоронение. Поиском останков погибших во время войны занимается специальная группа «Поиск». В районе многих перевалов стоят мемориальные обелиски в честь павших солдат ВОВ.

Вообще, альпинисты – это такой народ, который никак не связывает себя с политикой. Это особая каста. Как и спасатели.

Сейчас, ближе к Дню Победы очень много народу на Эльбрусе. Одних только желающих подняться на вершину более 500 человек, это официальная статистика, плюс 30% нерегистрированных.

- К празднованию Дня Победы не проявляли ли немцы какой-либо совместной инициативы?

- В 90-х годах участники войны из Германии, которые тогда были еще живы, предлагали провести совместную акцию в Приэльбрусье. В нынешнее время подобных предложений от них пока не поступало. Кстати немцев как туристов сейчас здесь больше всего из всех иностранцев…

Эльбрус – это не только высочайшая вершина Европы, но и человеческая история, место примирения вчерашних исторических врагов и, без пафоса, доказательство существования высших нравственных понятий в человеческой жизни. Об этом более подробно - мнение КМС по альпинизму, спасателя, фотографа, писателя Владимира Копылова, совершившего более 100 восхождений на Эльбрус и более 30 лет исследующего Кавказ:

«С моей точки зрения, понятия Родина и Великая Отечественная Война стоят значительно выше. Достоверна история, что немцы приезжали в середине и конце 30-х годов на Кавказ и ходили по ущельям и на вершины с советскими альпинистами, которые их тогда сопровождали. Известно, что эти же немцы составили костяк дивизии «Эдельвейс», которая летом 1942 года пришла в район Эльбруса через перевал Хотю-Тау (3500 м), перетащила через этот перевал легкие пушки и двумя группами двинулась в Баксанское ущелье – через перевал Эхо Войны и через Приют 11 с дальнейшими планами поднять штандарт Германии на вершину Эльбруса. На перевале Эхо Войны их встретили бойцы Красной Армии, которые, следуя приказу Сталина «Ни шагу назад», не отступили и погибли там. На перевале до сих пор довольно сильное обледенение, так вот, я помню, что еще в 80-х годах сквозь многометровую толщу льда местами просматривались тела немецких и советских солдат, оставшихся лежать там вперемешку после рукопашной.

Про Приют-11 известно меньше. В Германии есть книга воспоминаний командующего «Эдельвейсом», где сказано, что на тот момент на Приюте было 2-3 бойца Красной Армии и что они отошли перед подъемом туда немцев. Немцы заняли Приют-11 и, по моему, со второй попытки летом поднялись на Западную вершину Эльбруса, установили штандарт и доложили об этом Гитлеру. На что Фюрер, опять же по их воспоминаниям, был в ярости, считая сначала это бесполезным занятием. Только доктор Геббельс переубедил его, и кадры с восхождения вошли в победную хронику Третьего Рейха.

Тем не менее, отступая с Приюта-11 вниз бойцы Красной армии вступали в бой с немецкими солдатами и по всей горнолыжной трассе, если пройти ее пешком висят маленькие железные таблички, рассказывающие как такие-то раненные бойцы на этом месте с медсестрами сражались здесь с врагом до последнего патрона и пали смертью храбрых. К сожалению, в наше время многие молодые люди могут услышать в этих словах только пафос.

Особо замечу, что летом 1942 года дивизии «Эдельвейс» на Кавказе противостояли части регулярной Красной Армии и никого из альпинистов 30-х годов там не было. И еще, с точки зрения «исхода войны», бои в Приэльбрусье носили позиционный характер, так как, повторю, немцы пришли через перевал с легкими пушками – ни танков, ни самолетов и встретила их Красная Армия в рукопашную, но… по свидетельству местных жителей, большинство которых тогда ушло через перевал Донгуз-Орун в Сванетию, бои или стычки между Красными бойцами и немцами были ожесточенными.

Освобождение Эльбруса происходило в январе-феврале 1943 года. И вот тогда по фронтам собрали советских бойцов-альпинистов, кто знал эти горы… Бои так же носили местный характер и так же были весьма ожесточенными.

Русские самолеты бомбили немцев в Приюте-11. Одна из бомб попала совсем рядом с Приютом, разрушив котельную. Многие годы руины котельной стояли рядом с Приютом-11. В 1998 году Приют-11 сгорел, потом его демонтировали, а котельную «завели» под крышу и теперь это исторический каменный 2-х этажный Приют.

Совсем недавно, лет 5 назад, то есть 2010 год, в районе ледника у Старого Кругозора над
пиком Терскол, из ледника стали вытаивать десятки (!!!) остатков тел с оружием и гильзами вокруг… Случайно был найден жетон Красноармейца и по его номеру удалось восстановить эпизод штурма Приюта-11 военными курсантами из Ленинграда. Тогда под покровом ночи и тумана они шли наверх на Приют-11 на штурм. Но, как это бывает в горах, туман рассеялся, они были обнаружены и расстреляны из немецких крупнокалиберных пулеметов. По тому, как вокруг останков тел лежали гильзы, стало понятно, что они сражались до последнего патрона. Их похоронили в Терсколе 2-3 года назад, спустя 70 лет после гибели.

По приказу Сталина 23 февраля 1943 года немецкий флаг был сброшен с вершины Эльбруса и на его место было установлено Красное знамя.

В 1992 году в Приэльбрусье был слет ветеранов, воевавших за Кавказ с обеих сторон. Приезжали “деды” из Эдельвейса. Были бойцы Красной Армии. Спустя 50 лет после войны это были просто солдаты и, я помню, немцы рассказывали про бои на перевале Эхо Войны и показывали места, где они хоронили своих бойцов. Именно тогда они посмотрели друг другу в глаза не через прицелы автоматов и винтовок.

Наши воевали, следуя приказам «Ни шагу назад», «Стоять на смерть» и «Враг будет разбит. Победа будет за нами». Враг - есть враг, отступить - значит проиграть и во многом «сдать» свою Родину. Не отступить - значит победить. И тогда, если повезет, остаться в живых

Пользуясь случаем, задала вопрос собеседнику о том, есть ли сегодня альпинистское
братство, в том числе международное, и насколько оно сильно. «Для меня это больше не альпинистское братство, а общечеловеческие ценности", - продолжает Владимир. - "Помню, что когда я на скальной стене не отвязал веревку от брата (во время срыва при альпинистском восхождении по отвесной скальной стене Ягноба на Памиро-Алае – авт.), - это означало для меня внутреннюю готовность идти и спасать его «до конца». Я помню, как с менее опытным напарником попал в горах в камнепад. Напарник спрятался за мной, как за стеной, а я видел, как камень летит точно в меня и понимал, что если я отпрыгну вот сейчас, то камень убьет моего молодого друга, что у меня больше опыта и я смогу в последний момент увернуться от него. Камень пролетел в 5-ти см от моего лица...

Я помню, как на Хан-Тенгри
(7010 м) на Тянь-Шане группа молодых поляков возле вершины бросила ночью на спуске своего руководителя на горе - для этих молодых парней тогда так стоял вопрос жизни и смерти. И я вместе с двумя на тот момент незнакомыми мне людьми, вместо восхождения на свою гору, пошел наверх в ураган спасать этого брошенного поляка. К сожалению, он умер. Мы провели на бушующей горе ночь. Я никого не виню. Но так бывает...».

вечная память стоявшим насмерть...

Особенно тем, кого погнали через Ирик-Чат на немецкие пулемётные гнёзда по открытому снежному полю. Слава Советским генералам и Отцу Народов!

Правильнее было морить там фрицев голодом?

Никит, "особенно" режет глаз... Вечная память всем, отдавшим жизнь за Победу!

Реакция Гитлера на это восхождение на Эльбрус: (Альберт Шпеер, воспоминания. Гл.17): "И профану становилось очевидным, что наше наступление выдохлось. Тут поступило сообщение, что подразделение горных егерей овладело Эльбрусом, самой высокой точкой Кавказа, пиком, окруженным обширными глетчерами, и установило на нем германское боевое знамя. Конечно, это было бессмысленное дело; впрочем, вполне безобидного свойства , всего-навсего приключение заядлых альпинистов. Мы все проявили даже определенную снисходительность к этому эпизоду, казавшемуся нам совершенно незначительным и несущественным. Мне уже до этого приходилось видеть Гитлера в бешенстве. Но редко он так взрывался, как по получении этого донесения. Припадок ярости длился несколько часов, как если бы этой выходкой был сорван весь его стратегический замысел. Даже несколько дней спустя он перед всем и каждым поносил "этих сумасшедших скалолазов", которых "следовало бы отдать под военный трибунал". В самый разгар войны они играют в свои честолюбивые игрушки, -- продолжал он возмущенно, -- занимают этот идиотский пик, когда он приказал сосредоточить все силы на прорыве к Сухуми. Из этого прекрасно видно, как выполняются его приказы. Срочные дела позвали меня в Берлин. Через несколько дней командующий кавказской группировкой войск был, несмотря на энергичное заступничество Йодля, смещен. Вернувшись через две недели в ставку, я застал Гитлера в ссоре с Кейтелем, Йодлем и Гальдером. Он больше не протягивал им для приветствия руку и не появлялся за совместным столом. Отныне и уже до конца войны он приказывал накрывать для себя в своем бункере, куда лишь очень редко приглашались самые избранные. Отношения Гитлера с его военным окружением были навсегда испорчены."

Видимо, из-за эзотерики с армейскими так разосрался.

ага я тоже про это вспомнил, читая:)
Плевать Гитлеру было на тот Эльбрус:)
Это только в наших головах со смещенным центром тяжести эта куча камня и льда имеет какое то значение:)

Саша, эта пять!:)

"А до войны вот этот склон
Немецкий парень брал с тобою
Он падал вниз, но был спасён
А вот сейчас быть может он
Свой автомат готовит к бою"

Такое не должно повторяться.

По воспоминаниям Шпеера Гитлер был в ярости из-за покорения егерями Эльбруса:
"Тут поступило сообщение, что подразделение горных егерей овладело Эльбрусом, самой высокой точкой Кавказа, пиком, окруженным обширными глетчерами, и установило на нем германское боевое знамя. Конечно, это было бессмысленное дело; впрочем, вполне безобидного свойства, всего-навсего приключение заядлых альпинистов. Мы все проявили даже определенную снисходительность к этому эпизоду, казавшемуся нам совершенно незначительным и несущественным. Мне уже до этого приходилось видеть Гитлера в бешенстве. Но редко он так взрывался, как по получении этого донесения. Припадок ярости длился несколько часов, как если бы этой выходкой был сорван весь его стратегический замысел. Даже несколько дней спустя он перед всем и каждым поносил «этих сумасшедших скалолазов», которых «следовало бы отдать под военный трибунал». В самый разгар войны они играют в свои честолюбивые игрушки, — продолжал он возмущенно, — занимают этот идиотский пик, когда он приказал сосредоточить все силы на прорыве к Сухуми".

Оборона Кавказа требует исторической правдивости в цифрах.Сколько обороняло,сколько наступало.Пока цифры очень примерные.

До сих пор вытаивают, где уж тут точность...

Сухие факты - самые красноречивые свидетели истории
Вечная память сражавшимся за Родину!

2639 убитыми и 1402 провавших без вести - то есть тоже скорее всего погибшими..

Да всё уже хорошо изучено и расписано, одних воспоминаний в том же интернете можно набрать(Бобров, Кизель, Кропф, если из новоизданных, а советских-Гусев, Гусак и прочие) , как в Германии так и у нас.
Просто за советское время ВОВ превратилась в миф, который как известно целен и не делим, а уж тем паче не уточняем и не изменяем. Кому интересно давно уже всё прочитали как было в действительности, а для "верующих" в классическую "эдельвейсологию" времён застоя-факты как красная тряпка для быка, ну и шут с ними.
А статья неплохая, хотя и содержит достаточно советского пафоса и пару-тройку хвостов бородатых мифов из тех же времён.

Вот еще:

"со знаменем Победы, с флагами России, Кабардино-Балкарии и ДНР" - а где альпинисты Крыма, Ю.Осетии, Абхазии?

Блин горелый, здесь-то зачем разжигать? Щас понабегут ваши, засрут пост. Вам это надо?

В чем собственно разжигание??
Ладно, сокращу вопрос - а где альпинисты Крыма?
И кто те - "альпинисты ДНР" - кто эти люди?
Имена, звания - может мне доводилось тушонку с ними хавать?...

и зачем им нужно было - "письмо Захарченко к Н.П. Литюку, начальнику Северо-Кавказского регионального Центра."?

Вроде Баксанское ущелье и Эльбрус просто нац.парк, а не пограничная зона?

Вот в тему, моего друга отчет. Не Эльбрус, но Кавказ.

Спасибо за ссылку. Такие зерна редко встречаются.

Да, пусть повествование об экспедициях Вашего друга растянутой на много страниц и комментов. Да, альпинисты увидят много неоправданно стремного. Но фактический материал, его нейтральная подача, хороший русский язык - это просто здорово! Еще раз - спасибо.

Пожалуйста. Мне тоже нравится. Он, кстати, в молодости альпинизмом занимался, и туризмом. Я советовал оформить это как рассказ и поместить на Риске- он этого не сделал, может времени не было. Наверно, правильно, а то на некоторые обсуждения больно смотреть.
В прошлом году они нашли останки советских бойцов под каким-то перевалом, захоронили, помятник сварили дома и на перевал затащили.

Если честно смотреть на события обороны Кавказа то обороны по сути не было.Мне пришлось общаться со свидетелем тех событий Аркиным Я.Г.Дивизию Эдельвейс отделял от Сухуми всего один перевал.По какой то причине штурмовать его не стали.Защитники Кавказа не были обучены для военных действий в горах.Со всех фронтов срочно собирали альпинистов.Местное население не участвовало в обороне по разным причинам.Из за неопытности погибло очень много наших солдат.Хоть и горькая ,но правда.

Правда в том что фашисты не прошли через Кавказ. Что не добрались до бакинской нефти. И в итоге проиграли войну. Всё остальное - вторично, третично и так далее. Вот это и есть настоящая правда.

Правда и в том что наши деды-прадеды выстояли там, где выстоять по идее не могли. Но выстояли, ценой жизни, результат мы наблюдаем до сих пор.

Там, где днем и ночью крутят шквалы,
Тонут скалы грозные в снегу,
Мы закрыли прочно перевалы
И ни пяди не дали врагу.
День придет, решительным ударом
В бой пойдет народ в последний раз,
И тогда мы скажем, что недаром
Мы стояли насмерть за Кавказ.

"В дни, когда враг побежал под ударами Красной Армии, мы поднялись сюда без веревок и палаток, в шубах и валенках по суровым склонам Донгуз-Оруна , чтобы указать путь наступающим бойцам..."

Последняя цитата, надеюсь, в пояснениях и расшифровках не нуждается...

Замалчивать или игнорировать печальные уроки истории - распространенная, но от этого не менее порочная практика. "Главное победили, а какой ценой - неважно". Важно. Потому как невыученный урок оборачивается новыми могилами новых бойцов - через много лет. Что-то изменилось в Советской армии за 45 лет - от битвы за Кавказ до войны в Афганистане? Нет. Со мной учились ребята (ровно 25 лет с выпуска прошло), воевавшие в афганских горах, я это от них, а не из книжек знаю. Речь, к слову, не только и не столько о специфической горной подготовке, но еще и о взаимодействии, снабжении, надежной связи и тд. А между афганской и чеченской войной - изменилось что-то?
Героизма защитников Кавказа мои слова никак не задевают.

Егеря заняли перевал Клухорский, как и все ущелье Гоначхир и ущелье Теберда, а так же Домбайскую поляну. На слиянии рек Аманауз и Гоначхир была расположена база. За Клухорским перевалом в направлении Сухуми уже нет перевалов (ходил в Сухуми из Домбая раз 20, а так же к друзьям сванам) кроме тропы до Южного приюта, а далее дорога ( она и тогда была). Самое главное не начать писать о точных картах у немецких егерей, которые они сняли во время походов и восхождений с советскими альпинистами. Лично работал два сезона с геодезистами и топографами, таскал рейку. Не поверю не разу в эту бодягу. Что бы потом армия работала по этим картам- это цирк. Что такое точная карта без определенных "цифр" называю так условно. Картосхема это рисунок не более. И не было полного корпуса альпинистов у немцев. А был корпус обученный и подготовленный для ведения боевых действий в горной местности. Там и батальона прожженных альпинеров не было. Да и нет в них нужды так как необходимы люди подготовленные для выполнения СБЗ в горах. На вершинах еще никто не воевал в ущельях- да, на перевалах-да. Необходимы навыки альпинизма-да. Вон и сейчас вся подготовка напрвленна на выполнение разрядов, а нахрена . Необходима программа по обучению вести боевые действия в горах, скрытно передвигаться, знать проходы на перевалы ведущие в соседнее ущелье, уметь да много чего уметь. А так учавствуешь в этом военно-развлекательном альпинизме и думаешь, зачем эта альпинистская мишура бойцам.

Как зачем?! А бюджеты осваивать?

++Там и батальона прожженных альпинеров не было++
Не знаю, кого там считать "прожжеными", но альпинистов очень много было. В том числе и с опытом восхождений на Кавказе. "А до войны вот этот склон немецкий парень брал с тобою" - это не Высоцкий придумал, так и было. Был в предвоенной Германии альпинистский бум, множество секций. Потом людей оттуда и набирали в горнострелковые войска. Уж на батальон -то в дивизии всяко наберется, еще и не на один.

В СССР был полный пофигизм к человеческой жизни.Многие победители после войны отправились в лагеря,инвалидов убрали с больших городов.День победы это большой день скорби по огромному числу погибших,не зря после войны этот день не считался праздником.

Ооо, ыстчо один.
Щас ведь ещё и "ледокол" перебежчика-предателя резуна начнёт в доказательство приводить

олдчайник а солдатские кости в горах мешками не собирал? Своими руками?
Если б собирал- тогда бы знал, где правда.

я- собирал.
Так что пропаганду- нах.

В целом так, но как всегда дьявол кроется в деталях: сразу после войны 9 мая был праздником, и даже за награды небольшую денежку платили, а вот уже после виссарионыча- сделали рабочим днём, а выплаты отменили. Праздником с пышной мишурой и мифологией день победы стал только при Брежневе.
А касательно лагерей, так когда шли бои за кавказ Кизель и Корзун(оба патриархи советского альпинизма) мирно сидели в лагерях и никто на фронт, чтобы сберечь солдатские жизни, этих специалистов срочно не снаряжал.
Недавно была выставка про репрессированных альпинистов. Так вывод из неё очень простой-режим не рассматривал альпинистов как ценных военных специалистов, отсюда и расточительство, хотя к боям за Кавказ начали готовиться ещё летом 41-го.
Когда же остановили немцев на перевалах, то быстро создали рейдовые отряды с альпинистами во главе, снаряжённые лучше немецких и действовавших успешнее. Для всех этих мероприятий всего и требовалось человек 20 альпинистов, так что специально "экономить" альпинистов и не требовалось. Можно было их всех поголовно посадить перед войной, и 9/10 даже расстрелять-на ведение горной войны это никак бы отрицательно не повлияло.

"чтобы сберечь солдатские жизни" - ну об этом похоже никто не думал вообще. Любая историческая работа или любой рассказ ветерана - довольно многие успели написать и напечатать за последние 20 лет - показывают одну и туже картину, от которой только горечь.

Больше всего альпинисты нужны были как раз на начальном этапе - действительно для руководства, чтобы люди не ушли не туда, чтобы прошли там где ходить не умеют. Для этого порой даже снаряжения особого не нужно - нужны знания и опыт. Но альпинист по идее требовался каждой группе отступающих. И именно тогда их и не было, и в этом одна из трагедий битвы за Кавказ. Поэтому сворачивали в боковые ущелья, лезли в лоб на скалы, упирались в ледопады, попадали в камнепады и лавины - горы есть горы. И гибли, гибли, гибли, бессмысленно и бесполезно, не понимая, где здесь перевал, а где непроходимые сбросы, не умея ориентироваться в горах, не умея оценивать погоду, наконец просто не умея ходить по курумам и льду. В результате травмы, обморожения даже летом, тем более в межсезонье и зимой. И это - подчеркну - помимо собственно боевых действий.
Дед участвовал в битве за Кавказ, воевал в Северной Осетии, военный медик из тех кто не по госпиталям сидит, а на переднем крае. В горах небоевых потерь было много. Просто нагрузка была чудовищная, да вдобавок еще и непривычная - горцев в частях обороняющих Кавказ было мало. Деда кстати не раз спасало серьезное увлечение лыжами перед войной - соответственно ОФП была на уровне.

>>а вот уже после виссарионыча- сделали рабочим днём
Не после, а при: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 года объявил 9 мая рабочим днем.

В биографии Черчиля есть эпизод когда за ошибки в командовании его понизили до комбата и сумел опять подняться.Сколько в Советской армии нужно было сделать ошибок?разумеется у дважды чайника всегда есть ответ-американцы виноваты и западная шайка.

Иконке с Трумэном и св.Солженицыну помолились сегодня уже?

это мой минус:)

Ласка,если нужно что то запутанное,еще больше запутать то ты в первых рядах.Чего стоит твой толмут-инструкция для чайников.Лучше помолчи,за умного сойдешь.

.Чего стоит твой толмут-инструкция для чайников.
***
"инструкция" - как получать любителю аклем на бочках-приюте и подняться максимум к началу Косой летом. Конкретной критики не можете родить уже три месяца, но превосходство свое в целом чувствуете, да? Типичный писатель-теоретик. В голове романы, на бумаге свидетельство "превосходства в целом" за собственной подписью.

Да любой человек со средней подготовкой дойдет до косого траверса без всякой инструкции,разумеется в летний период.

Основные боевые действия были в невысоких горах в Туапсинской операции. Высокие перевалы ГКХ серьезного значения не имели=- через них не то что технику, даже и просто какое то существенное количество войск не проведешь- невозможно наладить нормальное снабжение.
Поэтому там и линия фронта почти не двигалась, и немцы просто ушли с перевалов после разгрома под Сталинградом. когда были вынуждены покинуть Кавказ.
Нахрена там какие то попытки наступления проводились вообще непонятно.Просто видимо, чтоб были потери.Если потерь нет-значит войска не воюют и командир не исполняет свои обязанности.

На практике ни наши ни немцы не смогли бы развить наступление имея за спиной трехтысячные перевалы по той же простой причине невозможности нормального снабжения.

И в общем,когда представляешь реальную картину она довольно тошнотворная...

Правды ради и за высокими перевалами войск особо много не было. Так что пройдя, получили бы оперативный простор по самое не... А снабжение для таких "экспедиционных корпусов" можно было и авиацией осуществлять, вон даже для Паулюса пытались.

Где там оперативный простор? Там горы везде и за перевалами. Ущелья, крутые очень глубокие спуски, узкие серпантины, где один снайпер батальон остановит.

в Псху давно спускались с Санчарского перевала?
2 км сброса высоты,пока спустишься- коленки трясутся.

А теперь то же самое представьте с Максимом или минометной трубой на горбу.
Совершенно нереально...

я уж не говорю как таскать через перевал раненых- это вообще из области фантастики.
Собственно- немцы же были в Псху.
Пришлось уйти...

Очень правильно и доступно написали. На самом деле все бои основные это были в районе Туапсе. Сами перевалы Центрального и Западного Кавказа в районе которых были боевые действия для переброски личного состава и ведения наступательных действий вряд ли серьезно рассматривались. Исключение только Клухорский перевал это наличие дороги ( естественно не через сам перевал).

из Псху немцы ушли не в 43м году а в первой половине сентября 42го, ни о каком немецком отступлении тогда речи не шло, напротив. успешно развивалось немецкое наступление на Сталинград и на Кавказ.

Тем не менее немцам пришлось оставить село и вернуться на ГКХ думаю именно потому что невозможно было нормально снабжать позиции глубоко внизу на южном склоне и невозможно оттуда транспортировать раненых.

Просто представьте себя на окраине Псху на высоте 700м, у вас рота бойцов и пятеро раненых.Которых надо доставить через Санчарский перевал, на 2 км выше.

Ваши действия?)

Да уж, Саша.Пример хороший.Мы то с тобой прочувствовали что такое поднять на 250м. и спустить на 1500.Лучше сдохнуть.

Сереж , хорошо что мы были не немцы не тащили Жору из Псху:)

Мы бы до сих пор его несли:)

там и дальше на восток такая ж катастрофа с крутющим и глубочайшим спуском на юг.
Какой то смысл мог иметь только Клухор и Наур .

Но и там халявы нету на югах и есть масса возможностей малыми силами запереть наступающие войска.

Вот парадокс в горах бились без всякого смысла а в степях между Сталинградом и Кавказом местами и вовсе линии фронта как таковой. не было.
я давно прихожу к выводу что в войне бесполезно искать логику и смысл.
Это больше похоже на припадок безумия.

Для чего, например, Сталин попер в 44м на Польшу и Румынию?
Если б он мыслил логически -сохранил бы Германию как противовес США и сейчас бы в мире не было бы доминирования одной страны.

Неточность - Гитлер НЕ ПОДДЕРЖИВАЛ восхождение 1942 года "егерей" на Эльбрус
ПВЗ

++ День Победы поперёк горла тем, кого победили тогда, тем кто хотел бы уравнять Сталина и Гитлера, фашистскую Германию и СССР, нацистов и интернационалистов++
Типичная попытка шулера смешать теплое с мягким. Людей, которые были бы рады увидеть Гитлера и Сталина на соседних виселицах, миллионы. В том числе и я, поскольку мои деды не воевали - обоих расстреляли еще до войны по сфабрикованным обвинениям, впоследствии реабилитировали. Кстати, один из дедушек был потомственным военным, преподавателем на артиллерийских курсах, его знания в будущей войне очень бы пригодились.
День Победы большинству из нас совершенно не поперек.Поперек попытки оправдать сталинские преступления этой победой, приписывание Сталину заслуг советского народа, который сумел победить, несмотря на бездарное сталинское руководство.

Пенсию/пособия кто-то за них получал потом? Как насчет того, что хотя бы одного из них отправил на тот свет знакомый, политизированный сверх меры также, как и вы, просто более дубовый и находящийся в противоположном идеологическом лагере?

Эээ, защо минус? Думаю, я в советские годы против этого вашего Сталина больше вылезал, чем тут присутствующие вместе взятые. Хотя бы синяк от стервы-парторга за свои шалости имел (нарисовали с пацанами на перемене с какой-то дури Вождю народов почему-то именно небезызвестную стильную вражескую символику в виде повязки на руку на портрете с Ялтинской конференции в газетке Moscow News, такие же достались и Черчиллю и америкосу). Стерлядь в кожанке, пышущая исковерканной размышлениями о партийных ценностях сексуальной энергией, трепыхалась, словно воробьиный сыч, пытающийся задрать голубя, и пробовала вырвать у меня из рук газетенку, чтобы утащить куда следует и там продолжить делание своей славной карьеры, но я улику-то сподобился у нее на глазах уничтожить. Никто ведь круче ничего не вытворял при СССР? Все были комсомольцами, в отличие от меня, да? Как вам космомольские собрания? Вспоминаете с трепетом? Вопрос к alvd я не снимал, хотя таким макаром разговора все равно не получится, так что сталинонаглаживателям предлагается передислоцироваться в область пространства, одновременно занятую пнем от дерева.

войны начинают благополучные, достигшие власти старики и взрослые мужики. выжившие в прошедших войнах.
Они мечтают вернуть тот адреналин как защиту от наступающего маразма и бессилия.

Наивная молодежь не имеет иммунитета от их хвастливого вранья, верит им и идет на войну.

Хочу обратиться к уважаемому Альберту Хаджиеву.

В 1944 году балкарцев депортировали в Среднюю Азию. Зачем? То ли согласно плану построения оборонительных рубежей, то ли за какие-то "предательства" по отношению к СССР. Ну вот просто так надо было.
Партия сказала - надо!

Тринадцать лет балкарский народ провел в изгнании, без права отлучиться с места поселения далее 3 км, без образования для детей, но с обязательной идейной обработкой и с возможной каторгой на 20 лет за нарушения.

В Баксанскую долину были заселены сваны - для освоения.

В 1957 году было принято решение о возвращении балкарцев. Так сказать, "на свободу - с чистой совестью". Заодно сванов выселили обратно - для укрепления дружбы народов.
У Партии совести не было, о ней не упоминали.

Это же история, скажете вы. Теперь-то мы, мирные, в братской семье народов, скажете вы.
Я не лезу в дела вашей семьи - я хочу поговорить с вами о моей семье. Народ Украины - это моя семья.

Может быть вы, Альберт, думаете, что эти ужасы были только в Балкарии, а в Украине, в Крыму было все совсем по-другому?

В Украине точно так же выселяли местное население и вселяли (иногда насильно) пришлое, точно так же разжигали взаимную ненависть под лозунгом дружбы. При том, что 2.5 миллиона украинцев отдали жизнь в бою против нацизма и фашизма, 5.5 миллионов мирных украинцев были убиты той войной, или умерли в плену - вдобавок одна ликвидация послевоенных национальных украинских движений унесла 150 тысяч мирных жизней.

Мы не взваливаем на внуков ответственность за преступления дедов - но мы не хотим забыть, или простить эти преступления войны.

Несмотря ни на что, мы сжились вместе, помирились, Донецк и Львов, Симферополь и Киев.

В современной Украине живут этнические украинцы, русские,татары и еще десятки национальностей. Мы не всегда сидели в обнимку, но наш танки, пушки и автоматы более 20 лет ржавели на заброшенных складах, наша армия спала в ожидании дембеля.
У нас не было разрушенного Грозного, не было этих "КТО", не взрывались сами многоэтажки. У нас не было войны.

И, вы знаете - это было хорошо, когда не стреляли. Это было гораздо лучше, чем наоборот.

К нам войну принесли.

И как бы вы лично не относились к "проблеме защиты русскоязычного населения Крыма и Донбасса", кого бы вы не считали виновным в украинской войне, я прошу - не подливайте напалма в наш пожар.

Не надо рекламировать в СМИ флаги "ДНР".

Согласитесь - эта война - не ваша, Альберт!

Егор Елгешин. Киев.
Русскоязычный гражданин Украины.
Родился и больше 40 лет прожил в Донецке.

а чего вы сюда петиции отправляете?

Надо было не молчать, когда вашу страну разваливали на майдане.
Если вы это поддерживали значит вы на все 100% виноваты,
и жаловаться вам не на кого.
А сейчас поздно пить боржоми.

Не хочу об этом писать и обсуждать здесь но вам подобные похожи на известное существо из басни Крылова под известным деревом.

Рыли рыли, и вот, наконец, дорылись.
теперь вам будет счастье и нечего жаловаться.

А здесь тема про Кавказ, и непонятно почему вы и сюда тащите проблемы. которые на все 100% создали себе сами.

Говорящая хрюшка, спешите видеть!

Что касается альпинистов ДНР то я лично таких знаю,и они имеют полное право называть себя так.
И вряд ли вы им сможете в этом помешать.

Беречь надо было страну, а не скакать стадом на площади, в надежде на халяву.

Я тоже кое-кого из них знаю - и они меня знают. И они были очень сильными, уважаемыми и известными альпинистами. Уважаемыми мной в том числе. Но вот в чем проблема - альпинизм - альпинизмом, но человек обязан быть разумным.

Был такой сильный и уважаемый альпинист - Хайнрих Харрер.
Но вот по молодости-по глупости затащил флаг одной "новой страны" на вершину. И потом лет 40-50 извинялся за это. И люди, которые с ним в команде были - тоже извинялись, хоть и не в курсе были.

Это я к чему? Если кричишь "ХХХ спаси! Введи войска!" - то, скорее всего будешь потом извиняться.
И даже если рядом с кричащим стоял - тоже приддется оправдываться.
А уж если флажки на верщины таскал, да пиарился...

Об этом нужно думать ДО того, как флажок в руки взял. И до того, как крикнул "Введи войска".

Вот и придется теперь людям упорно доказывать, что они не альПЕНИСты.

это бесполезный спор.

Но вы можете попробовать написать им лично и попросить, чтоб они извинились:)
Попытайтесь:)

очень хотелось бы знать имена тех альпинистов ДНР, которые кричали "ХХХ спаси! Введи войска!"

т.е это ростовчане устроили в столице мятеж?

Так быстро даже большевики историю не переписывали

Пока эта переписка касалась альпинистов и этики в горах, она была уместна на общей странице Риска. Но мы как-то скатились в полный оффтоп. Прошу в личную переписку, или на политический форум.

да зачем же.
ясно ведь что бесполезный спор

Это вопрос личного выбора, который только жизнь может когда нибудь изменить, а никак не спор в интернете.

Думал с мамкой вашей в личную переписку, но вы уже не школьник.

историю "на лету" переписывали российские пропагандиские медиа. видимо они имели успех в зомбировании таких, как вы

российские медиа- это последние кому вы вообще хоть как то интересны.
Какую то копейку малую они на вас зарабатывают:)
Но вот последние памятники доломаете и забудут про вас и они.

Но у вас еще есть шанс привлечь внимание- переименуйте Эльбрус:)
Сломать его не получится- а переименовать- вполне.
В Пик Грушевского, что ли :)

Ну вот.
Ожидаемо тема про победу в 1945 и на Эльбрусе перешла в укросрач, в очередной раз сгенерённый укропами.
И после этого, уважаемая редакция будет утверждать, что РИСК - вне политики?
Свежо предание, но верится с трудом.

надоели и сами они и эта тема.
Наворотили, а теперь жалуются.

Никогда они не изменятся и никакого толку не будет.
Это просто болото какое то.

Комментарии к публикации закрываются, так как обсуждение ушло далеко от темы изначального поста.