Скорбящая мать

Пишет Vikzhi, 10.06.2016 09:32

(Фото 1985 г. Западный Кавказ. Урочище Чхалта - Карач)

Источник: Архив автора

Снимок был сделан в 1985 году. Кто тогда спускался с Марухского перевала в Чхалту должен был видеть это. Женщина, нарисованная на дереве рядом с Оборонной тропой в урочище Чхалта-Карач встречала путников. Напротив, на другом дереве, метров через пять, было точно такое же изображение, но женщина уже как бы провожала взглядом, смотрела вслед проходящим.
Кто автор, неизвестно, скорее всего он был среди создателей мемориала "Оборонной тропы" (1985-1987 гг), бравшей начало в Аксаутском ущелье немного выше п. Красный Карачай, где дорога проходила через каменные ворота в низкой, до уровня груди человека, стене с несколькими амбразурами. Рядом стояла литая доска с надписью «Мемориальный комплекс Оборонная тропа». В последний раз я проходил там в 2011 году, стена была обрушена и поросла травой, доска исчезла…
Дальше путь вёл в Марухское ущелье через перевалы Северокаракайский, Красная горка и Халега. Повсюду находились следы прошедшей войны, особенно много их было в районе пер.Марух. Подробно о событиях, связанных с боями на этом перевале можно прочитать в книге «Тайна Марухского ледника», электронная версия которой есть в интернете.

Сначала, решил, что это картина. Только прочитав ваше описание рассмотрел, что это снимок. Сильно.

Увиденное в первую минуту сильно потрясло, шёл по тропе, смотрел под ноги, стараясь не запнуться за выступющие корни деревьев. Вдруг краем глаза замечаю силуэт на пути, отрываю взгляд от тропы - вот! Оборачиваюсь назад, а там второй, смотрит мне в спину...

Добрый день!!!
Автор и исполнитель картины Александра (Шура) Жаворонкова, Одесса. В 1985 году была большая одесская экспедиция по строительству мемориального маршрута "Оборонная тропа". Сносили и захоранивали останки (кости) бойцов с Марухского перевала, на перевал поднимали цемент , построили землянку,маркировали тропу, краской рисуя георгиевскую ленточку.

Спасибо, Vikzhi, что не прошли мимо!
Как всё-таки извилисты пути людские!
В 1936 году прибыл на Кавказ опытный альпинист Людвиг фон Шмадерер со своей группой альпинистов. Они не на шутку "воевали" с командой Олега Аристова за первенство в первопрохождении траверса массива Шхельды. Группе Аристова первой удалось достигнуть главной вершины, - и Шмадерер был в таком шоке, что прекратил траверс, но нашёл в себе мужество признать поражение.
А в 1942 году Шмадерер возвращается на Кавказ в звании полковника армейской разведки одного из самых опытных подразделений дивизии "Эдельвейс". Наверное, решил, что, проиграв спортивную борьбу, выиграет военную.
Чем это закончилось, мы с Вами знаем…

"...А парень тот, он тоже здесь, среди стрелков из «Эдельвейс». Их надо сбросить с перевала!"

сейчас очень трудно понять, за что люди убивали друг друга.
оккупировать Россию силами Германии в принципе невозможно, нереально.

Вести боевые действия . снабжать войска через ГКХ это вообще бред.
тем не менее по указаниям политиков генералы двигали войска а командиры батальонов и рот гнали на бойню своих солдат.

Люди- это всего лишь высшие приматы, и реагируют на стресс паникой или агрессией.
Собственно к этому. на мой взгляд, сводится суть войны.
Ну, еще алчность, честолюбие, национализм.

На кой ... в горах Кавказа перебили и покалечили тьму народа- рационального ответа нет.
Цели придурков правивших Германией и СССР были недостижимы в принципе, тк противоречили законам природы...

Главная причина - извлечение сверхприбылей. Это ещё раньше Маркс в своём "Капитале" прописал...

В горах, где б только Богу бить челом,
Не для молитв колени преклоняли:
Стрельба велась тут под таким углом,
Что пули чуть ли в рай не залетали.
..................................................
Я в Альпах сроду не бывал –
Оттуда Ганс и Фриц.
Но здесь, ребята, выполнял
Значок я “Альпинист”.

Прервал чужую речь и смех
Взрыв брошенных гранат.
И растопил налипший снег,
Стреляя, автомат...

Здравствуйте, streb, немного знаю Вас по Стихиру. Теперь встретились тут.

Здравствуйте, Виктор. Сильные сюжеты, святое, незабываемое! Спасибо за не упущенные, сохраненные моменты жизни, небезразличные для всех. Удачи!

Ещё несколько фрагментов Оборонной тропы (Фотографии 1985 г)

Музей под открытым небом
Перевал Марух. Музей под открытым небом.

Самому юному
Пионеру - защитнику перевала.

Здесь сражались черноморцы
Здесь сражались моряки.

Забыть нельзя
Не забыть...

Рубеж Ворота перевала
Это место называлось - "Ворота перевала". (Южный склон Маруха)

Один из рубежей
Один из рубежей на южном склоне Маруха.

Место, где остановили врага
Именно здесь остановили врага. (Южный склон Маруха)

odessa5! Спасибо за сообщение!