Киргизия. Ала-Арча. Количество снега и состояние мостов

Пишет Юра Траченко, 26.06.2016 17:12

Киргизия. Ала-Арча. Количество снега и состояние мостов (Горный туризм)

На носу летний сезон. Ала-Арча так и манит.
А как там обстоят дела со снегом и мостами?

Летом прошлого года на территории всей средней Азии была декада необычайной жары, которая привела к резкому и сильному таянию снега и ледников. Вода устремлялась вниз, меняя русла и смывая мосты.

На днях постарался сделать выход-разведку в долину Ала-Арча, что близ Бишкека. К сожалению, смог дойти не до всех мостов. Что-то физуха подкачала, выложился и закончился на велосипедной части к альплагерю.

Состояние мостов в долине Ала-Арча

Ниже схема, на которой отмечены мосты и переходы через Ала-Арчу бывшие в употреблении до июля 2015года. Нумерация идет вниз по течению.

1- Мост у развалин метеостанции
2- Осыпная "пробка", по ней проходят «остатки» дороги. Самая надежная переправа.
3- Мост выше Топкарагая, где дорога переходит на правый берег
4- Деревянный мост, где дорога переходит на левый берег, один из самых важных и актуальных
5- Металлический мост на территории альплагеря, у асфальтовой дороги.
6- Мост в долину Адыгине

Теперь расскажу о каждом месте.
1 Мост у разрушенной метеостанции

Фото 2015г

Мост №1 есть, но он шаткий, валкий и не особо нужен. Дорога все равно идет и до и после него левым берегом

2 Осыпная "пробка", по ней проходят «остатки» дороги

Фото 2015г

Это самое надежное место переправы.

3 Мост выше Топкарагая, где дорога переходит на правый берег

Было. Фото из интернета

Мост был разрушен в 2015, смятые остатки торчали ниже по течению. Я не дошел до него, 99,9% того что его не восстановили.

4 Деревянный мост, где дорога переходит на левый берег

Считаю этот мост одним из самых важных и актуальных в долине Ала-Арча

Смыло...

Остатки моста на 800 метров ниже. 24.06.2016

В мае мне говорили, что руководство Национального Парка хочет его восстановить. Но на практике моста пока нет.

5 Металлический мост на территории альплагеря, у асфальтовой дороги

Этот мост героически выстоял в 2015, но опору левого берега немного подмыло, конструкцию подрасшатало. Переходя по нему, я старался наступать только на металлические части основной конструкции.

6 Мост в долину Адыгине

Мост находится, не доезжая альплагеря, непосредственно возле небольшой стоянки. Тут есть организованный родник.

Смыло...
Стало

24.06.2016

Я не строитель, хотя учился в институте, где был факультет мосты и тоннели.
Не сильно понял логики ставить новый мост выше по течению относительного старого. Можно было поставить ниже, чтобы массивные основания былого моста защищали опоры нынешнего. А то основание на правом берегу выглядит как-то жиденько. Хороший поток быстро вымоет насыпанную мелочевку.
Ну что сделано, то сделано. Все равно огромное спасибо за новый мост!

Каким берегом лучше идти? - спросите вы.
И на том и на другом есть по одному засадному месту.

На левом берегу засадный участок в 1 км между мостами 4 и 5. На схеме обозначен красной линией.

За прошлый год худо-бедно была пробита тропинка, но все равно участок представляет полный набор горной пересеченной местности. И заросли колючих кустов, и осыпи и травяные склоны. Я бы назвал этот участок «неудобный километр». В прошлом году когда, только смыло мост 4, мы с Любой Ч. среди первых пробивали этот километр. Под рюкзаками этот участок мы преодолевали за час. «Неудобен» этот участок и тем, что если ты тут начинаешь маршрут, то он сразу заставляет мобилизоваться и не дает расслабиться. Тут надо не упускать тропу, точнее ее признаков. Вперед лучше пускать ММБшников, у которых уже глаз наметан искать исчезающие тропы.

Трек в программе Google Earth

Если идти снизу вверх. Сразу после моста №5 будет немного средней осыпи, затем тропка среди деревьев. Там, где начинается разлив, пойдет несколько старых русел, напоминают заросшую дорогу. Держитесь ближе к воде и открытой части, чтобы не пробираться сквозь заросли. Подходя к концу разлива, продолжайте идти берегом без зарослей до самого конца, пока не упретесь в реку. Тут дайте вправо, поднимитесь на основной берег поросший кустом и тп. Среди зарослей шиповника, травы и крапивы встречаются средние и крупные камни. Тут есть несколько тропинок, идите той, что ближе к воде.
К этому времени долина сузится, река будет зажата между берегами.
На фото конец зарослей и начало осыпи. Вид вниз по течению. 24.06.2016

Пойдет средняя и крупная осыпь. Высоко забирать не надо. Вот тут надо внимательно искать тропу, уходящую в участок зелени. То есть будут участки осыпи, сменяющиеся зеленкой.
Фото 2015г

После тропа будет идти по траве и зарослям заберет немного вверх, потом вниз, подойдя к воде. В мокрую погоду тут будет скользко.
Киргизия. Ала-Арча. Количество снега и состояние мостов (Горный туризм)

В общем, ничего страшного, просто неудобно, тем более, если знаешь, что по той стороне идет дорога…

На правом берегу есть засадный конгломератный склон, зона под номером 7 на схеме.
До разлива, тропа шла прямо у воды вдоль русла. Потом вода поднялась, часть склона подмыло. Если уровень воды низкий, то можно пройти вдоль воды, если высокий, придется показывать высоты личной техники, где косячок может привести к соскальзыванию в шумный поток. К сожалению, я до того склона не дошел, вдруг кто уже протоптал по конгломерату вменяемую тропку.

Помимо этого на правом берегу есть несколько притоков. Переправа через них может быть тоже не тривиальной. Все зависит от уровня воды. Пару дней назад он не был низким.

Таким образом.
- Если вам надо идти из альплагеря в район разрушенной метеостанции или еще выше, до бывшей горнолыжки, то я рекомендую идти левым берегом. От альплагеря перейти по мосту №5 на левый берег, преодолеть «неудобный» километр, дальше идет дорога. После того, как она перейдет на правый берег в районе разрушенного моста №3, пойдет вменяемая тропа вплоть до «пробки» №2, от туда снова дорога.
- Правый берег я бы рассматривал, только если бы шел в/из долины Туюк.

Снежная обстановка на Киргизском

Зимой снега было мало
Май и апрель активно шли дожди, в горах шли снега.
До снега я в этот раз не дошел. Но чтобы оценить количество снега в горах не обязательно выезжать из Бишкека, достаточно наличие хорошей погоды, точки обзора и нормальной фототехники.

Бишкек. 25.06.2016

25.06.2016

По мне так снега немного.
Еще фото из Аламединского ущелья в конце мая тут