Уравнение со многими неизвестными

Пишет XBOCT, 08.08.2016 10:48

Итоги красноярской экспедиции в район пика Кызыл-Аскер, 5842м (Тянь-Шань, хр. Кокшаал-Тоо)
Уравнение со многими неизвестными (Альпинизм, кызыл-аскер, Копье, Great, Wall, china, Кокшаал)
Изначально вся кампания складывалась из множества неопределенных факторов и неизвестных величин. Зато компания подобралась чоткая и чисто-конкретная, заточенная на результат, готовая решать проблемы по мере возникновения либо просто не замечать их.

Во-первых, не было уверенности, что мы вообще доедем до места. УАЗик постоянно ломался и останавливался каждые полчаса. Потом, конечно же, мы упилили не туда, так как никто, включая водителя, не знал дороги. Потом дорога вообще закончилась и началась езда по полям, горам, рекам и болотам. Тут уже на высоте оказался Женя-водитель. Машину мы засадили всего один раз, да и то довольно быстро выкопали. В итоге до места базового лагеря не доехали всего каких-то 4 километра. После этого два дня перетаскивания грузов, и вот уже у нас есть базлаг - экспедиция начинается.

Вторым пунктом программы встал вопрос заброски под стену, поиск кратчайшего пути на ледник Комарова и далее через перевал на ледник Руднева. Да и вообще непонятно, сможем ли мы взлететь со всеми нашими платформами, палатками, веревками, тройным комплектом камалотов и т.п. Разведку пути в передовой лагерь АВС мы проводили одновременно с акклиматизацией, залезая на окрестные макушки и попутно подтаскивая снарягу в нужном направлении.
На леднике Комарова

Одна ночевка на 4800 и, пожалуй, мы все уже готовы лезть на 5800, пусть не слишком быстро. Но проблему скорости мы будем решать потом, когда понадобится скорость. Пока же медленно и печально движемся в связках по леднику в сторону киргизско-китайской границы. Баулы и рюкзаки придавливают нас к земле, точнее к снегу, но тут очень кстати пригодились снегоступы. На подъеме останавливаемся для отдыха каждые 30-40 шагов. Девчонки держатся молодцом. А парням просто неудобно перед девчонками показаться слабаками. И вот мы уже на перевале. Удалось занести весь груз за один раз! Это ж, бабоньки, какой-то фаст-н-лайт получается. На той стороне ожидали встретить рваный ледник, но его не случилось. Спуск такой же гладкий и приятный, как и подъем, только идти вниз гораздо веселее. И вот уже мы вытаптываем площадку для установки АВС. Всего переход от базового до передового лагеря занял 12 часов. Где-то здесь неподалеку должна быть заветная южная стена Кызыл-Аскера! В тумане угадываются ее очертания. Еще одна искомая величина найдена.

Следующий шаг - планирование маршрутов. Поскольку заранее ничего конкретного мы не обсуждали, весь следующий день отвели на отдых после заброски, изучение вариантов, подготовку к восхождениям.

С утра погода отличная. Синее небо, ослепительный снег, нехоженые стены стоят со всех сторон. Мы наметили себе линию по центру Аскера между Одинцовым и Ниловым, Прямую и логичную. Нацепили снегоступы и пошли взглянуть поближе. Пока подходили, погода опять испортилась, все затянуло, видимость метров 100. Ну ладно, хоть прогулялись. Дэн Прокофьев и его команда сначала собирались лезть на Аскер по правому контрфорсу, но трезво оценив свои силы, состояние маршрута и погодные капризы, переключили свое внимание на Китайскую Стенку.
Стена китайская

Итак, решено! Хвостенко-Терехин-Парфёнов с утра стартуют на Кызыл-Аскер по центру юго-восточной стены. Прокофьев-Попова-Сысоев-Бабушкина планируют еще один день на подготовку к восхождению и затем стартуют по центру на Great Wall of China.

Погода - самая переменная из всех неизвестных величин. Спутниковый телефон обещал нам недельное окно, но мы-то понимали, что это нереально. Получить хотя бы на два-три дня окошко. Но в общем-то погода это фактор, с которым нужно смириться, и настраиваться на работу в любых условиях.

На следующее утро сильнейший ветер, низкая облачность, гор не видно. Начинаем потихоньку собираться. Ветер должен разогнать облака, а там, глядишь, и солнышко появится. Через пару часов наши ожидания оправдались. Васе Терехину выпала честь "открывать" стену, ему же, кстати, в подарок достался и "вершинный" день. Через сутки вышла на маршрут и вторая команда.

Сами восхождения, наверное, заслуживают того, чтобы про них были написаны отдельные прекрасные посты. Я же ограничусь сухими фактами и щепоткой личных впечатлений.
Пик Кызыл-Аскер (5842м), маршрут "Копьё" по центру ЮВ стены, 1300м, перепад стенной части - 1000м, ор. 6Б. Старт 19.07 11:00, вершина 24.07 13:30, спуск в АВС (по пути подъема) 25.07 14:00. Команда: Олег Хвостенко, Василий Терехин, Александр Парфёнов.
Пик Great Wall of China (северная вершина) по центру ЮВ стены, 1150м, перепад стенной части - 800м. ор. 6А. Старт 20.07 7:40, вершина 23.07 15:20, спуск в АВС (по пути подъема) 24.07. Команда: Денис Прокофьев, Марина Попова, Владимир Сысоев, Олеся Бабушкина.

Через семь дней мы снова встретились в передовом лагере. Оба восхождения прошли четко по намеченному плану, без каких либо происшествий и это, собственно, означало полный успех. Не теряя времени, мы собрали вещички и двинулись в обратный путь. Совершенно не хотелось зависнуть здесь из-за какого-нибудь многодневного снегопада. Стоит реке Аксай вобрать в себя чуть больше влаги с окружающих гор и никакой чудо-УАЗик к нам не проедет.

Кызыл-Аскер - на удивление крепкая стена с хорошим рельефом. К сожалению, погода не дала полазить в скальниках, зато было много разнообразного ИТО, временами встречался микст по ненадежному рыхлому льду. Маршрут очень ровный, без длинных ключей и долбежки. Встречается много льда, который недостаточно крепок для микстового лазания - приходится вычищать. Из того, что доводилось ходить раньше, можно сравнить с маршрутами на Аксу и Грэйт Транго, однако, больше всего напоминает "Компрессор" на Сьеро Торре, если с него срубить все болты.

Great Wall of China - стена так и притягивает - крутая, монолитная, с отличным рельефом и кучей всевозможных вариантов. К тому же там не одна стена, а как минимум три. И все не пройденные (до последнего момента). Обалдеть! Начинается и заканчивается она гораздо ниже, чем Аскер. Соответственно льда на ней меньше и погодные условия помягче. Когда на Аскере висит облако и сыплет снежок, на Китайке вполне себе светит солнышко. Можно лезть в тапках, демонстрировать чистый стиль. Но под верхом скорее всего придется надеть кошки и взять молотки в руки.
На вершине GWoCh, на заднем плане Кызыл-Аскер

Погода - отвратительная. Меняться может по нескольку раз на дню. Никаким прогнозам верить нельзя. Кызыл-Аскер притягивает к себе всякую гадость (привет Сьеро Торре). Когда мы лезли, было довольно тепло и на солнце постоянно текли ручьи, даже на 5800 журчала вода. Зато когда солнце скрывалось, вся эта вода замерзала. Ничего не бывает отвратительней мокрой снаряги, обильно посыпаемой липким снежком и переходящей у тебя на глазах в состояние дубья. В результате погодных капризов наше восхождение удлинилось как минимум на сутки. Однако мы не в обиде, потому что гора подарила нам один день идеальной погоды и это был день выхода на вершину. Такие подарки дорогого стоят.
К вершине Аскера

Снаряжение - пригодилось все, что брали с собой (кроме скальников). В ход шли якоря и фифы, камалоты и стопера, ледобуры и инструменты. Шлямбура били в основном только для платформы и на спуске. Порадовала облегченная платформа собственной разработки - 7кг на троих (у второй команды 11кг на четверых). В одиночку устанавливается за 15 минут. Приятно удивила одежда, предоставленная компанией RedFox. Утепленные куртки Wind Loft II почти не промокают и быстро сохнут. Мембранным костюмам Vinson вообще нипочем водопады, при этом они отлично отводят влагу (в рукава-то все равно затекает). Надо учесть, что это не гортекс, а всего лишь DryFactor. Но самое главное - они, черт возьми, крепкие! Не превращаются в лохмотья после одного дня работы в крюконогах. Целыми-невредимыми отходили всю гору а теперь уже и не одну. В передовом лагере мы тестировали новые палатки Solo XC Plus. В целом остались довольны, хотя есть некоторые замечания по конструктиву. Недоумение вызывает только название палатки - какое же это Соло, если мы свободно помещались в ней три здоровых мужика, а рядом с нами в такой же жили четверо? Ну а в базовом лагере уже несколько лет уют нам обеспечивает кают-компания TeamFox.
Вечер трудного дня

Горы - отличные! Стен много, первопроходов полно. Но нужно быть готовым к различным вариантам развития событий. Вы можете застрять в болоте, заблудиться в тумане, попасть в грозу, промокнуть под дождем на пяти с половиной тысячах, а потом быстренько заледенеть, вообще за все время не увидеть ни разу горы. Помощи со стороны ждать не приходится. Скорее всего в районе вы будете совершенно одни. Примите всё это как должное. Не берите в голову. Дерзайте. Всем мир!
Спонсор сборной команды Красноярского края по альпинизму