Вызов принят - Эльбрус без подготовки

Пишет Алексей Кобелев, 29.08.2016 01:41

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Началось все, как и часть моих самых интересных приключений, довольно прозаично – в середине июня сестренка написала мне вконтактике, что один человек собирает группу на Эльбрус. Те, кто знает меня лично – знают, что я бредил Эльбрусом последние лет пять точно. В общем списаться с собирающим группу Артемом и вписаться заняло у меня меньше всего времени. Дальше мне следовало бы начать готовиться и запасаться снаряжением, но это так скучно, что на подготовку я откровенно забил, а снарягу купил в последний или почти последний момент. Ну и да – это мой первый горный поход, первый поход после школы с рюкзаком и первая Гора. В общем сборы описывать особо не хочу, рад, что попал на скидки в Спорт-Марафоне, Декатлон традиционно дешев, а Нова-Тур крайне удачно предоставила для тестирования экспедиционный рюкзак. Из дополнительного у меня с собой был штатив-трипод, экшен-камера и фотоаппарат с 2 объективами – наивно я решил сделать много крутых ночных фотографий, панорам и пейзажей… В общем у меня получился довольно плотно набитый рюкзак на 85 литров + штатив, «пенка» и небольшой штурмовой рюкзак литров на 30 тоже немного набитый разным, что я считал жизненно необходимым.

Так как я был в Москве, а остальная группа в Набережных Челнах и Казани, то встреча была назначена в Пятигорске, как в месте наиболее удобном для всех, чтобы сразу отправиться в Приэльбрусье. Очень интересен факт, что прилетев за сутки до группы в Минеральные Воды и приехав с Котом в Пятигорск я отоспался и погуляв по Пятигорску не сделал ни одной фотографии города. От слова вообще.

Наша группа почти в полном составе. Самый большой и бородатый – Артём, наш гид, инструктор, отец-командир и так далее.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Дорога из Пятигорска до Поляны Азау (то самое Приэльбрусье, где мы жили в самом нижнем «базовом лагере») занимает около 3 часов и пролегает среди весьма живописных мест. Дорога понемногу набирает высоту, но происходит это незаметно, так что даже не приходится продувать уши, что иногда бывает на канатке.

На Поляне Азау остановились в гостинице «Зимняя Сказка» — место довольно бюджетное – 700 рублей в сутки с носа. Да, дешево. Да, не Хилтон. Но для наших нужд более, чем достаточно и уж в любом случае в разы лучше палатки. Атомосферность места подчеркивала сушившаяся на балконе штурмовая палатка.

Разместились, поели, переночевали, снова поели и, в общем-то, началась программа акклиматизации. Акклиматизация в горах проходит по простой, очень простой схеме. Надо набрать метров 500 по вертикали, что пешком по склонам иногда километров 10 в один конец, посидеть-потупить там пару часов и спускаться на предыдущую точку (вниз). Следующая ночевка будет уже на месте, где до этого сидели-тупили (мы играли в карты), а следующий подъем составит опять примерно +500 метров и так далее.

Как выглядит типичная дорога в горах Приэльбрусья до 3850 м. (выше уже снег) – видно на фотографиях ниже. На таких дорогах я почти добил любимые беговые Asics`ы – асфальтовые, пережившие полумарафон и много других интересных приключений.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Во время акклиматизации самое время любоваться окружающими видами.

Скорость хода была такая, чтобы можно было ходить весь день. Иногда шли все вместе, ногда разбивались на маленькие группки – тут главное не ставить рекорды, а просто дойти до точки акклиматизации и при этом сильно не задолбаться.

Вид гор вокруг невольно наводит на мысли о том, что все интересное впереди и в то же время завораживает своей красотой и огромностью – рядом чувствуешь себя кем-то маленьким, неспособным голыми руками повлиять на природу хоть как-то серьезно.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Нормальные герои всегда идут в обход – это Вася решил срезать.

Погода в горах переменчива, как настроение девственницы. И стабильно, практически каждый день с обеда западную вершину Эльбруса начинают заволакивать облака...

Один из редких моментов, когда штатив пригодился.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

В первый день акклиматизации наверх ходили с маленькими рюкзаками, оставив экспедиционники в гостинице. По сути нам надо было привыкнуть ходить по горам и все такое. Заодно полюбовались Горой и вообще просто больше отдыхали, чем занимались чем-либо серьезным.

Западная вершина крупным планом

И восточная

Набор туриста-дачника

Красивые виды и горные речушки

Когда облака спускаются ниже, создается впечатление, что вокруг туман – суть и тумана, и облаков одинакова, так что особой разницы нет, но все равно забавно

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Но прогулочная лафа в городском стиле очень быстро закончилась и следующие этапы акклиматизации были уже под рюкзаками, правда теплые вещи и горные подкошечные ботинки мы оставили внизу, зато были палатки, спальники и прочие прелести горного туризма.

Набирать воду из ручьев, спать в палатках, готовить на горелке – в этом определенно есть своя прелесть. Это то, что заставляет любить комфорт городов, но в то же время настолько правильно, что лично меня вполне бы устроил такой быт на протяжении более долгого времени, чем я провел в этот раз.

Чем выше поднимались – тем ниже облака.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Режим дня простой – солнце село, значит скоро спать, солнце встало – подъем. Но пока спать не хочется можно посидеть около костра или поснимать звездное небо (еще один раз, когда штатив пригодился).

Всем привет из ДНР и ЛНР

По сторонам в районе приюта «Бочки» все еще лежит снег, а погода на высоте 3800 часто балует ветром с дождем, снегом или градом

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Памятник защитникам Приэльбрусья вполне очевидно намекает, что как была Гора российской, так и останется такой навсегда.

За теплыми вещами и едой спустились вниз на канатке, на канатке же подняли вещи наверх – экономия сил более, чем налицо

С высоты 4050 метров мы выходили только в акклиматизационные вылазки и на штурм вершины. Жили в Приюте 11. В интернете крайне туго с фотографиями этого места внутри, так что я сделал. Приют 11 – место сугубо для альпинистов, гидов, инструкторов и продвинутых горных туристов. Комфорт тут есть, но он спартанский, стоимость – 600 рублей в сутки с носа.

Храм экстремальной дефекации

Уже с Приюта ходили в горных подкошечных ботинках с кошками. Ни разу не жалею, что купил двойные Bestard, а не взял в аренду как больниство – ноги не натерты, не промокли, хотя я пару раз ловил ручьи чуть больше, чем по щиколотку.

Дальше акклиматизационные выходы выглядели так

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

В день перед выходом на Гору администратор Приюта 11 Лёха посоветовал спуститься вниз, покушать нормальной еды -шурпы, плова, шашлыка, попить айрана, набраться кислорода. Совет более, чем годный. Но спускаться вниз пришлось достаточно далеко, даже воспользовались сидячей канатной дорогой и в итоге на это потратили добротную часть дня.

С канатки виден голубой лёд – самый чистый лед на планете. Встречается во многих местах, но лично я видел его впервые.

Какая-то военная техника около кафешки под маскировочной сеткой

Собственно кафе

Там традиция, которую я встречал где-то в Сибири во время автомарафона в 2013 – приклеивать деньги со своими именами

А вот дальше стоило бы поспать в Приюте 11. У нас было время с 17 до 21 часа, так выход был назначен на 23-00. Но в свое время наша команда галдела, теперь же галдели другие. Лично у меня получилось полежать на спальнике и в спальнике и все. Напомню, что подъем был примерно в половине 9 утра.

Наша компания. Не день выхода наверх, но все же антураж передается.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Выход. Одеваем кошки. В штурмовых рюкзаках – термосы с чаем, кола, глюкоза, гематоген, батончики, печенье. Из одежды – на себе все самое теплое. В штурмовике дождевик по принципу «ибо нехуй».

По факту выходим в 23-20. На подъеме уже вереницы фонариков.

На одном из привалов, на высоте около 4800—4900 выясняется, что у одного замерзло всё, а нос белый, а еще у одного происходит неведомая фигня со здоровьем и дышать становится вообще тяжко-тяжко. Не отказ легких, но больше похоже на высотный предел конкретного организма. Артем принимает единственно верное решение – он и эти двое точно идут вниз, без разговоров, отговорок и прочей ереси. Эти двое, впрочем, только согласны. Остальные остаются без гида-инструктора и отца-командира.

Тут стоит рассказать, что еще внизу мы познакомились с парой молодых любителей приключений – Лехой и Леной, которые увлекаются мультигонками и достаточно активным отдыхом, чтобы я завидовал белой завистью. Стоим, соображаем как поступить, когда отец-командир собирается вести раненых и больных вниз и тут появляются Леха с Леной. Диалог можно передать коротко:
— Привет!
— Можно с вами?
— Можно!

И рванули с ними. Леха, Лена, я, Ирек (практически профессиональный легкоатлет) и Лейсан (в активе спорта – бокс). Лена и Леха умеют ходить медленно, но хотели к Вершине и поэтому мы шли, скорее даже скакали траверсами довольно шустро. Но изначально нас было 11, четверо пошли вниз, еще трое с ребятами, остальные пятеро решили идти комфортным им темпом. Да, это безопасно – групп полно, погода отличная. В общем безопасность в норме, никаких критических моментов.

Потом выяснилось, что из оставшейся четверки один словил горняшку на косой полке, а второй слегка приустал и пошел вниз.

Забавно видеть чуть более, чем удивленные лица каких-то иностранцев, идущих в связке здоровых мужиков, которых ведет гид, снимает фотограф и видеограф, они с мужественными лицами идут по косой полке и тут наша пятерка обгоняет их чуть сверху по снегу в буквальном смысле медленным бегом =)

Утро, светает. На седловине делаем длинный привал с чаем, глюкозой и гематогеном перед следующим броском уже к финишу. В голове появляется ясность – не совсем горняшка, скорее наступает акклиматизация после быстрого шага и непривычного до этого набора высоты (акклиматизировались мы в намного более спокойном темпе и не на такой высоте).

Последний рывок вверх, опять кого-то обгоняем. Не последний. Надо еще пройтись по плато и подняться на самый пик. Все. 07-34 16 августа 2016. 5642 метра над уровнем моря – более высокой точки в Европе нет.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Но Лена последние полчаса уже явно даже не намекает, а высказывает Лехе, что горы это хорошо, но она хочет на теплое море, пляж и вообще она же девочка… На 5642 все это продолжается, причем не то, чтобы агрессивно, но становится понятно – что-то назревает и Лехе точно придется подумать о море. И тут он выдает фразу в стиле «ну хоть немного помолчи!» и…

Делает предложение! Думаю, что не сложно догадаться, что отказа не последовало.

Наша дружная пятерка

Если вам интересно, что видно с Вершины Европы – вот немного

Леха не так прост, как кажется – он заготовил бумажки с правильными надписями. Вот это я понимаю подготовка к Эльбрусу.

Но дальше Леха просто нацепил сноуборд и уехал вниз, мы же пошли вниз пешком.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Внизу, на седловине встречаем Юру и Регину. Они дошли туда и думают идти или нет на вершину. Лена, проявив чудеса, убеждений за пару минут отправляет их наверх. Да, они дошли.

На спуске уже светло и можно не только запомнить красоту, но и сфотографировать

Наверх-обратно от Приюта 11 я управился за 11 часов. Говорят, что для перворазников и вообще любителей это нормально. Я не знаю – мне уже без разницы. Вечером того же дня мы спустились вниз на Поляну Азау.

Вызов принят - Эльбрус без подготовки (Альпинизм, горы)

Зачем я это сделал? В первую очередь для себя. Я бросил себе вызов – я его принял. Я сделал.

С Горой! Правда мои два участника в средине августа со средней физподготовкой зашли на Западную на четвертый день пребывания.На пределе,но выдержали.Причина простая-прогноз и дорога.При полном бюджете из Луганска 7тыс. рублей на человека.

Извините, но гордиться нечем. Из-за таких ходоков у спасов всегда есть работа.

Гид (он же почему-то инструктор) был один на 11, кажется, клиентов и ушел вниз с загорняшенными, а остальные клиенты пошли наверх сами по себе! Классный гид! Хорошо, что клиентам удалось хоть кому-то на хвост упасть.

не виню автора в эйфории, она у всех могла быть в такой ситуации
но все таки надо бы думать, как писать тексты, чтобы у читателя эйфория не начинала зашкаливать при чтении материала и чтобы читатель хотя бы немножко ощутил привкус риска и опасности (кстати с пользой для себя родимого). иногда кажется что некоторые вещи вообще не надо писать, надо иметь ответственность. чтобы потом не возникло чувство вины. а то выйдет как у Комбрига, который три года назад опубликовал первое в рунете описание никому не известных джунглей Валь Гранде и упомянул там традицию оставлять в этой глуши в бесплатных биваках добровольные пожертвования. а через три года традиция умерла потому что участились кражи этих денег. вот так вот- жила там традиция 25 лет, и вдруг умерла, работники нацпарка сняли ящики для денег.

надо заставлять себя задумываться: а что может произойти, если... короче, больше ответственности перед другими.

У нас когда-то в институте была мода. После экзамена, если получил 5-ку, говоришь всем, что ничего не учил, но смог отбрехаться. Говорили так все, даже если неделю учили, не разгибаясь.
Вот читаешь иногда такие рассказы и видишь, что авторы пытаются похвастаться, как они, совершенно неспортивные люди, совершенно не напрягаясь, не готовясь и не аклемываясь, зашли. Опыт говорит, что вряд ли это правда. Ага, неопытный, 5 лет мечтавший об Эльбрусе, но ничего по этому поводу не делавший...
А вот неопытные люди ведь поверят.

+++ но все таки надо бы думать, как писать тексты +++

Вы не совсем правы. Чтобы писать как вы предлагаете, то есть учитывая возможные риски и опасности, надо ЗНАТЬ эти риски и опасности. Я например вполне верю, что люди могли ничего не знать, но при наилучших погодных условиях и при крепком молодом теле смогли просто сходить гору, не заметив трудностей и опасностей, про которые они не знали, потому что не удосужились поинтересоваться поглубже. Поэтому они и писать об опасностях не будут. И ваш пример тоже не в струю - если не ошибаюсь Комбриг живет за бугром больше 30 лет и я не уверен, что он вообще помнит российскую шпану и тем более задумывается о ее реакции на свои описания.

За альпийский стиль ничего не слышали? Зря.Статистика спасов охватывает всех в равной мере.А в следующий раз еще и мельдония прикупим и рысцой...

Мельдоний (милдронат) - штука полезная в горах. Если не участвовать в олимпиадах.

Про альпийский и другие стили - сюда

Знакомая ситуация с восхождением, только я готовилась), и поднималась с мыслью: "интересно, когда мой организм не выдержит и придется повернуть". Но я дошла.

Интересно. Подробно. Какая то новая мода появилась, уже вечером выходить. Ну я понимаю ветераны, пьют с обеда, а как продукт кончается, так наверх. Ибо не-уй! А тут типа поспали-полежали. Это как то не физиологично, холодно и сильно влом. На 4200 под Казбеком, поставили часы на 3-00, где-то в 1-30 сработал гидробудильник. Вылетаю из палатки в трусах, на изготовку, а там, мама дорогая, куча народу шастает, с фонариками. Ну, выбора не было уже, дело сделал и назад, ветер с горы дул почти ураганный. Встали в 4-30, когда стало стихать, после пяти вышли по светлому и по тихому. Ранние пташки на тот момент уже были на полдороге к вершине. Но чего им это стоило? Спустились вместе.
Оно понятно, запас и все такое, но это уже напоминает Даниила Хармса. "Чтобы ложиться рано, существует единственный правильный метод: перескочить сутки, т. е. ложиться все позднее и позднее, сначала поздно ночью, потом рано утром, потом днем и, наконец, вечером. Так можно добраться до нормального часа."

Я думаю, что эти гиды прослышали, что при восхождении на Кили по классическим маршрутам полагается выходить около 23-30 из штурмового лагеря. Вот и взяли на вооружение. А то, что там совсем другой климат и фишка - встреча рассвета на вершине - так кто же это знает.:-) А клиент подольше померзнет - больше уважать гида будет.

я конечно не профи, но про акклиматизацию "посидеть-потупить там пару часов и спускаться на предыдущую точку (вниз)." как-то странно звучит...везде где читал пишут, что нужно непросто подняться и там посидеть, а что-то поделать физически (з.ы. тоже хотелось бы подняться на Эльбрус, но пока что только небольшая физическая подготовка и чтение литературы по данному вопросу).

"Преодоление себя" в горах, а равно хождение до последнего, пока организм только выдерживает -- большой косяк: признак неопытности и глупости.

Преодолевать что-то - вредно. В горы ходить вредно. Спортом заниматься вредно. И вообще, так как каждый прожитый день приближает смерть, жить вредно.

Преодолевать что-то - вредно.
С этим еще можно как-то согласиться. Остальное - дурь. Впрочем ходить в горы как описано в статье - действительно вредно. Но если прикладывать мозг - то нет.

Вред от хождения в горы и занятий спортом -- относительный. А преодоление себя в горах -- выдержит или не выдержит организм -- сравнимо с преодолением себя через Волгу -- доплыву или не доплыву.

С горой!

С горой !
(На заметку-погода не всегда бывает улыбчивой).

Ну, вообще-то ходить на Эдьбрус без гида, без подготовки, таскать штанги и бюсты вождей - это уже вчерашний день. Автор с компанией отстал от трендов. 5 лет назад это было бы круто, а сейчас, разве что ветераны с зависти ворчат про свои акклиматизации...

Ну, еще было бы понятно, если б хвалились, что ходили не без гида, а без одежды, без снаряжения, без помощи рук или ног - а так то что?
Вон, вас даже простые танцоры обскакали.
Вот как надо делать предложение невесте.
Дина, говорят, на 15-сантиметровой шпильке танцевала - это я понимаю, класс.
Или на картонке вниз съехать...

Там же скоро вообще шашлычную откроют.
Но это не повод статьи писать "Как я без подготовки ходил в пельменную"...
загруженное

Сергей Алексеевич, вы не туда попали, здесь Эльбрус не «двойка», а Мекка, с вытекающими.
Сейчас вам эльбрусоманы такое расскажут…
Вот давно предлагал создать им резервацию на РИСКе, но увы – бытиё определяет сознание, а не наоборот. Прав был старина Маркс.

Как не туда? Я лишь реалии излагаю... даром что про Мекку.... Проекты "ВОКРУГ СВЕТА НА ЖУМАРЕ ПО ВЫСОКОВОЛЬТНЫМ ПРОВОДАМ" люди выдумывают, а я только рассказываю об этом )

Чтож вы так?
Лишаете гуру-эльбрусоводов заработка и ореола волшебников, а их паству - самолюбования как покорителей самой высокой горы Европппы.
Нет, не в тренде вы современного маркетинга!
За что и уважаю, при всех недостатках :-)

В Июле этого года на Всеармейском этапе "Эльбрусского кольца" военные словили запрет на подъём по погоде.
Мы же просидев в палатке на скалах (чуть выше приюта) 1.5 суток, так же под этот запрет попали (были в составе команды).
Было печально, после двух этапов на верх не пойти.

да не... после слов Брауна про то, что мол:
"Также большой потенциал имеет Василий Рубцов, он выбирает свой ритм и пашет как трактор, не останавливаясь. Вася до этого проекта вообще не имел высотного опыта, и с чистого листа сделал Снежного Барса за сезон."
восхождение на Эльбрус без подготовки не катит :-)

Идиотизм какой-то. Слава Богу живы и то хорошо.

А есть возможность на risk'е не видеть отчетов про Эльбрус?

Я думаю, что это можно сделать опцией в краудфаундинге:) 200 000 руб. и в новом РИСКе больше никакого Эльбруса:)

Вот если бы предлагалась опция делать посты и комментарии, закрытые для комментирования. Или, скажем, чтобы те, кого ты вносишь в игнор-лист, вообще не видели твоих постов и комментариев. 200 - не 200, но какую-то сумму я бы внес.

Которые без тени Горы? Я "за", нафик такое нужно, стереотипщина и рассказы 1:1 с заменой лиц на фотках и ФИО. Хотя взошедших поздравляю.

Можно еще сделать раздел "восхождения на Эльбрус".

Ребята вообще то зашли, без ратрака,похоже даже не читая Ваше наставление по штурму косой полки. И с гидом все нормально, не думаю, что ему сильно много заплатили, отработал он как мог. Аклимуху сделал хорошую.

вот только одно ребята зря сделали - гиду забашляли... гид вообще не при делах оказался - как сало в рамадан...

ну, теперь чо? надо на Эверест в том же стайле...

представляю, подходит к ним Саня Абрамов, типа, "Пацаны, гид не надо на Эверест?" - а они ему "Ненада. Хрен тебе, а не 60 тысяч бакинских!"

а я говорил, еще когда навигаторов в машины все понапокупали, что гид - бесперспективно.
вот сотрудник заповедника - всегда будет при деле и при деньгах, даром, что в ботаны пошел...

одно обидно: как же коммунисты людей обманывали... говорили им тренироваться, как уродам, типа бег трусцой и отжиматься десять раз, акклиматизации всякие; пугали, что на высоте кислорода типа нет и вообще холодно, семитысячники - это долго и больно
ага, так я теперь и поверю... вон, любовь-морковь, танцы-шманцы, пивас, семки...
не зря коммунистов этих отовсюду выгнали - кроме правительства, думы, кооператива "озеро", и кпрф...

да и вообще, ножного альпинизма скоро не будет - будут на раьтраках или на парапланах на вершины заезжать...

Для SSh, по поводу ссылки «вообще, ножного альпинизма скоро не будет...»

Ну, почти как у Мопассана (был такой анекдот о читающем его Горьком : «пОшлО, но хОрОшО!!!»).
А если серьёзно (не знаю, уместно ли здесь такое слово), то спасибо!

Прочитал по ссылке, долго и до слёз смеялсо.
Спасибо, за ещё один ненапрасный день в моей жизни

По ссылке - обалденно!

...ну почему столько критики и злости, столько "бесценных советов"?
Все кто ходил на Эльбрус самостоятельно или с туркомпанией всё делали "не так":
-не готовились к горам (а если готовились - то "не так");
-экипировались "не так";
-акклиматизировались "не так";
-... и так далее...
И почему-то и гиды - вовсе не "не гиды", но тоже всё делали "не так"...
Но, о чудо, люди совершают (или, даже, не совершают) восхождение, пишут об этом и начинают любить горы...
А как нужно готовиться к восхождению обычному здоровому человеку? Сколько раз нужно подтянуться, сколько сделать "пистолетиков" (приседание на одной ноге)..., чтобы быть готовым (получить ОДОБРЕНИЕ) на попытку восхождения? Сколько дней акклиматизироваться и как (восхождение на 5, 6 ...или 10 день после начала акклиматизации?).
И, пожалуйста, программу подготовки и восхождения...
И кол-во гидов на 1 чел. (участника, по-старому)...
И, конечно же, стоимость программы.

10 пистолетиков, 10 подтягиваний, 10 км за пробежку (желательно, ежедневную), 10 дней на полноценную акклиматизацию.
НП1+, 1 инструктор на 5-10 ПОДГОТОВЛЕННЫХ участников.
Стоимость зависит от Ваших вкусов в еде, питье, обуви и одежде, а также от аппетитов инструктора или гида.

Один инструктор на 10 участников ИМХО маловато ( ситуация инструктор + все подготовленные участники - на грани фантастики). Реально можно что-то делать если один инструктор на 3-4 участника, иначе это толпа и бардак, а в случае ЧС - коллективный писец.
Про акклиматизацию не соглашусь - от высоты зависит. Хотя если в применении именно к Эльбрусу, наверное близко к истине.

Если с гидом, с опытным гидом, идти, то не вижу ничего страшного даже для абсолютного чайника, даже без специальной тренировки. Взойдет хорошо, не взойдет, получит какой-никакой опыт. Идут же с гидами без опыта на Аконкагуа. В Европе с гидом ходят на двоечные-троечные вершины без какого-либо опыта. Главное, чтобы гид был "правильным"!

Вопрос не в том, что и кто может с гидом, а в том - кто и что может если услуги гида внезапно окажутся недоступны (улетел, к примеру).
Как говорил один мой знакомый опытный турист, и козу можно затащить на 3А, вопрос в том что она там станет делать если окажется без присмотра

Как говорил один мой знакомый опытный турист, и козу можно затащить на 3А

"Еще пару мастеров спорта и можно затащить рояль"©

Можно сколь угодно иронизировать над коммерческим альпинизмом, но это современная реальность. Чайники, не имеющие опыта, но обладающие финансами, считают, что для восхождения этого достаточно. И гиды стараются им в этом помочь. У нас с Вами, к сожалению, нет статистики. Сколько несчастных случаев при восхождении на одних и тех же маршрутах случается с гидом и без гида? По Альпам такую статистику, наверное, набрать можно. Имея определенный опыт восхождений с гидами UIAGM, позволю себе предположить, что в группах с «правильными» гидами (1:4, максимум) несчастных случаев в горах меньше, чем у самостоятельных групп. Наверное, можно найти аналогичную статистику и по Эльбрусу, и по другим видным горам…

Гид, который ведет на гору более одного участника "без опыта" (или трёх-четырёх с каким-никаким) ну никак не может считаться "правильным". По одной простой причине - если кому-то стало плохо (а в случае если участник не один, вероятность вырастает в разы), группа поворачивает назад. А новичок в плане горняшки непредсказуем (если не тренированный, непредсказуем в квадрате). Тут имеет место "симбиоз" - гиду с группы больше денег, в расчёте на одного участника меньше - и надежда на то что прокатит. Кто-то даже считает такую ситуацию правильной.

Гид - это гид. Он может быть более опытным, может быть менее опытным. Все остальные прилагательные не имеют смысла. Так что "неправильный" гид - это не гид...

У автора наблюдаются последствия перенесенной в молодости лурчанки)))

1 гид на 11 человек-это грамотно или не очень?

Извиняюсь,попутал...Один гид на десять человек-это нормально или нет?

Катастрофически мало.

Извиняюсь,попутал...Один гид на десять человек-это нормально или нет?

Это вообще ни о чём. Судите сами - одному из ведомых стало плохо. Что дальше? Ужесточим ситуацию - один из ведомых улетел в трещину (отошедши до ветру на пять шагов от тропы) и сломал ногу. Что дальше? Ужесточим ситуацию - до кучи начала портиться погода, а на руках у "гида" беспомощный человек и 9 чуть менее беспомощных клиентов, вдобавок предъявляющих претензии к "гиду".