Пишет Marin_I, 13.09.2016 21:52

В этом году в качестве района для проведения альпсборов был выбран а/л "Узункол". После холодного и неоднозначного Цея душа просила земляники, озер и красивых вершин, и мы выбрали "Узункол".
За год наша команда сильно подросла. Еще весной меня начали спрашивать самые разные люди о том куда, когда, сколько и с кем, но когда в конечном списке участников сборов стало значится 38 фамилий против 12 участников в прошлом году, мы поняли, что размах нашего мероприятия значительно вырос.

Заезд в альплагерь был шумным и сложным. За пару дней до выезда на нас обрушилась вся неразбериха с пропусками в КЧР: часть пропусков потерялась, часть пропусков не была отправлена в Хурзук, хотя по информации от ведомства находилась там уже долгое время, какие-то пропуска наоборот были в Хурзук отправлены, хотя мы этого не просили.. В общем, хаос с которым пришлось справлятся, а двум участником все же пришлось за пропуском возвращаться в Черкесск. Из ситуации были сделаны два вывода:
1. Если заявление на погранпропуск вы отправляете через портал госуслуги (что надежнее) или электронной почтой прямо в ФСБ по КЧР (что работает, если заявление на пропуск вы отправляете меньше, чем за месяц), то нужно контролировать каждый шаг ведомства, а именно звонить и узнавать приняли ли ваше заявление, отправили ли вам пропуск в Хурзук или почтой, или может он лежит и ждет вас в Черкесске. Если сказали что пропуск отправили в Хурзук, то позвонить в Хурзук и узнать действительно ли он там, и звонить пока пропуск там не окажется. Если обещали отправить почтой, то звонить и узнавать письмо уже отправлено или только ждет своей очереди на отправку - обещать не значит отправить ;-) И даже если вы будете всем звонить и писать еще не факт, что пропуск отправят, и он будет ждать вас там, где вам нужно. Он может спокойно лежать в Черкесске и тогда вам придется за ним ехать. В этом случае, чтобы получить пропуск в Черкесске, вам нужно будет знать его входящий номер или номер самого пропуска (информация отправляется вам в обратном письме) - просто по фамилии в ведомстве вам ничего не смогут выписать.
2. Самый надежный способ оформить пропуск - это отправить заявление факсом прямо на погранзаставу Хурзук. Такая возможность существует, просто о ней никто не знает :-) В этом случае заявление отправляется прямо по месту оформления и получения пропуска, бумажек в целом у них там меньше, чем в головном управлении, поэтому шансов, что ваш пропуск потеряется, крайне мало. Да и как показала практика, оформляется он там гораздо быстрее - порядка одной недели. Можно еще оформлять пропуск через директора альплагеря - Энвера Хасанбиевича Хабчаева. Этот вариант тоже железно работает, но действовать тут нужно сильно заранее, т.к. сам Энвер Хасанбиевич не все время находится непосредственно в самом альплагере, и в то время, когда он в альплагерь спускается, в последнем может не быть электричества, а значит ваше письмо к нему будет идти гораздо дольше. Если до приезда в альплагерь у вас остается неделя-две, то лучше отправлять заявление прямо на погранзаставу в Хурзук. Если оформлять пропуск за месяц или даже раньше, то можете смело обращаться к Хабчаеву Энверу - он очень помог некоторым нашим ребятам.
Вот такое лирическое отступление по пропускам :-) Уж очень сильно они попили нашей кровушки в этом сезоне.
Поскольку Краснодарцы - люди почти местные, ехать до погранзаставы было решено на своих машинах. По разговорам до нее можно спокойно доехать почти на любой легковой машине. По факту доехать можно, но обычным седанам - очень осторожно. Гравийка ровностью покрытия не отличается - колдобина на колдобине, хотя и без особо глубоких луж. Дальше погранзаставы ехать на легковушке, если вам ее жалко, точно не стоит - дорога из равнинной резко превращается в горную с крутыми подъемами, камнями и лужами. Поэтому еще в начале июля мы договорились с начальством альплагеря о заброске, и возле погразаставы 30 июля нас всех встречал ГАЗ66, на котором с большим успехом мы перевезли все свои вещи.
Весь вечер ставили лагерь, обустраивались, налаживали освещение.
А на следующий день с утра линейка, общее построение и понеслась! На фотографии слева направо инструктора наших сборов: Панов Юрий, Минаков Дмитрий, Савенко Алексей, Пашкин Александр, Иванов Андрей, Турбин Максим.
Первые два дня проводились скальные и веревочные занятия, новичков учили работать с перилами и веревкой, взаимодействию в связках, читали лекцию о методах спасения с помощью подручных средств.. Акклиматизация шла полным ходом!
Узункол 2016. Сборы Федерации альпинизма Краснодарского края и альпклуба "Штурм". (факк, кирпич)Узункол 2016. Сборы Федерации альпинизма Краснодарского края и альпклуба "Штурм". (факк, кирпич)Узункол 2016. Сборы Федерации альпинизма Краснодарского края и альпклуба "Штурм". (факк, кирпич)
На третий день был назначен долгожданный выход. Чтобы не толпится всем на одних ночевках было решено разделить отделения на три направления: четыре отделения направлялись на Доломиты, два - на Талычат, и еще одно отделение - к Трезубцу.
Весь первый выход стояла звенящая погода - солнышко и ни капельки дождя. Наше отделение направилось к Доломитам. В планах на этот выход были обозначены вершины-открывашки: 40 лет ТАССР 1Б и Северные Доломиты 2А, а у двух отделений разрядников 40 лет ТАССР 2А и Северные Доломиты 3А. Забегая наперед могу сказать, что все восхождения удались :-)
Обедаем после вершины 40 лет ТАССР.
Это было мое самое быстрое восхождение - из лагеря вышли в 5 утра, а уже в 7:48 были на вершине. Зато остаток времени до полудня проводили снежные занятия: катались на хопках, зарубались вверх головой, вниз головой, ездили глиссером, тренировались делать ледорубный крест - развлекались как могли!
На вершине Северный Доломит
Маршрут 2А на Северный Доломит я охарактеризовала для себя как "очень длинную прогулку по морене". Один только подход под перевал Доломит Северный с ночевок занял у нас три часа.
А это наши соседи. Иногда они даже пытались прорваться к нам в палатки в поисках съестного.
Фотографии с маршрута 3А на Северный Доломит
Талычат
И после восхождений заслуженное купание в озере!
В лагерь возвращались довольные и в меру уставшие. Уже хотелось в душ и манили хычины, но расслабляться было рано - оставалось не сделанное дело. Нужно было посвятить новоявленных значкистов в альпинисты.
Посвящение прошло как всегда весело. Особого антуражу добавил проливной дождь, который начался прямо в середине действа и не прекращался почти до утра.
Вечером после посвящения. Греемся возле котла и распеваем песни.
Второй выход было решено организовать в долину реки Мырды. В этот раз целью служили вершины Кара-Баши по маршруту 2Б, Пирамида - 2А, 2Б, 3Б, и Кирпич - 3А. Также в программе было проведение ледовых занятий на леднике Мырды. Почти все отделения, кроме отделения разрядников, стояли вместе на Мырдынских ночевках. Благо места там валом!
Особенно нашему приходу обрадовались туры. Нас окружили таким вниманием! Просто спасу от них не было. По всему было видно, что живется им здесь не так вольготно, как на Доломитах.
Едва успев поставить лагерь наше отделение отправилось на ледовые занятия, поскольку завтра у нас уже планировался выход на Кара-Баши по 2Б. Большое количество людей на ночевках подразумевало плотный график восхождений. Но выхода не случилось - стремительно начавшаяся во время занятий непогода испортила все планы. Пришлось отложить выход на один день и выйти с остальными группами через день после их ледовых занятий.
Вторая же часть наших ребят стояла на других ночевках, неподалеку от ночевок Труд, поскольку они планировали сходить на Пирамиду по маршруту 3Б. Так получилось, что восхождения всех групп начались в один день. Мы пошли 2Б на Кара-Баши, две группы пошли 2А на Пирамиду, одна группа пошла 2Б туда же и со своих ночевок вышли ребята на восхождение по маршруту 3Б на Пирамиду.
Вышли мы рано - в районе 4 утра, и уже в шесть были перед восточным гребнем Кара-Баши.
В целом маршрут очень понравился - достаточно монолитный, уже "не пешком" - нужно лазить и лазить достаточно много, хотя лазанье и не сложное: почти все, кроме ключа, проходится с попеременной/одновременной страховкой; с психологическим моментом - прохождением провала в гребне, хотя альпинисты с более богатым опытом данный "психологический момент" могут просто не заметить :-) Ну и ключ маршрута тоже достоин внимания.
Проходим гребень
На этой фотографии хорошо виден ключ. Он начинается от базы из синей веревки.
В боевом приподнятом настроении мы подбегали к вершине, когда случилось маленькое ЧП: под вершиной в одного нашего участника случайно прилетел камень. И все бы ничего, да камень попал в ногу, выбил из рук рюкзак и утащил его за собой в кулуар. Вот так молниеносно мы остались без нужного для спуска по леднику снаряжения, благо участник все еще мог ходить. В итоге, в 10:50 мы все-таки вышли на вершину, но настроение было уже не то. Да и вместо быстрого спуска в сторону Малой Гвандры нас ждали спас работы рюкзака и спуск по пути подъема.
В итоге, все закончилось благополучно: рюкзак достали, спуститься - спустились, обошлось без переломов.
Группы, ходившие на Пирамиду, сильно ругались на ее сыпучесть. Говорили: до чего не дотронешься - все живье. В итоге страховки практически нет. Особенно в полной мере это удалось прочувствовать участникам группы 3Б. Их маршрут так давно не ходили, что записка в контрольном туре просто истлела - рассыпалась у ребят в руках. За один день пройти маршрут им не удалось - пришлось заночевать под вершиной.
На вершине Пирамиды. Группа 2А.
Немного фотографий с маршрута 3Б на Пирамиду.
Напоследок наше отделение планировало сходить 3А на Кирпич, а еще три отделения 2Б на пик Узункол и траверс Трезубца.
Для меня это была первая 3А, поэтому к выходу я основательно готовилась. Часами разглядывала маршрут, благо погода позволяла - не давала нам выйти из лагеря: что ни утро, то дождь. Приходилось сидеть и ждать. Мы даже успели в альплагерь за запасами еды и хычинов сбегать.
А на второй день попробовали сделать попытку выйти на маршрут. Ночью перед выходом началась жуткая гроза. Гремело и сверкало так, что казалось камни посыпятся нам на голову, а ведь мы стояли на морене. Не смотря на это, мы решили просыпаться в 4 утра на восхождение - авось распогодится. Распогодилось, но не до конца: над нами было чистое звездное небо, а на горизонте сверкали молнии. Понаблюдав за погодой минут 10 коллективно решили, что нам ничего не грозит - вся непогода стягивается далеко за горизонт; взяли тент, коврики, снаряжение, еду и пошли. Подошли под ледник, но не успели преодолеть его взлет как на встречу нам подул подозрительно теплый ветер, а над головой начала образовываться ну очень черная туча. Пришлось ретироваться обратно на морену и тестировать тент в условиях дождя. В итоге, было установлено, что под тентом 3*4 чудесно помещается полулежа 4 человека, кипятится чай и вообще можно досмотреть прерванные ранним пробуждением сны. Как не трудно догадаться, в этот день восхождение не удалось. А что еще обиднее - весь остальной день стояла более-менее стабильная погода.
В результате мы решили сделать восхождение во чтобы то ни стало. Раз не получилось альпийским стилем, пойдем гималайским. Поэтому на следующий день мы шли уже с палаткой и стратегическим запасом еды на случай непогоды.
На перевале Мырды.
Гребень, по которому идет маршрут
Сверяемся с описаниемУзункол 2016. Сборы Федерации альпинизма Краснодарского края и альпклуба "Штурм". (факк, кирпич)
Из лагеря мы вышли чуть позже трех, на перемычке были в шесть с небольшим, на вершине - в 12:50, и в 17:00 уже спустились с перевала Далар на морену. Затем долго пытались найти брод в верховьях реки Мырды, но приняли решение, что занятие это бесперспективное и перешли речку внизу, там где она больше всего разливается, примерно в начале подъема тропы на ночевки Мырды. В лагере были в 20:10.
Сам маршрут потрясающий! Достаточно монолитный, лазанье равномерное и интересное, многое идется с одновременной/попеременной страховкой; провал с перемычки не видно, но по факту его ни с чем не спутать :-) Рядом с маршрутом встречаются дюльферные петли, перед выходом на "крышу" сложен контрольный тур. Мест для организации ночевки и установки палатки - море, особенно перед вершиной и на ней, но учитывая неустойчивую погоду района ночевать там мне бы не хотелось.
Вид на Гвандру
Мой муж Леша
Саша Сивушкин. Выходим на "крышу".
Контрольный тур
Вершина!
Долго сидеть на вершине не получилось - вокруг ходили тучи, а жаль - вид с вершины потрясающий! Все ближайшие горы как на ладони.
Спускались вниз по 1Б в сторону перевала Далар. Тот, кто ходит сейчас эту единичку вверх очень любит приключения. Чего только один бергшрунд перед перевалом стоит ;-) В одном месте при спуске даже "каньонинг" устроили.Узункол 2016. Сборы Федерации альпинизма Краснодарского края и альпклуба "Штурм". (факк, кирпич)
Пока мы ходили 3А на Кирпич оставшиеся три отделения успешно сходили из лагеря в лагерь 2Б на пик Узункол и Трезубец.
В сухом остатке за 15 дней 38 участников под руководством 6 инструкторов совершили восхождения на вершины: 40 лет ТАССР Главная и Южная, Северный Доломит, Трезубец, Кругозор Мырды, Талычат, Пирамида, Кара-Баши, Кирпич и Узункол.
После таких плодотворных подвигов все участники довольные разъехались по домам :-)
Хочется выразить огромную благодарность всем, кто принимал участие в этом мероприятии! Всем инструкторам, всем участникам, всем кто помогал в организации сборов. Вы большие молодцы! Спасибо вам за ваше терпение и профессионализм!

P.S. Наш клуб и Федерация достаточно молодые и только становятся на ноги. В будущем году также планируем проводить альпсборы, на которых участники смогут и дальше совершенствовать свои навыки, ведь у большинства участников прошедших сборов теперь стоит дальнейшая цель - закрыть второй спортивный разряд.