Курмайор. Гулять, так гулять!

Пишет liana, 15.09.2016 17:01

В районе Курмайора помимо катания на горных лыжах зимой, велосипедных покатушек летом, всесезонно ходят в горы. Любят эти занятия не только альпинисты и треккеры, но и желающие активно подвигаться и испытать себя в настоящем приключении, не имея специальной альпинистской и скалолазной подготовки. В горы уже хочется, но по-взрослому еще не умеется, что делать?
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)

Когда-то давно слова «via ferrata» считались чуть ли не ругательными. Какой крутой альпинист унизится до восхождения по железным тросам и лестницам. Никогда.
Время показало, что поверхностные оценки не всегда правдивы. А после реального, а не виртуального опыта подобных прогулок, мнения экспертов часто меняются на совсем противоположные. Особенно это заметно с интенсивным проникновением наших людей в их горы…

Законодателем и изобретателем «железных путей» на вершины считаются итальянцы. Началось это не от хорошей жизни, а по причине военных действий, первая мировая война заставила. На территории Италии много гор, так что и воевать приходилось учиться, подстраиваясь под рельеф. Так появились первые тросы, закрепленные в скалах, мостики над безднами, и даже лестницы Существуют целые маршруты-экскурсии по таким ферратам к местам бывших военных действий. Поход в своеобразный музей под открытым небом…
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
Как сказал один наш приятель, альпинист, КМС, пройдя маршрут пятой, высшей для виа феррат, категории сложности, «пока лез, вспомнил все свои 6-ки».

Мы начали открывать такие маршрутам с рождением ребенка. Дорогие родители – фанаты гор, это для нас. Первые восхождения несли дочь в детском рюкзаке. С каждым годом цели ставились все интереснее, а ребенок мог передвигаться все шустрее. В итоге, и ребенок с нами и горы наши. И скалолазание у дочери началось там же, а позже и первый альпинистский «подвиг».
Не пугаемся, маршруты имеют разные категории сложности. От, практически, пешеходных, до весьма сложных и технически и физически.
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
Для восхождения на ферраты ничего особенного знать не надо. Но есть определенные правила и снаряжение: безопасность прежде всего.

Так что, если у вас есть опыт скалолазания или альпинистских восхождений, все будет чуть проще. Понадобиться некоторое время, что бы привыкнуть к снаряжению и логике передвижения.
Если опыта нет никакого, лучше взять гида или пойти в компании с бывалыми и знающими людьми.

Куда прогуляться из Курмайора?

1. Via ferrata del Bicentenario на Mont Chetif
Уровень трудности: F (легкая);
Лучший период: c 01/06 no 30/09;
Экспозиция: восточная;
Начальная точка: Dolonne - La Visaille (1 216м);
Вершина: Mont Chetif (2 343м);
Перепад: 1250 м.
Предположительная длительность: 7 часов!

Логистика.
Автовокзал Курмайора. Двигаться в центр города, по указателям в сторону Dolonne. После выхода в верхнюю часть города, поверните направо и следуйте в сторону парковки около спортивного центра. (Там нельзя парковаться по понедельникам по нечетным дням недели). В остальные дни начинать можно и оттуда.
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
Mont Chetif называют еще пик Dolonne. Он возвышается над городом и как бы молчаливо «охраняет» его. Хорошо оборудованная легкая тропа, маркирована яркими точками, позволяет без напряжения любоваться замечательным видом района Монтебианко. Эта, по сути, прогулочная феррата построена в честь первого восхождения на Монблан (Balmat-Paccard 1786).
От парковки идите вверх по мощеной дороге, которая приведет к небольшому зданию слева от дороги.
Поверните направо и идите пока не увидите указателя в сторону леса. Маркер с цифрой «4». Следуйте ему далее среди деревьев до развилки. Отсюда налево, следуя тем же ярким маркерам. Тропа приведет вас на уровень скального пояса. Оттуда, кстати, открывается прекрасный вид на долину и горные вершины. Дальше - небольшой участок с тросом. Чуть выше по тропе поднимайтесь зигзагами, до длинного участка, который местами оборудован тросами. Продолжайте движение по сосновому лесу до точки обзора. Затем левее и вверх до троса. В нижней части он не очень хорошо закреплен.
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
Далее вам встретится мост и снова провешенный тросик. Пройдите пару крутых перегибов и увидите скальный участок под восточной стеной Mont Chetif. Поворачиваем налево и по системе тросов спускаемся вниз и снова начинаем движение вверх по тропе. В какой-то момент появится указатель с надписью («2250 метров»). От него вверх направо и минут через 15 – о-ля-ля! Вершина! Отсюда можно приспуститься и дойти до обзорной точки и статуи Королевы Pacis (Regina Pacis).
Спуск. Вниз до отметки с высотой («2250 метров»), выбираем тропу на Corba (на маркерах отметка «5»).
Далее вниз, до горного пастбища Pra Neyron. По довольно дикой тропе идем налево, пересекая служебные постройки, на повороте берем левее вниз в сторону Dolonne. В итоге попадаем в город левее парковки.
Упс! День удался.

2. Sentierro attrezzato Mont de la Brenva.
Уровень трудности: EEA - средняя
Экспозиция: юго-восточная;
Начало: Rifugio Pavillon (2174 м);
Вершина: Mont de la Brenva (2 300м);
Перепад: 260 м;
Предположительная длительность: 1 час 30 минут.

Логистика.
Автовокзал Курмайора. Следуем направлению на La Palud и на служебные постройки, которые ведут к приюту и платной парковке справа от него. Паркуемся. Или продолжаем движение.
Держимся правее до приюта Pavillon. Тропа начинается отсюда. Это красивое и интересное лазание, где трудности ждут нас уже на первых 10 метрах!
Оставшееся покажется хорошо сделанной тропой в окружении чудесного пейзажа с видом на Aiguille Noire de Peuterey.
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
От приюта Pavillon продолжаем движение по ухоженной дорожке до ботанического сада на противоположной стороне (следим за маркерами!). Следуем отметкам на тропе с цифрой «20» и деревянному указателю на скале с надписью «palestra 20 minuti». Идем до развилки. Оставляем справа дорожку 20, 20b, и держимся левее по «ложному» грунту (маркер на тропе «20а»).

Начинается подьем в гору. Встретим участок, длиной в 6 метров с цепочкой рядом, которая поможет вам держать равновесие. Проходим участок, маркированный как «palestra» и двигаемся до «бельведера» (2200 м). Указатель справа отмечает начало тропы для скалолазов. Продолжаем идти вниз по крутой тропе правее пока не увидим металлическую цепочку.
Идем вниз к гранитному внутреннему углу и пересекаем его до следующего гребня. Уровень трудности низкий. Продолжаем, пересекая каменистый участок слева от реки. То вверх, то вниз, бредем до части реки, сформированной ледником Entreves. Переходим вброд. В начале сезона это надо делать аккуратно.
Тропа уходит вверх и можно пользоваться тросом, если это необходимо. После гранитной полки, лезем по восточной стене Mont de la Brenva. В этой части она самая простая, между двух травянистых частей. Своего рода траволазание получается. На седле идем вверх по гребню метров десять, потом вниз по противоположной стороне еще раз по направлению к «бельтведеру» (смотровая точка).
Такая чудная прогулка получилась, с лазанием!

3. Бивак Борелли (Borelli).
Категория трудности: PD (не очень сложно);
Лучшее время:c 01/07 no 30/09;
В случае непогоды, будьте бдительны на conca del Borelli, это первое место, которое накрывает туманом!
Экспозиция: юго-восточная/южная;
Начало: Purtud (1489 м);
Окончание: Bivacco Borelli (2310 м);
Перепад высот: 840 м;
Предположительная длительность: 2 часа 30 минут.

Логистика.

Автовокзал Курмайора. Движемся вдоль авто дороги, до круга, перед тоннелем идем левее на Val Veny. Проходим мимо небольшой часовни Notre Dame de la Guerison, идем до деревеньки Purtud. Там, кстати, можно запарковать машину, если вы на автотранспорте передвигаетесь.

Тропа идет вверх по наполненным историей местам к биваку, который обслуживает Aiguille Noire de Peuterey, один из символов альпинизма. В далеком прошлом единственным местом для лазания был скальный маршрут около водопада, потом более легкий путь был устроен для альпинистов, он то и стал впоследствии классикой виа феррат.
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
От парковки в Purtud вперед по направлению к домику во Френее (Freney), его видно с середины поля, около него два испепеленных дерева. Тропа пересекает поляну слева и начинает забирать вверх петляя среди деревьев, по образованному рекой гребешку. Река течет из Combalet, крохотная долина замыкается горой Rouge слева и горой Noire справа. Это место иначе называют Fauteuil des Alemans («Немецкое кресло»). Видимо, формой навеяло.

Идем вверх через весь гребень, пересекаем красивый водопад Combalet, и далее пока не увидим первые скалы с фиксированными на них тросами (1890 метров!). Отсюда немного вниз влево, вокруг ступенек, обхваченных цепями и начинаем восхождение по первому зигзагу, потом по большому внутреннему углу. Доходим до металлической лестницы, висящей практически в воздухе.

Затем - еще одна лестница. Это самое труднопроходимое место – ключ, так сказать. За углом начинается довольно гладкое пространство с одиночными вбитыми металлическими ступенями. Как только эту преграду преодолеете, движетесь вверх пока не выйдете с участка. Везде есть цепи для подстраховки.
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
Эта часть не содержит технических трудностей, но ее воздушность и есть тест на сложность для тех, кто боится пустоты.

Дальше маршрут идет вверх до пересечения с долиной, проходя под южной частью Aiguille Noire de Peuterey до бивака, расположенного возле восточной стены пика Noire.
Рекомендуем воспользоваться услугами гида.

4. На приют Монзино (Monzino Refuge).
Категория трудности: PD ( не очень сложно);
Экспозиция: юго-восточная;
Начало: Casolari del Freney (домик в Френее), (1589м);
Окончание: Приют Монзино - Rif. Monzino (2580 м);
Перепад: 1000 м;
Предположительная длительность: 2 часа 45 минут.

Логистика.
Легкая, радостная тропа, легкое не напряжное и разнообразное в своей ненапряжности лазание. Бонус – чудные виды пиков района Монблана.

От парковки входим в лес, где размещено много разных географико - туристических указателей. Тропа размечена привычными желтыми маркерами. Следуем тропе с цифрой «16» пока не достигнем моста через реку. Берем левее под травянистым, но довольно опасным склоном Aiguille du Chatelet. Тропа продолжает забирать вверх между поворотами пока не дойдет до скальной стены ущелья водопадов Френей справа. Вид на водопады обеспечен, конечно.

Отсюда видно хорошо маркированный путь с металлическими цепями. На восхождении попадаются участки с уклоном, но вертикальных нет. Нельзя недооценивать сложности передвижения даже на таких, казалось бы легких, кусках. Тропа и вправду забавная, разнородная и не дает заскучать.

Выход с ферраты расположен на северном склоне Aiguille de Chatelet. Здесь маршрут идет прямо к приюту. Вид отсюда на пик Rouge и Aiguilles de Peuterey – захватывающий, особенно, если вы не поленитесь и пройдете немного дальше до древних руин лачуги Gamba (2630 м).
Жуем бутеры и пьем чаек.

Несколько интересных маршрутов, недалеко от Курмайора, к началу которых нужно ехать. Если вы располагаете транспортом, желанием увидеть район с других высоких точек, попробовать сложные маршруты и временем, можно сходить вот сюда! К тому же, ко всем городкам можно добраться без проблем на общественном транспорте.

5. Via ferrata Hans Marguettaz. (Морже).
Категория трудности: PD (не очень трудно);
Лучший период: c 01/04 no 30/09;
Экспозиция: восточная;
Начало: Bosco di Kirraz (Лес Kirrazs), (1150 м);
Окончание: пик на гребне Kirraz (1380 м) или Frazione Kirraz (1402 м);
Перепад высот: 230м (или 252м);
Предположительная длительность: 45 минут

Логистика.
Автовокзал Morgex. От Курмайора сюда идет автобус , время в пути 20 минут. Или можно подьехать на машине, что займет минут 15.
Выбираем направление на Курмайор. Берем левее на Arpy и colle San Carlo. Доезжаем до указателя “palestra roccia Hans Marguettaz”. Машину можно запарковать правее, перед указателем или чуть левее.

Феррата «Ханс Морже» посвящена знаменитому вальдостанскому гиду, который погиб в 1994 году. Это небольшой маршрут среди великолепного хвойного леса с очаровательными участками, которые можно пройти даже вне сезона.

От указателя “palestra di roccia Hans Marguettaz” выбираем дикую тропу через лес. Дальше по дорожке, которая дважды виляет перед тем, как вы дойдете до развилки. Идем правее, по простому склону, до деревянного моста. Проезжая дорога становится просекой и движется вдоль всего района скал с несколькими крутыми участками.
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
Достигнув участка цирка, в направлении по часовой стрелке вы доберетесь до указателя, который оповещает, что если налево пойдешь, в райончик для детского скалоолазания попадаешь, а если направо пойдешь, то на феррату попадаешь. Таки берем правее. Продолжаем, пока не встретим первый трос. Чуть пройдя, увидим красную лестницу. Тросов вокруг нет, но есть как бы защита для спины – дополнительные железные полукольца. После второй такой лестницы идем левее.
Проходим несколько гранитных полок и карниз метров в десяти. Держимся правее по линии полки около 40 метров. Пристегиваемся к внутреннему трехметровому углу с выдолбленными дырками под ноги и пересекаем его налево, попадая на металлические ступени-отверстия для ног. (ВНИМАНИЕ: не надо забирать вправо, где, как кажется, хорошие дырки для рук. Они расположены ошибочно и должны быть удалены. Может, уже и удалены).
Выходим на прекрасную площадку, которую вы долго будете помнить. Такого вы нигде не увидите!
Курмайор. Гулять, так гулять! (Альпинизм, ферраты)
Путь спуска – путь подьема. Рекомендуется. Можно иначе. Пересечь площадку налево. Это тоже возможно – через небольшое круглое дискообразное поле. Но очень аккуратно! Войдя в лес вы не найдете тропы направо, идите вверх по холму. Увидите пару тросов, которые используют для стяжки нестабильных скальных участков. Продолжайте идти вверх пока не выйдете на пологое место. Пересекайте влево в видимости домиков (frazione Kirriaz 1402 m). По дикой дорожке по склону идем левее до дороги SR39 (state road 39), 2 км вниз, и вы у паркинга.

Для того, что бы прогулки по ферратам стали максимально приятной и безопасной, рекомендуем, все же, обратиться к услугам гидов.
Сайт Гидов Курмайора (новости, включая чрезвычайно актуальные прогнозы погоды и вэб-камеры!):
www.guidecourmayeur.com
Офис открыт каждый день с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 19.00. В среду только вечером! с 17.00 до 19.00.
Адрес:
Strada Villair 2,
11013 Courmayeur (Aosta),
Italy

Telefono / Phone:
+39 0165 842064
+39 334 1601339

Email: info@guidecourmayeur.com

Дополнительную информацию можно найти так же на сайте долины Аоста: lovevda.it
Монблан. BarbaraTutino.

Когда вы втянетесь в подобного рода прогулки, удивитесь, на сколько много разнообразного люда со всего мира попадается на маршрутах. Для ваших спутников, которые зачастую являются чистой воды «чайниками» в горах, удивление и восторг горными красотами долины Валле д 'Аоста, станут дополнительным стимулом к продолжению восхождений.
Приятного приключения!
Фото из архива Офиса туризма Валле д ‘Аоста и автора.