Червиния. Осенние феррато-вылазки. Гулять, так гулять! Часть 2.

Пишет liana, 18.09.2016 10:18

Продолжаем экскурсию по via ferrata итальянской долины Валле д'Аоста. В прошлом выпуске нашей программы «Гулять, так гулять!» мы рассказали о линиях вероятностей жаждущих горных приключений путников, находящихся в географической точке «город Курмайор». Сегодня передвинемся на северо- восток, в божественной красоты район Монте Червино.
Червиния. Осенние феррато-вылазки. Гулять, так гулять! Часть 2. (Альпинизм, феррата, аоста, червино)

Привычнее для нашего уха название этой горы-шоколадки звучит как Маттерхорн. Для итальянцев пик был и остается Червино, а район вокруг него Червинией. Богатейшая природа - раздолье для разного рода активных вылазок. Великолепное катание на лыжах зимой, широкий спектр восходительских возможностей для альпинистов летом, классический, фантастически приятный ски-тур (весна-зима) и еще много-много outdoor-деликатесов. Восхождения по маршрутам «виа феррата», безусловно, входят в это меню.

Все «железные пути» Долины Валле д'Аоста обслуживаются Альпийским Итальянским клубом (CAI). Это означает, что систематически, каждый сезон, ферраты осматриваются на предмет надежности и сохранности крепления тросов и лестниц. Каждую весну проходит инспекция состояния болтов и тросов. Болты подтягиваются, тросы осматривают и по необходимости их меняют. Тропы очищаются, а красочные маркеры обновляются. Ферратолазанье настолько популярное развлечение, что столь пристальный контроль за состоянием маршрутов не удивляет, а приятно радует. Не говоря уже о традиционной привычке итальянцев прокладывать маршруты так, чтобы они хоть как-то, хоть краешком, задевали или бар или ресторанчик. Что и говорить, гены.

Из приятного. ФАР подписала договор с Альпийским клубом, а это означает, что по членским карточкам ФАР в приютах тоже можно получить скидки. А многие маршруты феррат проходят через приюты, или там начинаются/заканчиваются. А кормят там ну очень вкусно.
Если вам повезло, и вы оказались в Червинии, найдите время и возможность пролезть, сходить пару феррат. Красиво, приятно акклиматизирует, вносит дополнительный опыт в ваши горные навыки.
Да, еще раз подчеркну, что нужно иметь снаряжение. Вы можете найти его в любом горном прокате долины.
И, безусловно, в Червино есть офис гидов, где вас проконсультируют, найдут опытного попутчика, и расскажут про погоду в районе и изменения на маршрутах, если таковые есть. А они бывают, горы – организм живой.
Справка: классификация феррат.
EEA - F ( легкая).
Тропа, как правило, мало оборудованная тросами, спокойная, с длительными пешеходными отрезками. Скорее прогулка или подход под маршрут. Цепи и тросы расположены только в местах крайней необходимости и исключительно для повышения безопасности, в том числе, на случай непогоды. Часто ведет на приюты или на обзорные точки.

EEA - PD ( немного трудно).
Более разнообразное передвижение по рельефу. Есть вертикальный участок. Встречаются такие элементы как цепи, тросы, колышки или даже металлические лестницы. Как правило, хороший микст из спокойного лазанья и длинных прогулочных участков.

EEA - D (трудная)
Настолько насыщенный рельеф и разнообразное лазанье, что требует хорошей физической подготовки и хорошей техники передвижения по скалам. Часто встречаются вертикальные участки, или вообще вся феррата вертикальная; есть нависания, крутые траверсы. Оборудована целой системой тросов и/или цепей, колышки и/или металлические лестницы.

Via ferrata Corbellion

Категория трудности: D – сложная;
Лучший период: 01/06 по 31/10;
Экспозиция: восточная;
Начало: Valtournenche (1524 м);
Окончание: Via ferrata Gorbeillon гребень (1800 м);
Перепад высот: 250 м;
Предполагаемая длительность: 1час 20 минут.
От автостанции в Шатильоне (Châtillon) выбираем дорогу SS406 к Червинии (Cervinia). Движемся до Вальтурнанша (Valtournenche). В деревне проходим/проезжаем церковь и офис полиции. Продолжаем движение, пока не увидим дорожку вниз по холму налево к Crepin, которая приведет вас к паркингу около моста через речку Marmore.
Маршрут весьма занятный, с разного рода изюминками феррат: висячие мостики, скалы, ступени, красивые виды, напряженное лазанье. Все ингредиенты прекрасного настроения! Что ж еще надо от «виа феррата»?
От парковки пересекаем улочку и по указателю выбираем направление на феррату и приют Бармасс (rif. Barmasse). Движемся вверх и минут через 15 на развилке возле камней снова читаем дорожный указатель. Нам на “via ferrata”.
Совсем скоро выходим в скалолазный район, налево. Справа видим хорошо оборудованную простую спусковую тропу. Идем левее, пока не встретим очень симпатичную гребневую стенку. Лезем вверх, наслаждаемся лазаньем. Есть отверстия для рук и подставки для ног. Проходит серию небольших скальных стен, добираемся до внутреннего угла, оттуда траверс вправо. Перед нами висячий «тибетский» мостик. К нему ведет головокружительный участок пары метров из серии «над пропастью». Сильные руки вам пригодятся, да и техника скалолазания не помешает. Продолжаем движение по небольшой стенке, она мягко и ненапряжно выведет к гребневому пику. Ура! Вы на вершине! Надеюсь, счастливые, с запасом бутербродов и чая для пущей радости.
Идем чуть дальше. Пара коротких участков в лесу - и вы на спуске. Продолжайте правее по тропочке, которая почти везде оборудована тросами, что весьма нелишнее здесь во время дождей. Еще одна развилка на спуске. Феррата продолжает идти вправо, а другая, более легкая феррата слева. Обе объединяются и ведут к той самой кучке камней, откуда мы и ушли. Дальше – по пути подьема.
Феррата сложная! Не стоит туда ходить людям с отсутствием скалолазной подготовки самостоятельно. Стоит идти, если вы умеете пользоваться снаряжением для виа феррат. И не думайте, что на такого рода маршрутах не бывает несчастных случаев. Встречали мы таблички на камнях и на более легких ферратах. Берегите себя и ваших друзей!
Воистину, феррата красивая, сложная, интересная и насыщенная впечатлениями. Поэтому для такого восхождения есть даже отдельное предложение от гидов. На сайте офиса Guida Alpino del Cervino для этой конкретной ферраты:
Группа из двух человек, включая гида, снаряжение. Стоимость услуги 100 евро с человека.

Via ferrata di Vofrède. Valtournenche

Начало: Озеро для спортивной рыбалки в Червино (pesca sportiva di Cervinia;
Конечный пункт: Приют Rifugio Perucca-Vuillermoz;
Протяженность ферраты: 1950 м;
Общая протяженность маршрута: 2670 м;
Высота конечной точки: 3130 м;
Перепад высот: 1200 м;
Время на маршруте: 6 часов 30 минут;
Подьем около 3-х часов, спуск 3,5 часа.

Cпуск к Rifugio Perucca-Vuillermoz: 1 час 30 минут.
Что увидим по пути: Червино и массив Монте Роза, озера Чиньяна, Вальтурнанш, сурки и горные бараны.

Несложная, но очень насыщенная видами феррата. Не так известна, как маршрут Корбеллион. Тем не менее, природное окружение выделяет ее из многих.

Подходы.
Пересекаем мост через ручей Мраморный, поворачиваем направо, идем по грунтовой дороге, которая ведет к озеру спортивной рыбалки. Жаль, что пока (в августе 2016) рыбалка не разрешена. Так, наверно, романтично ловить рыбу с впечатляющим видом на на Маттерхорн.
Парковка.

Прямо у таблички "въезд запрещен" начинается неширокая тропа, которая пересекает ручей Créton. На пересечении с тропой, которая соединяет альпийскую часть Bayettes и Alpe Monteau продолжаем правее, следуя желтым маркерам с цифрой «9».

У подножия скал маршрут поворачивает налево и после спускается к Château Des Dames, который возвышается над Vofrède. Подьем по каменным высеченным ступеням около 10 метров.
Сходящая каждый год лавина отрывает небольшой кусочек от этого участка ферраты. Так что не стесняйтесь подстраховаться уже здесь. Даже, если начало участка ферраты еще далеко.
Дальше идем по тропе до развилки, от которой ответвляется налево тропа, ведущая к подножию ледника Vofrède. Мы идем по правой тропке. Она поднимается по краю морены, петляя между камней, приводит к началу ферраты.
Озеро Червино

Феррата.
Проходим с десяток метров с великолепным видом на Маттерхорн. Затем входим в кулуар, выходим позже на гребень, продолжаем двигаться по травянистым склонам.
Их наклон постепенно уменьшается, и после участка ферраты вообще прекращается, идем через зеленые луга, затем снова вверх, короткие участки лазанья на равновесие.
На высоте около 2800 м подходим к небольшой террасе с видом на ледник Vofrède, потом нас ждет скальный вертикальный участок, но по лазанью очень легкий.
После второй панорамной террасы начинается участок с несколькими специально сделанными ступенями. Пересекает зону скал красноватого цвета, богатых железом, где протянуты цепи. Перелезаем через глубокую трещину в скале.
Начало тропы

Через несколько десятков метров, перепад высот самой ферраты заканчивается, и мы наслаждаемся плато под Castelletto Whymper. На другой стороне долины видны лазурные воды Goyet и ледники, они спускаются с Gobba di Rollin.
Ледник Vofrède

Красные скалы

Спуск к приюту rifugio Perucca-Vuillermoz.
С плато хорошо видно южную сторону Vofrède, за которой в отдалении - Punta Cian (Tzan).
Идем по направлению к перевалу Vofrède. Ориентируемся на «турики» и желтые маркеры. Спускаемся к озеру Gran Lago, следуя едва заметным тропкам. Здесь есть две возможности спуска. Идти под стенами-опорами (см фото), чтобы потом добраться до небольших руин, которые видно слева (по гладкой дороге, но немного длиннее) или двигаться в восточном направлении вдоль двух озер до приюта.
Вид на Goyet и Monte Rosa

Если вы выбираете более простое решение, доходите до заброшенной хижины по тропке, которая ведет к балкону на плотину Чиньяна. После того, как дошли до скал, вскорости будет и терраса приюта Perucca-Vuillermoz. При некоторой удачливости и времени суток оттуда можно наблюдать полет орлов.
Крайне рекомендуется в приюте остановиться и попробовать изысканный яблочный пирог - фирменное блюдо. Хорошо идет под бокал красного вина!

Вот такие они – итальянские ферраты!

Возвращаемся к машине.
Из приюта спускаемся по тропинке, что извивается между скал до бивуака Mangos (маркировка «35»). Живописный домик над озером Balanselmo. Внутри две удобные кровати, если гостей больше, рекомендуется подняться до более капитального зимнего приюта Perucca-Vuillermoz.
Хижина
Водопады Balanselmo

Продолжаем спускаться крутой змейкой в стороне от водопада, который образуется стоком озера Balanselmo. Справа увидим la Barma del Gargantua. На камне цитата, вошедшая в коллекцию искусства альпийского региона Валле д'Аоста.

С тропы можно наблюдать райончик Chevalley. Идем по грунтовой дороге, которая поднимается к перевалу Finestra di Cignana .
Озеро Чиньяна

После перевала спускаемся по тропе 107, держась левой стороны, пока не дойдем до приюта Riondé, и дальше вниз по долине пока не увидите парковку.
Вот так с впечатлениями и яблочным пирогом внутри, после бокала хорошего домашнего вина - и жизнь кажется лучше и светлее. И горы выше и заманчивей!
Приют Perucca-Vuillermoz
Напоминаю еще раз, что подобные увлечения нуждаются в подготовке. Снаряжение, описание, прогноз погоды, настроение.

Всем этим вам помогут экипироваться в офисе гидов в Червино.