Воспоминания о товарище

Пишет Редакция сайта, 28.09.2016 12:17

Воспоминания о товарище (Горный туризм, эльбрус)
Проходит время, и воспоминания о далеких путешествиях прошлых лет невольно являют вновь образы разных людей. Их лица и поступки остаются свежи в нашей памяти – неважно, насколько давно это было. Рядом ли они теперь, нет ли их с нами. Вспоминая совместные маршруты, мы вновь переживаем те же чувства, что и много лет назад, а память извлекает на свет давно забытые эпизоды…

Текст и фото: Олег Лукьянов

Черты личности Игоря Новоселова всегда дополнялись присущими ему предусмотрительностью и осторожностью, кажущимися порой излишними. Причем, эти качества характера распространялись не только на него самого, но и на ближайшее окружение.

Вспоминается случай, один из многих, пережитых мною в горах в компании с Игорем: в январе 1994 года мы вчетвером собрались в поездку на Эльбрус – высочайшую гору Европы. И хотя для нашей компании это было не первое знакомство с этим исполином, но зима в жестких условиях высокогорья – тогда для нас это было впервые. Это и зимний бутылочный лед эльбрусских ледников – твердый, скалывающийся круглыми линзами под ударами альпинистских инструментов. И погода, и без того капризная, была сурова и непредсказуема. Однако, правильный график набора высоты позволил приобрести хорошую акклиматизацию, и программа подготовки к штурму вершины шла по плану: уже было сделано несколько выходов на открытый лед, вырыты пещеры в снежных склонах для аварийных ночевок. Во время этой работы мы еще более уверились в своих силах, хотя и понимали, что решающее слово остается за погодой.

Компания в тот раз собралась знакомая по прошлым походам – позади горы Памира и Тянь-Шаня, восхождения на пик Ленина и другие сложные маршруты. В этот раз Игорь поехал на Эльбрус вместе с братом, Сергеем, хотя и считал, что ходить одновременно в горы им вместе не стоит: Мать не переживет, если случится что с нами обоими! – кратко пояснил он как-то. Четвертый участник – Венера, девушка с немалым опытом горных путешествий, одна из спортсменок нашего клуба, ставшая впоследствии мастером спорта по туризму.

Период подготовки закончился, и мы спустились с высоты 4200 метров, где для тренировки жили в снежных пещерах, в более комфортные условия – приют Гара-Баши. Здесь, на высоте 3900 метров, в специальных домиках-сигарах цилиндрической формы можно переждать любой ураган. Вдобавок, к приюту подходит линия электропередачи – весьма неплохое дополнение к скромным условиям жизни в высокогорье.

Наша группа разместилась в одном из жилищ, а по соседству с нами жили такие же любители зимних гор из солнечной Латвии – хорошие ребята. В горах хорошие люди встречаются чаще, чем на равнине. Цели наши совпадали, обе группы готовились к решающему штурму вершины – ждали лишь окно в погоде, позволившее бы совершить восхождение. Условились, что каждую ночь выходим на свежий воздух оценивать шансы на хорошую погоду. Так, в ожидании, прошло два дня – однако туман, полосами расстилавшийся вокруг, по-прежнему перемежался лишь снегопадами или поземкой. Днем, сквозь ветер и снег, ходили на прогулки к ближайшей станции канатной дороги, совместно пили чай с рижским бальзамом и готовились к ночному выходу.

В третью ночь меня разбудили порывы ветра, бросающие нашу бочку из стороны в сторону. Хорошо закрепленное тросами жилище выдерживало удары непогоды, но становилось не по себе от шквальных зарядов. После полуночи порывы ветра утихли, и я провалился в сон. Однако ненадолго: хлопнула входная дверь и в домик ворвались наши соседи. Ребята возбужденно обсуждали перемену в погоде и предлагали выходить на штурм немедленно. Поднимаюсь и выхожу с ними наружу. Действительно, все изменилось неузнаваемо: морозное небо над головой усыпано звездами, ветер игриво гоняет поземку по волнистым снегам к самому Эльбрусу – туда, где на фоне черного неба величественно плывут две исполинские вершины, серебристые в лунном свете. Прибалты уже собираются в путь, в их окошке горит яркий свет, люди в штормовой одежде укладывают рюкзаки.

Но атмосфера оживленных сборов отчего-то не вызывает у меня желания включиться в общую круговерть. Неясное чувство тревоги теснит душу, и я физически чувствую, как сердце сжимает невидимый обруч. Гоня прочь страхи и коря себя за невольную слабость, возвращаюсь в бочку к своим товарищам, еще не покинувшим теплые спальные мешки и ожидающим известий снаружи.
Вот голос Игоря из темноты:

– Чего там?

Отвечаю неспешно, словно прислушиваясь к собственным ощущениям. Понимаю, что веских причин для отмены ночного выхода у нас нет. И все же, чувствую стойкое нежелание куда-либо идти сейчас. Облегчение приносит тот же знакомый хриплый голос с соседнего топчана:

– Не пойдем, наверное, сегодня?

– Да, давайте отложим до завтра! Если уж погода встанет, то сразу на два-три дня. А у прибалтов билеты на самолет, сегодня у них по времени последний шанс сходить на вершину.

– Остаемся!

И народ заворочался на лежанках, вновь натягивая спальники и устраиваясь поудобнее. Беру радиостанцию «Кактус» со складной антенной, и выхожу наружу. Рацию мы взяли в аренду еще в Терсколе, когда регистрировались в спасательной службе. По два раза в сутки выходили на связь со спасателями, сообщали им о своих планах. Протягиваю ее Олегу, командиру выходящей наверх группы и сообщаю о нашем решении перенести выход еще на день. Он удивлен, но принимает рацию, убирает ее в рюкзак. Прощаемся, желаю им всем удачи. Девчонки из Риги, остающиеся на базе, обнимают друзей так, словно провожают их на войну. Стихает скрип снега в морозной тишине и фигуры четверых восходителей словно растворяются в темноте. Провожающие молча расходятся по своим жилищам.

Утро приходит поздно – мы отсыпаемся после неспокойной ночи. Выглянув наружу, щуримся от яркого солнечного света, льющегося отовсюду. Сквозь защитные очки, на ослепительных склонах Эльбруса видны темные точки восходителей, вышедших на маршрут ночью. Невольно возникают сомнения в правильности нашего решения, возникает досада на себя. Что ж, завтрашний день решит все!

Однако, погода на Эльбрусе известна своим коварством. Вот и сейчас, появились первые тучки на горизонте, а над обеими головами горы возникли белесые шапки – предвестники скорой непогоды…

Прошло менее часа, и панорама Эльбруса скрылась от нас в облачном море, возникшем внезапно и словно ниоткуда. Ветер порывами стегает снежной крупой по обшивке строений и хлопает листами железа, оторванными еще прошлой ночью. Тревога вновь зашевелилась в груди. Мы занимаемся привычными делами – готовим завтрак на примусе и раскладываем снаряжение. Однако, взгляды невольно притягивает окно, единственное в жилище. Там давно уже белая мгла, лишь изредка в разрывах тумана мелькнет трос канатной дороги с раскачивающимися креслами, да трепещут на ветру обрывки шпагата…

Потом были разговоры со спасателями, вдвоем поднявшимися на Гара-Баши чтобы узнать, как у нас дела. Ближе к вечеру спустился с горы один из восходителей – у него сломалась кошка, и он расстался с друзьями еще до непогоды. Сгустились сумерки, ощущение беды стало осязаемым. Девчонки из соседней бочки уже не скрывали слез – надо же, как терзает душу вид плачущих женщин! Потом – переговоры по рации с базой спасателей, оповещение альпинистов из спасательного отряда в соседнем ущелье. Наша подготовка к выходу, навстречу пропавшим в страшной пурге людям, не дожидаясь спасотряда. Помню, как кипятили воду для термосов перед рассветом. Затем борьба со снегом и ветром, сшибающим с ног – и передышка в пещере возле Приюта, вырытой накануне. Вверх пробивались впятером, под руководством двойки спасателей, серьезных и опытных альпинистов.

До пострадавших ребят мы так и не добрались – по рации поступил приказ освободить маршрут для спасотряда, что вышел следом за нами. И сидя на скальной гряде, чуть ниже скал Пастухова, смотрели потом, как обвязанные веревками люди растворялись в снежных вихрях…

Ребят тех успели спасти – их обмороженных, и едва передвигающих ноги передавали из рук в руки, ведь они более суток провели на пяти тысячах в страшной морозной пурге зимнего Эльбруса. Повезло, что рация не подвела, повезло, что ледовая трещина не оказалась их последним приютом, как это уже бывало со многими.

И теперь, вспоминая о тех давних событиях, перед глазами вновь встает образ Игоря Новоселова. Надежного товарища, интуиция которого в очередной раз помогла принять самое верное решение. Возможно, сохранившее тогда наши жизни…