Бабырган - перспективный скалолазно-альпинистский район на Алтае

Пишет terkin, 05.10.2016 05:25

Бабырган - перспективный скалолазно-альпинистский район на Алтае (Скалолазание, скалолазание, альпинизм, скайранинг, алтай, терехин, krukonogi, Четыре брата)

До этой поездки на Бабыргане я был лишь однажды, зимой лет десять назад. Нагулялись, натропились, скал не видали. От разных людей слышал, что скалы там есть, и что они классные. Как-то все мимо ушей проходило, даже желания особого съездить не возникало. С тех пор я много чего сделал в Саввушке, Турочаке, Скальных воротах, и вдруг ни с того, ни с сего прорвало: Хочу съездить на Бабырган! Ну да теперь-то из Красноярска самое-то ехать ))).

Сразу скажу что, в этот раз нам не удалось взять с собой фотик (был в ремонте), поэтому фотки «очень не очень». Либо честно взятые с инета, либо с экшен-камеры. Да и погода солнцем совсем не баловала. Так что не обессудьте.

Справка:

Бабырган — гора в Северном Алтае, является памятником природы Алтайского края с 1998 года. Находится на левом берегу Катуни. Её абсолютная высота — 1008м, высота над Катунью — 700 м, площадь подножия — 127 км². Вершина представляет собой плато, на котором расположены многочисленные останцы, имеющими живописные формы выветривания. Гора сложена гранитами и сиенитами среднего девона. Бабырган является частью Белокурихинского гранитного массива.
От поселка Долина Свободы на Чуйском тракте открывается живописный вид на гору. Именно с этого места в профиле горы можно увидеть силуэт головы спящего воина.

Легенда о горе Бабырган:

Была у старика Алтая дочь Катунь. Прослышала она, что есть на свете красавец Бий, и решила убежать к нему. Однажды в темную ночь решилась Катунь и бежала все дальше и дальше на север. Проснулся старый Алтай, рассердился и послал ей вдогонку своих богатырей, чтобы воротили беглянку.
Но все они погибли в пути, рассыпавшись порогами. Послал старик вдогонку за дочерью могучего богатыря Бабыргана. Долго скакал за ней богатырь, но убежала Катунь в равнины, а Бабырган остался стоять каменной громадой – последней горой Северного Алтая.

Как добраться:

GPS-координаты: 52.066347, 85.74076

Ехать по Чуйскому тракту в сторону Горно-Алтайска, за поселком «Долина Свободы» повернуть на право (поворот на Платово). Этот поворот находится примерно 0.5км не доезжая поста ДПС на границе Алтайского края и республики Алтай (т.е. если доехал до поста, то поворот пропустил).
Сразу за поворотом однополосный мост через Катунь. За мостом деревня Платово, проезжаешь её насквозь, все время по главной дороге. За деревней первый поворот налево, в поля. По полевой дороге доезжаешь до небольшого искусственного озера, около 7км от Платово. Озеро объезжать справа по ходу, за ним влево (от первоначального направления, около 3-4 км). Дорога идет параллельно массиву Бабыргана в сторону его вершины, в конце забирая вверх. Доезжаешь до осыпного склона, сильно выделяющегося от окружных полей, тут оставить машину. Хорошее место для бивуака находится в 200м выше по склону (в лесу, слева от осыпи).
От этой стоянки до верхних скал налегке примерно 1 час пешком. Если погода позволяет, то до осыпи можно доехать и на пузотерке (мы заехали на калдине передне-приводной), конечно же, более проходимая техника только приветствуется.

Где стоять:

1) «В низу» на вышеописанном бивуаке, недалеко от машины, но далеко от скал. В принципе часовая разминка утром перед лазанием и 30 минутная заминка перед сном, еще ни кому не вредила, но народ нынче ленивый стал. Бивуак на 5ку, места под палатки полно, дрова есть, а вот воды нет (но сюда ее можно привезти с собой на машине)

2) «На верху» возле скал, недалеко от вершины, но далеко о машины. Места под палатки вагон, дрова тоже есть и даже есть вода (всегда или нет, точно сказать не могу). Вода, правда, стоячая, из ниши (лужи) под большим камнем, но после кипячения более чем пригодна для варки и питья, проверили на себе. Ниша эта находится в 20м от верхних скал, натоптанная тропа, в противоположную от подъемного кулуара сторону.

Осыпь, до которой можно доехать на машине

Как добраться до скал:

С «нижнего» бивуака скалы хорошо видно. Подъемно-спусковой кулуар находится левее основной части этих скал. С бивуака идти вверх и влево, через пару распадков видно гранитный язык (самые близкие выходы скальной породы), огибаем его чуть ниже и попадаем в нужный кулуар. Кстати, горноалтайцы по этому языку ходят маршрут, 2ку как они говорят.

подъемно-спусковой кулуар

Альпинизм на Бабыргане:

Мы тоже поднялись по этому маршруту, ну да, на 2А точно тянет, возможно, в перспективе попробовать его классифицировать. Просто есть один момент, маршрут не совсем логичный, т.е. он логичный по-своему. Начинаешь по «гребню-языку» внизу и лезешь, собирая все стенки, катушки и другие ништяки (выбирая рельеф по сложнее), таково лазанья 3-4 категории не менее 400 метров. Причем на право во многих местах можно свалиться в кулуарчик, где много проще. В конце маршрут выводит к первому скальному бастиону высотой 25 метров, на него лезть не нужно это же 2ка ). Идем по огромной полке вдоль бастиона налево, упираемся в широкий травянистый кулуар-камин, по нему наверх 15м. Далее по травянистым полкам уйти на тропу в подъемно-спусковой кулуар, по нему до вершины.
Есть на этой «двойке» одно интересное место, нужно перепрыгнуть распадок, именно перепрыгнуть, поскольку слезть очень тяжело.

Вообще за первым бастионом, есть и второй и третий, но лазание на всех них шестерочное с ИТО. Короче если собирать все эти бастионы, то можно спокойно набрать сложности на скальную 4ку и даже 5ку, но такой маршрут вряд ли классифицируют.

Пара слов о Бастионах:

При подъему по кулуару все три бастиона остаются в стороне справа, и ориентированны так, что плохо просматриваются. Что бы нормально увидеть рельеф, нужно подходить непосредственно по них.

Первый бастион. Высотой до 25 метров, шириной 30м. Рельеф богатый, можно спокойно сделать 10-15 спортивных маршрутов, Тред под вопросом, ИТО легко.

Второй бастион. Высота около 50-70м, ширина 60м. Рельеф есть, но он весь в обратную сторону. Тред не простой, спортивные маршруты нормально, ИТО супер. Этот бастион наиболее интересен для альпинистов.

Третий бастион. Высота 30м, ширина 50м. Примерно тоже, что и на втором, только вдвое ниже.

Если подниматься по кулуару, то примерно на уровне первого бастиона с левой стороны начинается огромный положительный сектор. Чем-то напомнило Сокол в Крыму, только более пологий, много травы и кустов. Протяженность стены здесь не менее 200м. Горноалтайцы сказали, что думают провести на этом массиве скальный класс местного разлива, но я думаю, что это не целесообразно, лучше и проще со всех сторон провести скальный класс на втором и третьем Бастионе.

Верхние скалы:

За третьим бастионом, начинается массив наиболее интересный в плане скалолазания, назовем его «Верхние скалы». Массив состоит из нескольких останцев. Если подниматься по подъемному кулуару, то массив будет справа.

подход на верхние скалы

В самом его начале не далеко от тропы хорошо видно стенку с карнизами – сектор «карниз», на этом останце наверху есть два свежих шлямбура, на которые можно сделать навеску. Навеска работает в две стороны: как на карниз, так и на противоположную сторону этого останца.

сектор «карниз»

Поднимаемся по кулуару далее до перевала, скала заканчивается, за ней поворачиваем направо, видим костровище и целую стену, состоящую из несколько секторов для лазания. Родник под камнем находится в 20м от этого места в продолжение тропы.

костровище на верхних скалах

Картина стены очень радует глаз: есть нависания, вертикали, разные углы, щели и карнизы, короче видно, что лазание тут не простое и очень интересное. Рельеф сильно отличается от классических крупных сиенитов (Столбы, Саввушка), больше похоже на Скальные ворота сектор Юг, Рыбалку и немного Турочак. Гранит мелкий и очень плотный (понял это когда начал пробивать), рельефа много и он не слишком хапальный (много пассивов и разных углов). Короче, как раз то, что доктор прописал.

Ближний к костровищу сектор назовем пока сектор «Бивуак». Он состоит из двух частей. На правой его части удалось полазать, попытаюсь примерно накидать категории на фото. Наверху останца есть станция и несколько отдельных болтов под верхнюю навеску. Плюс я добавил еще болтов и пробил один маршрут под нижнюю страховку.

Сектор "Бивуак"

1- 6b
2- 7b\7c
3- Эрогенная зона – 7а – 23м – 12болтов
4- 6b\6с
5- 5с\6а
6- У колодца - 6с - короткая злая, верхняя навеска.

В левой части сектора «бивуак» полазать, к сожалению, не успели, но я забил на верху пару болтов с которых можно повесить верхнюю практически в любое место. Не хотелось бессмысленно «дырявить» породу, поэтому больше пока бить не стал.

Бивуак левая часть

За сектором «Бивуак», начинается сектор «Второй», навесок на нем по моим данным нет, но сектор перспективный. Думаю, есть вариант сделать базу за деревца и камни.

сектор «Второй»

За «вторым» начинается уже известный нам останец, на котором расположен сектор «Карниз», только это его обратная сторона. Как уже было сказано, на нем тоже есть пара болтов под верхнюю навеску.

Второй и карниз

Кроме того, рядом с основными останцам есть стеночки высотой до 4м на которых можно полазать боулдеринг.

Итоги:

Удалось полазать в районе всего один день, поскольку поднялись с двумя детьми (5 и 6 лет), без палаток и т.д., а второго подъема дети могли не перенести. Погода была осенняя, холодно, промозгло, но мне все-таки удалось полазать и готов сказать, что район мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.

Исходя из рассказов знакомых, я думал, что это будет ТРЕД-район, я затащил с собой кучу железа: френды, закладки и якоря. Но готовых супер тред-маршрутов я не увидел. Нет, маршруты под тред есть, это однозначно!!! Но их либо нужно подчистить, либо они совсем не простые и над ними нужно работать отдельно. Зато в плане спортивного лазания, мы нашли нечто большее, чем ожидали.

Перспективы района:

1) Район однозначно перспективен в плане спортивного скалолазания, но в виду его удаленности от «автомобиля» не уверен, что его потенциал будет раскрыт. Сейчас район интересен в первую очередь горно-алтайцам, поскольку им добираться всего 20км. Если в будущем найдется вариант проезда на подготовленном автомобиле прямо до верхних скал, тогда шансы развития района в плане спортивного лазания возрастет.
На данный момент скорее всего имеет смыл ездить суда не на выходные, а на скалолазные сборы 4-7 дней и стоять на Верхних Скал.

2) В плане подготовки альпинистов к сложным скальным маршрутам район подходит идеально, есть, где прогуляться с рюкзаком, полазать и по ИТОшить.

3) Район перспективен для Скайранинга. Перепад от озера 700м. Весной этого года барнаульцы уже проводили забег на Бабырган. Участников было много, все понравилось, обещали не останавливаться на достигнутом.

3) Кроме всего прочего район сам по себе очень красивый и отлично подходить для семейных прогулок и отдыха.

P.S: Четыре Брата (Белокуриха).

скала «Четыре Брата»

По многочисленным просьбам трудящихся (из Бийска) на обратной дороге мы заехали в Белокуриху и посетили скалу «Четыре Брата». Сильно напоминает Красноярские Столбы, только много меньше.
Сама скала высотой 12м, рельеф интересны, есть вариант набить несколько маршрутов. Для начала забил 4ре анкера для верхней навески. Сзади на скалу можно спокойно подняться пешком.
Место очень популярное, по лесной дороге можно доехать под саму скалу, но местные в основном оставляют авто на основной дороге в 4мин ходьбы.
По дороге встречаются камни для хитрушек. Точно столбы )

Вечером это же дня, по наводке друга, пытались найти еще одну скалу недалеко от Белокурихи (высота скалы около 50м, ехать в сторону курорта Белокуриха-2). Долго ездили, кружили, но так до нее и не нашли. Сказали, что снизу скалу видно хорошо, а вот сверху она спрятана лесом. Так не солу нахлебавшись, уехали домой, видимо не в этот раз.