"В гостях у Блока", рассказ

Пишет arist, 05.10.2016 12:26

Как Сборная Красноярского края в лице Дениса, Вовы и Ромы сходила на пик Александра Блока по маршруту Коробкова, летом 2015 года.
"В гостях у Блока", рассказ (Альпинизм, красноярск, ляйляк, астма, школа ито)

"У нас промокли спальники и стемнело, что мы будем делать?
А сейчас мы будем страдать" (с) Известный буржуйский альпинист

Вступление.

В Красноярске наступило лето, стало невыносимо жарко, вокруг летали мухи, лыжи были спрятаны в подвал, и остро встал вопрос: где перезимовать это время года?

Варианта было два. Оба хорошие.
"В гостях у Блока", рассказ (Альпинизм, красноярск, ляйляк, астма, школа ито)

В общем, выбран был п. Блока. Хотя положительных моментов в Каравшине было много, критерий — месяц в горах с женской сборной — их перевесил. И началось приключение.

Глава 1. Экспедиционный альпинизм — это круто.

Двери маленького автобуса захлопнулись, и водитель сдал задом выезжать за ворота дома в маленьком горном посёлке Озгуруш. Автобус уехал, оставив нашу небольшую красноярскую команду альпинистов один на один с восточным гостеприимством. Вокруг азиатское палящее солнце как и 100 лет назад выжигало серовато-песочную землю, но во дворе дома Нурдина, в небольшом садике, под деревьями и крышей веранды было прохладно. Сгрузив рюкзаки в одну кучу, мы собрались за праздничным столом отмечать окончание нашего автопутешествия и начало путешествия пешеходного. Заброска в базовый лагерь в ущелье Ляйляк ожидалась на следующий день, а к вечеру с окрестных кошей начали сходиться лошади, чтобы помочь нам в этом нелёгком деле.

"В гостях у Блока", рассказ (Альпинизм, красноярск, ляйляк, астма, школа ито)

План был простой: приходим под пик Блока, акклиматизируемся, следим как девчонки лезут свой маршрут, лезем свой, отмечаем и едем домой. Снаряжение для экспедиции набрали в Школе ИТО, продукты в магазинах и на рынке в Оше, участников в Красноярске, а из Новосибирска специально выписали Рому для работы на льду. Всем известно, что красноярцы больше любят скалу, а на лёд берут с собой иногородних. К слову сказать, Роман очень опытный альпинист, снежный барс и наш большой друг. Без него, вдвоём с Денисом, мы бы на такую большую стену не полезли. Кроме того, пока девчонки лезли, нам нужен был третий, а Рома вызвался нас поддержать. И в тот момент, когда у нас всё закончилось (на самом деле нет), пришлось лезть маршрут. Играющий тренер Денис имел опыт восхождений и суровее того, которое нам предстояло, включая восхождение на Ушбу и кучу других сложных гор. Меня же позвали, чтобы таскать рюкзаки, и потому, что у меня была гитара.

Для восхождений на пик Александра Блока женской командой собрались: Марина, Саша, Олеся и Юля. Спортсменки и красавицы, их все у нас на районе знают.

Психологическую поддержку до выезда в горы и по телефону оказывали тренеры Николай Николаевич и Валерий Викторович, а также внештатные тренеры команды Алексей Сикилинда и Степан.

На следующем специальном рисунке можно увидеть кто куда в итоге сходил:

5Б, Гунько и Коробкова — маршруты на п. Блока

Идея собраться в теплое ущелье Ляйляк пришла в голову Денису и Марине на стене Пятой Башни пика Корона в зимней Ала-Арче. На мужской Чемпионат России по альпинизму, который проходил в соседнем ущельи Каравшин, им ехать не хотелось.

Маршруты были примерно известны, девчонки собирались на маршрут Гунько 6А (вариант маршрута Валиева, который отломался), а мы на маршрут Коробкова. Из описания у нас была только фотография с ниткой и творческий рассказ, как Дашкевич падал на скайхуках, и как его это не удивляло (потом я падал на тех же скайхуках, и это меня не удивляло ещё больше). Оба маршрута были второпрохождения, оба занимали вторые места на чемпионатах России. Нас было трое, девчонок четверо. Получается: 2 + 2 + 2 + 3 + 4 + 24 (Красноярский регион) - 19 (2019 год Универсиады в Красноярске) = 18! С 18 лет в России продают алкоголь. Магия чисел!! Это вселяло надежду и оптимизм.

Глава 2. Акклиматизация

Район классный, гор рядом много. Взошли на пик Бадыгина — все должны там побывать. Потом 5А на Малый Искандер — отличный длинный лазовый маршрут. А ещё на 5Б на п. Блока для изучения спуска и провешивания петель. Нам в итоге это не понадобилось. В общем акклиматизировались хорошо.

График акклиматизации и восхождений.
"В гостях у Блока", рассказ (Альпинизм, красноярск, ляйляк, астма, школа ито)
Небольшое пояснение: на этапе "отмечание", спуск команд ниже уровня "Базового лагеря" символизирует моральное опускание команд. БЛ — базовый лагерь. 3900, 4700, 5320 — высоты. Стрелочки обозначают 2 команды, которых отдельно ходят в разные моменты на разные горы.

Глава 3. Восхождение на маршрут Гунько женской командой.

Кто пропустил, читайте в статье: Пик Блока. Девчонки прошли стену. Я всё равно лучше не напишу. За это мега-восхождение девчонки получили Стального ангела.

Глава 4. Наш Блок. Художественная часть рассказа.

Вдалеке, в царстве льда и камня, сокрытые в тучах, уже третий день смелые девушки пробивали свой путь к вершине пика Александра Блока. У нас же в Базовом лагере светило солнце, было жарко и скучно. С последней акклиматизационной горы мы вернулись уже шесть дней назад, а сейчас пытались развлечь себя книжками, песнями и спасением мяса от мух. Особо нетерпеливый Роман, уже пытался от скуки затащить кого-нибудь на п. Достоевского, но мы с Деном стойко держались.

И вот настал день Х. Девчонки вышли на связь и сказали, что сегодня они планируют залезть. Это воодушевляло. Мы раскидали по всей поляне еду, железо, одежду, и стали отбирать, что взять с собой. На утро был назначен старт. Бутылка коньяка грелась на столе, ожидая, когда девчонки заберутся на вершину. Ждали до 11 ночи. Бутылка не дождалась, но девчонки залезли.

"В гостях у Блока", рассказ (Альпинизм, красноярск, ляйляк, астма, школа ито)
Фотография о том, как Деник забывает коньяк на гору.

С рассветом, окрестности нашего лагеря наполнились громким криком пробегающего рысью быка (реальная история), это значило, что пора вылезать из теплых спальников, к которым мы так привыкли за 7 дней отдыха, убирать от себя электронные книжки с поэмой "Двенадцать", напяливать рюкзаки и отправляться в путь к Горе. Неостывающее желание залезть на Гору (немного остывшее только в платформе под снегопадом на 3-й день восхождения) гнало вперёд.

Под горой светило солнце. Под солнцем, ожидая акклиматизационного восхождения на 5Б, грелись Марина Коптева и Галя Чибиток. Мы поставили палатку, накипятили воды и стали ждать. И вот из-за перегиба ледника показались 4 точки, которые, связавшись тонкой ниткой альпинистской верёвки, плутали в поисках спуска. Роман взял в свои руки рацию и уверенным командами вывел их на самый отвесный склон. Ногу никто не сломал. Девчонки, прожившие 2 дня без горячей пищи, быстро съели сготовленный к их приходу Ролтон и выпили весь чай. На прощание крикнули что-то вроде "Нам надо идти, а то сейчас стемнеет" или может "Не надейтесь, что к вашему приходу в лагере останется еда" убежали вниз по разорванному леднику.

Рома осуществляет координацию.

Наша команда отправились спать. Что на самом деле имели ввиду девчонки, решили не думать. На завтра планировался первый день штурма, а утром нужно было ещё пройти долгий путь под стену.

Утреннее солнце не успело взобраться из-за ледника, а мы уже, перепрыгивая трещины, гребли к началу маршрута. Ледник распутывался охотно, где было надо, были открытые трещины, где не надо, хороший фирн. В 6 утра снег ещё не раскис. Идти было не страшно, так как мы привязались к Роме, а он, в случае чего, мог зацепиться когтями. По пути к маршруту вокруг валялись валуны различного диаметра и массы. Было понятно, что с ребра Блока немного сыпет, поэтому днём тут ходить не стоит, а если и идти, то идти быстро.

Маршрут Коробкова, про который мы видели только картинку и художественное описание, выстроился перед нами прямой и понятной линией. И мы полезли. После впечатлившего Рому бергшрунта и 3-х верёвок неожиданно тонкого и страшного микста, лидировать начал Денис. Он забежал 3 верёвки стены, пару верёвок внутреннего угла, и, наконец, налазился. Тогда было решено ночевать. Около ночёвки находился откол со снежником, и вечером, вместо того, чтобы вести светские беседы или спорить про политику, мы занимались кипячением запасов воды. Оказалось напрасно, вверху нас ждало много снега и льда.

Топим.

Ночь была не спокойной, моя голова торчала из платформы, и на лицо, упёртое в ноги Романа, постоянно падали капли стекающего по стене ручейка. Кроме того, по нашим подсчётам неожиданно пришла моя очередь лезть скайхуки, и, в связи с этим, я немного мандражировал. Но на такой высоте ещё было тепло, поэтому все хорошо выспались.

С рассветом второго дня, напялив на себя кучу различного железа, для утяжеления, я забрался в мокрый угол, тот самый, из которого на меня всю ночь капала вода. Рельеф менялся: нависающая щель, скайхучная стенка, переход во внутренний угол, выход на полку под Углом Башкирова, две с половиной одинаковых и скучных верёвки в углу Башкирова, выход на скайхуках из угла на развальню и опять на скайхуках, мы добрались до стенке усеянной россыпью шлямбуров. Стенка идеально подходила для ночёвки, и мы были уже выше места, до куда планировали долезть. Так как мы никому не верим, забили ещё один шлямбур и повесили платформу. Вообще за все 3,5 дня восхождения мы забили в общей сложности 2 шлямбура, второй били заранее, для спуска (и чтобы Рома не мерз, пока Деник лез "творческое ИТО"(тм)). Как показали следующие дни, на этом месте нам предстояло провести 3 незабываемых ночи с потрясающей панорамой плотного облака и снега из окошек палатки. Солнце уходило, обрабатывать я ничего не захотел, поэтому мы легли спать. На следующий день ожидался штурм вершины, но гора просто так не далась.

Утром третьего дня погода перестала радовать, но какой-то снегопад не мог остановить сибирских альпинистов, поэтому проснулись, оделись, собрали платформу, и Рома полез на скайхуках искать в облаке вершину. Снежок перешёл в пургу, пылевые лавинки красиво сходили по скахучной стенке, и через час мы поняли, что было преждевременно уходить со стоянки и лишать себя удовольствия созерцать снегопад на 5000 м над уровнем моря. Пока я собирал разобранную платформу, Рома с Деником закончили работу на сегодня и спустились разгребать сугроб с крыши дома, проводить день в непринуждённой беседе, сидеть в луже и иногда выходить на связь с девчонками по рации, отмечавшими с иркутами своё восхождение в Базовом лагере. Снег плавно перешёл в дождь, а к вечеру опять в снег и лёд. Мы немного полежали в луже, потом опять посидели. Дотерпев до ужина и съев очередную порцию лапши, легли спать. В платформе было холодно и мокро. У меня проскакивала трусливая идея на завтра валить вниз, так как на ещё один дополнительный день еды бы не хватило. Всю ночь снились как лагман под руку с куурдаком на лугу ловят сачком пролетающие в небе манты.

"В гостях у Блока", рассказ (Альпинизм, красноярск, ляйляк, астма, школа ито)

Утро четвертого дня на Горе пришло неожиданно, как всегда. Сосульки непринуждённо свисали с камалотов, заботливо забытых на улице. Деник, уверенным движением обстучал камалоты об скалу, отдал мне и сказал лезть. Я ответил "ок", но трусливая мысль не отступала: "Сейчас Деник дожумарит провешенную Ромой верёвку, поймёт, что вся скала в корке льда, лезть дальше нереально, и мы поедем вниз, совершенно обоснованно отказавшись от продолжения нашей невозможной затеи". Но выше станции начались приятные щели под фифы и якоря, что можно было безопасно продолжить работу даже на обледеневшей стене. Я лез и не жаловался. Через пару часов закончились две мои верёвки, силы меня оставили, и я убрался метров на десять с поставленного как попало якоря. Душа руководителя дрогнула, и он решил всё творческое лазание до крыши пролезть сам, а на лёд отправить специально подготовленного Романа. Стенки, щели, углы, лёд, снег, непомерно длинный гребень, и мы добрались до вершины. Облако надёжно закрепилось на пике Александра Блока. Красивыми видами тумана долго любоваться не хотелось, и мы поехали вниз с целью добраться до платформы и, переночевав, валить домой. Там нас ждало тёплое солнце, вкусная еда и вкусные напитки.

Эта ночь для меня стала самой тяжёлой. Вещи стали мокрее, а спать холоднее. Ещё у нас куда-то ушла последняя зажигалка. Первую мы сломали, а вторую потеряли. Гора привычно забирала у наших команд горячий ужин и завтрак. Выпив по пол стакана холодной воды с сахаром залпом (никогда так не делайте!), мы стали дико мерзнуть, и, в панике развернув спальник, я справа, а Денис слева, обняли Рому, стараясь заснуть. Во сне, лапша Доширак вместе с сухим картофелем Ролтон играли в гольф пакетиками из-под Майского чая.

На утро пятого дня, пожевав сухой лапши, мы погнали вниз. Какое-то бесконечное количество верёвок должно было привести к подножью горы. Благо много дюльферных станций было пробито, а Деник, работая первым, быстро менял старые петли на непригодившиеся кордалеты. И, когда уже на петли пошла основная верёвка, мы достигли снега. Порадовавшись и связавшись, тройка уставших, но довольных, альпинистов, периодически проваливаясь в мелкие трещинки на леднике, рванула к лагерю (ну как рванула, поползла, покачиваясь из стороны в сторону). Солнце слепило сквозь очки, на небе не было ни облачка. Через час мы добрались до места под палатки и съели ещё пачку сухой лапши. Она придала нам столько сил, что хватило даже не упасть на разорванном леднике, отделявшем нас от озера и девчонок, а вместе с ними, нереального количества еды с варёной сгущёнкой и немного коньяка (оставшегося у них после отмечая с иркутами восхождения на Блока, привет Джеку с Волосатым).

Эпилог.

Собственно так мы и добрались до лагеря. Потом был суровый вечер с песнями и плясками, ещё более суровое утро, традиционное сжигание мусора и не традиционное сжигание моих штанов, которые не пережили восхождение, выброска на лошадках в Озгуруш и дальше в Ош, к друзьям, которые вернулись из Каравшина. Утром следующего дня Рома улетел в Новосибирск, а вечером мы улетели домой. Круто было.

После восхождения, мы многое поняли: ходить надо только с друзьями, с ними в горах хорошо! И берите на стену много зажигалок (одну можно зашить в подкладку)! Кстати, Great Wall of China в 2016 году показала, что зажигалку надо брать с колёсиком, а на с пьезой. :)