23 километра по горной тундре ради завтрака у Сейдозера - и обратно

Пишет ilona isaeva, 05.10.2016 19:25

23 километра по горной тундре ради завтрака у Сейдозера - и обратно (Туризм, Сейдозеро, Ловозерские тундры)
По-хорошему, конечно, в такие места как Хибины или Ловозёры нужно организовывать добротные экспедишены, чтоб ну, скажем, проникнуться арктическим духом. Но когда ты местный, то в домашние горки вырываешься чуть ли не каждые выходные - ведь вот же они, родные. Надо идти.

Эстетической красоты пост, не более. Возможно пригодится тем, у кого есть хорошие мембранки и два пустых дня на Кольском. Маршрут не то чтоб сложный, но и не лёгкий. Скорее для тех, кто ходить любит и умеет. И умеет!
Трек я скидывать не буду, мы не оригинальничали, в интернете он есть. Выдвинулись в Ловозёры от рудника (что чутка подальше посёлка Ревда) по направлению к ущелью Чинглусуай. Была задача перейти ручей Чинглусуай по верхам и спуститься по его же водопадам в долину, откуда спокойненько дошлёпать до Сейдозера. А на следующий день уже по классике вернуться через перевал Эльморайок назад к руднику. Всё.

Погоду на Кольском лучше смотреть на норвежском сайте yr.no, там она точнее. Вот мы и посмотрели. Ужаснулись, набрали одежды потеплее, обернулись в три слоя полиэтилена - и пошли.
В такую погоду пальцы леденеют моментально, так что каждая сделанная на телефон фотография - личный маленький подвиг.

Ловозёры, конечно, рай для геолога. Каменная тундра. Взгляд цепляется только за медленно клубящиеся облака, которые в свою очередь цепляются за причудливые названия тутошних вершин Кедыкварпахк и Ангвундасчорр и зависают над ними навечно.
Высоты небольшие, но суровые.

Поднимаемся на плато Кедыкварпахка и монотонно пилим до Чинглусуая. Шуточки-прибауточки заканчиваются вместе с начинающим дуть со всех сторон противным мокрым ветром. Лично у меня не было ещё ни одного приятного захода на Сейд: каждый раз какая-то мокрая канитель, град, снег, смерч, захват планеты пришельцами, всё что угодно, но только не солнце. Будет что попросить у Деда Мороза на Новый Год.
Такой млечный путь утомляет, конечно.

С потерей высоты в ущелье турбулентность исчезает. Выжимаем одежду, убиваем отстающих и и идём дальше. Как по мне - чинглусуайские водопады и есть самое тяжкое место на всём маршруте. Достаточно крутой перепад, по скалам стекают ледяные слайды, стенки скользкие, сыпучие (!).
Начало ручья. Вообще такая вот красота тянется километра на полтора-два.

В начале долины перескакиваем через ручей обратно. Здесь делаем передых, закидываемся милдронатом, запиваем всё RedBullом. Небо светлеет, дождь заканчивается. К тем людям, кто не совсем представлял себе масштабы заброски, на лица возвращаются подобия улыбок.
Долина ручья Чинглусуай. В долине нашли брошенный редфоксовский рюкзак со спальником и ещё какими-то вещами. Газовым баллончиком. Медицинским полисом. Березин Кирилл Геннадьевич, 1987 г.р., Санкт-Петербург. Рюкзак лежит, кажется, с лета. По приезду успели порыскать по интернету, заявлений о пропаже человека не было.

Проходим чуть дальше по долине, раз-другой траверсим ручей туда-обратно. Официальная тропа идёт по одной стороне, но так не интересно.
Кусочек Норвегии в Ловозёрских тундрах.

Не знаю, как у понаехавших, но у местных Сейдозеро мифического ужаса не вызывает, да и никто не шарится там особо в поисках потайных лазов к гиперборейским сокровищницам, священной энергетикой не пропитывается. Наши ходят, чтобы было. Потому что любят. Так что атмосфера в группе чуть ли не праздничная - близки к пункту назначения.
Темнеть начинает уже в пять вечера, так что времени на ходьбу в октябре немножко.

Погода начинает совсем хорошеть, сил прибавляется, дальше двигаемся в отличном темпе. В лес заходим ещё засветло, успеваем встать на ночёвку недалеко от Сейдозера. Готовим вкуснятину, жжём костёр, болтаем за жизнь и всё как у нормальных людей, в общем.
Утром понимаем, что всё не зря. Горы в рассветном золоте, воздух звенящий, прям не день, а узбекская сочная дынька. Налегке доходим до озера, залипаем на маленьком пляжике, шутим шутки, съедаем по яблочку и счастливые выдвигаемся назад.
Куйва. Великий и ужасный. Которого местные народы, защищаясь, загнали на камень и там оставили.

За день у Сейдозера встретили человек 10 (и это в октябре! летом здесь вообще outdoor open air). Попсуется местечко. Это ни хорошо, ни плохо, ходят и ходят - мы не жадные же ж, просто факт.
К перевалу Эльморайок. Лучше тренажера для попы, чем горная тундра, не найти.

До рудника доходим часа за три. Или за четыре. После субботнего марш-броска к Сейдозеру десятикилометровый выход больше напоминает прогулку в каком-нибудь анапском санатории.
Зимой, кстати, шли здесь же и вздрагивали от уханья сходивших за нашими спинами лавин.

Ну и так, как к концу рабочего дня мысли сложно собрать в кучу, а красиво подытожить нужно, то закончу пост цитатой из своего же инстаграма: "жизнь в диких условиях сводится к простым истинам. сытно завтракать. греться под солнцем. не сбиваться с маршрута. грамотно оказывать первую медицинскую. вставать на ночёвку до упавшей темноты. высыпаться. и это не простота времён палеолита, это какая-то другая простота. простота за гранью сложного. однажды скумекать, как много вокруг накручено лишнего - и уйти туда, где не трясутся лихорадочно над гигиеной, банковскими счетами, общественным мнением, где не усложняют жизнь себе и окружающим из-за никчёмной пижни, где люди правдивее и понятнее. где новый рассвет означает, что ты ещё жив. а это по-настоящему важно."