Кутурчинское Белогорье (Кутурчин) – новый скалолазный район

Пишет terkin, 19.10.2016 21:37

Кутурчинское Белогорье (Кутурчин) – новый скалолазный район (Скалолазание, скалолазание, новые маршруты, терехин, krukonogi.com)
В завершении этого скалолазного сезона мне удалось съездить в Кутурчин, решил поделиться информацией о районе.

За неделю до нас в район на разведку ездили наши друзья Леха Кичкайло и Олег Хвостенко. Они привезли свежие фотографии и впечатления. Им удалось полазать по одной из скал, сделать пару навесок под верхнюю страховку и осмотреть другие ближайшие массивы.

Посмотрев фотографии, я понял, что обязательно хочу побывать в районе, и желательно в этом году. Но тут, вдруг, бабье лето закончилось, погода резко испортилась, и дальше будет только хуже. Посмотрели прогноз - зима, но все-таки решили ехать на день. В итоге были в районе 2 октября, погода как обещал прогноз ближе к зиме – пасмурно, небольшой минус и снег. Несмотря на это, кое что все таки удалось сделать.

Справка:

Кутурчинское Белогорье — горный хребет протяженностью около 80 км в Красноярском крае, в границах Восточного Саяна. Максимальная высота — 1876 м, гора Алат — 1765 м. Хребет расположен между рекой Маной и её правым притоком Миной. Имеются скальные выходы — Манские или Кутурчинские Столбы, обильны каменные осыпи — курумники.

Туристам Кутурчин хорошо известен, его часто посещают. В сети много красивых фотографий, на которых запечатлены красивые останцы очень удивительной и необычной формы. http://www.andrew-foto.ru/kuturchin
Но в этой статье речь пойдет не красоте природы, точнее не совсем о ней, мне бы хотелось рассказать о районе с точки зрения скалолазания.

Как добраться:

Расстояние от Красноярска до района 230км, около 3 часов на автомобиле и 30мин пешком.
От Красноярска до деревни Выезжий Лог. Далее проезжаем мост через Ману, проезжаем Хабайдак и перед деревней Ивановка (не въезжая вдеревню) круто поворачиваем на право. Примерно через километр небольшое озерцо (карьер), за ним дорога начинает забирать в гору, около 2 км. Немного не доезжая «перевала», влево уходит очень неявная лесная дорога, ориентир висящая на березе бутылка. В хорошую погоду до этого места можно доехать на обычной машине, дальше только на подготовленной. Далее двигаться по лесной дороге, которая в одном месте пересекает широкий ров, и приблизительно в 150м от основной дороги есть небольшая избушка. От Избушки до ближайшей скалы 30минут пешком.

Фото со спутника, участок дороги от озера до скал, красным - на машине, зеленым - пешком.
Избушка

Скалы Сестра и Партизан:

Сразу оговорюсь, что название всех скал в статье я придумал сам, поскольку пока не удалось найти другой информации, хотя мне известно, что на эти скалы люди лазали ходы. Названия временные и введены для удобства повествования.

За избушкой идём все время прямо по дороге, которая понемногу забирает в гору. В одном месте дорого делает резкий поворот налево, а чуть дальше на право, и продолжается в первоначальном направлении. Если в том месте, где дорога делает поворот в лево, пойти прямо в лес, то чрез 100м упремся в скалу «Сестра», за ней 50м скала «Партизан». С дороги эти скалы совсем не видно, они скрыты лесом (даже осенью), нужно пройти буквально 30м в лес и они уже почти перед носом.

Мы нашли эти скалы случайно, поскольку не знали точно куда нужно идти и лукались по лесу. Скалы эти высотой около 50м, рельеф разный, есть и вертикали и нависания. На каждой из этих скал можно спокойно сделать 10-20 скалолазных маршрутов. Когда уже поняли, что эта не та скала, на которой мы изначально планировали пробить маршруты, все же решили сделать одну линию, на скале партизан.

Кулема – 15м – 6 болтов – 6а?

Игорь на Кулеме

Скала "Подорожник"

Если в том месте, где дорога резко поворачивает на лево, а потом на право пройти по дороге дальше (примерно 800м от второго поворота), то с правой стороны от дороге будет скала высотой около 30м – назовем ее пока «Подорожник». Скала находится в 15м от дороги, ее хорошо видно, пройти мимо не возможно. На дорогу скала смотрит, большим нависающим сектором, с богатым рельефом. Вообще на этом останце в круг можно сделать не менее 20 маршрутов, но с обратной стороны рельеф положительный, много мха и чистки. По этому естественно решили начать освоение с нависающего сектора. На данный момент эта скала представляет наибольший интерес для скалолазания.

Идти до этой скалы от избушки 30-40 минут (10 минут от скал Сеста и Партизан), можно проехать и на машине, но дорога уже совсем «off-road».

Опробовали и пробили три маршрута, под станции оставленные друзьями на прошлых выходных. Получилось интересно, а поскольку нависающий рельеф диктует свои правила пробивки, пойди против которых я не могу, местами может немного бодрить. Не исключено, что наше впечатление было немного скорректировано холодом и снегом, но скала реально крутая, очень понравилась.

пробитые маршруты с лева на право.

1. Буги-Вуги – 23м – 10 болтов – 6а?
2. Ход конем - 23м – 9 болтов – 6c?
3. Осеннее обострение - 20м – 9 болтов – 6c?

Другие скалы

Если подняться на вершину любой скалы, то можно увидеть еще много скал массивов раскиданных по тайге, но все они находятся много дальше трех выше описанных скал.

Примерно в 40 минутах ходьбы Алексей с Олегом нашли еще одну подходящую для лазания скалу. На всех остальных «ближних» скалах тяжело сделать более 1-2 маршрутов, поскольку рельеф на вертикалях бедный.

Вялый видос с выезда, просто для передачи настроения