Вызов Белому безмолвию.

Пишет lorinson, 10.11.2016 19:38

Вызов Белому безмолвию. (Путешествия)
«Одиннадцати смельчакам, бросившим вызов белому безмолвию, предстоит пройти около 800 километров. – Многие из участников перехода Провидения – Уэлен – Мыс Шмидта, преодолевали и большие расстояния, – сказал в беседе с корреспондентом руководитель томской группы Игорь Александрович Шурыгин. – Я в северных переходах участвую шестой раз. И все же для всех нас этот переход будет серьезным испытанием. Мы будем делать упор на автономность. Это требование одного из элементов спортивного, повышенной сложности перехода. В нашем багаже нет ни рации, ни даже транзисторного приемника, полная автономия. А нашими проводниками будут маршрутная карта, компас, днем – солнце, ночью – звезды». (Из газеты «Полярник» от 19 апреля 1979г, пос. Провидения, Чукотка).

80-е годы. Север все больше привлекает к себе внимание ученых, спортсменов, туристов, которые прокладывают здесь свои маршруты. Загорелись идеей совершить по Северу переход высшей категории сложности и наши ребята из туристского клуба «Янтарь».

Первоначально планировалось начать переход с Мыса Шмидта и по континентальной части полуострова с высоких широт спуститься в Провидения. Но весна внесла свои коррективы, и команда решила, взяв старт в пос. Провидения, подниматься к Полярному кругу вместе с весенним солнцем.
Вызов Белому безмолвию. (Путешествия)
В 1975 году большинство из участников совершили сложный переход по Таймыру. Эти ребята и стали ядром лыжного перехода по Чукотскому полуострову.
Участники перехода Провидения – Уэлен – Мыс Шмидта: Шурыгин И.А., Ялин И.Ф., Шарнин В.В., Таякин В.А., Скориков Ю.В., Русский В.И., Тимофеев В.А., Чернорицкий А.А., Подрядчиков Ю.Н., Мещеряков Н.П., Столицин Н.Г.

Планировалось на маршруте охватить значительную часть территории полуострова, включать различные формы рельефа, достигнуть самой северо-восточной точки азиатского континента – мыса Дежнева.
Вызов Белому безмолвию. (Путешествия)

Поэтому и выбран был маршрут, состоящий из двух частей: континентальной – Чукотское нагорье и береговой – побережье Чукотского моря. Каждая из этих частей в отдельности представляет собой вполне законченный лыжный поход высокой категории сложности.
Нитка маршрута: пос. Провидения – бухта Всадник – пер. Крутой – пер. Правый и Левый Песцовые – пер. Пологий – перевальное плато Иенивеем – р. Иенивеем – Западный берег Мечигменской губы – пер. в водоразделе рек Коляэнгыра и Люграка – пер. Тенканого хребта – пер.Эрычвыторан – оз. Коолень – р. Кооленьвеем – пос. Уэлен – рад. выход к м. Дежнева – лагуна Инчоун – р. Утавеем – р. Энмеунейвеем – пер. рядом с в. Энмеуней – р.Чегитунь – р.Кэнунэвеем – пер. черех хр. Тенканый – р. Аанраваам – пер. через водораздельный гребень – р. Тенинваам – Колючинская губа – лагуна Пынгопильгын – мыс Онман – пос. Ванкарем
Горная система «Чукотское нагорье», занимает значительную часть Чукотского полуострова, в своей юго-восточной части круто обрывается в Берингово море, образуя сложно-изрезанную береговую линию с множеством бухт, заливов, мысов. Бухта Провидения вдается в глубину полуострова более чем на 35 км, и состоит из двух удобных глубоководных бухт – бухты Комсомольской и бухты Всадник.
Поселок Провидения – крупная перевалочная база, значительный культурный центр и наиболее благоустроенный поселок Чукотки.
Фото. Поселок Провидения

Из поселка Провидения маршрут уходит в северном направлении, пересекая водораздельные гребни Чукотского нагорья, а затем поворачивает дугой на северо-восток, пересекая другую горную систему – Тенканый хребет, образующий на Чукотском полуострове другой значительный полуостров – полуостров Дауркин с самой восточной точкой нашей страны - мысом Дежнева.
Фото. Долина ручья Первомайского, подъем к перевалу Крутому.
Вызов Белому безмолвию. (Путешествия)
Фото. Подход к перевалу Правый Песцовый.
Фото. Сбор лагеря.
Фото. Подъем к перевалу Эрычвыторан
Фото. Лагерь в долине Каатап. Вид на гору Крылатая 1031м
Фото. На перевале Крутой
Фото. Долина Каатап
Фото. В водоразделе рек Коляэнгыра и Люграка
Фото. На вершине водораздельного хребта.
Фото. Короткая встреча с оленеводами. Уточнение обстановки.
Вызов Белому безмолвию. (Путешествия)

С выходом к Мечигменской губе заканчивается часть маршрута, связанная с переходом через горную систему наиболее возвышенной части Чукотского нагорья.
Основное состояние снежного покрова, характерное для всего Чукотского полуострова – плотный наст с участками застругов.

Для горного рельефа Чукотского полуострова характерны не очень большие перепады высот. Частые штормовые ветры и снежные метели образуют на склонах сплошной плотный покров. В условиях даже небольшой непогоды очертания снежных склонов сливаются в единую белую панораму. Становится невозможным разглядеть не только боковую долину или склон, но даже небольшую канаву непосредственно перед лыжами. В такой обстановке для постоянного контроля своего местоположения, значительно снижалась скорость продвижения. Приходилось часто останавливаться и проводить разведку местности.

Для организации ночлега искали участки с глубоким настом. Вокруг палатки устанавливали ветрозащитную стенку. На случай ухудшения погоды до штормового состояния, в снежной яме, в которой резались снежные кирпичи, оставлялось еще 30-40 кирпичей.

На время обеда чаще всего ставилась палатка на полтора- два часа с тем, чтобы после приготовления горячего обеда, послеобеденные переходы носили полноценный характер.

Фото. Установка палатки на обед на озере Коолень

Встреча с оленеводами на реке Кооленьвеем

С выходом к поселку Уэлен заканчивается первая часть маршрута. Самый восточный поселок нашей страны – пос. Уэлен – раскинулся по узкой галечной косе. С востока к поселку подступают горы, образующие скалистые берега Берингова пролива, с севера, юга и запада поселок открыт всем ветрам.

Отсюда делается радиальный выход на побережье Берингова пролива к памятнику С. Дежнева, установленному в 7 км от мыса Дежнева, в бывшем поселке Наукан.
Фото. Памятник и крест С. Дежневу

Фото. Памятник-маяк С. Дежневу

Фото. Иван Ялин

В 8 км от поселка Уэлен находятся истоки Горячего Ключа. Температура воды в ванне-источнике около 40 градусов, а рядом небольшое теплое озеро, в котором приятно плавать в любую погоду. Распарившись в ванне, приятно пробежаться раздетому по снегу. И восторгаясь контрастами Чукотки, в удовольствие поплавать по озеру. Горько-соленая вода источника благоприятно воздействует на весь организм.

Следующая значительная часть маршрута по Чукотскому полуострову начинается из поселка Уэлем и уходит на запад, пересекая долины, плоскогорья и перевалы Тенканого хребта на пути к юго-восточному побережью Колючинской губы.
Из поселка Уэлем вездеходная дорога и нартовые следы сильно переметены после девятидневной пурги. Команда двигается сначала по ним по косе к западному берегу лагуны Инчоун. В конце лагуны дорога кончается.

Вызов Белому безмолвию. (Путешествия)

Далее путь пересекает долины рек, склоны которых образованы холмистыми гребнями-увалами. Русло рек то с одной стороны, то с другой упираются в береговые склоны и образуют обрывы до 15 метров. Выше береговых склонов тянутся пологие холмистые увалы широкой межгорной долины.
Фото. К перевалу в водоразделе р. Аанраваам

Фото. В палатке Шурыгин И., Таякин В., Шарнин В. (слева направо)

С выходом к холмистой тундровой низменности, занимающей значительную часть правобережья Колючинской губы, заканчивается переход через Тенканый хребет.
От озера Таёгытгын маршрут выходит на лед Колючинской губы, пересекает губу в ее южной части. Колючинская губа – один значительных заливов Чукотского моря. В северной части губа отгораживается от моря косой Беляка и цепочкой островов Серых Гусей, которые закрывают губу от морских течений, благодаря чему губа долгое время остается скованной льдом. Плотный наст, заструги и небольшие участки торосов преодолеваются при переходе через губу.
Вызов Белому безмолвию. (Путешествия)
Фото. Наст. Заструги. Западный берег Колючинской губы.

С выходом к западному берегу губы маршрут придерживается береговой линии Чукотского моря к мысу Онман. И далее идет по твердому насту припайного льда среди участков тороса до поселка Ванкарем.
Фото. Мыс Онман

Фото. Торосы берегового припая

С выходом в поселок Ванкарем, заканчивается переход и активная часть всего похода.
Ванкаре́м — невысокий скалистый мыс на северном побережье Чукотского моря, близ устья лагуны, расположенной восточнее Мыса Шмидта.

Фото. В поселке Ванкарем

Фото. Тимофеев В. и Орлов В. (фотокорреспондент «Вокруг света» и «Северные просторы» Автор книг: «Острова, затерянные во льдах» (1979), «В просторах Таймыра» (1980) и т д)

Фото. На выставке работ из кости

Фото. Хор учащихся школы-интерната

Фото. Манящие дали океана.

Лыжный поход по Чукотке был посвящен 110-летию со дня рождения В.И.Ленина и 45-летию Челюскинской эпопеи 1934 года, одной из героических страниц в истории Севера, оказавшей огромное влияние на патриотическое воспитание народа нашей страны.

Фото. Серебряные медали первенства СССР 1979г

Технический отчет похода находится в библиотеке http://tlib.ru/doc.aspx?id=32260&page=1