Китайцы осваивают Эверест. В глобальном смысле.

Пишет Wild Rain - Mountainguide.ru, 12.11.2016 07:20

Китайцы осваивают Эверест. В глобальном смысле. (Альпинизм)
У Китая большие планы на Эверест. Несмотря на то, что южная сторона горы, находящаяся в Непале, вероятно, более известна, тибетская северная сторона также имеет богатую историю альпинизма, и Китай наметил амбициозный план ее коммерциализации. Такой подход может показаться неподходящим для самой высокой и самой неприступной вершины в мире. Но в конечном счете он может оказаться действительно удачным.

Ранее в этом году Китай открыл новую асфальтированную дорогу, которая вьется 14,000 футов вверх по склону и заканчивается у парковки спортивной базы. В планах построить международный альпинистский центр с гостиницами, ресторанами, залами для тренировок и поисково-спасательными службами. Там будет даже музей.

Такие удобства приводят в ужас суровых альпинистов, которые предпочитают неровный и почти не освоенный ландшафт Непала. Тем не менее, Китай надеется, что эти нововведения приведут к экономическому росту в политически нестабильном Тибете, будут способствовать развитию туризма и популяризации зимних видов спорта в преддверии зимней Олимпиады в Пекине 2022 года. (не случайно Китай также строит 800 новых горнолыжных курортов.)

Благоустройство территории вокруг Эвереста будет стимулировать достижение всех этих целей — при этом сделав гору безопаснее, чище и удобнее для растущего числа туристов, желающих ее посетить.

Ожидается, что это будет прибыльный бизнес. В 2014 году доля туризма составила 8,9 процентов от валового внутреннего продукта Непала, наиболее значимый вклад в эти 8,9 процентов внесли треккинг и альпинизм. Согласно одной из оценок, общая стоимость сектора составляет 340 миллионов долларов. Правительство Непала обычно собирает более 3 миллионов долларов сборов за выдачу разрешений на Эверест каждый год, 11000 долларов за каждое.

К сожалению, оно не использует эти сборы с умом — и это дает Китаю шанс. Наряду с другими проблемами, непальская сторона страдает от коррупции, бесхозяйственности и проблем с безопасностью. Например, альпинисты обязаны платить «офицерам связи» до 3000 долларов за, чтобы те их сопровождали, но недавнее правительственное расследование показало, что большинство офицеров просто берут деньги, даже не потрудившись покинуть Катманду. Это приводит к целому ряду хронических проблем, в том числе сложностям для новичков, слишком большому количеству народа и мусору.

Из всего этого складывается самая большая проблема: безопасность. Чуть выше лагеря на непальском склоне находится ледопад Кхумбу, находящийся в движении ледниковый лед, который стал причиной большинства смертей на Эвересте за эти годы, включая гибель 16 проводников-шерп, попавших под лавину в 2014 году. Большое количество народу и неопытные альпинисты усиливают эту опасность.

Все это способствует тому, чтобы альпинисты снова посмотрели в сторону Тибета. Именно трагедия 2014 года побудила Эдриана Бэлинджера из Альпийских экспедиций переместить свои маршруты по Эвересту из Непала в Тибет. Бэллинджер, который путешествует в Непале с 1997 года и поднялся на Эверест семь раз, заявил, что решение было не сложным. «Я видел очень явное движение со стороны китайского правительства к повышению безопасности и экологического менеджмента на горе», — сказал он мне.

Бэллинджер приводит несколько примеров, в том числе усилия правительства по обеспечению наличия надежных веревок и лестниц на маршруте восхождения (эта работа выполнена «действительно хорошо», — говорит он). В Непале, эти задачи выполняются командами Шерпов и альпинистов, и качество может быть разным. Китай также начал активно ограничивать неопытных альпинистов, что должно снизить риск опасных заторов движения. Самое главное, в Китае действует система связи, в которой работают компетентные чиновники, управляющие командами скалолазов и их отходами.

Появление конкурента – это плохая новостью для Непала, который и так пытается перестроить свою туристическую отрасль после разрушительного землетрясения в 2015 году. Учитывая, что многие культурные ценности уничтожены, некоторые горы и тропы по-прежнему недоступны, а политика нестабильна, в ближайшее время легче не станет. Есть еще и культурная проблема: освоение Эвереста Китаем означает, что гора, которую многие в Непале считают священной землей и восхождение на которую было запрещено в течение многих десятилетий, сейчас может осваиваться страной, имеющей другие приоритеты.

Но то, что плохо для Непала, вероятно, окажется благом для туристов. Вместо ограждения Эвереста как нетронутой дикой природы, как США сделали со своими национальными парками, Китай придерживается того же подхода к Гималаям, как европейцы к Альпам. Сегодня любой желающий может сесть на поезд до подножия Маттерхорна, потом подняться в безопасности по установленным маршрутам под надзором егерей. Потерянный натурализм компенсируется доступностью.

Это лучший подход к высокогорному туризму. И если Китай будет его придерживаться, он вполне может стать новыми воротами на Гималаи.

33


Комментарии:
2
А как практически выглядит ограничение неопытных альпинистов, если речь о коммерческом мероприятии? Кто отсеивает и по каким критериям?

2
никак. На горе отсеивают совсем неадекватных по личному впечатлению гида. Клиент часто врет о своем опыте. У меня так на Мак-Кинли было. Притом очень сильно преувеличили свой опыт. Вечером перед восхождением сознались - совсем им страшно стало. Хотя в этот день итак все понятно стало, рельефчик уже не такой простой был.

0
++никак++
Вопрос вызвала фраза в тексте:"Китай также начал активно ограничивать неопытных альпинистов, что должно снизить риск опасных заторов движения".
Значит, на самом деле никак не начал?


3
Например, альпинисты обязаны платить «офицерам связи» до 3000 долларов за, чтобы те их сопровождали, но недавнее правительственное расследование показало, что большинство офицеров просто берут деньги, даже не потрудившись покинуть Катманду!!!!!!! Вот смех то!!! Все кругом идиоты! Этж старая добрая традиция!

3
а канатка до какой высоты будет поднимать ?

2
если память не изменяет с севера там машины прям до базового лагеря доезжают :) а куда уж канатки можно сделать...страшно представить

4
вроде бы машина до 6000м доезжает. Канатка фигня - вот тоннель в Непал..

0
вроде бы машина до 6000м доезжает. - да ну нафиг?))) И не помирают по пути подъема туристы?)


1
на 5800 бензиновая секвойя вполне себе тянула, без провалов и перегрева. а дизельные сотки грелись, особенно нетурбовая - предлагалось на выхлопну ведро подвесить, не сгревшую соляру собирать

5
Сто раз про это говорил...а в ответ тебе сопливые истории про бедных несчастных шерпов...угу...((((

1
Рано или поздно китайцы построят канатку до вершины, навсегда исключив Эверест из числа альпинистских ценностей. Впрочем, это всеобщая тенденция. Ибо Потерянный натурализм компенсируется доступностью.

2
рано или поздно будут авто, которые туда просто смогут слетать. 50 лет назад нечего было и думать о еврокоптерах, например.

1
Леталки никогда не будут массовыми. Сейчас многие ли на вершину Эльбруса летают? Хотя это технически вполне осуществимо. А канатка и ей подобные = массовость.


1
Был в базовом лагере в прошлом году со стороны Китая. Построенно много одна дорога чего стоит. До 6500 наверняка построят что- то подъемное. Полеты, канатки на гору не знаю, Но то что китайцы обеспечат безопастность в части провески перил и строительства "станций безопасности" по маршруту подъема это реально .

4
дорога - это здорово. 5 лет назад там была такая зубодробительная стиральная доска...
DSC_0718
DSC_0743
DSC_0732
DSC_0675
по которой ходили вот такие автобусы
DSC_0725
DSC_0728
а от монастыря до ледника - вот такие
DSC_0617

1
Эта зубодробительная??)))) По-моему это идеальная горная дорога)

1
По нашим отечественным меркам. А там в основном европка и пиндосы ползают, они привыкли к идеальному асфальту.


1
стиральная доска там какая-то неудобная была - никак скорость подобрать не могли чтоб зубы не бренчали)) а так вполне себе

3
А вот что за место - спортивная база?
раньше там самым крутым был отель у монастыря
DSC_0627
от этого отеля у меня самое мощное отельное воспоминание - вид из туалетного очка на 30ти метровый полёт. ну и дубак там в номерах был...
в паре-тройке км выше - отели-фанзочки
DSC_0611
в них было куда теплее, - все же какое-никакое отопление там присутствовало

1
Потрясающе интересно!!!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru