Хрустальный пик. Outdoor-проект года. Вдвоём на реке Ак-Шыйрак!

Пишет robinsya, 14.11.2016 10:57

Хрустальный пик. Outdoor-проект года. Вдвоём на реке Ак-Шыйрак! (Вода, мы в обществе, риск.ру, события)

И вновь категория «Outdoor-проект года». И вновь двойка. Вообще за редкими исключениями в этом году номинация собрала проекты соло и маленьких команд, так что будет очень интересно.
Егор Воскобойников и Алёна Буслаева отправились в разведывательную экспедицию на приток Сарыджаза, чтобы испытать себя в приключении на двоих!

Информация об экспедиции

Сплавная часть по реке Ак-Шыйрак – 35 км (старт с 2886 м), реке Сарыджаз (старт на 2315 м) – 8 км. Выход с реки: подъём с 2250 м до 3100 м – 1,5 км, переход по гребню 2,5 км на 3100 м, спуск с 3100 м на 2400 м –1,5 км, пешая часть от спуска до машины подбора 8 км 2426 м.
0 день - заброска на машине из Бишкека через перевал Суек 4026 м до Карасай;
1 день - плато – поселок Ак-Шыйрак, начало сплава по реке Ак-Шыйрак, первый каньон выше поселка;
2 день - сплав по реке Ак-Шыйрак, второй каньон, финиш на стрелке с Сарыджазом;
3 день - сплав 8 км по Сарыджазу, начало подъёма на перевал, первая ходка с вещами и одной лодкой;
4 день - подъём на перевал, вторая ходка с вещами и второй лодкой, начало спуска;
5 день - спуск до ручья Талдыбулак;
6 день - дорога от стрелки ручья Талдыбулак с Сарыджазом до стрелки Сарыджаза с Каиинды, где нас ждала машина.

Сплав 43 км, пеший выход 13,5 км с набором высоты 850 м на подъеме, 1,5 дня заброска на машине, 2 дня сплава, 3,5 дня выхода.

1 – старт, 2 – первая ночевка на Ак-Шыйраке, 3 – ночёвка на стрелке с Сарыджазом, 4 – ночёвка у подъёма на перевал, 5 – ночёвка на спуске, 6 – ночёвка на стрелке ручья Талдыбулак и Сарыджаза после спуска, 7 – стрелка с Каинды, машина, финиш

На фото с дядей Пашей!

На вопросы Риск.ру отвечают Алёна Буслаева и Егор Воскобойников

- Ак-Шыйрак – расскажите об этой реке, что она собой представляет? Опишите технические характеристики. Что вы знаете об истории ее освоения?

Егор: После нашей прошлогодней экспедиции на Сарыджаз я говорил с Сергеем Крюковым, и он спросил меня, почему мы прошли только Сарыджаз, ведь там вокруг много притоков: Каинды, Ак-Шыйрак, Учкёль, по которым можно попасть на Сарыджаз и захватить ещё одну реку. Но тогда у нас не было этого в планах. А в этом году выдалось свободное время в Кыргызстане, и я подумал: «Действительно, почему бы не посмотреть на эти притоки». Ак-Шыйрак показался мне наиболее интересным. У меня была информация, что катамаранная группа была на этой реке в 90-х, точнее, использовала Ак-Шыйрак, чтоб добраться до Сарыджаза и продолжить сплав по Сарыджазу. Но ничего конкретного: ни описания порогов, ни описания береговой ситуации. Я посмотрел по картам перепад, и понял, что ничего супер-сложного там быть не должно, участок не длинный (35 км), и можно съездить посмотреть, что за река.

Алена: Я впервые слышала об Ак-Шыйраке, но мне всегда интересны новые реки, особенно, если это экспедиционный сплав. Каньоны реки Ак-Шыйрак просто умопомрачительные – высокие скальные стены, разноцветные породы, грифы, совершенно дикая природа. Мы застали довольно низкий уровень воды, потому в нашем случае технически река была не сложная. По международной классификации класс 3-4-, с одним прорывом (непроход) и массой сифонов. Мы смотрели google карты и по ним примерно знали, где должны быть пороги, благо на сегодняшний день технологии позволяют со спутника посмотреть места обвалов и крупных нагромождений камней, которые означают наличие порогов на реке.

Первый каньон на Ак-Шыйраке

Первый каньон до поселка Ак-Шыйрак, пожалуй, один из красивейших каньонов, в которых мне довелось побывать, там есть несложные пороги. Во втором каньоне есть один большой и сложный обнос, остальные пороги для нашего уровня подготовки не представляли большой сложности.

Второй каньон на Ак-Шыйраке

У меня сложилось впечатление, что после того как по этой реке сплавлялись те катамаранщики в 90-х, сошли сели или обрушились камни в реку, так как для катамаранов эта река непростая, и не заметить прорыв довольно сложно. Обычно катамаранные группы ходят на Сарыджаз ещё позже, но даже в наше время воды было мало в Ак-Шыйраке, и для катамаранов сплошной негабарит. А если воды будет больше, то сложность реки резко повысится, так как препятствия очень плотные.
Позже нам рассказали местные геологи, что есть каньон ещё выше того места, где мы стартовали, но мы решили начать ниже.
В эту зону необходимо оформлять пропуска заранее, так как это пограничная зона с Китаем.

- Такая экспедиция – тем более на двоих – требует серьёзного подхода и длительного планирования. Как вы готовились к ней и как долго?

Егор: Мы должны были ехать в Таджикистан, но планы изменились. Освободилось две недели и мы уже находились в Киргизии. Потому для нас это был отличный вариант провести интересно время, посмотреть новые места. Я просто хотел поездить в юго-восточном Кыргызстане и посмотреть какие там есть реки, и еще съездить на истоки Большого Нарына, так как в следующем году мы хотим сплавиться именно оттуда. Мы не планировали экспедицию только на Ак-Шыйрак, но это путешествие оказалось настолько изнурительным, что на остальное не хватило ни сил, ни времени.

Алена: Мы посмотрели весь маршрут по google maps, посчитали перепады, расстояние, даже посмотрели примерный характер рельефа. Егор был в тех местах в прошлом году. Нам оставалось найти человека, который бы подсказал нам, как выйти с Ак-Шыйрака, ведь это основная проблема.

Наш друг Дмитрий Погорелов живет в Кыргызстане и хорошо знает горы Тянь-Шаня, и знает людей, которые могли нам рассказать о местах, куда мы собираемся. Он познакомил нас с геологом на пенсии дядей Пашей, который 30 лет проработал в Энельчеке. Действительно, дядя Паша досконально знает «Ак-Шыйракскую петлю на Сарыджазе» и показал нам на карте точные точки подъёма и спуска с перевала.

Необходимо знать точно, куда идти, так как мест, где можно выйти с Сарыджаза, очень мало. Также необходимо знать точное место спуска, потому как, глядя вниз с хребта, кажется, что спуститься невозможно вообще: можно легко упереться в скалы или обрыв.

Дальше нам осталось купить продукты, упаковать их в лодки и в путь.
Ну а в плане физической подготовки… мы сплавлялись до этого на Алтае, в Саянах и уже две недели в Киргизии, это обычный наш сезон, и мы были готовы.
То есть нельзя сказать, что мы готовились за долго именно к этой экспедиции, я готовилась к Чемпионату Мира в Австрии, и не думала, что мы совершим подобную миссию.

- Это было тяжёлое физически и психологически предприятие?

Алена: Мы закладывали на экспедицию 4 дня, но справились за 6. Я предполагала, что будет сложно, но не думала что настолько. Учитывая то, что мы вообще не пешеходники, и в горы ходим, только если потом можно сплавиться вниз по реке. Вынести лодки и было самым тяжелым. Выйти налегке с вещами (лагерное снаряжение и личные вещи) было бы значительно проще, думаю, мы бы справились за 2 дня. Каждая лодка весит 23-25 кг. Если она нагружена вещами, то ещё + 8–10 кг, нести её очень неудобно, потому что она огромная и бьётся об пятки, или её сдувает вместе с тобой ветром. Потому мы решили, что Егор поможет мне вынести лодку на перевал, наверх.

Схема была такая: Егор несет пустую лодку наверх, я несу часть вещей, мы возвращаемся к реке, ночуем, и выносим оставшиеся вещи так же: Егор несет пустую лодку, я несу остаток вещей.

Набор высоты почти километр, не представляю, как Егор это сделал с лодкой, потому что с вещами мне это далось очень сложно. Ты просто не можешь встать и отдохнуть, уклон сильный и ты скатываешься, или скатываются вещи, а камней, в которые можно упереться, не так много. Самая сложная часть была прямо перед хребтом: нужно было забраться по скалам.

Егор: Я лез по скалам с лодкой за спиной в системе, и это было самое страшное, что я делал. Я понимал, что ошибиться или оступиться тут нельзя ни в коем случае. На такой высоте приличный ветер, и любой порыв делал меня нестабильным. Мы лезли без страховки, и надеяться нужно было только на свои силы и умения. Хорошо, что это было не долго. Дальше мы вышли на относительно ровный хребет, по которому нужно было пройти почти 3 км и найти место спуска, о котором нам говорил дядя Паша. Дядя Паша сказал так: «Будет казаться, что нельзя спуститься, но на самом деле там нормально, главный ориентир – берёзки внизу, больше нигде нет берёзок, только в этом месте». Так и оказалось, мы шли по хребту пока не увидели внизу берёзки, всё начиналось сыпухой и казалось, что там обрыв. Но мы верили дяде Паше, который, как он нам потом позже сказал, спускал там даже коней.

Мы загрузили лодки вещами, передохнули и начали спускаться. Это было 5 часов вечера. У нас было два спасконца и стропа, в сумме 40 метром веревки. Спуск лодок начали по веревкам. Я спускал лодку вниз сверху, Алёна принимала внизу.

Начало спуска

Алена: Когда Егор спустил первый раз лодку я очень удивилась, как мало хватает 40 метров веревки. В голове сразу появился ужас, что уже 5 часов вечера, спуск вниз кажется бесконечным, а веревка такая короткая. Я принимала лодки еле-еле, груженная лодка очень тяжелая, она тащила меня за собой по сыпухе, я не могла закрепить её на камнях, в какой-то момент мне просто захотелось сесть и ничего больше не делать, сидеть и ждать, пока меня кто-то заберет. В другой момент я думала о том, что можно ведь просто бросить лодку вниз, зачем мы вообще это делаем?

Такими циклами (человек, спуск одной лодки, зафиксировать, спуск второй лодки зафиксировать, человек) мы добрались до более менее горизонтальной полки, и наступила полная тьма. Мы посмотрели по карте, сколько прошли, и это оказалась примерно 1/5 часть спуска, за 2,5 часа.

Сил не было совершенно. Одна из основных проблем – отсутствие воды. На момент начала этого дня у нас у каждого было чуть больше литра воды, и все кончилось к моменту начала спуска. Пить хотелось ужасно. У нас была еда, но есть её не хотелось, потому как захочется пить. У нас оставалась одна морковка, и мы её съели на двоих на ночь – хоть немного живительной влаги – и легли спать на полке, упершись в камни.

Полка была очень маленькая, мы не натягивали тент, потому как натянуть его было негде. Благо ночью не было дождя. Утром мы проснулись с рассветом и практически сразу продолжили спуск, ручей было уже видно, и жажда мучила так, что хотелось бежать к ручью, забыв обо всем.

Мы решили изменить концепцию спуска. Груженную лодку мне удержать было не по силам, я скатывалась вместе с ней вниз. Потому мы достали вещи, связали из систем себе рюкзаки и пошли с рюкзаками за плечами, а лодки пустые спускали на веревках. Вечером спустились на 5 верёвок. Утром примерно ещё на 15.

Я думала, можно будет тащить лодку за собой, но уклон на сыпухе оказался слишком большой. Из-за отсутствия воды мы всё делали очень медленно, часто отдыхали. Добравшись до заветных березок, Егор потащил лодку за собой в руке, я попыталась так сделать, но лодка потащила меня вниз по крупной сыпухе. Тут я сдалась и просто села ждать. Вскоре вернулся Егор с водой из ручья и взял мою лодку. До ручья оставалось буквально 50 метров. После таких двух дней мы решили однозначно становиться лагерем, поесть, попить. Ведь мы не ели почти сутки и за эти сутки выпили всего по литру воды при тяжелых физических нагрузках.

Мы встали лагерем на стрелке ручья и Сарыджаза и на следующий день прошли остаток пути. Это еще 8 км, но эти 8 км даже с груженной лодкой за плечами казались прогулкой после перевала.

- Почему вы решили отправиться туда вдвоём?

Егор: Мы собирались ехать в Таджикистан, но планы изменились и поездка не состоялась. Благодаря этому появилось время, которые мы решили провести в Киргизии с пользой – разведать новую реку, посмотреть новые для нас места и проверить возможно ли выходить по таким горам с лодкой. В прошлом году я был на Сарыджазе и мне было очень интересно можно ли выйти от туда с лодкой, хотелось попробовать. Все уже уехали из Киргизии, специально кого-то звать не было смысла, да и никто не поехал бы. Потому нас как было двое, так мы и поехали вдвоем. Это была разведывательная экспедиция.

Алена: Я мечтала увидеть Сарыджаз своими глазами, пройти полностью от начала до конца такую реку – это подвиг, в прошлом году я точно не была готова, а в этом году не было такого плана. Потому я очень хотела отправиться в эту экспедицию даже больше из-за Сарыджаза. Прикоснуться к легенде. Для меня это действительно легендарная река. Ну и очень хотелось проверить свои силы, найти свой передел так сказать. А выйти через перевал с лодками вдвоем – это как раз хороший способ найти свой предел.
Я уверена в Егоре и в своих силах, потому то, что нас всего двое, не особо смутило.

- Безопасность в такой экспедиции – вопрос очень актуальный. Вообще, наверное, это то, о чем я спрашиваю всех номинантов. Насколько возможно обеспечить друг другу безопасность и позаботиться о напарнике в такой экспедиции?

Егор: Вдвоем обеспечить безопасность практически невозможно. Когда вы сплавляетесь, минимуму нужно 3 человека для страховки, чтоб вытащить и человека, и снаряжение в случае чего. У нас было положение такое, что если бы что-то случилось на воде, максимум который можно сделать – спасти человека, снаряжение скорее всего бы уплыло. Находясь в экспедиции, ты стараешься не думать о плохих вещах, но всегда держишь в голове «план Б».

Всегда, прежде чем отправиться в такое путешествие, нужно подумать об экстренных случаях. Если что-то случится, как будешь эвакуироваться? Потому у нас с собой, во-первых, был спутниковый телефон. Мы всегда его берем в экспедиции. В крайнем случае, можно вызвать вертолет или сообщить спасателем о своем местонахождении хотя бы. Во-вторых, наш друг Дмитрий Погорелов был в курсе наших планов и ждал нас на машине у стрелки Сарыджаза с Каинды: туда мы должны были придти. Заранее я попросил Диму связаться с местными спасателями и предупредить о нашей экспедиции, чтобы они были в курсе, какой у нас маршрут, и где нас искать в случае чего. Мы сообщали Диме по спутниковому телефону о наших передвижениях и задержках в графике. Но Дима даже сделал больше для нас, он пригласил своего товарища Михаила Кузьмина – известного альпиниста и человека, который знает эти горы как свои пять пальцев. Они ждали нас вместе и готовы были идти навстречу в случае экстренной ситуации.

"А как вы ориентируетесь? По приборам"©

Алена: Когда вас всего лишь двое, ты должен четко понимать, что несёшь ответственность не только за себя, но и за другого. Если ты поломаешь ногу, тащить тебя придется другому человеку. Потому, прежде всего, надо думать о своей безопасности и своих ошибках.

Ты должен понимать, что твоя жизнь в твоих руках, и выйти отсюда на своих двух, прежде всего, в твоих интересах. Егор сильно мне помогал, вытащить сперва свою, а потом мою лодку наверх было сильным поступком. Но всё же мы каждый делали то, что должны делать, сами за себя. Это лучшее, по моему мнению: подумать о себе и сделать так, чтоб не пришлось другим думать о тебе.

- Современный экспедиционный каякинг – что нужно, чтобы впечатлить публику, что интересно вам самим и насколько это сочетается между собой?

Алена: Я думаю, серьёзный экспедиционный каякинг – это осуществление мечты или миссии, которую ты носишь долгие годы в голове. Как поход на реки Сарыджаз или Муксу. Это не те места, куда можно поехать без подготовки, за компанию. И тут вопрос стоит не о том, чтобы впечатлить кого-то, а как осуществить свою личную мечту, совершить свой личный подвиг. Экспедиционный каякинг не обязательно должен быть таким. 2-3 дня – это тоже экспедиция, тоже едешь на гружёной лодке в удаленном месте.

Очень интересно ведь забраться в места, где нет цивилизации, где природа практически нетронута, и посмотреть что происходит, когда неоткуда ждать помощи, когда надеяться надо только на себя, когда ответственность надо нести не только за себя, а и за свою команду, когда нет права на ошибку. Это всё на уровне познания глубин своей личности. Наверное, потому люди и идут в экспедиции.

Мне интересно забраться туда, где я не была, и не представляю что там, посмотреть на каньоны, которые кроме как с реки никак не увидишь, оказаться в таком месте, чтоб ощутить могущество и величие природы.

Егор: Как показывает практика, чтоб впечатлить публику, не обязательно совершать сложнейшие экспедиции или первопроходы, главное – красиво преподнести всё это. Есть люди, которые регулярно впечатляют публику просто сплавом в национальных парках вдоль дороги, а есть люди, которые совершают сложнейшие экспедиции на Мадагаскаре, в джунглях Южной Америки или на Севере, но о них знает только узкий круг «ценителей».

Мне лично не интересно заниматься проектами, которые легко продать в массы, показухой. Для себя мне интересно совершать сложные путешествия, действительно интересные проекты, которые не всегда могут быть понятны широкому кругу. Должен быть некий компромисс. Потому что серьезные проекты требуют серьезных инвестиций, а откуда им взяться, если это не интересно широкому кругу публики?

К примеру, много легендарных личностей ещё в советское время совершали такие экспедиции, от которых даже сейчас захватывает дух, Сарыджаз был пройден впервые советскими катамаранщиками, но никто об этом не знает. Об этом знает только узкий круг «водников». Мне интересно не только проехать какую-то реку в удаленном месте, куда сложно попасть или откуда сложно выбраться, но и рассказать об этом людям, показать людям то, что видел я, чтобы люди понимали, что такое каякинг, экспедиции, чем мы вообще занимаемся. Для этого нужна хорошая команда, спонсоры, средства и люди, готовые всё это снять, смонтировать и представить красиво и грамотно.

- Самый острый момент экспедиции. Расскажите о нём, пожалуйста.

Алена: И для меня и для Егора это, однозначно, ночёвка на полке без воды. Мы рассчитывали, что спустимся за пару часов, а в итоге спускались около 8, это все оказалось гораздо сложнее. И мы оказались без воды ночью на склоне с крупной сыпухой. Спускаться в темноте было бы нелепо, потому мы укрепили себе спальне места камнями и легли просто в спальниках на ковриках спать. Без тента, огня, воды, на полке размером чуть больше, чем наши два коврика. Мы были так истощены, что уснули в момент. Только ночью я все время просыпалась, потому что боялась сорваться с этой полки, внизу был обрыв. Это наш первый опыт «сухой» ночевки. Огромная удача, что не было дождя ночью. А сутра мы проснулись от звука падающих камней, где-то там бегали горные козлы, их там очень много.

Схема спуска. Большая точка – место ночёвки

- Чему научила вас эта экспедиция?

Алена: Ценить воду!
Безусловно, это был очень интересный и полезный опыт. Главное, что мы поняли, что лодки с Сарыджаза вынести очень и очень сложно, и в этом нет никакого смысла, лодка не стоит тех денег.

Это было путешествие из разряда «никогда больше». Я очень хочу вернуться в те места, вернуться снова на Сарыджаз, все таки посмотреть другие притоки, но выходить через перевалы с лодкой – нет. Вообще после подобных экспедиций сознание как-то очищается. Бывали моменты, когда было очень сложно, и хотелось всё бросить, но у тебя нет выбора: ты должен идти, переступать через себя, тащить лодку с вещами, ты просто не можешь сказать «всё, я устал». Это, однозначно, выход из зоны комфорта, и с каждым таким выходом мы приобретаем очень много.
Ну и грани нашего сознания сдвинулись, раньше я считала сложным заход на Билюты в Саянах, а теперь мне кажется это не так уж и сложно.

Слияние Ак-Шыйрака с Сарыджазом

Егор: В прошлом году наша экспедиция на Сарыджаз закончилась под «глазами Бога». Обычно люди доплывают до границы с Китаем и возвращаются через перевал до метеостанции и выходят дальше. Там нет серьёзных порогов и особого смысла плыть туда нет. От метеостанции нас забирал вертолет. То есть нам нужно было бы возвращаться от границы с лодками через перевал до метеостанции, чего наша команда делать не захотела. Но для меня это было сравнимо с тем, как не дойти шаг до финиша, быть уже там, и не доплыть до конца. Потому я очень хотел все же понять, смогли ли бы мы выйти с лодками оттуда, от границы с Китаем до метеостанции? Осуществимо ли это?

Ведь никто оттуда не выходил с лодками. Выход с Ак-Шыйрака по географической обстановке и характеристикам был очень похож, только более длинный и сложный. И эта экспедиция дала мне понять, что мы могли бы это сделать, это осуществимо. Но встал бы вопрос затраченных ресурсов и времени.

Долина реки Сарыджаз казалась мне всегда очень удаленной, неприступной, дикой, и после этого похода появилось осознание того, что если у тебя достаточно сил и знаний, можно ходить по этим горам, там много охотничьих троп, есть места подъёмов и спусков с перевалов.

- Каким вы видите экспедиционный каякинг в будущем?

Алена: Экспедиционный каякинг развивается. Люди с каждым годом плавают на лодках всё лучше, быстрее. Раньше для прохождения Нижнего Башкаус требовалась неделя, потом 4 дня, потом три, в прошлом году его проехали за один световой день.

Появляются новые технологичные материалы, легки спальники, коврики, все это сильно облегчает жизнь. Появляются gps-spot , которые повышают безопасность путешествий.

Люди проходят все более сложные реки и делают это быстрее, чем раньше. Потому я думаю, будущее экспедиционного каякинга – за новыми интересными местами, куда раньше даже не думали ездить. Уже сейчас мы можем обеспечить себе автономную экспедицию на 10 дней, упаковывая все вещи и еду исключительно в наши личные лодки. А 10 дней для каякера – это очень много, можно проехать больше 200 км.

Ещё столько всего неизведанного в мире!

Фото из архива команды

Номинанты Хрустального пика!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»