Пишет robinsya, 20.11.2016 04:51

Хрустальный пик-2016. Социальный проект. Путоранский снежный баран. Познать и сохранить! (Туризм, мы в обществе, социальный проект в outdoor, риск.ру, события, горы, толстороги)
Виновник торжества - путоранский снежный баран

Андрей Подкорытов в этом году удивил нас не только спортивной составляющей своего похода, но и научным подходом к фауне плато Путорана.
Сочетание спортивной задачи и общественного поручения достойно не только уважения, но и включения в номинанты нашей премии.

Информация о походе
Одиночная прогулка (30 дней, 580 км) из восточной в западную часть плато, использование пакрафта на путоранских реках и озёрах в засуху, Путоранские снежные бараны, ловля хариуса без удочки, морошка без ограничений в виде подножного корма и определение нижней границы суточной раскладки опытным путём.

О походе на Риске:
Одиночный 30-дневный пеше-водный поход по плато Путорана 2016

Водопад в верховьях реки Хикикаль. Западная часть плато Путорана. Август 2016

Вот что Андрей рассказывает в своем отчёте:

Это был третий визит на плато Путорана. Первый состоялся летом 2013 с группой. Второй визит в 2015 году был одиночный, тогда получилась неплохая прогулка на 22 дня по западной части плато с удачной фотосъёмкой Путоранского снежного барана. Центральная и восточная часть плато Путорана звали и манили, но ресурсы времени, специфика рельефа и логистика возможных вариантов заброски подсказывали, что решение вряд ли лежит в области чисто пеших маршрутов. После похода 2015 года я проникся идеей использования на плато Путорана пакрафта, поэтому на 2016 год был запланирован сильно водный маршрут на пакрафте с посещением южной части плато и её наиболее вкусных мест – Большого Курейского водопада, стрелки рек Яктали и Дулисмар, озера Дюпкун. Помимо испытания пакрафта на Путоранских просторах хотелось поучаствовать в работе Путоранского заповедника, повидать своих старых краснокнижных друзей, завести новых (эндемики плато Путорана) и расширить географию отсмотренной и отснятой части плато Путорана (красной нитью через все эти желания проходила фотосъёмка). На плато Путорана меня уже знают, в некоторых местах довольно хорошо помнят и встречают, но вот планы мои учли не совсем (совсем не учли), воды в нужных реках не оказалось.

Маршрут похода

В 2016 году на плато Путорана опять была засуха. Стандартных засух там не бывает, поэтому в отличие от засухи 2013 года катера на озеро Лама ходили. Странностей с водой на плато много. Например, 64-метровый водопад в верховьях реки Хикикаль (я проходил через него в 2013, 2015 и 2016 годах) был на этот раз заметно более полноводным, чем в прошлом нормальном по воде 2015 году. Детальную ситуацию с водой узнал только по прилёту в Норильск (всё меняется очень быстро, паводок был мощный, но вода быстро сошла, предсказать заранее такую подставу невозможно, всё смотрится по факту). Перед днём вылета на вертолёте было примерно полдня в режиме, грубовато, но точно описываемом фразой “не знаешь, куда *рать броситься” – лихорадочно смотрел в карту, консультировался, выяснял подробности новых мест и возможности их прохождения. Поскольку южная часть плато по воде отвалилась, был соблазн посмотреть далёкую гору Камень и манящее озеро Аян в центральной части плато. Так как участок работы во благо Путоранского заповедника лежал в восточной части плато (заброска вертолётом), а выброска в Норильск была возможна только с западной части, не оставалось ничего иного, кроме как проложить внятный маршрут с востока на запад через правильные места. Запланированное заранее обилие сплавной части на маршруте поменялось на обилие пешей части.

Карта-схема маршрута с ночёвками

На карте-схеме показан пройдённый маршрут, номера ночёвок соответствуют дням маршрута. Чёрным отмечен участок, пройдённый в рамках работы в интересах заповедника, синим показаны участки сплава на пакрафте, красным показаны пешие участки. Были ещё амбиции после сплава по р.Кутарамакан проплыть одноимённое озеро и подняться пешком до Большого Иркингдинского водопада (был там в 2015 году), но на это не хватило времени. На следующей карте-схеме пройдённый маршрут показан на фоне Путоранского заповедника. Выходит, заповедник пересечён маршрутом с востока на запад.

Режим движения, погода, километраж, цифры

Пройденный километраж составил 580 км, из них 95 км – водная часть (сплав на пакрафте). Если с радиальных выходов (около 80 км) зачесть только половину (как это водится в спортивном туризме), то километраж составит 541 км. Однако я не уверен, что это правильно, т.к. все радиалки ходились с довольно приличным суммарным грузом килограмм так в 13-14, а отнюдь не налегке. Кроме того, правила спортивного туризма считают одиночные походы экстремизмом, так что необходимость строго ориентироваться на них остаётся под вопросом. В общем, считаю, что километраж составил 580 км.

Вес рюкзака на старте составил около 42 кг. Двигался довольно быстро. Иногда ставил рекорды, а иногда, как следствие, просыпал будильник и находил себя ещё лежащим, размазанным и совсем не бодрым в 11-12-13 часов дня. На некоторых участках ужимался по сну до 4-5 часов, а в отдельных случаях до 2-3. В исключительном случае сон пришлось исключить.

Взял на маршрут mp3 плеер и запас литиевых батареек под него. Типа, чтоб не скучно было идти. Однако мыслей и дум на плато было столько, что за все 30 дней плеер ни разу не доставал и даже не думал о нём. И ещё один странный для данного района момент – за 30 дней маршрута ни разу не надел накомарник, даже в зоне леса. Обозревать окрестности важнее.

О рекордах. Хороший километраж от ночёвки до ночёвки получился между вдп.103м на р. Амнундакта и кордоном на озере Аян (между ночёвками 15 и 16 на схеме маршрута). Вышел со стоянки у водопада примерно в 13-00, обедал (ужинал?) около 20-00, в 03-30 спустился к озеру Аян (залив Капчуг), в 05-50 был на кордоне. За 17 часов оставил позади около 38.5 км, из них примерно 6 км пройдено на пакрафте по заливу Капчуг озера Аян. Сыграло желание дойти до кордона. В районе 30 км за день было ещё пару раз. Ну и совсем непростой километраж от ночёвки до ночёвки получился на выходе (между ночёвками 28 и 30 на схеме маршрута) – 55 км. Наверное, между рекордом и подвигом это ближе к подвигу, описано ниже.

Верховья р.Дёлочи. Восточная часть плато Путорана. Июль 2016

Спортивную составляющую Андрей подробно описал в своём отчёте. А мы сейчас остановимся на научной!

Сотрудничество с Путоранским заповедником:

Первая серьёзная оценка численности и ареала обитания путоранского снежного барана (толсторога) проводилась в 70-ых годах. Второй и последний в 20 веке масштабный учёт толсторогов проводился в 1986 году. Были задействованы авиационные наблюдатели и 9 наземных групп исследователей. Общее поголовье путоранских снежных баранов тогда составило 3.5 тысячи. Следующие 20 лет сведения были обрывочны, систематические наблюдения не проводились, учётные работы отсутствовали.

Оптимистичные прогнозы 2010 года (6-6.5 тысяч) в 2014-2015 не подтвердились. По предварительной оценке 2015 года численность путоранских баранов составила 1-1.5 тысячи, имело место сокращение площади ареала, низкая плотность заселения. Является ли это колебанием численности или же реакцией популяции на ограниченность территории, пригодной для обитания и размножения – неизвестно. Чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную версию, нужны ежегодные наблюдения за популяцией всеми доступными способами, включая наземные учётные маршруты.

Интерес дирекции Путоранского заповедника к любым встречам и фотоматериалам по толсторогу был вызван тем, что в результате пожара в архиве Путоранского заповедника сгорели все фотографии, сделанные до 1994 года. С 1994 по 2010 год баран попадал в объектив фотокамер всего лишь дважды. В 2010 году были сделаны первые за 9 лет фотографии путоранского снежного барана. С 2010 по 2015 год заповедником было задокументировано 19 встреч с баранами, 18 из которых пришлись на 2013-2015 год.

В 2014 году инспектор Путоранского заповедника Олег Беглецов сделал фото группы баранов на горе Чая-Кит. Таким образом, наблюдался ощутимый дефицит материалов по путоранскому снежному барану вообще и фотоматериалов в частности. Именно поэтому дирекция так заинтересовалась снимками двух самцов, которые мне удалось сделать в 2013 году с малых расстояний и с довольно хорошим качеством.

В 2013 году произошла реструктуризация, в результате которой состоялось объединение нескольких таймырских заповедников (в том числе Путоранского), появилось ФГБУ «Заповедники Таймыра» под управлением Объединённой дирекции заповедников Таймыра. В 2014 году ФГБУ «Заповедники Таймыра» разработали Программу по изучению и мониторингу популяции путоранского снежного барана. Основные цели данной программы: определение действительной численности популяции, изучение состояния популяции в ареале, выявление мест концентрации животных, репродуктивных ядер, определение направлений расселения. На основании полученных в ходе реализации данных будет разработана стратегия долгосрочного сохранения редкого малочисленного вида – путоранского толсторога.

Фото 2013 года

2013 год
В 2013 году я участвовал в спортивном походе 5-ой (заявленной) пешей категории сложности по западной части плато Путорана (руководитель Акимов В.И.). Из-за аномальной засухи запланированный маршрут закончить не удалось, прошли только первое кольцо (поход зачтён 3-ей категорией). На выходе с первого кольца случайно наткнулись на двух самцов путоранских снежных баранов, я сделал несколько приличных кадров. Это было неожиданно, нам очень повезло подойти к ним довольно близко. Про баранов на тот момент мы слышали лишь то, что они какие-то супер-редкие и занесены в Красную книгу. Дирекция Путоранского заповедника по возможности просит делиться интересными фото. Уже после похода руководитель группы отослал в дирекцию в числе прочих фото баранов. Зам. директора заповедника по экопросвещению очень заинтересовалась и попросила меня прислать фото в печатном качестве, т.к. они тщательно отслеживают и фиксируют все встречи с баранами, ведут свою статистику. Так я впервые законтачил с дирекцией Путоранского заповедника и заинтересовался эндемиком плато Путорана.

Фото 2015 года

2015 год
В 2015 году созрел план одиночного посещения плато. Первоначально было желание совместить неспешную пейзажную съёмку на плато с попыткой найти и отснять путоранских снежных баранов. Я связался с дирекцией Путоранского заповедника, они поддержали идею моего визита и проконсультировали по местам наиболее вероятной встречи баранов. Мной был разработан маршрут, который включал в себя два наиболее вероятных места обитания устойчивой группы баранов в западной части плато – верховья реки Хойси и гора Чая-Кит (22 дня, 269 км).

В походе 2015 года баранов я не просто встретил и отснял – я с ними подружился. Съёмка на горе Чая-кит получилась, без преувеличения, уникальной. Качественной фотоаппаратурой в течение нескольких часов удалось снять поведение группы трёх молодых самцов с предельно малых дистанций. Это были не просто документальные кадры, всё происходило в закатное время на фоне изумительного озера Кутарамакан.

Кроме того, в объектив камеры также удачно попали две самки с молодыми ягнятами, которые представляют особый научный интерес и снять которых особенно тяжело в силу их пугливости. После обработки фотоматериала Объединённая дирекция заповедников Таймыра получила большой набор (около 65) качественных фотографий, иллюстрирующих многие важные и интересные особенности жизни эндемика плато Путорана. В 2015 году заповедник отчитывался по Гранту РГО, выпущена хорошая серьёзная иллюстрированная книга по Путоранскому толсторогу, которая стала возможна, во многом, благодаря отснятому в одиночном походе 2015 года материалу.

Фото 2016 года

2016 год
В 2016 году хотелось совместить участие в работе Путоранского заповедника по Программе по изучению и мониторингу популяции путоранского снежного барана, а также одиночный пеше-водный поход по плато Путорана с пакрафтом. Объединённая дирекция заповедников Таймыра в очередной раз поддержала идею и пошла мне навстречу.

Был предложен идеальный вариант участия в работе группы наблюдателей в восточной части плато Путорана на реке Дёлочи, куда осуществлялась вертолётная заброска. На мне лежала задача учёта баранов на одиночном маршруте протяжённостью около 85 км в верховьях реки Дёлочи. На противоположной стороне каньона реки стационарно работали другие три группы учётчиков, связь осуществлялась по рации. Помимо фиксации самих баранов собиралась информация по бараньим тропам и помёту на маршруте.

В 2016 году в верховьях реки Дёлочи удалось хорошо отснять взрослого самца толсторога возрастом около 10 лет, а также несколько самок барана. По окончании совместной недельной работы вертолёт сделал ко мне подсадку, я передал собранные материалы и продолжил свой одиночный самостоятельный маршрут из восточной части в западную часть плато. Маршрут получился протяжённым (30 дней, 580 км), на всём его протяжении я собирал для заповедника образцы помёта путоранского барана для дальнейшего анализа с привязкой к географическим данным.

Итого
Выстрелила комбинация моего фотографического и туристского опыта, а также заинтересованность в работе именно по этому краснокнижному животному в данном районе. Туристский опыт позволяет мне делать маршруты в тех местах, куда попасть сотрудникам научного отдела заповедника уже затруднительно. Интерес взаимный. С меня – фотоматериалы и другая отчётность с маршрута, с заповедника – разрешение на посещение заповедных территорий, консультации и помощь с заброской в удалённые районы. С каждым новым визитом и новой встречей баранов повышается опыт и понимание их особенностей, поэтому становится проще их находить. Места встреч баранов на местности становятся всё более предсказуемы. На ближайшие годы у меня запланирована тёплая дружба с Путоранским заповедником для дальнейшего изучения и мониторинга этого красивого и редкого животного – путоранского снежного барана.

Автопортрет. Озеро Аян. Центральная часть плато Путорана. Июль 2016

На вопросы Риск.ру отвечает Андрей Подкорытов

- У баранов плато Путорана есть проблема. Или даже скорее проблемы, которые и приводят к сокращению поголовья. Кто главный враг толсторога?

Верно, проблемы есть. Вряд ли можно ткнуть в кого-то пальцем со словами «это он виноват!». Тыкать пальцем нам нужно в себя. Естественные враги барана в виде волка и росомахи меркнут на фоне воздействия человека. Люди на плато Путорана преследуют барана с начала голоцена (около 12 тысяч лет назад).

Первые современные сведения о баранах в Средней Сибири относятся к концу 19 века. Более систематические сведения появились в начале 20 века. Ещё в середине прошлого века исследователями (В.Г.Гептнер, 1961) было отмечено быстрое сокращение численности барана даже по сравнению с 30-ми годами. По данным Л.Н.Мичурина и О.Н.Мироненко (1966) в начале шестидесятых годов ареал барана на плато Путорана сократился более чем в 6 раз по сравнению с началом века и стал состоять из отдельных изолированных участков в центральных и северо-восточных районах плато. На протяжении всего 20 века вырисовывалась печальная картина постепенного уменьшения площади обитания барана на плато Путорана, в 60-х годах эта картина стала критической. Животные сохранились только в наиболее труднодоступных районах, неоптимальных для обитания баранов. В таких районах была хорошая защита от хищников, но из-за бедных пастбищ сложно было добывать себе пищу. Это послужило ограничением роста численности популяции.

Первая серьёзная оценка численности и ареала обитания путоранского снежного барана проводилась в 70-ых годах, в популяции было около 1500 особей. До образования в 1988 году Путоранского заповедника вид путоранского барана подвергался сильной эксплуатации (браконьеркая охота). Согласно наблюдениям Ларина В.В. к началу 80-ых из-за некотролируемой промысловой охоты на барана во второй половине 20-го века его численность значительно сократилась, на юго-западе плато Путорана толсторог исчез полностью. Для охраны вида от вымирания его было необходимо взять под охрану.

Плато Путорана активно использовалось промысловиками, которые противились созданию заповедника. Тем не менее, в 1984 году был создан Путоранский заказник, а в 1988 году – Путоранский заповедник.

Второй и последний в 20 веке масштабный учёт толсторогов провели в 1986 году. Были задействованы авиационные наблюдатели и 9 наземных групп исследователей. Общее поголовье путоранских снежных баранов по оценкам тогда составило 3.5 тысячи. Следующие 25 лет сведения были обрывочны, систематические наблюдения и учёт не проводили.

Сегодня под защитой Путоранского заповедника находится лишь 40% популяции, остальная часть обитает в охранной зоне (режим там не так строг, как на основной территории заповедника). В настоящее время известны случаи браконьерского отстрела самых крупных, сильных и жизнеспособных особей. Это крайне пагубно сказывается на воспроизводстве популяции. Антропогенная нагрузка – это не столько отстрел самых жизнеспособных особей, сколько ограничение ареала расселения.

В 2013 году произошла реструктуризация, в результате которой состоялось объединение нескольких таймырских заповедников (в том числе Путоранского), появилось ФГБУ «Заповедники Таймыра» под управлением Объединённой дирекции заповедников Таймыра. В 2014 году ФГБУ «Заповедники Таймыра» разработали Программу по изучению и мониторингу популяции путоранского снежного барана. Основные цели программы: определение действительной численности популяции, изучение состояния популяции в ареале, выявление мест концентрации животных, репродуктивных ядер, определение направлений расселения. На основании полученных в ходе реализации данных будет разработана стратегия долгосрочного сохранения редкого малочисленного вида – путоранского толсторога. Словом, надо разбираться. Именно на это направлена работа Путоранского заповедника.

- Что такого особенного в этих баранах? Расскажите о них и о том, где они обитают, поподробнее.

Путоранский снежный баран (толсторог) – подвид снежного барана, который десятки тысяч лет изолирован от основной популяции (Камчатка, Якутия). Является эндемиком плато Путорана, т.к. плато – это единственное место его обитания. По причине длительной изоляции генофонда и обитания в крайне суровых условиях на сильно ограниченном ареале выделен в отдельный вид. Путоранский толсторог крайне уязвим при антропогенном воздействии из-за небольшого ареала и экстремальных природных условий, поэтому подвид занесён в Красную книгу РФ и Красноярского края.

Путоранский баран – это крупное и сильное животное с хорошим обонянием, зрением и слухом. Всё это помогает ему защищаться от хищников. Удивительно, что при весе взрослого самца до 100 кг бараны очень ловкие и могут быстро укрываться от хищников на неприступных скалах.

Снежные бараны основной популяции (камчатские, якутские) обитают в значительно более широком диапазоне высот (от 10 м до 1800 м), тогда как путоранский толсторог вынужден довольствоваться высотами 300-1200 м. Ниже данной полосы находится лес с обилием желанной пищи, но и множеством хищников, от которых не укрыться. Выше 1200 м простирается каменная пустыня без какой бы то ни было пищи вообще. По этим причинам толсторога крайне тяжело наблюдать и изучать.

Баранам на плато Путорана приходится несладко из-за крайне сурового климата – 9 месяцев в году им доступен только ветошный корм. Коротким заполярным летом (примерно с июня по сентябрь) путоранские бараны могут отъедаться на зелёных кормах. Более 10 месяцев года самцы и самки держатся отдельно, объединяясь только на короткое время периода гона.

- Как эти животные ведут себя в присутствии человека?

Нормальная реакция дикого животного – избежать встречи с человеком. А если встреча состоялась – поскорее отойти на безопасное расстояние. Путоранские бараны не исключение. Но есть некоторые особенности. Скажем, самку с ягнёнком увидеть вблизи крайне тяжело, а снять крупно практически невозможно. Они очень пугливы и внимательны, сильно переживают за потомство. Взрослые самцы (9 лет и более), умудрённые опытом, также ведут себя осторожно, хоть и менее пугливы. Они заранее понимают, может ли им угрожать опасность на данной дистанции. Наиболее вероятна встреча с молодыми самцами (4-6 лет), у которых играет кровь и которым интересно всё новое вокруг них. Такие могут подпустить до нескольких метров. Они живут в небольших самцовых группах. Полежать в полудрёме, пожевать скудную травку, встать-размяться, пободаться с соседом, забраться на неприступные для хищников скалы – так проходят их будни.

Водопад 103 м на р. Амнундакта. Центральная часть плато Путорана. Июль 2016

- Когда решаешься на научную работу во время спортивного мероприятия, нужно сознавать объем работы, потому что велик риск того, что либо спортивная, либо научная часть пострадает. Как организовать процесс так, чтобы преуспеть во всём? Как вы планировали свой поход, и удалось ли следовать этому плану?

По первому вопросу – никак. Преуспеть во всём нельзя, чем-то надо жертвовать, расставляя приоритеты. В походе 2015 года первоначально было желание совместить неспешную пейзажную съёмку на плато с попыткой найти и отснять путоранских снежных баранов. Я связался с дирекцией Путоранского заповедника, они поддержали идею моего визита и проконсультировали по местам наиболее вероятной встречи баранов. Мной был разработан маршрут, который включал в себя два наиболее вероятных места обитания устойчивой группы баранов в западной части плато – верховья реки Хойси и гора Чая-Кит.

В погоне за научной частью сама собой подтянулась и спортивная. А вот на неспешную пейзажную съёмку водопадов и каньонов времени почти не осталось. Зато два намеченных места вероятной встречи баранов удалось посетить, и в одном из них сказочно повезло со съёмкой. Баранов не просто встретил и отснял – я с ними подружился. Съёмка на горе Чая-кит получилась, без преувеличения, уникальной. Качественной фотоаппаратурой в течение нескольких часов удалось снимать поведение трёх молодых самцов с предельно малых дистанций. Это были не просто документальные кадры, всё происходило в закатное время на фоне изумительного озера Кутарамакан.

В 2016 году основным интересом было поработать в какой-нибудь удалённой части плато Путорана по Программе по изучению и мониторингу популяции путоранского снежного барана, разработанной в Путоранском заповеднике. В данном случае научная часть изначально стояла на первом месте. Был выбор района, я попросился на реку Дёлочи в восточную часть плато и Путоранского заповедника. Это очень далеко, без вертолёта туда сходить за разумное время довольно проблематично. А работа с заповедником означала вертолётную заброску. Ради этого можно было комкать остальные планы.

Свои планы на время после работы с заповедником у меня были, но не было ясности – было неизвестно, возможно ли сделать подсадку в той или иной точке, чтобы меня высадить. Сумятицу внесла также засуха 2016 года – первоначально запланированный сильно-водный маршрут оказался нереализуем. На плато с водой всё стихийно, узнал про уровень воды в нужных реках уже по прилёту в Норильск. Буквально за полдня прикинул возможные альтернативные варианты своего маршрута после работы с заповедником. Во время работы на благо заповедника до последнего сомневался, оставаться ли на реке Дёлочи или улетать вертолётом.

Решил остаться, в итоге получилась непростая, но интересная нитка маршрута из восточной части плато в западную. В маршрут удалось включить озеро Харпича, высшую точку плато, гору Камень и водопад на реке Моя-Ачин. Так что, в 2016 году спортивная часть до последнего была под вопросом. Поскольку маршрут получился длинным, а время, как всегда, ограничено, неспешной пейзажной съёмки опять не получилось. Тем не менее, своими итогами походов 2015 и 2016 годов более чем доволен.

При наличии двух зайцев рецепт подготовки такой: выбрать одного главного, за которым бежать, а по второму надо готовить максимум информации, чтобы была свобода подстроиться под любые варианты развития событий и сделать максимум возможного.

Водопад на реке Моя-Ачин. Центральная часть плато Путорана. Июль 2016

- Если говорить о чисто научной составляющей – чем именно помогают учёным ваши наблюдения?

Путоранский баран настолько непрост в учёте и изучении, что после многих лет отсутствия серьёзных программ стали интересны даже просто места встречи баранов. Многолетний тщательный учёт такой статистики позволяет судить о численности популяции в тех или иных районах плато, отслеживать изменения в численности устойчивых групп, фиксировать изменения ареала.

Туристский опыт позволяет мне делать маршруты в тех местах, куда попасть сотрудникам научного отдела заповедника временами уже может быть затруднительно. Интерес взаимный. С меня – фотоматериалы и другая отчётность с маршрута, с заповедника – разрешение на посещение заповедных территорий, консультации и помощь с заброской в удалённые районы. После маршрута 2015 года Объединённая дирекция заповедников Таймыра получила большой набор (около 65) качественных фотографий, иллюстрирующих многие важные и интересные особенности жизни эндемика плато Путорана. В 2015 году заповедник отчитывался по Гранту РГО, выпущена хорошая серьёзная иллюстрированная книга по Путоранскому толсторогу, которая стала возможна, во многом, благодаря отснятому в одиночном походе 2015 года материалу.

В 2016 году Объединённая дирекция заповедников Таймыра в очередной раз пошла мне навстречу. Был предложен идеальный для меня вариант участия в работе группы наблюдателей в восточной части плато Путорана на реке Дёлочи, куда осуществлялась вертолётная заброска. На мне лежала задача учёта баранов на одиночном маршруте протяжённостью около 85-90 км в верховьях реки Дёлочи. На противоположной стороне каньона реки стационарно работали другие три группы учётчиков, связь осуществлялась по рации. Помимо фиксации самих баранов собиралась информация по бараньим тропам и помёту на маршруте. В верховьях реки Дёлочи мне удалось хорошо отснять взрослого самца толсторога возрастом около 10 лет, а также несколько самок барана, следующих по набитым тропам на склонах.

Интерес дирекции Путоранского заповедника к любым встречам и особенно фотоматериалам по толсторогу был вызван тем, что в результате пожара в архиве Путоранского заповедника сгорели все фотографии, сделанные до 1994 года. С 1994 по 2010 год баран попадал в объектив фотокамер всего лишь дважды. В 2010 году были сделаны первые за 9 лет фотографии путоранского снежного барана. С 2010 по 2015 год заповедником было задокументировано 19 встреч с баранами, 18 из которых пришлись на 2013-2015 год. Таким образом, наблюдался ощутимый дефицит материалов по путоранскому снежному барану вообще и фотоматериалов в частности.

Фото и видео могут подтвердить, опровергнуть или внести что-то новое в поведенческие особенности барана. Скажем, по итогам съёмки самки барана с ягнёнком (снять которых особенно тяжело в силу их пугливости) отчётливо видно, как она ведёт себя при наличии опасности, как в итоге забирается в так называемые места отстоя, куда не могут добраться хищники. Эта съёмка получилась живой иллюстрацией тех особенностей жизни баранов, которые позволяют им выживать в столь суровых условиях и спасаться от хищников.

Съёмка также иллюстрирует, как группа баранов во время отдыха распределяет сектора наблюдения за хищниками. Например, двое дремлют, а один бодрствует, часовые постоянно меняются. Одно дело – прочитать об этом в книге, другое – увидеть на фото или видео.

Кроме того, на фото с крупным планом барана есть место для работы сотрудникам научного отдела, которые детально занимаются физиологией путоранского эндемика.
На всём протяжении маршрута 2016 года (580 км) я собирал образцы помёта толсторога для дальнейшего анализа с привязкой к географическим данным. Составленная мной карта помёта с маршрута 2016 года также дополняет картину по текущему ареалу толсторога на плато. При составлении общей картины текущего ареала крайне полезна и фиксация следов жизнедеятельности, обнаруженные набитые бараньи тропы. Все эти данные используются при экспертной оценке общей численности популяции Путоранского снежного барана.

С каждым новым визитом и новой встречей баранов повышается опыт и понимание их особенностей, поэтому становится проще их находить. Места встреч баранов на местности становятся всё более предсказуемы. На ближайшие годы у меня запланирована тесная дружба с Путоранским заповедником для дальнейшего изучения и мониторинга этого красивого и редкого животного – путоранского снежного барана.

Пакрафт Синица. Река Кутарамакан. Западная часть плато Путорана. Июль 2016

- В этом году вам удалось преодолеть значительно большее расстояние, нежели в прошлом сезоне. Чем облегчает, а чем осложняет путешествие пакрафт?

Одним из факторов повышения километража похода 2016 года было увеличение его длительности – 30 дней на маршруте вместо 22 дней в 2015 году. Кроме того, в этом году были магистральные участки по верхам плато, где было не так много интересностей и которые я проходил с крейсерской скоростью, стремясь пораньше попасть в правильные места.

Что касается пакрафта. Пакрафт – это прорыв в пеше-водном туризме. Может быть специализация маршрутов с его использованием не столь широка, но возможности в своей нише он увеличивают очень сильно. Пакрафт даёт свободу планирования нитки маршрута. Вместо того чтобы обходить озёра по берегу (бурелом и заваленные плавником берега – типично для плато Путорана), можно их легко переплыть. Вместо поисков места переправы бурного притока серьёзной реки в высокую воду (этим я занимался в 2015 году) можно спокойно переправиться с берега на берег на пакрафте. А подходящую по категории сложности попутную реку можно просто включить в маршрут и плыть по воде вместо того, чтобы перешагивать по берегу плавник и бродить притоки. Ключевая фишка – это совокупный вес комплекта (лодка+весло+ремнабор), который вполне себе может вписаться в хороший пеший маршрут. Это типичные водники таскают тяжеленные катамараны на непродолжительных волоках от воды до воды. А пакрафт может гармонично разбавить хороший пеший маршрут водной частью, сделав его ещё интереснее и богаче по впечатлениям. Таких примеров уже довольно много – народ делает интересные маршруты, совмещая пешку со сплавом.

К сложностям я бы отнёс следующее. В зависимости от типа пакрафта минимальный вес набора всё же будет 3-4 кг, что может быть неприятно на длинном маршруте для тех, кто планирует только одну переправу. Ещё не всегда просто объективно оценить соответствие сложности реки своему опыту и понять, проходится ли она безопасно на пакрафте.

Озеро Аян. Центральная часть плато Путорана. Июль 2016

- Какую часть пути в этом походе вы преодолели пешком? В прошлом году вы были в западной части плато, в этот раз двигались с востока также на запад. Зацепили те места, где были в прошлом году?

Из 580 км маршрута 2016 года по воде на пакрафте было пройдено 95 км, остальные 485 км пройдены пешком. Водная часть состояла из трёх частей – река Дёлочи, озеро Аян, река Кутарамакан. Без пакрафта проложить такую нитку маршрута с востока на запад плато было бы нельзя.

Район изолирован, поэтому вариантов захода/выхода с маршрута не так много. Если нет желания застрять где-то на неопределённое время, лучше выходить в западную часть к катеру на конкретную дату. Финальная часть выхода с маршрута в этом году в западной части плато совпала с 2015 годом. С одной стороны, повторяться не очень интересно, с другой – есть возможность взглянуть на одни и те же места в разных условиях. Например, после трёх визитов на плато (2013, 2015, 2016) интересно сравнить на фото состояние некоторых водопадов. Также интересно найти новый ракурс в уже известном месте. А ещё знание местности позволяет закладывать меньше времени на её прохождение.

Северный олень. Центральная часть плато Путорана. Июль 2016

- Вообще, животный мир плато Путорана и человек – как часто они встречаются друг с другом? И насколько безопасны эти встречи?

Основные представители животного мира на плато – это волк, медведь, олень, росомаха, лось, путоранский баран, заяц, соболь, песец (рыб и птиц поимённо не перечисляю). Опасными могут быть встречи с медведем и волком. Правда, встретить волка – это больше удача, чем опасность. Да и пищи для волков на плато достаточно. Медведей на плато довольно много, он более опасен. Медведи мне встречались в 2013 и в 2015 годах. В 2016 году видел много следов их жизнедеятельности, но по какой-то причине пересечься не удалось. Как и любое дикое животное, медведь избегает встречи с человеком. Ситуаций, в которых это не так, можно пересчитать по пальцам, их следует хорошо изучить и всегда помнить. Меня всегда коробит, когда слышу термин «покорить» в отношении любых походов или восхождений. Мы приходим в гости в места, которые являются домом для диких животных, в том числе хищных. Вести себя надо соответствующе. В отношении медведей у меня в запасе следующие средства коммуникации – дружба, свисток, фальшфейер, сигнал охотника, газ (порядок важен).

- Как вы считаете, удастся ли сохранить популяцию путоранского снежного барана?

Очень думаю, что удастся. Надеюсь, что превентивные меры, принятые в последние несколько лет Путоранским заповедником и запланированные на ближайшие годы, позволят создать условия роста или хотя бы сохранения популяции толсторога не её текущем уровне. В планах Объединённой дирекции – установка фотоловушек на бараньих тропах, использование спутниковых ошейников для молодых самцов толсторога. Это позволит проследить, идёт ли расселение вида.

Очередной большой этап сбора и анализа данных в настоящее время завершён, далее черёд реализации разработанных заповедником мер по защите и охране путоранского барана. Сегодня плато Путорана в границах заповедника Путоранский является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, а на проблемы сохранения дикой природы вообще и в Путоранском заповеднике в частности обращают внимание в Русском географическом обществе (РГО) и на более высоком уровне.

Сегодня только человек вмешивается в жизнь толсторога. Благодаря приспособленности к экстремальным условиям жизни в настоящее время у барана нет конкурентов на его экологическую нишу. Плато Путорана, находящееся под охраной Объединённой дирекции заповедников Таймыра – единственное на земле место обитания путоранского толсторога. Вид уязвим по причине своей неизученности. Поэтому Объединённая дирекция заповедников Таймыра свою цель в отношении Путоранского толсторога формулирует так: «Познать и сохранить».

- Эти животные такие красивые. За то время, что вы наблюдаете за жизнедеятельностью толсторогов, что вы успели понять об их жизни и их самих?

Во время самой первой встречи в 2013 году в составе группы спортивных туристов мы наткнулись на двух путоранских баранов. По неопытности я принял их за самца и самку. Это очень тогда меня впечатлило, думал так: пара, экстремальные условия заполярья, в зной и в стужу они всегда вместе, вокруг никого, а им достаточно друг друга. В общем, проникся. Позднее был слегка разочарован, когда узнал, что парами бараны не живут, а встретили мы тогда двух самцов.

Животные действительно красивые. В результате целенаправленного наблюдения за баранами в течение двух сезонов удалось увидеть их совершенно разные эмоции, которые ничуть не менее глубоки, чем людские. Мало кому посчастливилось видеть, как самка путоранского барана ласкает и оберегает своего месячного ягнёнка, как группа самцов дремлет в нескольких метрах на фоне закатного озера Кутарамакан, как молодые самцы в группе по любому поводу устраивают драки, норовя столкнуть друг друга с обрыва, как взрослый опытный самец испытующе смотрит и понимает, что опасность ему не грозит и можно немного попозировать.

Всего за три визита на плато Путорана видел 15 особей путоранского барана. Чем дольше за ним наблюдаю, тем яснее становится, как неустойчиво его положение в природе в настоящее время. Ощущая пусть даже толику своего участия в судьбе этих баранов, осознаёшь свою ответственность за многое другое в окружающем мире.

Фото © Андрея Подкорытова

В изложении истории изучения Путоранских баранов использованы материалы издания Таймыр. Путорана. Толсторог : Фотоальбом / Авторы-составители Е.С.Лисовская, В.В.Матасов. – Красноярск: ООО ИПК “Платина”, 2015. – 72 с. : ил.

Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»