Хрустальный пик-2016. Лучший поход. Восточный и Центральный Кодар

Пишет robinsya, 22.11.2016 09:44

Хрустальный пик-2016. Лучший поход. Восточный и Центральный Кодар (Туризм, мы в обществе, риск.ру, события, горы, лыжный туризм)

Группа Валерия Попова порадовала в этом году леденящим кровь походом по Северному Забайкалью! Х - холодно!!!

Справка о маршруте:

Лыжный поход 6-й категории сложности
Район: Северное Забайкалье (Восточный и Центральный Кодар)
Сроки проведения: 20 февраля – 24 марта 2016
Активная часть: 24 февраля – 20 марта.
Протяженность: П=270км, ЭП=679,75 км
Суммарный набор/сброс высоты: +7850/-8100=15950 м
Общее ходовое время: 196 часов 30 минут
Руководитель: Валерий Попов

Нитка маршрута: Станция Новая Чара – долина р. Апсат – р. Орто-Юрях – каньон Орто-Юрях (2Б) – перевал Корень (1Б) – р. Сакуканнырд – каньон Сакуканнырд (1Б, зимнее первопрохождение) – р. Сыллах (Гольцовый) – каньон Сыллах (2А, зимнее первопрохождение) – перевал Синильга (1Б, зимнее первопрохождение) – р. Гранитный (зимнее первопрохождение) – долина р. Большая Тора – р. Игобман – перевал Сормовский (1Б, рад.) – перевал Апсат (н/к) – верховья р. Апсат – перевал Надежда (1Б) – р. Мускуннах – ледопад Мускуннах (2А) – р. Апсат (заброска) – ледопад на Апсате (1Б) – руч. Ягельный – перевал Мурзилка (1Б) – р. Средний Сакукан – перевал Скальный (2Б, рад.) – руч. Медвежий – перевал Три Жанжарма (2Б) – р. Бирокан – перевал 25 лет Советской Латвии (2А) – ледник Кауфмана – р. Таёжная – ледопад р. Таёжная (2Б) – р. Верхний Сакукан – урочище Чарские Пески (радиально) – р. Чара – ст. Новая Чара.

Команда:
Валерий Попов
Александр Чикунов
Сергей Мерзляков
Иван Дмитриев
Анна Мерзлякова
Сергей Пономарев

На Риске:
КОДАР-2016 "Куда приводят мечты"

Основной идеей похода было желание участников посетить красивый и популярный туристский район, пройти интересный, в первую очередь в техническом плане, маршрут. На первом этапе мы хотели, организовав заброску на р. Апсат в устье р. Мускуннах, пройти первую часть маршрута (14-15 дней) в районе Восточного Кодара. Целью первого этапа было ознакомление с районом Восточного Кодара, а также высотная и температурная акклиматизация группы. Кроме того, первый этап включил в себя основной набор первопрохождений – прохождение и описание долин реки Сакуканнырд, ручьёв Сыллах (Гольцовый), Гранитный, а также реки Игобман, по прохождению которой информации по зимнему прохождению участков нижнего и среднего течения найти не удалось. Всё задуманное на первом этапе удалось в полном объёме. По срокам уложились с натяжкой, использовав два запасных дня, запланированных на весь маршрут. Но это и понятно, учитывая первопроходы и очень малую информативность по району первопрохождений.

Главной целью второго этапа было посмотретьрайон Центрального Кодара, пройти долины рек Апсат и Средний Сакукан, побывать в Каменном Мешке в верховьях реки Бирокан. После чего планировался выход из района по долинам рек Таёжная и Верхний Сакукан с посещением урочища Чарские пески. В целом план похода был выполнен в полном объёме в запланированные сроки.

На вопросы Риск.ру отвечает Валерий Попов, Александр Чикунов и Сергей Пономарев

- Расскажите неподготовленной аудитории, что такое лыжная «шестёрка»? Какие препятствия она должна включать и в каких условиях проходить? И как это было в данном случае?

Валерий: Все маршруты в спортивном туризме делятся на шесть категорий сложности, при этом самая простая – первая, высшая – шестая. Категорирование лыжных маршрутов проводится по методике, суть которой заключается в оценке категории сложности маршрута адекватной величиной, названной эквивалентной протяженностью, определяемой по совокупности трех параметров: а) протяженности маршрута, б) общего перепада высот и в) работы , затраченной на преодоление локальных препятствий и оцениваемой в баллах, пропорциональных протяженности (1 балл = 1 км).

Нормативы для лыжного маршрута VI категории сложности: минимальная протяжённость – 270 км, минимальная продолжительность – 20 дней, минимальный перепад высот – 15 км, минимальное количество категорийных препятствий – 11, из них не менее 9 должны быть пройдены в сквозном режиме, эквивалентная протяжённость маршрута должна быть не менее 580 км.

В нашем случае мы делали упор на техническую сложность маршрута, поэтому нормальная протяжённость соответствует нормативной – 270 км, по остальным показателям идёт превышение нормативов сторону усложнения:
Продолжительность активной части маршрута – 26 дней
Эквивалентная протяжённость – 679,75 км
Перепад высот – 16 км
Количество категорийных препятствий – 14 (из них 12 пройдены в сквозном режиме)

Александр: Лыжные походы всегда слабо предсказуемы даже в знакомой местности, погода и природа изобилуют невероятным спектром неожиданных явлений, также неожиданно сменяющих друг друга. Это и мороз, и оттепель, буран, пурга, снежный дождь, мокрые наледи и многое другое. Поэтому лыжная 6-ка на Кодаре – это довольно сложное мероприятие даже для подготовленной группы (про одиночек и говорить на стоит). Причем группы, подготовленной во всех отношениях: физически, морально, технически, тактически, психологически и другие …ски, которые только можно придумать.

Походы такого уровня довольно продолжительны (25-30 дней) и при условии полной автономности (как это было в нашем случае) рассчитывать можно было только на себя и возможности группы. За такой продолжительный период практически исчезает возможность обойтись без чего-нибудь, как это можно сделать в более краткосрочных походах (как попало питаться, не мыться, не обратить внимание на какой-нибудь оторвавшийся хлястик или стропу, разболтавшиеся крепления лыж).

Здесь все понимают, что на кону ежедневно, ежечасно и ежеминутно стоит ЖИЗНЬ, как твоя собственная, так и твоих товарищей. Поэтому мелочей здесь быть не может по определению, любой вопрос, ситуация, проблема, которые могут возникнуть в походе должны быть полностью проработаны ещё на этапе подготовки, а на маршруте группа должна действовать как единый, тонко чувствующий себя организм. В этом, пожалуй, большая часть шансов на успешность. Поэтому поход такого уровня необходимо практически прожить в мельчайших его деталях ещё до выезда.

У нас подобралась очень сбалансированная психологически (крайне важный для такого похода момент!) и подготовленная технически группа. Благодаря этому нам удалось очень позитивно и без каких-либо серьезных потерь пройти маршрут от начала до конца.

- Кодар – места отдалённые. И в целом от одной мысли о нём веет холодом. Почему вы выбрали именно этот район для похода?

Валерий: Кодар – район, отличающийся суровым климатом и экстремально низкими в зимнее время года температурами. Неслучайно климатические условия района приравнены к условиям Крайнего Севера. В январе возможны падения температуры ниже -60°С. Но и в конце февраля – начале марта температура часто опускается ниже -40°С при сильном ветре.

Кодар – район уникальный по набору технических препятствий: классические снежные перевалы и скальные участки любой сложности, высокие ледопады в узких каньонах. Район очень популярен летом, но зимой посещается нечасто. Причина – высокая техническая сложность маршрутов при экстремальных температурах. Так что романтика выживания и основания для осознания того, что ты чему-то немного научился в туризме, конечно при условии успешного прохождения маршрута и оставшихся в целости конечностях…в общем, есть. Т.е. район вполне соответствует.

Важным основанием является финансовая доступность района, что в условиях кризиса для простых смертных почти решающий фактор. Видимо нынешний кризис нами прогнозировался, поскольку готовиться к этому походу мы начали ещё в 2009 году – тогда была пройдена лыжная четвёрка в этом районе. Продолжили подготовку в 2015 – маршрут V категории сложности. Далее по-порядку – 2016 год…и всё удалось.

Александр: Кодар для нас, коренных жителей равнинной местности – это край необычной и самобытной природы и климата. Красивейшие горные массивы становятся более доступными, благодаря рекам, скованным льдом. Необычная особенность Центрального Кодара – небольшое количество снега, Восточный же Кодар, наоборот, имеет значительную заснеженность.

Кроме того, этот район известен как один из самых суровых по температурным зимним характеристикам. Все это делает его привлекательным в плане знакомства с самобытной природой края и для проведения походов высокой категории сложности с ниткой маршрута, включающей в себя практически весь спектр технических препятствий и видов работ, разнообразие природных и климатических сложностей. Такие условия позволяют проверить подготовку и жизнеспособность группы как на техническом маршруте, так и в организации быта и жизнеобеспечения.

- Особенности лыжного туризма на Кодаре – расскажете?

Валерий: Суровая и длинная зима. При этом широкие долины рек практически бесснежны, в то время как в узких ущельях снега более чем достаточно. Тропёжка в таких местах имеет свою особенность. Перемороженный низкими температурами снег превращается в сухую крупу, утаптывать которую бесполезно. Глубокий рыхлый снег в таких местах часто лежит на сухих наледях глубиной до 2 метров. При проваливании в такую наледь, приземление происходит на каменистое дно реки с соответствующими для лыж последствиями. На открытых ледовых полях широких долин часто встречаются мокрые наледи глубиной до полуметра, при этом температура воздуха большее время держится около -300С и очень редко повышается выше -200С.

Район традиционно считается самым лавиноопасным районом постсоветского пространства. Жёсткая фирновая доска на перемороженной снежной крупе – излюбленный способ охоты кодарских склонов за наивным и беззаботным туристом-лыжником. Часто при срывании доски сходит весь цирк – тогда это уже совсем надёжно. Лавиноопасны все южные склоны, которые заснежены. Этот фактор учитывается при составлении нитки маршрута.

На длинном маршруте практически не удаётся избежать холодных ночёвок (это когда без дров). Температурный минимум на такой ночёвке в 2015 году у нас был в -380С. Для этого района это далеко не предел. Но в 2016 повезло – всего -250С и -42,20С с дровами, но это не считается.

Александр: Особенностью лыжного туризма на Кодаре – это частая смена внешних условий, как природных (температура, ветер), так и ландшафтных: глубокий снег с непростым троплением резко сменяется сухой наледью, которую можно преодолеть лишь в кошках, тут же встречаются продолжительные участки крупного курума по руслу рек, передвигаться по которым не только крайне медленно и неудобно (с рюкзаком и волокушей), но и местами небезопасно. Кроме того эти участки могу быть непродолжительными и часто сменять друг друга, создавая необходимость бесконечной смены используемого снаряжения и крайне замедляя продвижение группы. Многие перевалы в зимний период - лавиноопасны.

Холодные ночевки – крайне неприятное событие на маршруте. Для уменьшения их количества группа либо все время привязана к границе леса (возможность воспользоваться дровами), либо благодаря дополнительным, почти героическим, усилиям всей группы (прохождение больших участков маршрута: граница леса – перевал – граница леса или транспортировка дров от границы леса на перевал).

- Насколько это было автономное мероприятие? И с какими трудностями эта автономность сопряжена?

Валерий: Вопрос: является ли наличие страхового полиса и спутникового телефона нарушением автономности? Если нет, то поход был полностью автономным. На протяжении 26 дней маршрута мы не только не встретили ни одной туристской группы, но и не видели следов других групп.

В плане прерывания автономности – дважды случайно пересеклись с местными жителями – эвенками-оленеводами, кочующими с оленями в долинах рек Апсат (возле устья ручья Ягельный) и Большая Тора (в устье реки Игобман). С эвенками немного пообщались, а с оленями особо и не поговоришь. И ещё один раз вышли к висящей в эвенкийском капкане кабарге (саблезубая косуля) с выеденными росомахой внутренностями. Эту обошли, стараясь не попасть в расположенные рядом капканы. Удалось. В остальном – автономность была полная.

Александр: На зимовье оленеводов мы провели дневку, познакомились с колоритным бытом местных жителей (эвенков) и попарились в бане с купанием в ледяном ручье. Основная трудность автономности это необходимость переноски большой части груза. Избежать этого можно лишь увеличивая количество забросок по маршруту. Наш маршрут был составлен таким образом, что заброску можно было сделать лишь одну.
Каких-либо психологических сложностей в группе не возникало ввиду «схоженности» основного состава, а также общей подготовленности каждого участника, благодаря чему «моментов напряжения» (технических, бытовых. социальных) было не много и решались они быстро.

- Быт в зимнем походе – штука всегда интересная. Расскажите, как ночевали, как кормились, а также как перетаскивали весь свой скарб по маршруту?

Валерий: Ночёвка в зимнем походе штука приятная и комфортная (при наличии дров). Палатка с печкой, отдых после тяжёлого дня – всё уютно и классно. В палатке в среднем +20°С (внизу холоднее, вверху – теплее). Готовить можно в палатке на печке. Вдобавок за годы путешествий палатка прилично модернизирована - оборудована специальным теплоотражающим слоем + система «Антишторм» + музыкальный центр + метеостанция (трансляция актуальной температуры внутри и снаружи)…нет, нет – туалета нет. Душ есть, но его носим только в летние горные и пешие походы.

Немного всё не так, когда нет дров. Готовка на бензиновых горелках – газ при таких температурах не горит. Пока горелки горят – в палатке на 7-10° теплее, чем за бортом. При выключении горелок температура в течение 5 секунд сравнивается с уличной, так что гасят горелки только очень крутые. Слабаки к моменту выключения прячутся в спальники. Спальников должно быть два – наружный и внутренний. Утром – в обратном порядке. Отличие от улицы – защита от ветра. На случай очень низких температур есть возможность построить снежную пещеру или траншею. Тоже бывало.

К питанию в командах нашего клуба подход специфичный – предпочитаем носить больше и питаться плотно. Если серъёзно, то питание в походе – тема для немаленькой лекции. Коротко: трёхразовое горячее питание + командные перекусы + личные перекусы + индивидуальные спортивные пищевые добавки. Вода – или из промоин рек, или наколотый лёд (снег в крайнем случае). Основа организации рациона – обеспечение положительного азотистого баланса, что почти невозможно при традиционном походном рационе. Но приловчились.

Транспортировка груза: тут всё просто – рюкзак + волокуша, в среднем по 50 кг на человека. В зависимости от типа рельефа груз перераспределяется между рюкзаком и волокушей (к примеру: на ледовых участках большая часть груза в волокуше, на снежных – в рюкзаке и т.д.).

Сергей: Место для бивака выбираем особенно тщательно, чтобы поблизости был сушняк и по возможности ровная площадка. Часть вещей несем на себе в рюкзаках, часть на санях. Общественное снаряжение и мешки с продуктами раскидываются примерно поровну между участниками. В среднем вес всего «скарба» каждого человека колеблется от 25 до 50 кг. Готовили по большей части в палатке. Иногда ужин начинали варить на костре, а заканчивали на печке. Обеденные супы готовились полностью на костре. Завтраки – молочные каши, ужин – с использованием тушенки.

- Как часто в этом районе совершают походы такой категории трудности? Чем выделяется среди других именно ваш поход?

Валерий: Лыжных маршрутов VI категории сложности, при всей популярности лыжного туризма, в принципе немного. В последние годы на Чемпионат России выставлялось 3-4 маршрута VI к.с. и ещё 5-6 маршрутов V к.с. в год со всей нашей немаленькой страны. И не все руководители этих маршрутов дожили до светлого будущего. Буржуины в такие походы не ходят – Чемпионат мира 2015 года в номинации Лыжные маршруты не состоялся из-за отсутствия кворума.

Насколько мне известно за последние 10 лет в этот район дважды ходила «шестёрку»' подмосковная группа Владимира Иванова (в 2009 и 2014 г.г.) + «пятёрка»' казанцев (Вадим Сёмин) в 2009 году + две «пятёрки» в 2015 году (Удмуртия – это мы и группа Андрея Зайцева (Москва). Андрея уже нет – погиб на Восточном Саяне в 2016 году. Частично заходила в район группа Сергея Романенко (Москва), ходившая Удокан и заходившая в район Восточного Кодара для прохождения каньона Орто-Юрях.

Отличие от других походов, пройденных в этом районе: если анализировать прошлые походы, то всех их объединяет одна идея – прохождение основного набора технических препятствий в районе Центрального Кодара, хорошо исследованном и описанном с последующим заходом в район Восточного Кодара для прохождения изюминки района каньона реки Орто-Юрях. При этом каньон идётся в основном на спуск, что значительно проще технически и физически.

В нашем случае основой было прохождение в первую очередь участка маршрута в системе Восточного Кодара, информации по которому не было – это долины рек Сакуканнырд в среднем и нижнем течении, долины ручья Сыллах, ручья Гранитный, долины реки Игобман в нижнем и среднем течении. Разведка этих долин на наличие категорийных каньонных участков и, в случае обнаружения таковых, описание их для расширения туристских возможностей района. В результате были впервые зимой пройдены и описаны категорийные каньоны на реках Сакуканнырд и Сыллах, совершена разведка возможности зимнего прохождения перевала Синильга. Каньон Орто-Юрях также был включен в нитку маршрута, но не на спуск, а на подъём, что значительно интереснее в спортивном плане.

- Самые трудные, опасные отрезки маршрута – расскажите о них.

Валерий: Опасно всё, что касается первопрохождений. Зимнее первопрохождение перевала Синильга: перевал пройден с юга на север, а южные склоны района лавиноопасны. Нас доска на склоне выдержала.

Реальную угрозу представляет первопроход каждого ледопада в каньонах – наличие или отсутствие полыньи, прикрытой тонким льдом непосредственно под ледопадом, проверяется личным прохождением. Такие же полыньи есть в узких каньонах – глубину одной из них при первопроходе каньона Сакуканнырд измерили прямо в лыжах с рюкзаком и волокушей при температуре -25°С. Да, так вот: глубина оказалась 3 метра.
Отдельно по перевалу с добрым детским названием Мурзилка. Точнее по его южному склону. Перевал я ходил трижды. Дважды, в 2009 году и 2016 году, под нами сошла лавина. В 2016 году – сошёл весь цирк. Было ожидаемо. Гремело прилично. Все живы.

Сергей: Практически все перевалы на нашем маршруте были потенциально лавиноопасными, поэтому мы максимально ответственно подходили к выбору наиболее безопасной траектории подъема(Спуска). Не меньшую опасность таят в себе полыньи на реках, в которые можно по неосторожности провалиться. Нужно быть постоянно собранным, чтобы контролировать ситуацию.

- Подготовка и отходняк после. Как готовились к походу, и как переживали возвращение домой?

Валерий: Отходняк обычный: две-три недели на временную, пищевую и весовую акклиматизацию. По мере возвращения в привычную весовую категорию, начало подготовки к следующему походу. Обыкновенно в год получается три-четыре, иногда пять категорийных походов. Поэтому нет принципиальной разницы, куда ты готовишься – тренинг идёт круглый год. Сам цикл подготовки – тема большой лекции.

Переживаний от возвращения особых не было, всё привычно. Нужно было сразу начинать подготовку к летней горной «шестёрке». Но, как оказалось, определённый интерес к Кодарскому походу в народе был – на встрече, организованной в Клубе после возвращения, был аншлаг. Просят ещё. СМИ в Удмуртии и Новосибирске отметились восторженным анонсом. Местные городские СМИ отнеслись индифферентно – никто не умер и даже не обморозился, значит и говорить не о чем.

Сергей: Готовились к маршруту очень серьезно, проверяли и готовили снаряжение, в период новогодних праздников, все участники маршрута совершили тренировочные походы. Поход длился довольно долго 26 дней, но, не смотря на накопившуюся усталость, в конце маршрута, было жаль, что все это заканчивается и скоро придется вернуться в «цивилизацию»

- Сейчас, когда поход остался довольно далеко в прошлом, какие ощущения связанные с ним, вам вспоминаются?

Валерий: Действительно – давно было. После этого была ещё горная «шестёрка»' на Тянь-Шане. Тоже вполне ничего себе походик – 34 дня на марше, 200 км трека, 11 перевалов + два восхождения на пятитысячники. Сейчас все усилия на написании отчётов и участии обоих маршрутов в Чемпионате России. Возможно, после защиты маршрутов в ЦМКК, соберусь написать пост на Риске.

Александр: В этом походе были довольно сложные метеоусловия: полный набор погодных неожиданностей… и мороз до минус 42, и оттепель такая, что наш путь, проходивший по замерзшей реке, на глазах, превратился бурный поток и волокуши просто плыли за нами как кораблики, и ветер на котором палец примерзает к затвору фотоаппарата после первого снимка… Но не это было самым печальным. Печально было то, что основную часть похода мы прошли в снежном тумане, который не давал возможности любоваться поистине грандиозными пейзажами и фотографировать.

Сергей: В душе остались очень приятные чувства. Во-первых, понимаешь, что удалось сделать что-то по-настоящему серьезное. Во-вторых, у нас была очень дружная и теплая компания, в группе была очень комфортная атмосфера,

- За что вы любите зимние лыжные походы?

Валерий: Тут ключевое слово – походы. Люблю походы и горные, и лыжные, и пешие. Для организации походов у нас в городе мы организовали клуб туристов – «ВездеХод» и стараемся его развивать. Вот доразвивали до прохождения в этом году двух шестёрок – лыжной и горной. Клуб никем не финансируется и принципиально не зарабатывает туризмом. Наоборот, всё что удаётся заработать идёт на развитие туризма – содержание и ремонт помещения, закупка снаряжения, организацию походов и выездов на тренировочные сборы (скалолазанье, школы горного и лыжного туризма). Как-то так.

Александр: Зима – красивейшее время года, когда природа преображается, наряжаясь в белое одеяние. Зимние походы оказываются самыми теплыми, как ни парадоксально это звучит. Большая палатка, печка, душевная компания, обмен впечатлениями под треск поленьев в печи после насыщенного дня, всё это может развеять любую усталость и растопить любой мороз, снять психологическое напряжение. Именно зимой самые дикие и недоступные места, каньоны рек и ледяные каскады водопадов, потрясающие своим великолепием становятся более доступными, благодаря морозу, лыжам, снегоступам и рекам, которые из непреодолимой преграды превращаются в надежную и самую короткую дорогу и дружную, а главное, дееспособную команду, которая может превратить почти несбыточную мечту в реальность!

Сергей: Зимой все по-другому, все горы от подножия до вершин покрыты снегом и от этого кажутся более возвышенными. Зимой, даже в популярных туристских районах, как правило, тишина и спокойствие, чувствуешь себя ближе к природе, более автономно. Зимой в зоне леса, мы всегда ночуем в палатке с печкой, поэтому вечером, после трудного ходового дня всегда тепло, можно согреться, просушить вещи и полноценно отдохнуть. А когда наступает твоя очередь дежурить у печки, это тоже ни с чем несравнимо, все друзья спят, в печке потрескивают дрова, а на улице, от которой тебя отделяют лишь два слоя ткани, царит всепоглощающая тишина. Лыжи являются уникальным средством передвижения, особенно приятно скатываться на них вниз по пологим снежным склонам.

Фото из архива команды

Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»