МОИ НЕСХОЖЕННЫЕ ГОРЫ

Пишет vesnyshka, 24.11.2016 17:49

МОИ НЕСХОЖЕННЫЕ ГОРЫ (Альпинизм)
Опыт восходителя принято оценивать по пройденным маршрутам. Мало кто задумывается, а сколько же гор не попало в копилку? Все стремятся взойти на вершину, и многие, под натиском амбиций, делают это, чего бы то ни стоило. Но для опытного альпиниста важно уметь вовремя сойти с маршрута, в любой момент, даже если до вершины остались считаные веревки. И тут уж без разницы, какова на то причина: неполадки со здоровьем, непогода или внезапная сложность маршрута.
Хочу поделиться своим опытом недолазов.

Собственно, началось всё с первого выезда в горы. Это были Безенги. Два отделения новичков общим количеством в 18 человек + 2 инструктора совершали восхождение на пик Укю по 2А. Только на деле зашли со стороны гребневой 3А с перевала Укю, чем удлинили и усложнили себе путь. Понавешали перил, растянулись по всей горе. Когда около пяти вечера до вершины дошли первые трое, инструктор скомандовал всем начинать спуск, благо спусковой кулуар был рядом, записка на вершине написана, восхождение всем засчитывалось. К чему этот заурядный случай? А к тому, что не всем тогда понравилось решение инструктора: «Я приехал сюда в горы ходить! Я хочу на вершине побывать! Иначе какое же это восхождение?!» - кричал один из новичков. Наш инструктор тогда доходчиво объяснил, чем грозит дальнейшее движение всей группы на вершину, а также сказал, что нужно уметь вовремя свернуть, и что нам крайне повезло начать учиться этому с «пелёнок».
МОИ НЕСХОЖЕННЫЕ ГОРЫ (Альпинизм)
Далее были зимние сборы в Приэльбрусье. Мы, будучи уже третьеразрядниками, должны были открываться 1Б на Курмычи. Прозанимавшись всю хорошую погоду внизу, мы попали под перевал ВЦСПС как раз к циклону. На первый выход мы опоздали на час, за что и остались сидеть в пещере. Перед вторым выходом произошел поучительный случай: группа альпинистов из не помню какого города в результате позднего выхода и отсутствия у всех (!!!) фонариков встряла на спуске в темноте. Мы их спасали. Спасли. Утром вышли на маршрут, дошли до перевала и были сдуты сильным ветром и словами инструктора, что в такую погоду слишком опасно, даже на 1Б.
Летом, в том же районе Кавказа, уже в конце сбора мы не взошли на Бжедух по 3Б. Нам оставалась всего одна гора до второго разряда. Несколько сжатые сроки (инструктор приехал чуть позже и был вынужден уехать чуть раньше) не дали полноценно отдыхать между восхождениями, дважды мы ночевали на маршрутах (незапланированно и запланированно), и как итог накопилась усталость. На горе у меня улетели кошки прямо из рук, прямо перед ледовым участком, жумарила, скользя ногами по льду. У кого-то заболела спина, у кого-то колено, пришла гроза и засыпала нас градом. Решили переночевать и штурмовать гору наутро. Ночью где-то рядом, по кулуару, сходили камни. Понимая, что палатка стоит в безопасном месте, все всё равно тряслись от страха. Утром, оценив оставшуюся часть маршрута, свои силы и время, мы стали спускаться. На пологой части закрытого ледника Бжедух кое-кто угодил в трещину. Вытащили. Обошлось без каких-либо неприятностей. Да, гору не сходили, зато опыту понабрались! А ещё, благодаря этому недолазу, зимой приехали и залезли 4А на Вольную Испанию, в восьмером (7+1), с тремя ночевками на маршруте, в офигенную погоду. И это стало одно из самых классных восхождений в моей жизни!
Через полтора года в Ала-Арче мне не удалось сходить 5А на Байчечекей по Швабу. Накануне днём стояла непогода, вечером дул ветер, ночью было ясно. Утром скалы выглядели сухими и бесснежными, а оказалось, что вода просто замерзла. Первая веревка была залита льдом, лезть лазанием не получалось, итошить не хотелось, планировали к четырем вернуться в лагерь. Спустя полверевки мучений плюнули и ушли в лагерь. Ах, а как же хотелось!
МОИ НЕСХОЖЕННЫЕ ГОРЫ (Альпинизм)
В 2009 году зимой штурмовали Шхельду по 5Б. Через засыпанные снегом и залитые льдом бараньи лбы добрались до ключа – треугольная вертикальная стена. Усилилась непогода. Двойка парней из нашей группы всю ночь боролась с прибавляющимся снегом на полке под треугольником. Поняли, что ничего не светит, спустились. Потом мы все вместе сняли провешенные веревки и уехали домой. Зато неделя жизни в иглу, ходьба в снегоступах за котлетками для ребят и обратно, ледовая лавина и бутерброды с красной икрой навсегда в моей памяти.
В том же году я уже, будучи инструктором, сама разворачивала группу с Юго-Западного МНРа с 3А. Потому что хоть и было лето, а снег летел во все стороны, и первому в течение двух часов не удавалось пройти ключ, а остальные мерзли. В другой день, конечно, мы этот маршрут прошли.
2011-й год был крайне удачный на исполнение альпинистских мечт: сбор зимой, весной и два летом, интересные маршруты, желанные вершины, новые места и люди; но не обошлось и без отрицательного опыта. В Варзобе (Таждикистан) сошли с третьей веревки маршрута 5А на пик Туполева, начинающегося аж за перевалом Якум, на который мы поднимались из лагеря целых 6 часов. Причина: лидер на протяжении 15 метров от не очень надежной станции не смог установить ни одной надежной точки страховки, т.к. все щели были раскрывающимися, а порода сыпалась из-под скальных туфель крошкой, дальнейшее лазание усложнялось и вероятность непредсказуемого срыва была велика, что могло привести к вырыву станции. Обход ключа был ещё сложнее, хоть и монолитнее, времени до конца дня мало, а бивак мы не брали, да и связь с лагерем была возможна только с вершины или с перевала. Посчитали риск неоправданным. Вернулись несолоно хлебавши. Тогда этот далекий поход показался пустой тратой времени, но на следующий год я была рада, что уже знала не простой путь до перевала – сбегали из лагеря в лагерь 2Б руководство одному хорошему спортсмену.
МОИ НЕСХОЖЕННЫЕ ГОРЫ (Альпинизм)
Начало 2012 года я встречала в районе села Безенги. Нашей целью была 5Б на Кара-Каю Западную, по свежему маршруту харьковских альпинистов. Погода стояла ясная и морозная – лезь не хочу. В команде из трех человек было две девушки. На обработке мы по очереди страховали нашего лидера. За неполных, зимних два дня провесили 3 веревки. А дальше встал вопрос – отрываться или нет. Целый вечер, сидя в полутораместной палатке втроем, мы читали и перечитывали описание следующих участков, прикидывали нашу скорость и оставшиеся дни для восхождения. Поняли, что не успеем и приняли тяжкое решение не лезть. Я к тому моменту сильных амбиций не испытывала и разочарования не получила, а вот ребятам было трудно – они впервые отказывались продолжать восхождение.
Самое трудное и самое верное решение нам пришлось принимать в 2012-м году на Чемпионате России в Замин-Кароре. В двойке с напарницей мы полезли довольно «дорогой» маршрут Стухина 5А. Расчет был на то, что высокий рейтинг дан маршруту за его удаленность (он самый-самый дальний) и за комбинированный характер, и вовсе не за сложность, 5А же, че? По описанию первопроходцы сделали его за день, подали как 5Б, а классифицировали его как 5А – мол, слишком быстро ходится для пятерки бэ. Мы, прикинув наши силы, взяли еды и газа на 2,5 дня (2 вверх и полдня на спуск). Чтоб описать все испытания, через которые наша двойка прошла на маршруте, потребуется отдельная статья. Вкратце было так: снежный берг-шрунд, разбитая, но работающая только на передачу рация, 100500 водопадов, лазание вперемешку с ито, жумаринг с тяжеленным рюкзаком, выковыривание застрявших якорей и камалотов, «комфортная» ночевка на супер-косой полке, снова 100500 водопадов, лазание по мокрому мху, незапланированный маятник на перилах, камнепады в трех метрах от станции, 2 веревки реального льда, 2 веревки реального снега глубиной от колена и выше, вырубание площадки на снежном плече и супер-холодная ночевка в палатке, лазание с тяжеленным рюкзаком, попытка лазания по скалам с натечным льдом, дюльфера в неизвестность... Да, когда мы на третий день восхождения воткнулись в залитые скалы, то совершенно растерялись. Лезть можно, а страховаться нет. Силы кончились у обеих, еда и газ на исходе. В голове полнейший вакуум. Сколько там ещё впереди – треть, половина или две трети маршрута – мы определить уже не могли, слишком расплывчатое было описание. А ведь Чемпионат России, стыдно как-то признавать несоответствие своих сил выбранному маршруту. Сели, попытались подумать логически: если мы не можем принять никакого решения, если голова отказывается думать, а тело работать, то единственно верное – спуск. И мы нашли наш спуск: дюльфер до снежного склона, по нему пешком до места ночевки, оттуда сначала по снежному, а потом осыпному кулуару в противоположную от маршрута сторону (он выходил на снежное плечо с одной стороны, а спускались мы на другую, туда, где расстояние до тропы на перевал казалось меньше), дальше 4 отвесных дюльфера и пятый – самый запоминающийся – через откровенный водопад. Ну не могла нас гора не искупать напоследок. И вот мы на перевале. Наелись мы там по самое темечко. А сколько опыта…
В этом году также был один недолаз. Сошли с Серебряной стены в Каравшине, с 5А Темерева. Ну, тут сложно сказать, правильно мы поступили или нет. Вышли позже, чем планировали, хотели за день залезть и спуститься, но палаточку прихватили. Налетела непогода, сначала только пугала издали, но мокнуть на какой-нибудь висячей станции не хотелось, а когда мы сдюльфернули на тропу, дождь-таки пошёл. Потом он кончился, потом снова пошел. В общем, как бы всё сложилось, продолжи мы восхождение, никто не знает. Однако московская двойка на Желтую стену по Диагонали залезла и ночью пришла в лагерь. Может, и мы могли.
МОИ НЕСХОЖЕННЫЕ ГОРЫ (Альпинизм)
Было и такое, что я разворачивалась из-за плохого самочувствия. Идём на Эльбрус, раннее-раннее утро (у обычных людей это время суток ночью называется), дует ветер, видимость так себе, а по прогнозу должно быть погодное окно. Все идут вверх. А мне нехорошо, отстаю. Около скал Пастухова меня дождались. Говорю, что плохо себя чувствую, и меня отправляют на мимо проезжающем ратраке вниз. А через пару-тройку часов все так же возвращаются – погода в конец испортилась, «кина (окна) не будет!».
Идея рассказать про несхоженные горы родилась после разговора с одним моим знакомым. Они с напарником пытались в Хибинах проложить новую линию на Вудъяврчорр немного левее перевала Географов, но развернулись метров за 30 до выхода на плато, потому что увидели страшно нависающий снежный карниз. Его мучали сомнения, правильно ли они сделали, что отступили. Мой ответ прост: если вы не знаете, как с чем-то работать, и не уверены в успехе «операции», то лучше поберечь свою шкурку, она у нас всё-таки одна.

Полезно!спасибо, в этом году тоже был недолаз в Таджикистане:-)

Молодец, все правильно делала.

Може още пришло осознание, что альпинизм, это встреча любимых тобой людей! И не важно, сходили или нет. Важно общение и горы!
Моё мнение, как и у большинства инструкторов...

Классно, спасибо!
Все золото Риска в таких простых и скромных постах.
И, наверное, как обычно, много камментов и ажиотажа не будет.

У моего друга на такие случаи есть присказка - "лучше 10 раз вернуться (развернуться), чем один раз не вернуться". Был ещё случай, он же подбадривал меня и мою жену, когда первый раз пытались взойти на Эльбрус, но на седловине жене не хватило акклиматизации - "Правильно сделали,что сразу вниз пошли, гор много ещё, а жена-одна!"

...жена-одна! - ну, ну, не стоит сразу быть таким пессимистом! Всё еще впереди! :)

Исключительно правильная статья. Даже удивительно, что раньше эту тему так подробно не поднимали. А ведь у каждого наверняка столько историй про возвращения "без горы."

"со стороны гребневой 3А с перевала Укю" - ?

В описании 2А, помню, было написано: не доходя до перевала Укю сколько-то метров свернуть влево в кулуар. Инструктору показалось, что не туда, он вывел нас на сам перевал. Потом узнали, что оттуда идет 3А.

На 3а по С гр. нужно перейти за перевал, в Думалу. 2а идёт по ЮВ гр. Если вы пошли по нему с перевала, просто прошли лишний кусок гребня, который не входит в маршрут.

Нужно вернуться и переходить правильно. :)

Точка зрения Вадима Эльчибекова - "Большие люди покоряют большие горы"
Точка зрения врача команды Эльчибекова - "Горы побеждают всегда. Исскусство альпиниста - это знать, когда надо вовремя смыться"

Однако, у альпинистов с Остапом Бендером много общего. ))

"Ни одна гора не стоит сломанного пальца" , нам так ст. тренер на сборах говорил, почему то запомнилось)

Мы говорили - отмороженного пальца

Насчет пальцев - Эрцог был другого мнения.

Но если речь идет о жизни - тогда другое дело.

ОТСТУПЛЕНИЕ

напрасны молитвы,
мы ушли от горы
и пропал целый год.

Мы уносим с собой сожаленье,
и прощально глядим на ледник.
Если не совершил восхожденье,
значит перед горами должник.

Предутренний иней,
и звезды ночные,
и призрак вершины
Над валом морен.
Там стенкою кладка
ждет нашу палатку,
Туда рвется сердце,
Попавшее в плен.

Мы уносим с собой сожаленье
и прощально глядим на ледник.
Может быть в отступленьи – спасенье...
Только перед горами – должник.

Самый для меня впечатляющий разворот был на Алтае с перевала Богулака (вост часть Катунского):
Вылезли на перевал в 6 утра и толком не разобравшись начали спуск через пояс скал ко льду.
Проковырялись, тут еще веревка застряла.
А тут уже солнце начало жарить. А скалы выглядели как стопки книжек, разбросанных кучами. Начало лететь, все сильнее и сильнее.Рук-ль дал команду наверх.
Когда уже все вылезли обратно на седловину, по нашему пути спуска сошел офигенный камнепад.
Сделали разведку по гребню и нашли безопасную чистенькую линию спуска по льду, но у нашего рук-ля заклинило спину и поход вообще пришлось свернуть (
Фото_1

Валерий Андреевич Светлаков говаривал: " Лучше быть 5 минут трусом, чем всю жизнь трупом."

Ништяк)))

Спасибо за пост! Правильный и как раз вовремя после постов про Актру и Народную.

Отрицательный опыт -тоже опыт , я думаю у всех в закромах своей памяти есть такие моменты ..

Для меня всегда процесс был в приоритете.
Некогда не хватило одной горы (2Б) до третьего разряда, поскольку на неделю испортилась погода (туман с дождём, видимость 20-30 метров в лучшем случае). Остался значком до следующего сезона (кстати полученный опыт позволил потом очень здорово поднять эффективность своего участия), но не жалел никогда (кроме разве что первой пары дней, пока не понял что дело не в разряде).

Спасибо. Было очень приятно сквозь призму неудач увидеть путь от новичка до мастера. Удачи вам.

Очень хороший и нужный пост! Автор молодец! Избежав излишней бараньей самоуверенности я (мы) до сих пор живы! Хотя честно положив руку на сердце скажу,как до слез обидно иногда было. Мои участники в отделениях в таких случаях наверное то же на меня инструктора обижались,но потом говорили спасибо!)

Хорошая и правильная статья. Спасибо.

тема великолепная ... не говоря уж о девушке :) Не затронуты пару тем отступления . Первая - было два случая когда я выступал в роли руководителя сборов , а личные амбиции в данном моменте пересекались с нуждами коллектива . Поясняю ... у нас при восхождении на энскую вершину ( до начала основных сборов ) вполне было время для пережидания непогоды . Но уверенности , что на третьи сутки наступит окно конечно отсутствовало . В итоге валили в низ с тяжёлым сердцем , уж очень красивая была вершина ( у всех единственная ) А руководителю нужно было молотить на сборы ( в качестве начальника ) И какими критериями описывать это отступление для "рядовых участников восхождения !?? Вторая тема ... карьерная . Личности в альпе гнут свою линию , это все в курсе ... ибо все мы хотим работать первыми ( на том и стоим :) ..) Здесь интрига ... Иной норвит и палочку в колесо подкинут ( твоего имиджа ) Были отходы полу запланированные , а интриганы зная об этом высылали спас. отряды . Вот ведь беда ... Лично у меня были три таких случая . В первом начальник учебной части очень уж невзлюбил меня ,во втором трусость руководителя восхождения за свою альпинисткокарьерную шкурку . Про третье пока помолчу , хочется чего нибудь услышать . Нас в своё время ( новичков ) бросили на Эльбрус (ну район в зоне восхождений был закрыт ксп ) и знаете мы с моим приятелем в качестве исключения туда вскорабкались , хотя ни наш инструктор ни 90% перворазрядников и КМСов туда не дотопали . И вообще это был удивительный год в моей жизни . Год разрывов шаблонов ... Отличная тема , с великой благодарностью к тебе Веснушка !!!

В статье есть еще очень важный тезис о том, что самым классным может бать не обязательно самый сложный из схоженных маршрутов.
Спасибо за статью. Отложил в избранное.

Ну вот полностью одобрям-с подход и взгляды.
Цитата из Мальцева Виктора Александровича, моего инструктора :"Горы стояли и будут стоять. Главное - здоровье...". А потом, важнее все-таки процесс, результаты, считаю, соберутся.

Дельный пост. Спасибо автору.

Вдвоём с напарником отступили с Ушбы по Хергиани после ключа (промокли, замёрзли, "устали"). Залезли со второго раза через неделю.

Зимой в Татрах повезло. Я не оценил резкого похолодания. На первом дюльфере с перевала под длинную северную стену (подход из другой долины) заклинила верёвка. Пока возился с верёвкой онемели пальцы на ногах, отогреть не мог - плохое начало суточного приключения. Вернулись через перевал назад. Все пальцы целы.

Спасибо! Интересная и необычная статья. Об этом если кто и писал, то мало. Я вот не помню.

Дмитрий Греков писал

Спасибо за тему.
Каждому есть что вспомнить.

На Туполева ходил и не помню развалюхи, везде монолит.Но лазание сложное,не все проходят этот маршрут. Стухина на Замин -Карор вообще сильная 5Б, почему классифицировали 5А не пойму хоть убей...

5А на Туполева не развалюха, просто гранит такой, который выкрашивается, плюс раскрывающиеся щели. Первый потерял уверенность в лазании по такой породе при недостаточной страховке. А про Стухина нам потом подробно рассказали истории прохождений (как довольно сильные команды по 6 дней ходили), их всего около трёх или четырех, как я помню.

Из обсуждений в другой статье на другую тему:

йодолоМ, Сегодня в 08:32

.....
В советские годы, когда я выполнял разряды, для нас не было понятия плохой погоды, был только один фактор, влияющий на выход на гору - выпустили или нет. Помню, удавить были готовы инструктора, когда подойдя к заснеженной после непогоды 3б на Чегет-Кару(где на обледенелых плитах было бы очень проблемно страховаться), повернули назад. В снегопад лезли 4а на С.Доломит. В грозу упрямо крались по гребню на Суарык. И т.п.

sitnik, Сегодня в 09:45

Да уж, помнится славное золотое время советского альпинизма. Не дай Бог уйти с маршрута назад. "Не боец!" прилипнет характеристика на всю оставшуюся карьеру без записи в книжке альпиниста. Просто все будут знать: "Не боец". И не важна причина: непогода, состояние маршрута и пр.

Лады веснушка, будешь моим инструктором на Кавказе

В 1976 году за маршрут на Замин Карор 2-я Восточная по северному ребру мы заняли II место на первенстве ЦС Спартака. 5А нам дали потому, что у всех, кроме одного это была вторая 5Б. Все были перворазрядниками.
За 40 лет моей жизни в горах было около 200 восхождений и порядка 20 возвратов с маршрута. В 1972 году мы пошли на свою первую 4Б на Караульчи-Тау в Талгаре и запоролись с началом маршрута, но прошли несколько веревок. Инструктор нас еле увидел в бинокль и по связи заставил спускаться. Мы спустились. На следующий день маршрут прошли. Самое главное, в группе были Казбек Валиев и Валера Хрищатый. Я думаю, их не надо представлять.
Маршрут Снесарева на Далар (сейчас 6А) я прошел с третьего раза. В 1982 и 1983 годах мы просыпались утром под маршрутом, который был абсолютно белым - всю ночь шел снег и уходили в лагерь. В первый мой уход из-под маршрута у Виталия Томчика из Одессы родилась крылатая фраза: "Лучше я буду живым КМС-ом!". В нашей группе инструкторов было два мастера спорта.
Ни об одном своем уходе с маршрута я не жалею. Не важно, что о тебе подумают, главное - что ты думаешь сам. Надо верить своему внутреннему голосу, верить своему чутью.