ПЕЧАЛЬНАЯ НАХОДКА НА РОЗМИРОВИЧ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСТАНКОВ ЗАВЕРШЕНА.

Пишет Никита Степанов, 25.11.2016 20:55

ПЕЧАЛЬНАЯ НАХОДКА НА РОЗМИРОВИЧ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСТАНКОВ ЗАВЕРШЕНА. (Горный туризм, Памир. Ледник Розмирович. Печальное эхо прошлого.) Постоянные читатели Риска помнят прошлогодний пост Саши Грушина «Печальное эхо прошлого». Для тех кто не в теме, даю ссылки на посты в хронологическом порядке:
1. http://www.risk.ru/blog/205791 2. http://www.risk.ru/blog/206218
3. http://www.risk.ru/blog/206908 4. http://www.risk.ru/blog/209142

Итак, благодаря помощи двух групп московских туристов (группа Филиппа Соколовского и группа Александра Щербакова) были получены фрагментарные останки погибшего, что позволило провести молекулярно-генетическое идентификационное исследование. На днях я получил заключение экспертов Российского центра судебно-медицинской экспертизы.

Чтобы не вынуждать Рисковчан читать весь отчёт, занимающий 42страницы (интересующимся могу прислать в личную почту), и не утомлять сложными медицинскими терминами, привожу только заключительный вывод:
Неоценимую помощь в том, как брать образцы и что делать с останками на этом этапе, чтобы не было нареканий со стороны правоохранительных органов Таджикистана, а также, как сохранить взятый на исследование материал, оказали консультации эксперта-генетика, профессора Павла Леонидовича Иванова. В результате этого родилась вот такая памятка, которой я и поделился с руководителями групп перед их отъездом:

1. В нескольких метрах от тура лежит вмёрзший в лёд надорванный рюкзак. Нужно его выколоть изо льда и тщательно осмотреть на предмет нахождения документов (паспорта). В те годы их обычно носили в рюкзаке. Если найдутся документы, то их нужно сфотографировать на несколько аппаратов для исключения случайной потери.
Написать пояснительную записку с указанием содержания документов, всех членов группы участвующих в походе, маршрута следования, даты выхода на маршрут и даты обнаружения вещей, подписи и расшифровки подписей. После чего упаковать документы в герметичный полиэтиленовый мешок с пояснительной запиской.
Вернуть их на место и закидать льдом. Это нужно для того, чтобы, при обнаружении останков работниками МВД, документы были на месте.
Также отфотографировать (с близкого расстояния) все предметы, которые могли принадлежать погибшему
Весь процесс извлечения рюкзака и последующего извлечения документов, изучения и фотографирования его содержимого желательно зафиксировать на видео. Если будут обнаружены несколько предметов, частей останков и т.д., желательно пронумеровать их табличками с номерами и сфотографировать с привязкой к местности, после чего их можно будет сложить в тур.

2. Разобрать тур и попытаться снять кусок нательного белья с останков, выдернуть пучок волос с луковицами, срезать кусочек кожи, состричь ногти. Всё это в условиях мерзлоты может сохраниться и будет пригодно к проведению генетической экспертизы. Для увеличения вероятности пригодности для экспертизы, лучше обколоть лёд вокруг останков и брать образцы именно с части тела находящейся подо льдом. Затем образцы нужно тщательно высушить (в тени – ни в коем случае не на солнце!), положить по отдельности в плотные конверты (из картона) и доставить в Москву. Везти в полиэтилене категорически нельзя, так как при образовании плесени они будут непригодны для экспертизы. Фрагменты костей и мягких тканей, которые при жизни могли бы причинить вред здоровью, вызвать мучения или повлечь смерть пострадавшего не отделять и не брать с собой КАТЕГОРИЧЕСКИ! На границе могут быть неприятности.

По опыту этого года могу сказать, что наиболее ценными образцами для анализа оказались зубы.

3. Забрать из тура все фотоплёнки и фотоаппараты. А также мелочи (оправа или стекло от очков, коробка из-под бульонных кубиков и т.п.), по которым можно было бы определить их принадлежность Малышеву (руководитель и один из участников того похода ещё живы). Фотоплёнки упаковать в фольгу, а затем в упаковку, исключающую физическое воздействие (пластиковый контейнер).

4. Восстановить и нарастить тур из окружающих камней.

5. Если будет найден паспорт или документ с фотографией, однозначно подтверждающий, что это Малышев, то, при возможности, обратиться в МВД Таджикистана (любое отделение милиции, но желательно в Душанбе) с заявлением о находке. Свои видео и фото перед этим скопировать, и только копии передать в органы.

Зачем я здесь привёл столь длинную памятку, спросите вы. С целью, чтобы в будущем, при обнаружении подобных находок, избежать растерянности и непонимания того, что нужно делать. В частности, на Аккемском леднике Алтая появились вытаивающие останки, и если кто-то захочет провести их опознание, то последовательность необходимых действий им будет понятна.

Ещё раз хочу сказать спасибо Александру Грушину, который не прошёл мимо в прошлом году и группе Филиппа Соколовского (в ней был и Александр Грушин), снявшей необходимые образцы.

Особенное спасибо группе Александра Щербакова, которая, кроме доставки образцов и фотоаппаратов с плёнками в Москву, ещё предотвратила окончательное падение останков в трещину, образовавшуюся рядом с ними в этом году.

Они сложили над останками большой тур, который трудно будет не заметить. ПЕЧАЛЬНАЯ НАХОДКА НА РОЗМИРОВИЧ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСТАНКОВ ЗАВЕРШЕНА. (Горный туризм, Памир. Ледник Розмирович. Печальное эхо прошлого.) Установка тура.

ПЕЧАЛЬНАЯ НАХОДКА НА РОЗМИРОВИЧ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСТАНКОВ ЗАВЕРШЕНА. (Горный туризм, Памир. Ледник Розмирович. Печальное эхо прошлого.)Вид вверх по Федченко на устье ледника Розмирович.

ПЕЧАЛЬНАЯ НАХОДКА НА РОЗМИРОВИЧ. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОСТАНКОВ ЗАВЕРШЕНА. (Горный туризм, Памир. Ледник Розмирович. Печальное эхо прошлого.)Вид вниз по леднику Федченко.

Жаль, что фотоплёнки не удалось проявить. Контора, в которую я их отдавал, либо не обладает достаточной квалификацией, либо они действительно не подлежат восстановлению. На взгляд скорее последнее. Плёнка охрупчилась из-за деструкции, а эмульсия осталась в виде не частых фрагментарных пятен. Но надежда умирает последней - я ещё предприму попытки восстановить изображение.

Фактически разрешение на снятие останков было получено уже в этом году, но слишком поздно - в начале августа, когда группы уже были на маршруте, либо на подъездах к нему. Поэтому эта операция откладывается на следующий год.

Сегодня уезжаю в Питер для окончательного решения о судьбе останков: либо захоронение в горах недалеко от места гибели (например, на знаковом месте, около ГМС), либо спуск, кремация и доставка урны родственникам.

В любом случае, всех, кто планирует в следующем году свои походы в том районе и готов помочь, прошу не стесняться и писать в личку. Возможны обоюдные интересы. Если удастся пробить вертушку для снятия, появится вариант вертолётной заброски продуктов и горючего на ГМС Федченко.

P.S. Пишу из Питера в воскресенье (27.11.). С наибольшей вероятностью будет реализован первый вариант. Родственники склоняются именно к нему

Никита, прими мой низкий поклон. Мы все горазды поболтать, порассуждать, а взяться реально за ТАКОЕ дело и довести его до конца... Спасибо. Отдельное спасибо ребятам, которые искали, брали пробы, хоронили останки в туре.

Больше дело сделал и продалжешь делать.
Спасибо.
Респект и уважуха!

+100

Даже не верится, что это всё произошло и происходит не в кино, а на самом деле. Сумасшедшая работа проделана. Я бы Никиту в "человек Риска" без сомнений зачислил.

Я бы Никиту в "человек Риска" без сомнений зачислил.
Безусловно. Тогда я бы проголосовал в ХП хотя бы из-за его присутствия в номинации. Никита не просто сходил какой-то маршрут для удовлетворения собственных амбиций или мечт, а, фактически, вернул из небытия человека. Да, он сделал это не один, за что и всем, участвовавшим в этом деле, спасибо. Но, именно он был организатором и катализатором процесса.

У меня предложение: если на следующий год все пойдет как запланировано - предложить эту акцию (всю целиком - и поиск останков, и их идентификацию, и захоронение) на ХП в номинации "социальный проект".
Хотя это, конечно, сильное забегание вперед.

Молодцы ребята! Важное дело сделали!

lomiga, 26.11.2016 17:47 Новый

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Я тоже

Никита, очень приятно иметь таких людей, как ты, в числе моих друзей. Не знаю, кто сказал - кто отрицает прошлое, не имеет будующего

Я за, с удовольствием бы за него проголосовал!

Это отличная новость! Уверен даже для родственников погибшего!

Спасибо Никита! Хотя, сомнений в идентификации давно уже не было, важно было поставить в этом деле точку...Конечно, такая работа заслуживает официальной благодарности РИСКа!

Тут еще важно, что это официальное заключение. Родственники по нему потом смогут получить свидетельство о смерти, можно будет захоронить и т.д.

Поскольку на номинацию "Человек РИСКа" 2016 года подавать уже поздно, предлагаю предложившим не забыть предложить его в номинацию 2017 года

Спасибо!

Вот хорошо бы было, если и на Ленина так... Комиссия пока молчит. Я уже С. Шибаеву и напрямую писал. Просто даже похоронить по-человечески, не говорю уже по идентификации.

Алишер, это невозможно по причине того, что там погибло 43 человека. Взятие пробы на ДНК с живого человека стоит около 12 тыс. руб., а с останков около 25 тыров. Вы представляете себе какой банк данных нужно собрать, чтобы получить результаты? Цифра станет астрономической, и неужели Вы думаете, что Волков, в лице Президента ФАР России раскошелится на неё? У него, что своих затрат не хватает?

Ежегодное захоронение (на Ачикташе, к примеру, а можно и гораздо ближе к леднику) останков - относительно простое и не сильно дорогое дело. Чтобы они не валялись на леднике вперемежку с мусором и не пропадали в ледник же. Не так давно, Вы помните, здесь об этом мной писано. "Прошлогодних" останков в этом году на леднике уже не было.
Денег на это надо не очень много, есть и волонтеры. Хотя бы братская могила...

Что сказать... в любом случае, Никита сделал то, что другим оказалось "не нужно". Сделал не ради славы, а по велению сердца. Совершил благородный поступок. И , возможно не важно, что будет дальше.Самое главное сделано. Извиняюсь, но хочется говорить высокопарно.

Никита спасибо! Снимаю шляпу.

Спасибо за ваш труд и неуспокоенность. Нас так искать не будут.

Сказать только СПАСИБО, мало! Главное не равнодушие и стремление не откладывать на потом... Потом могло быть поздно, очевидцев тех событий практически не осталось. В декабре 14 года ушёл из жизни участник той группы Валера Лобанов, а в январе 16 умер Владимир Кириллович Шеманаев, который во многом помог ребятам в установлении истины. Со всеми участниками той трагедии знаком лично, все мы были из тур. клуба Ленинградского горного института. Низкий поклон Вам, за проделанную Вами работу и опубликование материалов.

Две недели назад я был в Питере и мы ходили на могилу Володи Шеманаева. Потом долго сидели у его жены - Татьяны. Если интересно - напишите в личку.

Огромное спасибо за труд всей команде!
Вернуть имя неизвестному - великое дело!