Часть 14. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров».

Пишет Рудольф Кавчик, 29.11.2016 21:16

День 17. «Описание маршрута. Питание и отдых в походе. Гриб-великан».

17 августа 2016 года. Ночью +9, с каждым днем холодает. Как обычно, дождь прошел ночью, с утра солнечно.

Встаю необычно рано. Стою на косе обдуваемый всеми ветрами, хоть и выглянуло солнышко, холодина собачья. Настроение не улучшилось, продолжаю быть злым как пёс, но не унываю, скорее, удивляюсь сам себе, впервые испытываю такое сильное чувство. Делаю пометки в дневнике – злая ночёвка.

Часть 14. «Пешком вокруг Хубсугула. Одиночный поход в 400 километров». (Путешествия, Рудольф Кавчик, монголия, марштут, тропа, описание маршрута)

Завтракаю на скорую руку, сворачиваю лагерь и драть с этой красивой, но неуютной косы.
До обеда прошагал 8 километров. От места моей злой ночёвки начинается тропа, которая идёт по полке горы. Проходимость хорошая, 3-4 километра в час. Тропа выводит в широкую долины с дивным заливом. GPS координаты 51.247600, 100.264800. Берег высокий и чистый, ни одного дерева не валяется в воде, мелкая галька. По такому с корабликом ходить одно удовольствие, хариус резвится у самого берега. Береговая линя от приболоченной долины отделена пушистыми листвяшками, как будто их специально посадили. Сказочное место. И не души. Прекрасное настроение опять вернулось, горлопаню песни.

* Кораблик – рыбацкая снасть.

Гриб – великан.

На одной из полянок, наткнулся на необычные по своим размерам грибы. Они просто огромны, я таких сроду не встречал. «Дедушкин табак», так мы называли эти грибы в детстве, но эти экземпляры огромные как арбузы, грибы-великаны. Когда они маленькие и белые, их можно употреблять в пищу. В зрелом виде не знаю, что с ними делать, нюхать не пробовал и курить тоже.

По долине идет автомобильная дорога, очень приличная, на любом джипе можно катить. Но следов машин не видно. Мягкая травка вдоль дороги изрыта кабанами или яками, кто их разберёт, следов не осталось, дело было весной, вывороченная ими травка пожелтела и высохла.

Дорога, идущая по долине, привела в дельту реки Мунгараг-Тол, являющеюся перешейком полуострова Долон-Ула. Здесь дорога теряется. Сплошная болотина. Три километра скачу как лягушка с кочки на кочку, чтобы не мочить ноги. В итоги надеваю сапоги и просто бреду по щиколотку в воде среди кочек. Через час выбрался на высокое место к юрте лесника, смотрителя национального парка. Прямо у его юрты, вместе с молодыми яками, пасутся дикие гуси.

При моём приближении гуси улетели, а яки дали стрекача. Зато вышел из юрты смотритель. Встретил приветливо, напоил монгольским чаем и угостил беляшиками. Вкусные! Соскучился я по такой еде. GPS координаты юрты смотрителя 51.342400, 100.258700.

От его юрты дорога хорошая, хоть пеший, хоть конный, хоть на машине, без проблем.
Берег залива, к которому я вышел, занят юртами скотоводов, пасётся скот, на берегу полно диких пернатых. Толчея, не подступишься. Местные не охотятся на пернатую дичь, а вот яйца по весне из гнёзд собирают, традиция такая. Ухожу от занятого местным населением берега к лесистой сопке к реке, там и вода и дрова есть.

Иду по широкой долине, травка коротко подстрижена коровками, кругом цветы и эдельвейсы. Запах полыни, чабреца и цветов одурманивающий. Не могу надышаться, втягивая всей грудью пьянящий степной воздух. С левой стороны солнце прячется за горы, расцвечивая отроги и вершины гор необычными, огненными цветами. С правой, яркая, полная, серебристая луна на фиолетовом небе подымается из-за темнеющего полуострова Долон-Ула.

Миг, когда видна огромная яркая луна и меркнущее солнце одновременно, это состояние трудно передать словами. Братцы! Я как будто, на Марсе, на чужой планете. Я космонавт, первооткрыватель, не рюкзак у меня за спиной, а скафандр. Здесь только травы, цветы и как будто, нет другой жизни. Только я, неизведанная планет и два чарующих спутника, серебристый и огненно-бордовый, раскрасившие горы и долину в удивительные цвета. Тишина! Ни дуновения ветерка, ни крика птицы или стрекота насекомых. Я иду, и в восхищении замирает сердце, чувствую себя невесомым, хочется в огромном прыжке оторваться от этой чарующей планеты и лететь, лететь, совершая гигантские прыжки. Я сейчас оттолкнусь и полечу! Хочется летать, петь и танцевать! Сердце замирает от восторга и красоты!

Встал на ночлег в сухом рукаве реки в километрах трёх от берега озера. Здесь и вода, соседний рукав бурлит кристальной водой и дрова по берегу вынесенные потоком. GPS координаты ночлега 51.394133, 100.776385. Дрова не все спалил и воду из реки не всю выпил. Добро пожаловать!
Питание и отдых в походе. Как питался. Сколько отдыхал. Подножный корм.

Дневной переход складывается следующим образом; два часа беспрерывного хода, потом отдых час-два. Готовлю чай, заряжаю аккумуляторы от солнышка, купаюсь. И опять два часа беспрерывного хода и за ним длинный привал, обед. Двух часовой марш позволяет пройти около 8-9 километров, организм втягивается в работу, разогревается. А последующий длинный отдых с чаепитием позволяет ему полностью отдохнуть и восстановится. Если сменить режим на короткие перебежки и короткие привалы, тяжелее, и отдохнуть полностью не успеваешь и мышцам разогреться и поработать не даёшь.
Приведу раскладку своего рациона питания. Может, кому пригодится.

Продукты Гр.в день. На 20 дней, гр.

Гречка 50 500
Сыр Твёрдый 100 2000
Мёд (ч.лож 8) 32 640
Какао-бобы 10 200
Итого, гр.: 792 15 840 грамм на 20 дней.

* Каждая дневная норма упакована в индивидуальный пакет. Итого 20 пакетов.

- Горох долго готовился и периодически пригорал, в следующий раз не возьму. Но вкусный, зараза! Особенно с салом :)

- Мало фиников, они уходили на ура самыми первыми.

- Сало, как источник калорий, идеальный продукт, подогревал на огне и с большим наслаждением смаковал.

- Сыр, тоже шёл на ура.

- Чай с мёдом и орешками, лучший перекус на привале. Заварку не брал, в лесу полно травок, которые заменят любую заварку. Шиповник ягоды и цветы, смородина, малина, чабрец, иван чай (Копорский), курильский чай и т.д. - всегда в изобилии. Больше предпочитаю курильский, заодно желудок поправить можно за двадцать то дней. В Монголии его столько, что всем Россиянам гастрит вылечить можно.

- Каши конопляные. Просто заливал кипятком, 5 минут и готово. И это не каши быстрого приготовления, конопля и так вкусная, в сыром виде, особенно с маком. :)

- Гречку то же не варил, а оставлял у костра на пару часиков в почти кипящей воде. Так сохраняется больше полезных элементов и витаминов. Древнерусский рецепт от моей прабабушки, готовила так гречку в печи, пальчики оближешь.

Да, не указал в раскладке продуктов кофе, 100 гр, это особый смак, скорее ритуал, «кофе на углях», собственный рецепт. Для его приготовления, у вас должна быть обычная железная кружка, не термо.
Рыбная ловля не входила в мои планы, цель пройти автономно, не пополняя добычей запасы пропитания. Хотя, от ягод я не отказывался.

В этот день пройдено 23 километров. Всего пройдено за 16 дней 316 километров.