Предварительная акклиматизация в Фанах

Пишет shurnia, 08.12.2016 15:14

Предварительная акклиматизация в Фанах (Горный туризм, Фаны Траверс  Энергия  Акклиматизация  4а с казаном)
Описание акклиматизации в Фанских горах перед Памирской пятеркой мы хотели разместить в предисловии к нашему отчету о походе участвующем на чемпионате России, как и делали это в предшествующие годы. Поэтому статья не публиковалась ранее окончания чемпионата. Но при предварительном рассмотрении отчета, МКК настоятельно рекомендовало вынести данное описания за его рамки. Следуя рекомендациям "выносим" описание Фан и предоставляем его общественности.

Как и во многих наших летних сезонах перед основным походом, мы акклиматизировались в менее высоких горах, в формате «тусовки», где каждый смог выбрать доступные ему препятствия по душе и квалификации. Выбор акклиматизации в скальном районе прекрасно дополняет преимущественно ледово-снежные рельефы основного похода на Памир. На это ежегодное мероприятие мы приглашаем всех наших «горных знакомых». Так было и в этом году: с 29 июня по 19 июля мы посетили Фанские горы. Нитка маршрута: оз. Искандеркуль – радиально пер. Обзорный пункт (н/к, 2640) – трансфер в МАТЦ «Вертикаль» - д. р. Битхона – пер. Чапдара (1А, 3430) – оз. Алаудин – оз. Мутное – в. Змея (рад.1Б, 4140, через пер. Казнок В.) – пер. Чимтарга (рад.1Б, 4760) – пик Энергия (рад. 2Б, 5109) – пик Энергия (траверс В. гребня, 4А, ск, 5109) – МАТЦ «Вертикаль».

Участвующие в нашем проекте люди, которые не совершали траверс восточного гребня пика Энергия: Эрик Малык, Андрей Кузнецов, Алексей Лавринович, Алексей Щербаков.

Траверс восточного гребня пика Энергия

мы совершили в составе: Сергей Науменко, Светлана Гуслова, Роман Бурнашев, Даниил Маев, Александр Щербаков

Все вышеописанное происходило неторопливо с несколькими полноценными днями отдыха и пищевыми изысками, которые позволяет сделать такой формат мероприятия.

В рамках данного отчёта размещаем описание, которое будет полезно туристам и альпинистам. Описания доступные в интернете маршрута Пивченко 4А к.т. на пик Энергия по восточному гребню показались нам недостаточно подробными при прохождении траверса.
Снятые записки:

На траверс мы вышли командой в 5 человек. Погодные условия на протяжении траверса резко менялись от солнечной погоды до снегопада по несколько раз за день.
Распрощавшись с остальными участниками нашей «тусовки» уезжающими в Москву 14 июля, под вечер мы совершили подъём за два перехода от Мутных озер (3500м) к началу захода в цирк перевала Казнок Восточный. Заночевали на поверхностной морене на высоте 3800м. На следующий день за два перехода поднялись на перевал Казнок Восточный (4090м) к началу траверса гребня,
ведущего к пику Энергия. Стоит заметить, что руководитель и некоторые участники несколько раз проходили перевал Казнок Западный. В совокупности с нестабильной теплой погодой в этом году перевал демонстрирует повышенную камнеопасность, вне зависимости от времени суток. Также интересно то, что через перевал Казнок Восточный прогоняют отары баранов, о чём свидетельствуют множественные следы.
Спускаемся по мелкой осыпи на седловину перевала Казнок Восточный,
попутно снимаем Записки. Оставляем свои. Теперь мы на гребне. Отсюда до спуска на седловину перевала Чимтарга мы связаны либо связочной верёвкой, либо гирляндой перил. Лишь несколько осыпных мест позволили нам передвигаться самостоятельно.

Весь траверс можно разделить на 4 участка:
1. Гребень от перевала Казнок З. до взлёта на первое плечо пика Энергия.
2. Взлёт первого плеча и гребень до второго плеча.
3. Взлёт второго плеча и гребень до вершины.
4. Спуск по классическому пути северного гребня 2А-2Б на перевал Чимтарга.

1.Гребень от перевала Казнок З. до взлёта на первое плечо пика Энергия
В 11.30 выходим на траверс с перевала Казнок Западный (4050м).
Весь гребень до седловины пер. Энергия - череда скальных жандармов. Северные склоны вертикальны, а южные представлены последовательностью сильно разрушенных контрфорсов. Между контрфорсами спускаются осыпные кулуары, обрывающиеся ниже сбросами. В теневых местах кулуаров имеются толстые снежники. Вообще, преодоление этого участка не имеет красоты. Группы, акклиматизированные технически, могут обойти этот участок маршрута, поднявшись на гребень через перевал Энергия. Маршрут при этом в категории трудности не потеряет. В нашем случае прохождение этого участка носило тактический смысл разминки и технического привыкания к друг другу. Итак, большинство жандармов обходим слева. Путь обхода пролегает по скальным полкам либо по границе скал и осыпи.
Движение с одновременной и попеременной страховкой через выступы. За 3 часа выходим к рыжему контрфорсу, отходящему от самого крупного жандарма. В кулуарах, выводящих к «сёдлышку», через которое можно перевалить через контрфорс», лежат плотно слежавшиеся снежники.
В 14.30 одеваем кошки и вешаем 80м перил наверх 40°. Наверху обильный перекус
и далее 80 метров перил вниз 40°.
Последний снимает перила с нижней страховкой. В понижении течёт ручей. Сразу заходим ещё на одно сёдлышко и с него вешаем 40м перил по крупным блокам 90° и снежнику 50°.
Верёвку сдёргиваем, оставляя крюк.
Преодолеваем ещё два осыпных сёдлышка и выходим на осыпной склон,
который выводит нас на гребень,
где мы организуем бивуак в 20.30. Высота 4270, от перевала Казнок З. «по птичке» 1,1км. От рыжего контрфорса 6 часов. В соседней восточной седловине находим и меняем записку в контрольном туре. Снята записка Группы МЭИ от 19.07.2012, в свою очередь предшественники сняли записку г. Винницы от 09.07.1999.

С утра выход в 7.00. Сразу вешаем перила по разрушенному взлёту гребня 50м до 60° так, что бы не сыпать камни на верёвку.
Тут можно пройти в связках, но с утра мы предпочли перила. Далее в связках с одновременно траверсируем осыпной гребень, а там, где возникают жандармы, обходим их по осыпям и снежникам южного склона. После того, как гребень становится снежным, возвращаемся на него. Гребень широкий, по нему мы выходим на седловину перевала Энергия (4430м, 3 часа от ночлега). В туре записки нет. Устраиваемся на длительный обед и отдых. Торопиться не куда, за сегодняшний день наша задача - подойти под взлёт первого плеча. Выход в 14.00. Первый небольшой жандарм обходим слева по осыпи. На второй поднимаемся, пройдя вначале по осыпной полке южного склона, а затем по разрушенным скалам (попеременное движение) в угадываемое понижение.
В понижении выложено место под одну небольшую палатку. Отсюда, пройдя с попеременной страховкой по довольно узкому скально-снежному гребню с мульдами,
подходим под первое плечо. Два с половиной часа с места обеда. Перед взлётом первого плеча на северном склоне большая снежная площадка, где мы разместились на ночлег. Используем световое время для организаций станции перил завтрашнего дня.

2.Взлёт первого плеча и гребень до второго плеча
Выход в 6.00. От места ночлега начинается вертикальный взлёт первого плеча. Слева от взлёта имеется система полок, выводящих к широкому камину. После камина широкий снежник, выводящий на контрфорс гребня, выводящего ко второму плечу. Для обходов вертикальных участков и движения по плечу мы повесили 360 метров перил.
Первая верёвка: Вешаем горизонтальные перила 40м слева вдоль скальной вертикальной стенки. Имеются только хорошие зацепки для рук в расщелине. Промежутки на закладках, френдах и скальных крючьях. С утра этот участок бодрит.
Вторая верёвка: 80м до 50° по логичным уступам наверх. Тут можно пройти в связках, но поскольку мы уже начали вешать продолжаем эту логику.
Третья верёвка: 80м вначале вверх на гребень
по простым скально-осыпным полкам до 40°,
а затем налево вверх в направлении скального «коридора» камина, пересекая снежный кулуар 45°. Страховка через выступы и френды. Станция справа от входа в «коридор» на осыпной полке.
Четвертая верёвка: 80м в среднем до 50° короткий уступ до 70°. Вверх по камину «коридору», выводящему на осыпную полку.
В камине лёд, кошки буры и френды.
Пятая верёвка: 80м налево вверх по глубокому снегу до 45°, зажатому между скал.
Промежутки и станции на крючьях.
Далее в связках выход на контрфорс. Слева на контрфорсе возможен комфортный ночлег. Дальнейшее движение по ледово-скальному широкому склону контрфорса в связках с попеременным движением через буры выводит на широкий снежно-скальный гребень.
Здесь устраиваем обед. Дальнейшее движение по гребню приводит нам ко второму плечу.
От места ночлега 8 часов. На всём протяжении снежно-скального гребня возможен ночлег. Погода совсем нестабильна. Производим разведку взлёта второго плеча боем и организовав часть перил, откатываемся на ночлег на ближайший участок заснеженного гребня.

3.Взлёт второго плеча и гребень до вершины
Взлёт состоит из монолитных скал рыжего цвета.
Имеются кулуары и Маленькие полки с южной стороны. Погода не стабильна. Выходим по готовности (около 9 часов) на ранее навешенные перила. Для обхода основной части взлёта провесили 200м перил.
Шестая верёвка: 80м до 50° по широкому скальному кулуару поднимаемся вверх налево к началу скальных полок.
Седьмая верёвка:60м. Вначале налево на скальную полку, где можно разместиться впятером.
Далее 4м 90° с выходом на узкую скальную полку,
движение по которой приводит к скальной сильно расчленённой стене.
Восьмая верёвка: 80м. 30м до 70° скалы с натёчным льдом.
50м по очень подвижному осыпному склону.
На верёвках использовали множество закладок, френдов и крючьев. От места ночлега 4 часа. Устраиваем перекус с чаем.
После выхода на осыпной склон угадывается подъём на гребень по снежникам до 40°. Поднимаемся с одновременной страховкой в кошках. На седловине гребня возможен ночлег. Дальнейшее движение до вершины проходит по скально-снежному гребню преимущественно с одновременной страховкой, но имеются участки, где идём одновременно. Гребень продолжительный, с множеством снежных надувов, имеются карнизы. Видимость слабая, снегопад и ветер. В 19.30 выходим на вершину.
От выхода на гребень 4 часа 30 минут. Наслаждаемся проделанной работой. Всего до вершины провесили 700м перил. Думаем группы очень техничные с альпинистским подход к количеству бивачного снаряжения смогут сократить количество перил вдвое. Но мы предпочли при раздумьях «вешать» или нет, логику большей безопасности в виду нашего небольшого опыты скальных траверсов. Утепляемся, едим сюрприз от Романа исполненный в виде солёной карамели.

4.Спуск по классическому пути северного гребня 2А-2Б на перевал Чимтарга.
Спуск нам хорошо знаком, многие из нас были на этом маршруте не один раз. Но учитывая накопившуюся усталость, вешаем три верёвки перил по 80м по снежно-ледовому склону до 40°. Уделять внимание описанию маршрута не будем, так как он часто посещаем и хорошо описан. На седловине перевала Чимтарга становимся на ночлег. Итоговая длина траверса от перевалов Казнок – 4,7 км. На следующий день спускаемся в МАТЦ «Вертикаль» сделав остановки на поедание припрятанных ранее арбузов на Мутных озёрах и в чайхоне на озере Алаудин.
Таким вот образом завершились наши предпоходные прогулки по Фанским горам. Впереди нас ожидает Памир.