Творчество в горах

Пишет streb, 15.02.2017 01:22
15.02.2017 12:00 – 15.02.2017 18:00

Творчество в горах (Альпинизм, стребежев, песни, стихи)
Даже небольшой камень, найденный в горах, может содержать иероглифы, в которых зашифрованы Высшие истины мироздания. Горы же в целом полны философских и поэтических тайн, и просят нас их разгадать. Посреди бурных споров о современных технических стилях в альпинизме, как-то замечаешь, что в них мало осталось человеческого, касающегося души, а не мускулов. Повисают вечные вопросы: А для чего? Зачем? Ну и что?

Мне кажется, что в альпинизме существует некий кризис смысла в наше время. Во времена первопокорений этот смысл был важным для всего человечества, было понятно, за что люди отдают свою жизнь, скажем, на пути к Эвересту. Мэллори говорил, что дух романтики не должен умереть, и если ради этого нужно погибнуть, то он отдаст свою жизнь. А сейчас высота смысла, как достижение людьми белых географических областей, точек, утрачена (почти все покорено). Чтобы привлечь внимание, новые экстремалы готовы ходить по большим стенам почти без страховки, подниматься на восьмитысячники без кислорода, зимой, в одиночку, спускаться на лыжах, сноубордах, парапланах и т.д. Они действительно мастера в этом, их физическая форма на уровне суперменов. Говорят, на дне океана есть вершины - выше Эвереста, на Марсе есть вершины высотой более 25 км. Не удивительно, если они завтра устремятся и туда, но если не будет найден духовный идеал и смысл, который неисчерпаем и бесконечен, то кризис продолжится и некая неудовлетворенность результатом будет сопровождать.
Для меня пример - Юрий Визбор. Постигая горы, совершая восхождения, - он написал великие произведения - повести АЛЬТЕРНАТИВА ВЕРШИНЫ КЛЮЧ, ЗАВТРАК С ВИДОМ НА ЭЛЬБРУС, а также массу песен. Его результат духовности - неоспорим, и нет кризиса смысла, а есть высокие вершины искусства на этом пути, соединяющем физически существующие горы и творческие вершины.
Представляется некий НОВЫЙ СТИЛЬ, который соединит в явном виде давно существующую связь физического альпинизма с искусством, как средством постижения духовной глубины гор и человека. И в разрядные нормативы будут вписаны требования предъявить созданные после конкретного восхождения стихи, песни, картины, прозу, музыку, художественные фотографии, да хоть бы даже и анекдоты - это тоже искусство, альпинистских анекдотов сравнительно мало!
Не смог творчески осмыслить маршрут, создать свою вещь – восхождение не засчитано. Формула нового стиля: ВОСХОЖДЕНИЕ ПЛЮС ФАКТ ИСКУССТВА.
Об этом хотелось бы помечтать. Но в то же время огорчает даже здесь, на Риске, заметный уход с ленты многих поэтов, художников, других авторов постов, имеющих отношение к искусству в теме гор. Общее восхищение вызывают архисложные прохождения каких-то якобы всем интересных суперлиний. Вопрос: Ну и что? – как-то не возникает, считается очевидным, что ответ на него ясен всем. Но на самом деле ответа нет. Конечно, таков этот блог, и такова его тема. Но все таки паучок по стенке дома лезет гораздо более умело, чем скалолаз, и почему-то восхищения не вызывает. То есть смысл не в самом подъеме по вертикалям, а в его человеческом наполнении, опять- таки в духовности.
Десятки лет в альпинизме поются песни лучших бардов, и нередко поют их лучшие альпинисты. Значит это зачем-то необходимо? В хорошо написанных стиховых бардпеснях есть объяснение, оправдание, память, история, словесно выраженный идеал альпинизма, его душа. Это вроде медитации, как на Востоке, считают, что без психологии, без медитации, на одной физухе, невозможно достичь совершенства личности человека, или стать хорошим бойцом. Коммерциализация всего, в том числе гор, отрицает эту духовность, делает образ альпиниста более примитивным, мышление - одноплановым. Вызывает общее одобрение этакий совершенный механизм для преодоления стен, вообще смертельных изломов рельефа.
Ясно, что то, о чем я пишу – не очень-то на повестке сегодняшнего дня, но возможно кому-то все же будет в резонансе. Поскольку мне лично ближе поэзия, песня, приведу в конце несколько своих горных стихов об альпинистах, находящих себя в разных видах искусства.

Возвращение друга

Это отпечаталось в тебе:
Скалы в мгле и в ледяной крупе,
Молний, в пропасть падающих, свет –
Этого на снимках твоих нет.

Ты вернулся и привез кристалл
С той вершины, где ты побывал.
Пачка фотографий на столе,
И маршрут – “шестерка” по скале.

Ты фотохудожник, но в горах
Все отснято на простых местах.
Там не включишь фотоаппарат,
Где гроза, карнизы, льда каскад.

Пусть без иллюстраций твой рассказ,
Как стена хотела сбросить вас.
Все же главный снимок сделал ты –
На вершине, а вокруг хребты...

В глянцевых листах – красоты гор,
Их легко воспримет чей-то взор.
Ты же, весь измучившись, во сне
Ищешь перехваты на стене.

Ты вернулся и привез кристалл
С той вершины, где ты побывал.
Пачка фотографий на столе,
И маршрут – “шестерка” по скале.

Картины гор

Засверкали ледники
В обрамленьи скал холодных.
От вершины до реки
Гор великие полотна.

Не аукцион картин,
Ты в высотной галерее.
Хёрст − слабей, чем Каравшин,
Рихтер − Ушбы не сильнее.

Весь в сюжетах горный зал
Модернизма с декадансом:
Соскользнул, слетел, упал
Иль пролез, взошел, поднялся.

Бородатый интроверт
С гор спустившись на ночевку,
Ставишь ты в камнях мольберт,
Взявши кисти, холст, грунтовку.

Нарисуешь льда обвал,
Из гранита бастионы.
И с горами, может, стал
Ты в соавторстве законном.

Вниз на рюкзаке унес
Непросохшую картину.
Скажут: малеванье брось,
Выпьем лучше за вершину!

Хлопнут други по спине:
Ты мужик, хотя художник.
Ты лез первым по стене,
Значит краскам верить можно!

Скалолаз– не богомаз,
Джомолунгма – не Джоконда,
Холст с горы ценней для нас,
Чем из золотого фонда!

Стихи альпинистов

Штычка стального в снег укол –
В горах самостраховка.
Среди поэтов разных школ
Мы выглядим неловко.

Техничны слог и рифмы их,
В литературе – профи!
Но наш несовершенный стих
Не вымучен над кофе.

Не побоявшись ни черта
На гору лезут люди,
Чтоб ледорубом начертать
Стих в подвершинной мульде!

Горит вершины леденец
Магическим кристаллом.
Если поэзия не здесь,
То где она витала?

Тут не Дантесы целят в нас –
Лавины и обвалы.
Песнь перебив, зовет начспас
Бежать на перевалы.

Узка площадка на скале
И нету парапета.
Гремит камней парад-алле…
Не видно здесь Поэта.

Что ж, если мэтр книжных чащ
Сюда талант свой втащит,
Заброшу тут же карандаш
И стих в помойный ящик!

Но классик и авангардист
Пьют водку под “бефстроган”.
Возьмем-ка, друг, маршрутный лист,
На нем есть место строфам!

Источник: творчество автора
Пойдет 0 человек
53


Комментарии:
3
Во многом согласен с Вами, Виктор!

Горы создают нам характер и очищают от ненужного в человеческом общении.
Думаю, что несмотря ни на что, душа будет жить восхождениями к трудному и прекрасному.

Здесь исцеляют от болезней,
Среди которых ложь и суета.
Лекарства не найти полезней,
Вернётся всё на должные места!

Приходим радостно в палаты,
Где служат потолками небеса,
Кроватью – горный склон покатый,
А доброю сиделкою – луна.

1
Виктор, спасибо за понимание и поддержку! Безусловно, для Вас в этой статье нет ничего нового, Вы так и живете, так и всегда жили, то есть соединяя горы и литературное творчество.
Слава Богу, таких людей в среде восходителей немало. Среди альпинистов находим и авторов неповторимой прозы, и стихов, даже скрипачей.
О чем тогда эта статья?
Беда в том, что таких творческих людей, которые являются своими в горах, становится все меньше. Хотя и раньше они воспринимались больше как исключение. Все реже слышим в горах гитару, пропадает культура восприятия бардпесни, стихов. Существуют, уже созданы значительные вещи, - их почти некому воспринимать.
" Так поэт, затосковав,
Ходит праздно на проспект.
Было слов не отыскать,
Стало не для кого спеть. "... Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ.

Внутренняя отдача от творческого отношения к горам, всех видов искусства, очень велика, наполняя "РИСК И НЕПОМЕРНЫЙ ТРУД..." светом духовности, человечности.
Казалось бы это и должно стать основным, а не исключением!

0
>>становится все меньше

я думаю что доля таких людей примерно одинакова как среди альпинистов, так и в целом.

кроме того, формы "творчества" (в смысле художественного) меняются, и гитара и бардовская песня - это всего лишь определенный период

и вообще, альпинизм является творчеством сам по себе, как собственно и любое другое дело.

0
lsls
Конечно, в широком понимании любая деятельность человека может быть творческой, хоть кондуктора в троллейбусе, хоть токаря или строителя. Понятно, что в статье говорится о другом творчестве, есть даже примерный перечень, и формы могут быть самые различные (не только бардпесня). Основное в том, что альпинист из восхождения делает некоторые обобщения в виде произведений искусства, используя искусство как способ постижения мира и человека. Кстати, интересный взгляд на ту же постановку вопроса есть здесь -
http://www.risk.ru/blog/209204 О пользе пения под гитару для акклиматизации в горах.
Альпинизм в соединении с произведениями искусства, по моему мнению, - это во-первых естественно (много красот, эмоций), во-вторых это делает его глубже, наполняет новым, более высоким смыслом, что важно.

Меня до поры удивляли краски на картинах Рериха, казались неестественными. И только во время трехсуточной отсидки в ожидании погоды на Памире, вдруг увидел именно рериховскую палитру в пейзаже гор в лучах предвечернего солнца!

2
Затронутое о Рерихе напомнило давно увиденное на перевале Северо-Уилпатинском:
«Остановись, заклинаю тебя, оглянись! Вдумайся в этот словно за пределами времени возникший исполинский, таинственно-объемный мир. Взгляни на индиговые, насыщенные мощью тысячелетий драконовые хребты гор, на распахнутую стынущую голубизну снегов! Взгляни: суровеет преджизненной напряженной синью бездна…
Вглянись, прислушайся! Ты услышишь: в изумленной кристальной тишине гор горько и сладостно перекликается душа твоя с потускневшим серебром снеговых отрогов далеких, с сиреневой мглой западин горных, со всей этой отрешенной, по-разному освещенной солнцем космической красотой первожизни.
Не медли! Вглянись в понимающие вечность глаза высоко вознесенной вершины, затянутые тонкой туманной пленкой, как у старого тибетского орла. И ударит в сердце, и заполнит тебя нежданный аккорд новизны острой, вдохновляя на восхождение, на рост…»
(Из этюдов о Рерихе)


Это и в такое место могли принести именно те люди, которые видят в горах нечто большее, чем покорение труднодоступного...

2
Да, согласен, Рерих открыл, выявил и показал нам такие краски и сюжеты в горах, которые бывает мы в беготне за спортивным результатом, порой не замечаем. А что бы заметить, надо остановиться, вдуматься, погрузиться в размышления... А результат этого сопереживания гор изложить на листе бумаги, или на холсте, или, как Евгений Абалаков - в скульптурах. Я бы не стал к этому призывать штангистов, или боксеров. Но альпинизм - такой особенный вид спорта, и протекает в таких особенных внешних условиях, что его всегда считали большим, чем просто спорт, - сродни философии и высокому искусству.

Хорошо сказали.
Каждый сам выбирает для себя золотую середину: альпинизм, как спорт и альпинизм как нечто большее "- сродни философии и высокому искусству."

1
Простые примеры, первое, что вспоминаешь без особой подготовки, показывают,что приобщенность альпинистов к творчеству в разных видах искусства всегда была и есть. Я в статье только попытался дать этому явлению особый акцент, выделить из других составляющих альпинизма, придать этому самостоятельное значение, настаивать на усиленном развитии именно этой стороны. Вот эти примеры:
Евгений Абалаков - скульптор, художник,
Юрий Визбор - поэт, бард,
Рейнхольд Месснер - написал множество книг, имеющих художественное значение,
Карло Маури - фотохудожник, автор книги КОГДА РИСК - ЭТО ЖИЗНЬ,
Анатолий Букреев - писал стихи, пел под гитару, написал книгу,
Сергей Бершов - автор книг,
Владимир Шатаев - автор книг,
Анатолий Овчинников - автор книги АЛЬПИНИСТЫ МВТУ ИМ. БАУМАНА,
Владимир Моногаров - автор книг о спортивной медицине,
Иоганн Шмук - музыкант-экстремал

Это так, десяток навскидку. На самом деле - тысячи альпинистов-творцов!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru