Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями.

Пишет Никита Степанов, 14.03.2017 20:58

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм) В годовщину 100 - летия со дня рождения Кирилла Константиновича Кузьмина ("Снежный барс" № 2. Дата присвоения 1966 год.) хочу начать серию публикаций его слайдов из различных экспедиций, которые, наверняка ещё неизвестны широкой аудитории. Их мне любезно предоставила его жена – Наталия Николаевна Кузьмина. Слайды, аккуратно разложенные по годам, не датированы и только некоторые подписаны. Моя попытка привязать их к конкретным участкам основывается на дневнике Кирилла Кузьмина, хранящемся у Наталии Николаевны, и на воспоминаниях о маршруте, пройденном мной в 1989 году. Это может быть не совсем корректно, так как за прошедшие годы память могла и подвести. Надеюсь, в комментариях меня поправят. Возможно, кто-нибудь узнает и изображённых на них людей.

К лету 1961 года Кириллу Кузьмину не удалось собрать команду, которая участвовала в экспедиции 1960 года. Но тут грузинские альпинисты, с которыми он сдружился на предыдущих восхождениях, запланировали экспедицию на пик Победы. Зная о прошлогодней трагедии и переживаниях Кузьмина, они пригласили его к себе в команду. Её руководителем был Отар Гигинейшвили. Подробно о тех событиях можно прочесть в книге К.К. Кузьмин гидроэнергетик-альпинист.

Большое спасибо Олегу (ostaptsov) и Ларисе (lorinson), которые значительно улучшили качество фотографий. Огромное спасибо Зауру Чартолани, который сделал подписи под фотографиями, и теперь мы, наконец-то, знаем, кто на них изображён.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото1. 07.08.1961. Лагерь на леднике Дикий. Палатки – серебрянки вызывают ностальгические чувства

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото2. 07.08.1961. В лагере на леднике Дикий.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото3. 07.08.1961. В лагере на леднике Дикий.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото4. Отари Гигинейшвили – начальник экспедиции.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото5. 08.08.1961. Утренние сборы. Обратите внимание на поролоновые ковры под клапанами рюкзаков. Карематов и пенопластовых ковриков тогда не было.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото6. 08.08.1961. Построение перед выходом. Верёвки тоже заслуживают внимания. Скорее всего, это сизалевые канаты, аналогичные тем, которые использовала экспедиция Н.П. Горбунова при восхождении на пик Сталина в 1933 г. На Фото7 снизу как раз кусок того каната, снятый с ребра Абалакова.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото7.
Но в комментариях написали, что это капроновые верёвки. Чтобы развеять сомнения, я позвонил Николаю Алхутову - участнику траверса пик Ленинград - пик Абалакова в 1959 г., которым руководил Кирилл Кузьмин. Он подтвердил, что у них уже были капроновые верёвки как раз с таким плетением как у морских канатов. Так что скорее всего и в этой экспедиции были уже капроновые верёвки.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото8. 08.08.1961.Выход в акклиматизационный поход.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото9. 08.08.1961. Выход в акклиматизационный поход.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото10. 12.08.1961. Вид из пещеры 5400 м. на Хан-Тенгри на акклиматизационном выходе

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото11. 15.08.1961. Измерение высот на Победе в бинокулярную трубу. Сидит Отар Гигинейшвили

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото12. 20.08.1961. Подъём к скалам.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото13. 20.08.1961. Подъём к скалам.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото14. 20.08.1961. Подъём к скалам. Лицом к нам Илико Габлиани.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото15. 23.08.1961. Утро после ночёвки на скалах. Хергиани. Слева - старший, справа - младший.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото16. 23.08.1961. В палатке на ночёвке. Слева Илико Габлиани, а справа Михаил Виссаронович Хергиани.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото17. 23.08.1961. Выход на пик Важи Пшавела, впервые названный именно в той экспедиции, в честь известного писателя и просветителя Грузии XIX века. Слева ледник Дикий, справа – Звёздочка. Слева - направо: Медзаришвили, Кухианидзе, Габлиани.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото18. 24.08.1961. Пещера на западном гребне Победы (6900 м.). Слева в пещере Кухианидзе, далее Медзмаришвили, а справа Илико Габлиани.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото19. 24.08.1961. У пещеры на 6900 м. Слева старший Хергиани, справа - младший.


Фото20. 24.08.1961. У пещеры на 6900 м.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото21. 24.08.1961. У пещеры на 6900 м. Утренние сборы. Слева - направо: Кухианидзе, Габлиани, Медзмаришвили

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото22. 24.08.1961. Илико Габлиани на гребне пика Победы.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото23. 24.08.1961. Отдых на гребне Победы. Слева - направо: Джумбер Медзмаришвили, Илико Габлиани, Михаил Виссарионович Хергиани, Михаил Кадырбеевич Хергиани и Темур Кухианидзе.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото24. 24.08.1961. Отдых на гребне Победы. Слева - направо: Габлиани, Медзмаришвили, Кухианидзе.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото25. 24.08.1961. Хан-Тенгри с гребня Победы.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото26. 24.08.1961. Хан-Тенгри с гребня Победы.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото27. 24.08.1961. «Обелиск» перед последним взлётом на Победу.
Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото28. 25.08.1961. Слева Михаил Виссарионович Хергиани, справа Михаил Кадырбеевич Хергиани.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото29. 25.08.1961. Михаил Виссарионович Хергиани на подъёме к Победе выше Обелиска.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото30. 25.08.1961. На подъёме к Победе. Слева - направо: Кухианидзе, Габлиани, Кадырбеевич Хергиани и Виссарионович Хергиани.

Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)
Фото31. 26.08.1961. Отдых в начале пологого вершинного гребня. Слева - направо: Теймураз Кухианидзе, Илико Габлиани, Джумбер Медзмаришвили.
Экспедиция грузинских альпинистов на пик Победы. 1961 год. Редакция третья, исправленная с учётом комментариев и улучшенными фотографиями. (Альпинизм)

Фто32. 28.08.1961. Обратный путь с Победы к Важе. Впереди Теймураз Кухианидзе, замыкает Джумбер Медзмаришвили. В то утро под «Обелиском» умер Илико Габлиани.

После вершины они пошли по гребню на восток, и в 17 часов сняли записку Абалакова. Дальше связка Теймураза и Илико отправилась вниз, а Джумбер и Кирилл – дальше на восток, где на высшей точке массива Победы должен был быть тур Ерохина . Они нашли его. Тур располагался на скалах, метров на 10-15 выше всего гребня. Но усилившаяся пурга не позволила им подняться и снять записку Ерохина, и они решили оставить её на месте в память о погибшем Игоре.

Дальше начался кошмар. Они сумели всё-таки дойти до своих рюкзаков, и заночевали в снежной яме, накрывшись спальниками. Илико и Кухианидзе не повезло – они схватили «холодную» на 7350 м.

27.08. Все четверо спустились в палатку, где были оба Миши Хергиани.

28.08. Первыми ушли Миши Хергиани. Виссарионович потащил Кадырбеевича

Больше фотографий нет. Для всех начался ещё больший кошмар. На спуске сорвались и погибли Медзмаришвили и Кухианидзе. Кирилл Кузьмин вернулся к Мишам один. Отрицательный счёт у Победы стал: 27 погибших при 16 взошедших.

Более подробно о тех событиях в вышеупомянутой книге.

182


Комментарии:
18
Уважаемый Никита
Спасибо за публикацию!!
Это что-то невероятное - настоящая "машина времени"....
Столько слышал, читал об этой экспедиции - и вот такие классные и живые фотографии

С нетерпением жду новых фотографий из архива Кирилла Кузьмина

6
В 1960 году у языка ледника Октябрьский, Восточный Памир, стояло два базовых лагеря. Наш - ДСО "Буревестник" УзССР и Спорткомитета Грузинской ССР. Это была моя вторая экспедиция на Памир. Помню здоровых чернобородатых мужиков из Грузии (только у Кухианидзе растительность была была рыжего цвета)и наше дружеское общение. Их палатки по типу перкалек были четырех цветов.Каждой палатке соответствовали цвета штормовых костюмов и прочей одежды. Все это было выполнено на заказ. Грузинские восходители собирались на траверс вершин Заалайского хребта от перевала Профсоюзов до пика Дзержинского. "13 вершин, 13 человек, 13 дней" - таков был лозунг альпинистов. Этот траверс занял 1-е место на Чемпионате СССР.Приезжали проведать нас и пограничники. С ними ребята ездили в соседнюю Байгашку на охоту. Все участники увезли на родину по паре великолепных киичьих рогов. В ту пору эти животные еще не числились в Красной книге. Жаль не сохранились фото. Кто знал? В моем архиве совместных снимков нет. О той экспедиции написал в книге "Белые вершины Заалая".

5
По поводу альпинистской веревки с "ребра Абалакова". В 1970 году на жандармах висели приличные куски. Из подо льда при обходе 6-го жандарма торчало около 20 метров. Мы пытались вырубить ее до конца, но не получилось. Намерзло белее метра. Обрезать не стали.Использовали для спуска. У меня сохранились два сувенирных куска 33-го и 37 гг. Знаменитые лестницы только на фото. Часть упомянутой в комментариях атрибутики (короткий альпеншток, ледорубы, кошки, перкальки и пр.) храню в своем Музее альпинизма им Аладимира Рацека.(см. в Фейсбуке). О литературе - отдельная речь. С Вами, уважаемый Никита Степанов, хочу иметь персональную переписку. Мой адрес - georgii-kalinin@bk.ru

13
Чудо, а не снимки! Чёткие, информативные, захотел бы так поставить не смог бы. А документалистика смогла! Ну и фотограф конечно! И рассматриваешь их долго и не насмотришься! Почему-то современные так не рассматриваются.Спасибо всем за этот материал. И особенно - Никите!

7
Никита, спасибо за рассказ! Снова снимаю шляпу. Здорово! Небольшая поправка(не меняющая про сути ничего) на "Фото11. 15.08.1961. Измерение высот на Победе артиллерийским дальномером. Сидит, наверное, Отар Гигинейшвили", это не похоже дальномер, скорее просто бинокулярная зрительная труба. Как бывший оптик говорю).

5
Лёша, извини пожалуйста! Рука дрогнула и вместо "ответить" на минус нажал. Они её по разному называли. А что правильно - я не знаю. Теперь объяснил. Сейчас исправлю.

3
Ну блин! Даже тут Серега отметился)

1
А какой такой Серёга и где отметился?

2
https://www.risk.ru/u/img/249/248757-1200.jpeg


4
Спасибо большое. Совершенная машина времени, как заметили выше.

Фото 22 - очень выразительные китайские горы.


3
В 2014ом мы через много лет после команды Кузьмина поднялись на пик Шверника, но точно в этом не уверен, это было бы странно, если бы так много лет туда никто не поднимался. Никаких следов мы там не обнаружили. Было бы интересно, если бы нашлись фотографии со Шверника. Спасибо.

1
А в каком году он ходил на Шверника?

2
В 1952ом, http://wiki.risk.ru/index.php/%D0%9F%D0%B8%D0%BA_%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0


10
Трикони, серебрянки, сизаль и люди, те самые люди, о которых столько слышал и читал...
Спасибо за память об Истории, Никита!

6
Никита, я читал об этой трагедии в Побеждённых Вершинах. В 1973 г. Сидел у Эльчибекова в его подвале-библиотеке и не заметил, как стемнело. Спасибо тебе огромное. Много тогда легло людей. С Кирилом Кузьминым познакомился в Джергитале на аэродроме. в 1975 . Он нам рассказал, как занёс портрет Сталина на пик Сталина и написал на обороте, что следов человека на вершине не обнаружил

1
Боря, может быть ты, когда писал "Много тогда легло людей", имел в виду 1960 год? Тогда в лавину на Победе попали 29 человек и 10 из них погибли. Эльчибеков был свидетелем этой трагедии. Но об этом будет следующий мой пост. В четверг Наталия Николаевна Кузьмина, с двумя маститыми сопровождающими, собирается ехать в Спорткомитет с целью реанимировать музей альпинизма. Может быть наступит время, когда мы воочию сможем увидеть легендарную записку Виталия Абалакова с пика Победы.

8
Много раз читал об этом восхождении и трагедии. А тут - все зримо: "абалаки", сизалевые веревки, шекли, памирки.
В 91-м работал в школе инструкторов, нам наш ком.отряда, Прохоров, ходивший с Абалаковым, рассказывал о тактике, вернее, о восхождениях тех лет: один (!) человек нес сизалевую веревку, одну на команду. На горе первый пролазил участок, крепил ее, а остальные пролазили со схватывающими. Это на 5Б.
Какие фото! Спасибо, Никита!

5
Спасибо, очень интересные фотографии, легендарная история, не думал, что когда-нибудь удастся так прикоснуться к ней.
Думаю, что фото 17-19 не 5700, а где-то 6800, там как раз площадка над скалками есть

3
Скорее всего, Вы правы. Ведь действительно, до гребня совсем не много. Сами же трое суток там пурговали вместе с Валентином Божуковым (https://www.risk.ru/blog/18085). Но побоялся, что ошибаюсь. Память, батенька, память... Виноват, исправлю, если сойдётся с его дневником. Во всяком случае - спасибо!

4
Да, где-то там. Вот примерно с 6800:

0
Евгений, спасибо! Вы правы, но судя по дневнику это уже после Важи, через сорок минут ходьбы по гребню. Меня смутила вот эта моя фотография но мы тогда уже были гораздо дальше. Постараюсь сегодня всё исправить, если успею.

0
Да, после Важи, где-то перед верблюдом

1
дубль

4
Хотим внести маленькую поправку: альпинист в сиреновой пуховке, который упоминается Джумбером Медзмариашвили, в натуре являетса Илия Габлиани. А Медзмариашвили и Кухианидзе одети в голубых цветах. По фоткам видно, в четвёрке видушим является Илия Габлиани

1
Спасибо! Тогда выходит, что на фото 20 Илико и Михаил Виссарионович Хергиани?

1
Шикарный пост!
Палатки – серебрянки вызывают ностальгические - что за палатки такие?)Я молодой и не застал) Двускатные застал,а вот серебрянки нет:)

2
А из перкаля в своё время даже делали обшивку крыльев для самолётов...

4
Витя, не просто из перкаля, а скаты со специально нанесённом водозащитном слоем. Снаружи он имел серебристый цвет, за что палатка и получила своё прозвище. Но этот слой защищал не только от воды, но и от воздуха, поэтому днём в ней было, как в Сахаре, а ночью холоднее чем на улице. На морду всю ночь падал иней, потому что она была однослойная. И защита от ветра была формальной, за счёт чисто перкалевых фронтальных и боковых полотнищ. В этом плане брезентуха вела себя лучше, правда, промокала и была тяжелее. Но ведь ходили же, и на семитысячники тоже.

Я в серебрянках три года ночевал, потом не выдержал и сшил себе капроновую.


1
Вам повезло! Представьте себе современные однослойные мембранные палатки, которые намерзают злобно. Только не мембранные. Представляете, как намерзают? На высоте около 5тыс. , до пяти сантиметров измороси на скатах палатки утром.

2
Двускатная серебрянка (по цвету полотнища), что на верхних фото, она же памирка, она же перкалька, - была штатная палатка в альплагерях. У меня и сейчас есть одна, а в прошлом году даже новые видел, пару штук.

1
Осталась новая, думаю может сходить с ней в Безенгах.
Но нет триканей

7
Трикони, абалаковские рюкзаки, ледорубы с деревянным древком готов предоставить. Есть разные модификации и разные размеры. Какой нужен? Есть также абалаковские и яровские рюкзаки, ледорубы с деревянным древком 60-х годов, ВЦСПСовские крючья, карабины, пуховый спальник, набивной пенопластовый коврик, альпеншток, брезентовые штормовки и штаны и прочее. В общем в "машину времени" сыграть можно. Эффект будет потрясающим. Было бы желание!


1
Марат! Ежели решисься с этим пойти, подброшу розовую ВЦСПСовскую пуховку, пяток стальных морковок, триконей, правда, не сохранил, зато есть молоток с деревянной ручкой с тех времен, кошки на ремнях, абалаковский рюкзак, ВЦСПСовские высотные двойные ботинки (рыжие), горные лыжи с ременными креплениями, и много разной белиберды из тех времен. Лежат в витрине ресторана для антуража. Но если с этим пойдешь в Безенгах-готов снять.


1
Никита, мне это хорошо знакомо. У тебя три года в этой палатке прошло, а я две "серебрянки" пережил, потом из парашюта шили, а сейчас - фирменную таскаем.

1
.

1
Эти палатки были в Русской армии во время завоевания Средней Азии. успешно служили военным топографам в горах и по штатному расписанию военнослужащие там селились по два

2
Памирки, в 1865г.? Обалдеть.

3
Я не знаю дат, Алишер, но эта очень древняя часть дислоцировалась в Намангане и 1978 г. И мы тренировали их. И мы посетили музей части. Они делали первую съёмку Памира до революции. Ледник Абрамова был назван в честь выдающегося топографа - царского генерала Абрамова. Они участвовали в открытии п. Победы с Рацеком
Пик Военных топграфов был назван в их честь

3
Ткань "серебрянка" также известна под названиями "газгольдерная" или "аэростатная".
Её начали производить в СССР тогда, когда начали строить дирижабли.
Точную дату начала производства не знаю, но скорее всего это двадцатые или тридцатые годы.
Использовать её "в Русской армии во время завоевания Средней Азии" не могли.

В то же время на западе палатки из более дорогой прорезиненной шелковой ткани появились ещё в конце девятнадцатого века.
О них (также, как и об алюминиевой посуде) написано в книге Стюарта Эдуарда Уайта "Camp and Trail".
Очень прикольная книга с исторической точки зрения.

2
Эти палатки были в Русской армии. Где-то даже я читал о Чимганских летних армейских лагерях. Дореволюционных. Врать не люблю, не те годы


1
Поправка: "Camp and Trail" была опубликована в 1907 году.

1
Никита, великолепные снимки, причем это 1961 г. Удивила экипировка участников на фото16,у нас, студентов, в 1973 г. было намного хуже, хотя по срокам тот же август. А вот кеды на фото11 точно такие же, какие и мы носили.

3
Светлана, это же экспедиция республиканского уровня. Поэтому пуховые костюмы и спальники у них были, но рюкзаки то всё-таки брезентовые, а коврики - поролоновые! На безрыбье, так сказать.

4
Никита, отличный рассказ, а слайды вообще бесподобные.
Автор настоящий фотограф!
Спасибо, за доставленное удовольствие!

1
Автор Кирилл Кузьмин.

2
Ну да, я и имел в виду Кузьмина. Сам знаю что такое лишний кило на высоте, таскал зенит постоянно на все горы почти.

6
“Да воздастся” Никите Степанову за возрождение действительно выдающихся страниц альпинизма тех лет. Поражает не только стойкость зубров советского альпинизма, но и их отношение к запредельным трудностям и способность их переносить, причём в тогдашнем боевом снаряжении.
Из книги К.Кузьмина:
“Абсолютная темнота, и срыв с гребня (благополучный) заставил нас остановиться на небольшой площадке и провести ночь, прижавшись, друг к другу, и накрывшись спальными мешками (это на 7300 – avaberg!). Как только солнце осветило нас, мы собрались и спустились к бивуаку, где ночевали Миши. Второй двойке повезло меньше – им не удалось найти свои рюкзаки, и они ночевали немного выше нас (выс. 7350 м), не имея спальных мешков. Наутро, отогревшись ( ! ), они спустились к нам, и мы вместе спустились к основанию гребня выс. 6900 м, где и заночевали.”
Краткий рассказ К.Кузьмина «Трагедия на п. Победы в 1961 г. (группа Медзмариашвили)» можно прочитать здесь http://www.alpklubspb.ru/ass/a513.htm
------------
Был на Победе в 1984 году (команда Таджикистана под рук. В.Божукова) – И.Габлиани и В.Художин ещё лежали на полках «Обелиска», видимо, до сих пор покоятся там же… или удалось снять?

1
Художин лежал метра 2 выше дна рантклюфта в 92-м, а Габлиани не было, видимо где-то во льду уже.

1
Вроде как грузины позже пытались снять Габлиани (вырубали изо льда). Не знаю, насколько успешно.

1
В 89-ом Габлиани лежал.


4
как то так...цвет немного поправил

3
Странная штука память .... Столько в голове уже информации за полтинник накопилось , что думаешь иногда , что и не отроешь в ней старые полки . Ан нет .Вот только начал читать пост и сразу же в памяти о Хергиани книга . И вся история сразу вспомнилась из книги той . А давно я ее читал ,в середине 80-х попала она ко мне в руки , и сейчас есть книжечка эта у меня , сохранилась ) Полез , нашел в залежах . Да все точно , есть глава про Победу

" Вершина горя и радости, тревоги и боли , вершина подвигов и неразгаданных тайн , вершина ,на которой сшибались лбами и азарт , и честолюбие, одно имя которой будило в душах альпинистских сложные чувства . Быть может , поэтому Победа всегда влекла к себе восходителей " ... это оттуда 79 года книжечка , восемнадцать лет спустя значит ..

0
Не 18, а 28!

1
Бери выше... 38.

1
Kor в 80-х книгу прочел.

4
Я считал от грузинской экспедиции 1961 года . А книга в 79 м издалась , значит 18 лет спустя от экспедиции написана была Бурлаковым , так понимаю. А глава называется "Сезон 61 :пик Победы." Сейчас все просто , в поисковике сразу находится ) А в то время эта литература на вес золота была . Эту книжечку мне сестра в заводской библиотеке брала , потом другой книжкой заменили . Грешок есть такой )) Не было ж ничего в магазинах то книжных , нда...

6
Спасибо всем за комментарии. Сейчас начну исправлять пост. В комментариях проскочило, что верёвка не сизалевая, а капроновая. На днях звонил Николаю Алхутову - участнику траверса: пик Ленинград - пик Абалакова в 1959 году. Он сказал, что у них верёвки были капроновые, хотя плетение было таким же - как морской канат. Так что скорее всего и в этой экспедиции верёвки были уже капроновые. Я был не прав, написав про сизаль.

Позавчера был у Наталии Николаевны Кузьминой. Показал пост. Она тут же указала на 31 фото и сказала, что это не на вершине. "Почему?" - спросил я, зная, что в горы она практически не ходила. Она ответила: "У них рюкзаки, а они их оставили раньше". Я чуть со стула не грохнулся! Железная мужская логика. Как я на это не обратил внимание - не знаю. А учитывая то, что в июне ей исполнится 91 год, я просто был шокирован и уничтожен.

Забрал у неё все слайды и фотографии с 57-го по 72-ой. Надеюсь в них более тщательно поковыряться и найти что-то ещё интересное. Если обнаружится и про 61-ый год, опубликую в следующем посте. А пока буду править этот пост. Назову это второй редакцией.

Начну с фотографий, которые очень здорово поправил Олег Остапцов. Спасибо ему огромное! Надеюсь, их качество вам понравится.

10
всем почет и уважения кто оживляет прошлое алпинизма, особенно вам, Никита Степанов, за атличный пост.
Божуков правда находился у нас. Я участвовал в стречах с родственникам и с дочерями Илико, а син живёт в Москве и сним должен был встретится там. Тогда реч шло о проекте спустит тела погибших альпинистов с помощю параплана, он даже дал нам попробовать полетать чтобы убидится в устойчивосте проекта, но такой спуск было связяна с болшом риском и семя не соглосилас.
Племянник илико это Афи Гигани. Он нашел тело илико (который лежит ниже обелиска 6-7 метрах ниже Художина) и несколько раз поднимался к ним разние 1991-1992-2004 года. Илико до сих пор лежит там.
Что касается сможем ли мы узнать других альпинистов, думаю, что мы полностю можем приписат кто ест кто к счастю пока живой Гиви Цередиани, участник экспедиций, который массовым фото по середине стоит в Сванской шапке.

1
На каком массовом фото, на 5-ом или на 6-ом? На 5-ом двое в сванках, и тот, что справа, мне кажется, Кирилл Кузьмин. А на фото 6-ом трое в сванках, и тот, что слева по-моему, тоже Кузьмин.

10

2
Спасибо большое, Заур! Можно я заменю фотки в посте, на эти с подписями?

10
Никита, браво! Написать об этой экспедиции - это значит пропустить через себя, пережить, фактически, все упомянутые выше события, заранее зная о трагедии. Решиться на это дано далеко не каждому, потому и "возношу тебя на пьедестал".
О снаряжении уже сказано много, тема бесконечная. А вот в число обладателей книги Ю.Бурлакова "Восходитель" о Михаиле Хергиане вхожу и я. И приобрела я ее тоже в библиотеке, честно посоветовавшись с работницей библиотеки, каким образом можно ее заполучить. Ее, видимо, подкупила моя откровенность, поэтому она и подсказала мне выход. До сих пор помню свои впечатления от прочитанного.
А еще хочу поклониться Наталье Николаевне Кузьминой за ее преданность памяти мужа. Суметь сохранить весь архив, не пасть духом и дождаться того, кто "примет эстафету" - это дорогого стоит. Такие женщины достойны памятника при жизни! Думаю, что твои публикации, Никита, и будут тем самым "памятником".
Здоровья Вам, Наталья Николаевна, и веры в тех, для кого преданность, честь и совесть - превыше всего!

3
А у нас в Ташкенте, как ни странно, она свободно продавалось. Я как раз в секцию альпинизма записался и скупал всю литературу по горам.
Зачитывал до дыр. Она тогда сильное впечатление на меня произвела.

1
В Узбекистане в книжных магазинах в советское время был просто Клондайк разной литературы. Мы из небогатой на это дело Сибири, массово там затаривались.

7
Сижу, копаюсь в архивах Кирилла Кузьмина. Похоже, что и по этой экспедиции будет вторая серия слайдов. Ну, а в перспективе 57, 59, 60, 64 и 72-ой год. Постараюсь порадовать зрителей.

2
Успеха Никита, будем ждать!

2
Никита! в свое время много читал об этой истории. Пост классный , фоты отдельная тема, знаю какой геморрой доставать камеру на высоте. В 97году Лева Саркисов организовал экспедицию. чтобы найти и спустить Илико Габлиани. Тело нашли. но спустить не было возможности, группа была всего 7 человек,как я помню.
Никита! я бы с Вами выпил, если вы не против.

1
Я не против, а даже ЗА! Телефон сброшу в личку. Созвонимся.

1
Алишер! перед отъездом в 2013году, я оставил кое какое горное барахло детскому клубу Пилигрим, в том числе 2 памирки (перкальки) может ты их и видел.

1
Памирку, НОВУЮ, привез Илья Галацкий. Там даже паспорт был! И оттяжки в отдельной упаковке. Видел и другие.

1
Про веревки...
В 1987г. на лед Бивачный при подходе к Абалкаковским ночевкам, на середине ледника нашел кусок 30-35 мм явно не капроновой веревки и два карабина, но не альпинистские, а типа монтажных, не больших. Все это довез до Ташкента. И повесил у себя на стенде в Доме Пионеров, в туркружке. Стенд потом перекочевал на СЛС Чимган. Может и по сей день там висит. В 2003 еще висел. Нашим "старикам" показывал, сказали что с такими ходили на Коммунизма.

2
Никита, глянь, какой я приём использовал при оформлении твоего поста на сайте Турклуба МАИ.

Если раскрываешь фотографию, то возникает не только увеличенное, но и более натуральное изображение. Это фото 2, 5, 6, 15, 17 и другие..

1
Андрей, спасибо! Сейчас звякну, и узнаю как это делать. И переделаю. А под фотками, в которых можно однозначно определить людей по надписи, уберу их с фотографий.

3
Никита! Местами ты крепко напрягаешь меня, ругаясь матом, и раздавая слишком резкие (на мой взгляд) , характеристики людям. Но ты РЕАЛЬНО делешь ДЕЛО. В отличие от меня, который для этого имеет гораздо большие возможности, но ж... Свою поднять лень. Так держать!

1
Ну, что Вы! Никита бывает и вежлив. Как-то раз извинялись друг перед другом, словно курсантки из Института благородных девиц.

2
Восхождение на тот момент сильнейшее! А по нашим временам, так пособие,как не надо ходить в горы. Столько детских ошибок! Черт с ними, с ошибками,но они привели к гибели трех альпинистов. Связка спускается с вершины после холодной ночевки, другая, не дождавшись ее ,продолжает спуск ,все время видя связку сзади.Когда связки состыковались на биваке,выяснилось,что Габлиани весь день шел разутый на правый ботинок,нога уже тогда была черная до колена...Это воспоминания Кахиани,кому интересно,читайте!

4
"Не судите да не судимы будете..."

"Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов"

Вам легко, используя добытый ими опыт, небрежно бросать - детские ошибки... пособие как не нужно ходить...

Давайте обсудим "детские ошибки" Меллори и Ирвинга, Хинтерштоссера и команды, Германа Буля, Меснера, Балыбердина и Мысловского...

Конечно они совершали ошибки, потому что Гора была намного сильнее восходителей, потому что у альпинистов на тот момент (и непосредственно участников и вообще ВСЕХ альпинистов того времени) не было необходимого опыта, знания, подготовки, снаряжения...

1
Я прошу прощения, Константин, но как Кахиани может писать "воспоминания" о том, что не видел и где его не было?!! Он не был участником восхождения, а тело Габлиани осталось под Обелиском.

В дневнике Кирилла Кузьмина ни слова об этом. И как мог оставить Михаил Хергиани (старший) Илико, если знал, что у него нога до колена обморожена? Да он бы двоих вниз потащил: и Кадырбеевича и Илико. И кто его раздевал, чтобы увидеть почерневшую ногу?

К сожалению, уже никого не осталось в живых, кто мог бы ответить на эти вопросы. Но я очень предвзято отношусь к "воспоминаниям очевидцев", особенно после статьи Пал Палыча Захарова, о том, как Божуков приложил Эльвиру Насонову о склон, когда они пробовали пролететь в спарке под Эверестом. Вначале даже создалось впечатление, что он там был. Но выкладывать услышанное от кого-то на всеобщий обзор, выдавая за истину, считаю некорректным. Тем более, не узнав мнения оппонентов.

И ещё один вопрос про "воспоминания" Кахиани: в каком году они были написаны? Не тогда ли, когда он бросил альпинизм, и нашёл себе другое "интересное" занятие? А если можно, то бросьте ссылочку на его книгу, если она есть в интернете.

0
Костя ссылается на книгу Александра бермана "Среди стихий" изд.ФиС 1983 год.глава рассказы Иоифа Кахиани-стр 163-


0
Я и не пытаюсь судить. Просто об этом восхождении правду написал только Кахиани.Зная что связка пережила холодную на вершине(Победы!),не подождать,не напоить чаем...Часть событий трудно переварить...

1
Оба правы. И ты, и Никита. А, потому, что правды до конца уже не узнать. Оставим ее мертвым..

2
Ещё раз Константин призываю Вас к благоразумию! Как может быть, чтобы, "об этом восхождении правду написал только Кахиани", если он там не был. Я специально для Вас в начале поста дал ссылку на дневник Кирилла Кузьмина. Вы хотя бы читали его? Если нет, то прочтите, и тогда, я думаю, Вы перестанете настаивать, что "правду написал только Кахиани".

0
Никита,а я тут причем?Это сами грузины так считают.Более подробно это описал Мирон Хергиани в книге "Тигр скал".У них было больше причин отлакировать эти события,но они этого не сделали.Зачем им то неправду городить?Но у каждого свой взгляд на вещи,И я Ваш уважаю
Я высказал свою точку зрения,не принимая ее за истину в последней инстанции...

1
Хорошо, принято. Больше на эту тему не буду дискутировать.

1
Никита,поверь,это еще не вся правда.Кузьмин,перед тем,как улететь в Тбилиси на похороны,одну ночь провел в Ташкенте у Эльчибекова.Его воспоминания о той ночи требуют отдельной темы.В них Кузьмин себя не оправдывал, и детали его рассказа сильно разнятся с дневником...Все что написано об этом восхождении очень далеко от истины,поверь мне.

0
Спасибо, Константин! Я не знал о том, что он был у Эльчибекова, и тем более, что он там рассказывал, но очень хотел бы узнать. Если есть возможность поделиться, то в личку.

2
Прочитал по этому эпизоду и "Тигр Скал"
http://irsl.narod.ru/books/TSweb/TSweb.html
И дневник Кузьмина
http://static.turclubmai.ru/papers/2320/
и "Среди Стихий"
http://www.skitalets.ru/books/stih_berman/index.htm
и статью Кузьмина в "Побежденных вершинах"
http://static.turclubmai.ru/papers/547/

Слов нет.

Что бы там ни сочиняли, ни лакировали, или художественно приукрашивали, но один факт не отрицается никем. Спасработами занимался только один человек из всей группы.

0
Андрей, поясни - не понял. Ты имеешь в виду Кирилла Кузьмина?

1
Причем тут Кузьмин?

Хергиани спустил своего родственника в одиночку. Наверху на себе перетащил через 7300, это вообще уму не постижимо, а потом вниз до самого конца.

5
Никита, низкий тебе поклон, благодаря твоим трудам у молодого поколения намного больше возможностей прикоснутся к истории альпинизма и горного туризма.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru