Mongolian Sunrise to Sunset 2017

Пишет kassiopeja, 07.08.2017 21:37

«Путь в тысячу миль начинается с первого шага» - сказал в свое время Конфуций, и он определенно не ошибся!
Около шести лет назад, просматривая сайты экстремальных соревнований, меня заинтересовала одна из самых красивых в мире гонок – Mongolian Sunrise to Sunset, то есть «От рассвета до заката» (http://ms2s.dk), которая проходила относительно недалеко – в Монголии. Вроде бы близко, но чтобы добраться до старта из Иркутска, необходимо было проложить большой и сложный маршрут, да и размер стартового взноса этой гонки велик, и поэтому очень долго участие в ней оставалось моей мечтой. Данная гонка входит в серию Asia TrailMasters и дает некоторые баллы для участия в ультра-марафоне вокруг вершины Монт-Блан. Это не совсем однодневное событие: участники приезжают сюда на неделю, где за это время могут покататься на лошадях, каяке, заниматься йогой и сходить в поход.
В 2014 году я написала организаторам, что хочу поучаствовать и что с этим делать – ответа не последовало. Спустя год я решила снова испытать удачу и снова написала, но когда я получила письмо с положительным ответом, то мне отвечать было уже поздно, тк письмо несколько месяцев затерялось в спаме. В прошлом году снова вспомнила об этой гонке, тщательно изучала правила, необходимое снаряжение и все же грезила участием в ней, но снова написать организаторам не решалась, а вдруг не получится…Между делом в этом году поделилась этой мечтой с моим хорошим знакомым Ваней, на что он мне сказал, что лучше не отступать и написать еще раз, но потом все же он первый написал организаторам, а после мне сказал связаться с Zvoni, вот так я и познакомилась с этим довольно приятным, добрым и интересным человеком, который любезно отвечал на все вопросы по поводу гонки. Обсудив некоторые детали, получила положительное решение на участие – кто бы знал, сколько было счастья, просто не верилось!
Три месяца подготовки пролетели незаметно.
И вот, день отъезда. Все началось еще в Иркутске: 8:37, просто забегаю на работу, чтобы распечатать карту озера Хубсугул, автобус в Аршан отправляется через 7 минут…Нужно было успеть во что бы то ни было. Логистика к месту старта представляла собой следующее: доезжаю до Аршана на автобусе, пересаживаюсь на такси и еду до границы, после ее перехода (а переход был тоже не без приключений) сажусь на другую машину и еду в Ханх - на все это потребовалось 9 часов. На следующий день необходимо было переправиться на корабле Wave Runner до Тойлогта,- но все резко изменилось, когда узнала, что корабль сломался и непонятно было, когда придет в Ханх. В таком ожидании провела 2 суток в поселке, изучая окрестности, но затем в один из дней пришла идея перебраться на ту сторону Хубсугула на катере Министерства природоохраны Хубсугула. Быстро собрала вещи, и через 40 минут уже сидела на судне. Путь от Ханха до Тойлогта составил два с половиной часа, но я искала конкретный кэмп «Great Sea Resort», который, оказывается, находился дальше Тойлогта. Пришлось значительно поволноваться, потому как ни я, ни капитан катера не знал место, связи не было и мы еле-еле нашли это место.
Конечной станцией был кэмп «Great Sea Resort» - первый дайвинг-центр на Хубсугуле. Здесь и жила практически неделю. Конечно, нахождение в нем меня несколько впечатлило: чистые и уютные гэры (юрты), большая окультуренная территория, вкусное питание – повар готовит просто шикарно, разнообразные виды развлечений, и, да, не могу не отметить – туалет и душ теплые и выложены кафелем, - считаю, что для этих мест это круто.
Дни до гонки проходили в несколько утомительном ожидании гонки – ведь переживаешь, страшно, сможешь ли ты добежать свою первую горную сотку. Еще это немного усугублялось тем фактом, что на западной стороне Хубсугула практически никто не говорит по-русски, только по-английски или на монгольском языке, но спустя некоторое время немного освоилась и начала более-менее спокойно разговаривать на английском.
30 июля организаторы собирали нас на первый брифинг гонки, где подробно объясняли правила, маршрут гонки и обязательное снаряжение. В этот день мне было необходимо туда и обратно добраться самой автостопом – по пути туда прокатилась на мотоцикле, а на обратном пути случайно попала на монгольскую свадьбу.
Перед брифингом нам необходимо было пройти осмотр у врача Бена, для этого необходимо было иметь маршрутный лист, но я его потеряла и спустя несколько минут, счастливая, залетаю прямо в гэр в возгласами «я нашла его!!!!», врач немного был в шоке. Бен начал интересоваться, есть ли у меня какие-то жалобы на здоровье, но у меня их не было, на что последовал следующий ответ: «Я знаю, что все русские считают себя сильными и здоровыми, но вот только не надо думать, что ты прямо абсолютно здорова»!- не знаю, но меня это немного насмешило. «Ну, это мы еще посмотрим»- подумала я, но ничего не ответила. Затем мы познакомились во всеми остальными организаторами гонки – Nicolas, Steen, Chalotte и Shuree, все очень интересные и позитивные люди. Шуткой всей этой гонки стоит считать немного нелепую ситуацию: решила узнать у Бена, кто же он все таки по специальности, но, возможно, я не так выразилась по-английски и вопрос «Вы действительно доктор?» ввел его в смех, после чего он ответил, что он пианист,- мол, что, ты сомневаешься, что я врач?!  Также познакомилась с двумя японцами, которые неоднократно участвовали в Байкальском Международном Ледовом марафоне, а также в марафоне на Северном полюсе и в Гренландии. Также очень мне запомнилась девушка Эмма из Шанхая, а также Елена и Игорь из Хорватии – все они очень милые и приятные люди.
Вечером, укомплектовав рюкзак, поняла, что что-то слишком много он вешает – там было более полутора литров воды - обязательно, непромокаемая куртка и штаны, компас, свисток, блокнот и ручка, таблетки и мое личное питание, получилось около трех килограмм. Тогда и стал меня мучать вопрос, а смогу ли я вообще с ним бежать, ведь до этого всегда бегала без рюкзака, но выбора сильно не было.
Подъем предстоял ранний. В три часа утра возле наших типпи (монгольские хижины) заиграл рог. «Опяяяяяять…» -подумалось мне, но пришлось вставать, тк старт был намечен на 4:30. Было достаточно прохладно, потому что вечером прошел сильный дождь и все думали, что он продолжится и в день гонки, но нет, утро было звездное и немного ветреное.
До старта 5 минут. На всех фонарики, все желают друг другу хорошей гонки и финиша. В первой стартовой линии молодые парни и девушки из Монголии, большинство бежит марафон, и только двое мужчин из Монголии зарегистрированы на 100 км. Со старта эти ребята вылетели так, будто им бежать нужно было три километра, основная масса участников начала бег потихоньку. Первая пара километров трассы проходила по лошадиной тропе с камнями, деревьями и тд. Монгольские ребята бежали почему-то постоянно оборачивались, что-то кричали. Обойдя девушек, догнала несколько парней, таким составом мы пробежали до первого пункта питания, а далее предстоял первый перевал, дорога к которому была в виде серпантина. Ее проложили еще советские геологи, когда искали в этих местах уран. После подъема на перевал открывается просто шикарный вид на горы и Хубсугул, но любоваться сильно было некогда, нужно было бежать вниз, где был следующий пункт питания. Далее следовал подъем еще на один перевал – его преодолела быстрым шагом, экономя силы. Спуск-пункт питания. Затем догнала еще несколько парней и вместе с одним из них мы побежали до Тойлогта – для марафонцев это финиш, а для тех, кто продолжал гонку на 100 км- контрольный пункт.
На этом пункте питания пополнила запасы еды и воды, но мною здесь была допущена большая ошибка – я съела много мяса, потому что на сладкое даже смотреть не могла, и потом мне было очень тяжело бежать, но с другой стороны, не употребив мясо, я рисковала остаться без сил. Обменявшись небольшими шутками из разряда «Марафон с двумя горами, похоже, был на завтрак, сейчас 60 км будут на ланч», дала «пять» Shuree, Бену и другим болельщикам гонки и продолжила путь. Более получаса не могла заставить себя бежать, приходилось чередовать бег и ходьбу. К 47-му километру немного отпустило, но начали побаливать ноги и организм всячески сопротивлялся куда-либо двигаться. Добежав до пункта питания на 55 километре узнаю, что в 20 минутах позади меня бегут двое мужчин, то есть, они значительно сократили разрыв, поэтому немного ускорилась. Примерно на 60 км километре, а это уже было обеденное время, началась жара, которую не люблю. Со слезами на глазах доскреблась до 65 километра, попила и отправилась в дальнейший путь. «Скорее бы 76 километр, после него мы побежим по берегу, там будет ровная лошадиная тропа, и, главное, будет прохладно» - так постоянно думалось. Но каков же был облом, когда на этих 12 километрах тропы были сплошные подъемы и спуски, в перевалы приходилось идти по жаре…Примерно на 85 километре, в паре километров от пункта питания меня обогнал первый мужчина, он был из Монголии, попытки перемолвиться с ним словами не увенчались успехом - он молчал и было видно, что ему сейчас тоже несладко. Вот он, 88 километр и пункт питания. Ничего-ничего, 12 километров оставалось, но это была сплошная равнина, теперь это тоже было тяжело, мы бежали рядом с автомобильной дорогой. Издалека увидела, что меня пытался догнать второй мужчина, но из всех тех сил, что у меня были, я пыталась сопротивляться. Все же ему удалось это сделать на 98 километре, на тот момент я готова была рухнуть на том месте, где была, ноги уже отказывались идти. Последний километр бежала небыстро, но его я запомню надолго; на финише по-русски сказала «Вот это охренеть!», но все, кто был рядом, независимо от национальности, поняли и рассмеялись. Затем нас укутали в теплое одеяло, потому как уже был вечер, да и погода портилась, накормили очень вкусным ужином и затем мы начали обмениваться впечатлениями. Через некоторые перерывы во времени обязательно кто-то финишировал. Около 9 часов вечера организаторам пришлось ехать забирать двух участников гонки, потому что до этого они заблудились и потеряли достаточно времени, чтобы найти верную тропу, к тому же, пошел сильный дождь и они промокли насквозь. Очень радостно было услышать, что на следующий день организаторы позволили им преодолеть оставшиеся 12 км, чтобы уже «добить» эту сотню!
На следующий день было награждение, которое, к сожалению, мне не удалось посетить, потому что в 6 утра мы планировали выехать в сторону Иркутска на машине, но в наши планы внесла коррективы погода, в итоге отъезд задержался на сутки. Погода бушевала: более двух суток лил сильный дождь и дул ветер, на озере был шквал. А самостоятельно добраться до кэмпа, где было награждение, я бы не смогла, т.к. в первый день проблематично было быстро передвигаться. Спустя сутки наша скромная компания, состоящая из водителя и пассажира, выдвинулась вокруг Хубсугула в сторону Иркутска. Путь из Jankhai Camp до Ханха по размокшей дороге (но я бы назвала это «направление», а не дорога) составил 15,5 часов практически без остановок. Если честно, никому бы не пожелала бы оказаться в дождь там на машине с низкой посадкой. В течение следующего дня мы добирались до Иркутска, где снова встретились уже знакомые пограничники, которые сказали «давай, проезжай, спортсменка», и к вечеру это интересное путешествие подошло к концу.
Сейчас, после финиша этой гонки, осталось немного непонятное ощущение: это огромная радость, что удалось реализовать то, к чему шла долгое время, а также огромная грусть, что столь мало пообщалась с интересными и веселыми людьми ввиду несовершенного знания английского языка и ограниченности во времени,- это то, что не передать словами. Мне понравилась трасса – она очень логичная, интересная (и. кстати, маркируется она специальной смывающейся экологичной краской), считаю, что она вся беговая и все подъемы возможно преодолевать бегом. Гонка проходит просто в уникальном месте, где нога человека ступает не очень часто.
Мне хотелось бы поблагодарить те организации и тех людей, которые внесли огромный вклад, чтобы эта поездка состоялась: большая благодарность спортивному магазину «Фанат» в лице Кирюшатова Алексея Евгеньевича за помощь с экипировкой, директору турбазы «Саяан-Радиан» Колесову Сергею за помощь с трансфером, просто огромная благодарность Зээву Розенбергу (директору «Great Sea Resort») и Краснеру Андрею, что очень и очень помогали решать какие-то ни было вопросы и проблемы, связанные с трансфером, проживанием и всем тем, с чем мне пришлось столкнуться! Также хотелось бы поблагодарить ПАО «ВЧНГ» за возможность данной поездки, но и не стоит забывать о Новиковой Нине и Аристове Иване, которые помогали и поддерживали по многим вопросам. Считаю, что это общий коллективный труд, который дал мой результат в 13 часов и 51 минуту, первое место в женском абсолютном зачете и третье место в абсолюте среди мужчин.
Zvoni, Chalotte, Steen, Shuree, Ben и другие люди, причастные к организации гонки – вы делаете очень большое и хорошее дело. Благодаря вам создана именно такая душевная и хорошая атмосфера, что сюда охота вернуться снова (зная английский на достойном уровне ). На этой гонке я нашла для себя что-то такое, что до сих пор до конца не в состоянии осознать, наверное, это одновременно и спокойствие, и свобода.
Mongolian Sunrise to Sunset 2017 (Скайраннинг, trailrunning, Hovsgol, ОгненнаяВекша)Mongolian Sunrise to Sunset 2017 (Скайраннинг, trailrunning, Hovsgol, ОгненнаяВекша)Mongolian Sunrise to Sunset 2017 (Скайраннинг, trailrunning, Hovsgol, ОгненнаяВекша)Mongolian Sunrise to Sunset 2017 (Скайраннинг, trailrunning, Hovsgol, ОгненнаяВекша)Mongolian Sunrise to Sunset 2017 (Скайраннинг, trailrunning, Hovsgol, ОгненнаяВекша)