Пишет ivantem, 02.09.2017 04:59

На первенстве России по альпинизму в скальном классе, которое проходило в республике Ингушетия с 27 июня по 2 июля, выступили 12 томичей – 10 юных альпинистов из Дома детства и юношества «Кедр» и два студента ТПУ.
Иван Синичкин учится в Энергетическом институте Томского политеха, а Анатолий Энс в институте физики высоких технологий ТПУ – в связке они заняли второе место в своей возрастной группе.
По моей просьбе (И.Темерев), ребята написали впечатления о подготовке и поездке на Кавказ.
2017 июнь, Ингушетия. Впечатления от первенства России по альпинизму в скальном классе. (томск, тфа, Синичкин, Энс, первенство России скальный класс)

Анатолий Энс:
Еще год назад, когда прочитал о первенстве России в скальном классе, появилось желание поучаствовать в подобном мероприятии. В течение зимы обсуждали с Синичкиным Иваном – участником ПР 2016 возможность выступления в этом году, но в четкие намерения это так и не выливалось. Все началось, как обычно, совсем незадолго перед стартами, когда у Ивана стали известны даты летней практики и стало ясно, что есть возможность поехать.

Так как в этом году на соревнованиях значилось использование своих точек, нужно было найти необходимое снаряжение и понять, как это правильно работает. Иван Темерев сделал для нас краткий экскурс в альпинистское железо. Мы в свою очередь выбрались в Томске на пятиметровую скалку «Дюймовочку» поработать с этим вживую. А также я сделал однодневный выезд на скалы повыше в Пещерки для тренировки ИТО.

Однако все это было бы не нужны без билетов в Ингушетию. Поддержку в нашей поездке нам оказали Национальный Исследовательский Томский Политехнический Университет, студентами которого мы являемся, и Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области. Финансовые вопросы окончательно решились буквально за три дня до вылета.

Ранним утром 23 июня стартовало наше приключение.
Началось все прямо в домашнем аэропорту - наш самолет не смог прибыть (сесть), в итоге вылет сильно задержался. Как следствие на стыковку в Москве не успели, а следующий рейс был только через сутки. День решили провести с пользой и съездили на скалодром Атмосфера, где около четырех часов лазали отличные боулдеринги. На следующий день благополучно прилетели во Владикавказ и добрались до лагеря.
На месте нас встретила Лена Темерева и группа Искра. Они нас кормили до начала соревнований (когда было организовано общее питание). Мы же «отрабатывали хлеб», навешивая верхнюю страховку на тренировках. Что касается скального района Кавдоломит , где состоялись соревнования, то здесь весной этого года уже прошел чемпионат России в скальном классе, и после него осталось порядка 30 маршрутов разной сложности и протяженности. Каждый маршрут был подписан на скале и имел цепь с кольцом на верху, и 1-2 шлямбура на питч. Лазать с нижней страховкой можно было только со своими точками. Одним из первых начал это делать Влад Темерев. Мы с Ваней сначала с верхней, а затем и с нижней залезли пару трасс со своими точками. Честно говоря, очень нам это дело понравилось, хотя мне было местами страшно, ввиду низкого уровня лазания. Поработали мы так же и над ИТО.
Жили на территории карьера по добыче и переработке доломита. Благодаря организаторам на его территории образовался домик для судей и участников, большая палатка на 40 человек, мобильная душевая на 8 кабинок и кухня. Во время соревнований кормили нас трижды в день. Кому-то молочный суп на ужин не очень нравился, но лично меня все устраивало.

В день открытия соревнований в лагерь прибыли 58 участников, орда судей и представители Республики Ингушетия. Последние, кстати, устроили весь этот праздник спорта: проживание, питание, призы, экскурсию и т.д. Они активно стараются развивать свой район и привлекать альпинистов и туристов. Нам даже выдали гайд-буки Джейрахского альпинистского и скалолазного района. Открытие надолго не затянулось, и после мы отправились дальше тренироваться. Вечером состоялась судейская и жеребьевка команд. В нашей группе соревноваться предстояла шести связкам. На первой трассе мы выступали 2, а на второй соответственно 5. После того, как Лена Темерева собрала и пересказала нам результаты судейской, выяснилось, что работать можно без перчаток и почти никакие карабины муфтовать не нужно.
Первый день был напряженным. Болели друг за друга, ругались с судьями, переживали. Во время прохождения подъема до маятниковой точки, моя судейская страховка зацепилась за выступ и судьи запретили мне продолжать движение до восстановления страховки, несмотря на то, что ниже меня страховал Ваня. Порядка трех минут я потратил на тщетные попытки высвободить веревку, как вдруг судьи дали добро продолжить движение, и вдруг при подъеме судейская страховка выправилась. Дальше на втором участке спуска наша перильная веревка застряла в глухом судейском карабине. Пришлось быстро подниматься и исправлять ситуацию. Потеряли на этом около пяти минут, но ошибка несомненно наша.
Планировалось, что на первые трассы уйдет 2 соревновательных дня, чтобы по трассам успели пройти и девушки и парни, но так как погода обещала быть скверной, всех прогнали за один день. Прогноз не обманул. Погода улучшилась лишь к третьему дню соревнований, и мы начали готовиться ко второй трассе. Дела обстояли так, что для первого места нам нужно было выступить за 20 мин, в то время, как лучшая связка показала 25 мин. Мы понимали, что это реально, но для этого нужна была максимальная собранность. Мы «прочитали» весь маршрут и уже решили, какие точки, куда ставить. Все пошло наперекосяк в тот момент, когда Ваня преодолевал ключевой участок дистанции – карниз, сложный для свободного прохождения. В момент подъема с ноги слетела крюконога, на которой в предстартовом волнении не было сделано обратного хода. Поняв, что быстро поправить снаряжение не получится, он прошел карниз, используя лишь одну крюконогу. Второй «косяк» случился уже на финальном участке подъема, когда поставленный Ваней фрэнд застрял в щели, и я долго возился, пытаясь его оттуда вызволить. И, конечно, же наше фиаско не было бы полным, если бы на продергивании первого дюльфера карабин не зацепился за полочку. После трехминутных манипуляций мы таки сдернули его вниз. На земле нам судьи заявили, что узел, который был завязан на конце перильной веревки, должен был быть вщелкнут в первого спустившегося. Хотя на судейской такое обговорено не было. Тут у нас с Иваном закралось подозрение, что судейские проходят каждую ночь в неформальной обстановке, а мы на них не попадаем))) Благодаря нашим ошибкам, мы уверенно расположились на втором месте.
Некоторый осадок остался от организации соревновательного процесса и от проведенной судейской. Половина того, что было сказано на совещании либо не выполнялось, либо было в раз изменено. Не был вывешен протокол судейской и многие судили по своему усмотрению. Так, например, было с концом перильной веревки при спуске на землю, разные судейские бригады по-разному относились к этому. Порой, к сожалению, приходилось доказывать правильность выполнения технических приемов прямо во время прохождения дистанции и соответственно терять время. Добавляли суматохи некоторые зрители, которые орали своим спортсменам на перебой, и из-за этого зачастую не было слышно команд напарника.

Стоит отметить, что судьями и подготовщиками дистанций была проделана большая работа, за что хочется сказать им большое спасибо! Соревнования прошли без происшествий и очень быстро, что было для нас важно. Ингушетия порадовала солнечно погодой и теплым приемом, который надолго останется в памяти.

Лично для себя сделал два вывода. Во-первых, для каких-либо достижений в альпинизме необходим высокий уровень лазания. Во-вторых, надо поднимать «планку» и ехать на взрослый чемпионат, где, хочется верить, уже не будет многих спорных моментов первенства.

Огромную благодарность выражаю Ивану и Лене Темеревым, которые нас курировали и поддерживали до, во время и после соревнований. Отдельный поклон уходит клубу Ариадна, за все необходимое снаряжение. Спасибо и ребятам из Искры, которые болели за нас прямо под скалой!