СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД.

Пишет Никита Степанов, 02.09.2017 10:22

Сергей Эмилиевич Стрыгин (02.12.1960 г. – 31.08.2017 г.)

Вчера утром узнал о смерти Серёги. Это было настолько ошеломляюще, что поверить смог не сразу. Он ушёл из той четвёрки ТК МАИ, которые одними из первых выполнили норматив «барса» в туристских походах. Нужно что-то написать хорошее, а что не знаю. Жил, работал, не курил, не состоял, а потом скоропостижно.., Это всё банально и рука не поднимается.
В интернете уже появились сообщения о его смерти.

Вот, что пишет Андрей Лебедев:

«Вчера ночью навсегда ушёл в свой последний поход выдающийся турист. Общественник, организатор туристического движения МАИ - Сергей Стрыгин. Чемпион России 2001 года по лыжным походам, «снежный барс», руководитель походов высшей категории сложности в трёх видах туризма: горном, лыжном и водном.

Сергей очень много сделал для секции туризма МАИ, был её председателем, потом председателем МКК, много лет занимался организацией слетов туристов МАИ, был историографом секции.
Еще вчера, лежа в больнице, он беспокоился перед приёмом новичков о стенде секции в 3-м корпусе МАИ, прислал по e-mail фотографии сплава по р. Тумча и был очень рад, когда узнал, что макет обновленного стенда уже готов.

Ушел из жизни непримиримый борец с ложью, с несправедливостью, человек, всегда готовый помочь ближнему. День отъезда в свой последний поход он провел в инвалидном доме у Сергея Бездитко. А в ночь с 31 августа на 1 сентября его разбудил крик соседа по палате. Сергей вскочил с постели и бросился помогать. И тут случился сердечный приступ....»

Юрий Вачьян - ученик Сергея и чемпион России 2001 г. в лыжном туризме:

"В это трудно поверить, но это так… Вчера вечером ушёл от нас в бесконечно высокие горы навсегда Сергей Эмилиевич Стрыгин. Его большого сердца не хватило на всех и всё то, к чему он стремился, чего он пытался добиться, до чего он пытался докопаться, без чего он не был бы самим собой.

В этом году после операции на сердце Сергей решил круто изменить свою жизнь и в августе сводил горную единичку на Кавказ, после длительного перерыва в походах. Вернувшись в Москву, он обратился к своему доктору, который немедленно его госпитализировал, и Сергею сделали ещё одну операцию, которая прошла успешно, но на следующий день, когда он бросился на помощь кричащему в палате старику и ему стало плохо, спасти его не удалось…

Сергею Эмилиевичу покорилось множество гор и рек, он ходил и водил в походы высшей категории сложности, он воспитал и повлиял на множество туристов мастеров спорта и приложил немало усилий для развития разных направлений спортивного туризма и Турлуба МАИ. Когда Сергей был в больнице, его мысли были о турклубе и наборе в его ряды сотрудников института, которых он хотел зажечь красочным плакатом о походах с детьми, рыбалке и прочее.

Начиная с 1992 года, Сергею удалось возродить сплав по рекам на деревянных плотах. Уникальными технологиями постройки деревянного плота, а также умением управлять этим нелёгким судном, наверное, сейчас владеют только в нашем турклубе.

Слёт ТК МАИ, самый большой костёр в Европе, соревнования по затяжным прыжкам с костра имени Джордано Бруно и Жанны Д’Арк, ЦК-бол, мамбобол, Экстремальные точки Подмосковья. Приятно, что многое стало развиваться самостоятельно.
Но нам всем его будет не хватать».

От себя добавлю всего несколько строк:

Можно долго перечислять его регалии, но не вижу в этом смысла. Те, кто знают Серёгу, тоже в курсе его достижений, а кто не знает, легко найдёт их в интернете.
В конце 80-х Сергей увлёкся высотным туризмом и достиг в этом больших успехов. В 1988 году 12 февраля в лыжном походе он в качестве руководителя сделал первовосхождение в хребте Музкол на пик Советских Офицеров (6233 м.). А потом за три! года (в 1990-ом) в туристских походах выполнил норматив «снежного барса».
1988 г. - пик Е.Корженевской и траверс пика Коммунизма.
1989 г. – пик Хан-Тенгри и пик Победы.
1990 г. – пик Ленина.

Я сходил с ним на четыре самых серьёзных семитысячника и убедился в его надёжности, и как партнёра, и как зама руководителя. Не один раз наблюдал, что тыл прикрыт настолько надёжно, что и беспокоиться не о чем. Тогда мы и не мечтали получить это звание, но 21 декабря 2011 г. Сергею было официально вручено Владимиром Шатаевым свидетельство и жетон «снежного барса» № 571.

В этом августе он отруководил своим последним походом, готовя новичков к будущим маршрутам. Вряд ли тогда мог кто-то предположить, что он последний в его жизни…

А теперь немного оставшихся фотографий:СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)1988 г. Сергей налаживает печку конструкции Вити Николаева. СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)
1988 г. Сергей (слева) на пути к поляне Москвина.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)1988 г. Сергей даже на посиделках стоит.
1988 г. Сергей поднимается по предвершинному гребню пика Корженевской.
1988 г. Сергей поднимается с ПФП на перевал Хохлова.
1988 г. Сергей на гребне пика Коммунизма. Высота больше 7200 м.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)1988 г. Сергей на ГМС ледник Федченко.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)1989 г. Сергей при подъёме на Хан-Тенгри с севера.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)1989 г. Сергей (слева) в пещере под Западным седлом Хан-Тенгри
1989 г. Сергей (слева) на пике Победы.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)1989 г. Сергей на гребне по пути с Победы на Важу.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)1989 г. Сергей (второй слева) в МАЛе после спуска с Победы.
Неизменный судья на слётах Турклуба МАИ по мамбоболу.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)2017 г. Сергей (справа) в Архызе на перевале Кынхара (1А, 2869 м.) 22-го августа.
СЕРГЕЙ ЭМИЛИЕВИЧ СТРЫГИН УШЁЛ НАВСЕГДА В СВОЙ ПОСЛЕДНИЙ БЕССРОЧНЫЙ ПОХОД. (Горный туризм)2017 г. Сергей (второй слева) в Архызе на перевале Агур (1А, 2977м.) 23-го августа.

Всем, кто захочет попрощаться с Серёжей, кремация состоится в воскресение, 3 сентября в 12-00, в крематории Митинского кладбища. Проезд: станция метро Тушинская, последний вагон из центра, в переходе выход направо, а из перехода разворот на 180 и через метров 70 остановка автобуса № 741, который через 25-30 минут доставит Вас до места.

Соболезную!

В лыжном туризме достижения его и команды тоже очень значимы. Массовое использование перевалов 3А-3Б в лыжных походах! Это ого-го, уверяю вас! А в последние годы он взял на себя организацию и координацию помощи Сереге Бездитко. Да многое можно вспомнить... Эх, Серега, поторопился ты туда...

Вчера мне позвонил Никита Степанов и сообщил печальную весть о смерти Сергея Стрыгина. Какой ушел человек! Больно и обидно, что жизнь отпустила ему так мало - 57 неполных лет. Сергей был фанатом туризма, в т.ч. и высотного, видным общественным деятелем московского туризма (член МКК горного туризма Москвы) и института МАИ (председатель секции туризма МАИ). Сергей был увлеченным человеком в туризме, его привлекали неизведанные новые маршруты, он был настоящим руководителем. Спокойный, корректный, неконфликтный, без всяких заморочек. Он умел слушать участников, ему важно было знать их мнение. Я с ним ходил в горный поход 6 к.сл. по Ц. и В. Кавказу (1984 г.), где он был руководителем. Сергей был неатлетического сложения, но какая у него была неистовая воля, как у марафонца. Он двигался легко, не обращая на вес рюкзака 30-35 кг, и мне казалось, что не уставал в переходах. Калейдоскопом проходят в памяти слеты МАИ, лыжные и горные походы, и Сергей Стрыгин - товарищ, коллега и друг по туризму.
Светлая память об отличном человеке! Мы будем помнить тебя!

Я был с ним на 5 семитысячниках... Последнее время мы редко общались, а жаль... Для меня Сергей - один из людей, которые образуют "мир, в котором я живу". Теперь его нет, - нет кусочка этого мира. Мне будет тебя не хватать!
От всего сердца, соболезнования родным.

Держись, Никита... Лично не знал, но, судя по твоим словам, - НАШ человек. НАШИХ все меньше...

странная внезапная смерть от инфаркта...
Стрыгин еще и историком был, он считал и приводил множественные доказательства того, что Катынь устроили немцы, что несколько противоречило официальной версии, которую приняло наше правительство...

А вот об этом лучше не вспоминать. На его репутацию туриста это никак не влияет, что бы он там ни считал про Катынь.

Зря вы так, уважаемый. Для начала вам стоило бы ознакомиться с материалами Сергея о Катыни, а потом писать подобные комментарии.
Сергей всегда сам был искренним и чутко ощущал неправду. При этом эмоциям не давал себя захлёстывать, а работал только с фактами.

Светлая память Светлому Человеку.
Как рано ты ушел от нас.
Звенящих вершин и хрустальных рек тебе, Серёга, на заоблачном маршруте!

вот вспомнил лыжный поход по Заполярью... у нас в группе был товарищ, который смог достать и шоколадные вафли и грецкие орехи и охотничьи колбаски... ну а сало мы конечно тоже взяли, но при обилии халвы и охотничьих колбасок оно как-то совсем не шло, но на перекусах конечно выдавалось... и не съедалось... вот Серега и стал его собирать для своей собаки...а в конце похода, когда мы промахнулись со сроками и еда ВСЯ закончилась вот тут и вспомнили про запасы сала... но к салу осталось только сухое молоко и народ был недоволен: " не вкусное у тебя сало Серега!".....

Печальная новость, мои соболезнования.

У Никиты, по понятным причинам, есть только горные фотографии Сергея. Просьба к лыжникам и водникам, у кого есть его фотографии из лыжных и водных походов - выложите в комментариях!

Странно и нелепо. Турист-горник. Тренированный организм. Уж что, а сердце - тренированным должно бы быть. Но, видно в небесной канцелярии по-другому решили.
Жалко и печально.
Никита, может в Музее экспозицию создать о нём, хотя бы врЕменную? Или в МАИ?

Минус поставил ,ошибся. Сердце не поддается тренировке, а жаль.

Разве сердечные мышцы не могут быть тренированы, как другие мышцы?
А как же тогда хрестоматийный пример с гепардом, выскочившем из клетки, побежавшим и умершим от инфаркта, в связи с детренированностью сердца?

Сергея знала только по рассказам Никиты Степанова. Но, учитывая стиль повествования Никиты, образ Сергея отпечатался настолько ярко, что создается впечатление, будто я знала его лично. Потому и его "уход" воспринимаю очень остро и болезненно. Тем более, что немало и моих друзей, фанатично преданных горам, уже нет рядом... Так что наших "там" прибавилось. Но это совсем не означает, что они "ушли" от нас навсегда. Остаются память и наилучшие воспоминания, которые они о себе оставили. Жаль только, что вспоминать о них теперь придется с накатывающей грустью.

Ужасная новость, читаю и не могу поверить...
Светлая память.

Всегда поражался, насколько грамотные советы он давал при заявке маршрута. Даже если район похода ему был не знаком. Потом, в горах не раз заочно благодарили его за эти советы...

Эх.... Соболезнования всем

Очень жаль...

Сергей Эмильевич Стрыгин – выпускник МАИ, бескорыстный подвижник, историк и автор проекта «Правда о Катыни», один из инициаторов и участников судебных процессов в судах Москвы, выступавший против приверженцев «официальной» версии событий в Катыни. В рамках проекта, расследуя знаменитое «Катынское дело», частью которого является мемориальный комплекс «Медное» под Тверью, Сергей Эмильевич доказывал, что польских офицеров расстреливали не сотрудники НКВД, а гитлеровцы в 1941 году.
Сергей Эмильевич Стрыгин стоял и у истоков АВН. Он рассматривал юридические аспекты закона об ответственности власти так, как профессиональные юристы не умели. Сергей был умён настолько, что мог вникнуть в любое дело, которым занимался, и вникнуть до таких мелочей и подробностей, до которых и профессионал не доходит. И это же произошло и в области истории - Сергей вник в такие тонкие исторические подробности Катынского дела, что на сегодня в мире нет специалиста, который бы знал всё об этом деле в таком объёме и до такой степени.
Не имея чести быть лично знакомыми с ним, восхищаюсь его мужеством и подвижническим трудом !