Метод Филиппенко

Пишет Add, 08.10.2017 16:17

Метод Филиппенко (Альпинизм, альпинизм, безопасность в горах, восхождения)
«Он спросил, все ли со мной в порядке. Я ответил, что на протяжении нескольких часов позади не было ни одной машины, а потом я неожиданно заметил свет фар машины, которая, похоже, все время нас догоняет. Дон Хуан кивнул и спросил:
- А ты уверен, что нас догоняет машина?
- Разумеется.
Дон Хуан сказал, что по моему тону и моему озабоченному виду он понял, что я чувствую - нас догоняет не просто машина. Я настаивал на том, что ничего такого не чувствую, а догоняет нас просто машина или трейлер.
- Ну что это еще может быть? - нервно спросил я.
Его намеки вывели меня из себя.
Он повернулся и посмотрел прямо не меня, потом медленно кивнул, как бы взвешивая то, что собирался сказать.

- Это огни на голове смерти, - сказал он мягко. - Она надевает их наподобие шляпы, прежде чем пуститься в галоп. То, что ты видишь позади - это огни на голове смерти, которые она зажгла, бросившись в погоню за нами. Смерть неуклонно преследует нас, и с каждой секундой она все ближе и ближе.
У меня по спине пробежал озноб. Какое-то время я не смотрел назад, а когда снова взглянул в зеркало, огней нигде не было видно.
Я сказал дону Хуану, что машина, должно быть, остановилась или свернула в сторону. Он не глянул назад, а лишь потянулся и зевнул.
- Нет. Смерть никогда не останавливается. Просто иногда она гасит огни. Но это ничего не меняет…».
(Карлос Кастанеда, «Отдельная реальность»).
Метод Филиппенко (Альпинизм, альпинизм, безопасность в горах, восхождения)
В альпинизме достаточно часто сталкиваешься со смертью. На моих глазах погибали люди. Не раз мне, да и любому, кто ходил в горы, угрожала серьезная опасность, которая могла закончиться смертью. Иногда эту опасность очень хорошо осознаешь и ощущаешь, а бывает, что чувства притупляются и, кажется, будто тебе ничего не угрожает. Momento mori. Важно помнить о смерти, которая всегда находится позади нас.
После спуска с Маттерхорна (www.risk.ru/blog/199626), я уехал к своей подруге в Германию, а Андрей Филиппенко остался в Червинии.
У него был один клиент, с которым они собирались подняться на самую красивую гору в Альпах. Погостив неделю у подруги, я поменял билет на самолет, которым должен был лететь в Киев из Милана, на удобный рейс из немецкого города Мемминген. Когда я приехал в аэропорт, там я встретил… Андрея Филиппенко, который летел домой тем же рейсом. Он был удивлен встрече не меньше меня и с жаром рассказал историю о том, каким образом его занесло в этот не известный нам баварский город. Кстати, благодаря именно моей подруге я и познакомился с Андреем.
В жизни часто происходят встречи, вероятность которых практически равна нулю. И мы, не осознавая причинно-следственного механизма, просто разводим руками, удивляясь. А на самом деле встречи такого рода нельзя назвать случайными. События (совместное восхождение на Маттерхорн и встреча в аэропорту) не случайны. Они связаны. И связаны они невидимой эмоциональной связью между двумя людьми. Оттого, насколько сильна эта связь, такие встречи и происходят. В своем рассказе «1Б с видом на Ушбу» (www.risk.ru/blog/212618) я показал много таких связей. К.Г. Юнг назвал принцип, упорядочивающий события не очевидным, будто бы не причинным способом, синхронистичностью. Этот известный швейцарский психиатр, основатель аналитической психологии, в свое время выдвинул концепцию того, что смысловые связи являются всего лишь дополнением к причинным связям, которые мы в большинстве случаев не осознаем. Отказавшись от «логичных» подсказок хитрого ума, мы имеем возможность делать правильный выбор в различных ситуациях нашей жизни.
Однажды, когда я еще учился в школе, и мобильная связь отсутствовала, мне было необходимо предупредить одноклассницу о том, что школьное мероприятие отменяется. Однако я не знал точно, ни в каком доме она живет, ни номера ее квартиры. Известен был лишь район, состоящий приблизительно из десяти многоэтажек. Я прошелся между домами, а затем зашел в один из них и позвонил в первую попавшуюся квартиру. И попал туда, куда мне было нужно.
Получать информацию, которая на текущий момент известна, можно. Нужно только настроиться на требуемый канал, ведь она уже «витает в воздухе». А как получить информацию, которая не известна никому на Земле? Как узнать о событии, которое еще не произошло? Точно также, по тому же принципу. Необходимо настроиться на канал намерения высших сил, управляющих нашим бытием.
Так делают различные астрологи, экстрасенсы, контактеры и др. Однако далеко не все они на 100% точно предсказывают события. Это происходит из-за того, что многие из них принимают желаемое за действительное, потакая внутреннему голосу своего хитрого ума.
Существует четыре вида человеческого восприятия. Логическое и эмоциональное, сенсорное и чисто интуитивное. Людей много и все они разные. И эти четыре вида восприятия развиты у каждого по-разному. Одни доминируют, а другие второстепенны.
Чем меньше человек употребляет наркотики, такие как алкоголь и табак, чем лучше он умеет отстраиваться от голоса хитрого ума, тем чище воспринимаемая им информация. Кроме этого, чистота информации зависит от помыслов человека.
Из своего похода на Белуху (4509 м), высшую точку Алтайских гор, я вынес две, казалось бы, понятные истины. Я понял, что такое мораль и осознал, что такое совесть. Там я на свой шкуре испытал цицероновское выражение о том, что истинный друг познается в беде.
Поход был полон незабываемыми впечатлениями.
Метод Филиппенко (Альпинизм, альпинизм, безопасность в горах, восхождения)
Я побывал на родине моего отца и в чудесных Рериховских местах – каменном городе и на поляне эдельвейсов, которые располагаются рядом с прекрасным Аккемским озером, где отражаются Алтайские вершины.
Идя с перевала Большое Берельское Седло до перевала Делоне, а потом, спускаясь по очень крутой стенке в 5 веревок к леднику Арбуз и, пересекая его аж до Томских ночевок, я и получил эти откровения. Наверное, мне нужно было пережить самую суровую в своей жизни горняшку и пройти этот путь в одиночку. А потом быть принятым в одноместную палатку Султана Брюханова, парня из Уфы, который поделился со мной тем немногим, что у него было из еды.
На самом деле настоящая горняшка – это не просто расстройство желудка, рвота, высокая температура, кровь из носа и головокружение. Это состояние, когда не можешь сделать обычные вещи. Например, застегнуть на куртке молнию или просто завязать шнурки.
С тех пор я стараюсь ходить в походы только с проверенными людьми или с людьми с предсказуемой и понятной для меня на высоте реакцией.
Мораль – это мера поступков человека относительно общества. Друг – человек с моральными принципами, похожими на ваши. Общество создает свои законы, которые многие могут не разделять. И, соответственно, не принимая какие-то из этих законов, человек, поступая по-своему, будет совершать аморальные поступки. Поэтому как дружбу, так и мораль люди переступают.
Совесть – мера поступков человека относительно себя самого. Совесть также у каждого своя. Она является высшим мерилом для человека. И от выбора поступков согласно совести зависит общий «багаж» человека. В зачет «сверху» идут исключительно поступки по совести. Не деньги или любые материальные блага. С собой в будущее мы можем взять лишь навыки, приобретенные в этой жизни, и впечатления.
Еще во время нашего знакомства Андрей Филиппенко рассказал мне, когда мы поднимались на одну из гор Пятигорска, о том, что альпинизм – самый эгоистичный вид спорта. И я не раз в этом убеждался. Ради победы – восхождения на вершину, некоторые оставляют своих друзей, подруг, не заботясь о том, что с ними будет. Иногда такие поступки сходят с рук, а иногда брошенные навсегда остаются лежать на склонах гор, о чем свидетельствуют фотографии останков погибших на Эвересте. А восходители проходят мимо них, поднимаясь к вершине, как ни в чем не бывало. Это все «твои проклятые деньги», - говорил Гарри, главный герой рассказа Хемингуэя «Снега Килиманджаро».
Однако не нужно далеко ходить. На склоне Эльбруса, когда мы шли с Виталием Матехой чуть впереди группы от «Бочек» до приюта 11, рядом с тропой он нашел неисправную подзорную трубу.
Метод Филиппенко (Альпинизм, альпинизм, безопасность в горах, восхождения)
А чуть поодаль я заметил торчащую из снега какую-то палку. Мы подошли поближе, чтобы рассмотреть, что это такое, и я ужаснулся. Из-под снега торчала серая человеческая кость, завернутая в какие-то остатки ткани.
У инструкторов особенно в коммерческих группах есть способ для проверки клиентов. Отлично он работает по отношению к новичкам. На переходах инструктор берет очень быстрый темп, в результате чего слабые физически отстают, а затем перед восхождением эти отставшие принимают решение не идти на гору, чтобы не подводить всю группу (по крайней мере, они так думают, теша свое самолюбие). Сильные физически и сильные духом отправляются к вершине. А слабые физически и слабые духом впоследствии уже больше никогда не ходят в горы. Такой способ позволяет сплотить группу и не давать ей растягиваться по склону. Это важно, например, при плохой погоде. Инструктор осознает, что если слабый отстанет и не сможет идти дальше, с ним нужно оставлять второго инструктора, если такой имеется, или спускаться всем вместе. Понятно, что сильные участники будут не довольны. Деньги-то оплачены всеми одинаково.
Конечно можно «дожать» слабаков, вынуждая их остаться в лагере, и идти на гору с сильными. А что же скажет совесть инструктора? Вот мы и пришли к вечному вопросу о логическом и этическом восприятии реальности. Чтобы не тиранить участников быстрым темпом, Андрей Филиппенко придумал свой метод. Он заключается в том, что все участники оплачивают восхождение по-разному. Клиенты, отказавшиеся от восхождения, платят меньше. У каждого свои принципы справедливости.
Я хожу медленно особенно на спуск. Андрей не любит медленно ходящих. Я это знаю. Однако всегда, как бы медленно я не шел, идя впереди, он держал меня в зоне прямой видимости, ожидая.
Метод Филиппенко (Альпинизм, альпинизм, безопасность в горах, восхождения)
Андрей совершенно не привередлив в вопросах, где и как спать на маршруте. Единственное что, – он любит практичные вещи поменьше весом, чтобы не таскать лишнего. А пить обожает исключительно молочко.
В горах он ориентируется мастерски. Иногда использует GPS. Но это приспособление он носит с собой в основном только для пищи хитрого ума. Недавно я у него спросил, почему он пошел не влево на вершину Лайлы, как мы обсуждали, а вправо. Он улыбнулся своей лучезарной улыбкой и сказал: «Не знаю». Так работает чистая интуиция при полностью выключенной логике. За все время работы Андрея и его клуба «Тропа» (http://www.tropa.dp.ua/) ни один из участников организованных им походов серьезно не пострадал, не говоря уже о погибших. Находясь с ним в «одной лодке» знаешь, что все будет хорошо. А куда ходить и с кем ходить, у каждого есть выбор. По крайней мере, многие так думают.
«Я сказал, что он неправильно меня понял. Я имел в виду, что никто не может предвидеть все случайности, подстерегающие его в повседневной жизни.
- Я могу сказать тебе только одно — воин недоступен. Он никогда не стоит посреди дороги, ожидая, пока что-нибудь его пришибет. Он сводит к минимуму возможности возникновения непредвиденных ситуаций. Того, что люди называют случайностями, почти всегда можно легко избежать. Обычно такие вещи происходят с дураками, вся жизнь которых - сплошное разгильдяйство.
- Но ведь невозможно двадцать четыре часа в сутки думать и жить стратегически, - сказал я, - представь, например, что кто-то поджидает тебя с мощной винтовкой, снабжённой оптическим прицелом. Он может уложить тебя с расстояния в полкилометра. Что ты сделаешь в подобной ситуации?
Дон Хуан недоверчиво взглянул на меня и расхохотался.
- Так всё-таки, что ты сделаешь? - настаивал я.
- Если кто-то ждёт меня с винтовкой?
- Да, если кто-то спрятался и ждёт тебя. У тебя не будет ни единого шанса. Ты ведь не сможешь остановить пулю?
- Нет, не смогу. Но я всё равно не понимаю, к чему ты клонишь.
- Да к тому, что в подобной ситуации никакая стратегия не поможет.
- О, ещё как поможет! Если кто-нибудь будет ждать меня, вооружившись мощной винтовкой с оптическим прицелом, то меня там просто не окажется».
(Карлос Кастанеда, «Отдельная реальность»).