Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии

Пишет Zhigalov Aleksandr, 01.12.2017 19:43

Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)

Наступила осень 2017г, и в нашем дружном кругу, называемом альпинистской братией, стали возникать разнообразные идеи: каким образом провести нынешнее осеннее альп. мероприятие.

Идеи были разные, но с составом команды было все решено уже заранее. Это надежный и проверенный ни один раз в бою,- друг Тимоха. И показавший результат в летнем сезоне, единственный из Края, дошедший до вершины пика Ленина – 7134м, -друг Макс.
Тут, к слову, сразу хочется сказать, что нынешний состав подобрался из одного региона, и регион этот - солнечная Республика Хакасия.

В этом году мы начали углубленную работу в развитии и популяризации альпинизма в Хакасии. Поскольку это наш домашний регион, хочется заниматься подготовкой штата у себя, и есть большое желание делиться наработками с земляками. В течение года мы провели несколько соревнований, занимались пробивкой и облагораживанием скального массива Мраморка, проводили открытые тренировки и многое другое.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
В результате организовали клуб «Мастерская альпинизма Мраморка». И естественно, все ребята, принимающие участие в нашей деятельности по праву считаются представителями клуба.

Таким образом, наша поездка в горы Дагестана стала первой поездкой клуба «Мастерская альпинизма Мраморка», и единственным успешным альп-мероприятием, за последние несколько десятилетий, с восхождением по маршруту максимальной категории трудности 6Б, командой состоящей из коренных представителей республики Хакасия.

Вернемся к объекту.
В октябре у меня в планах было посетить Алтайское ущелье Актру, отучиться в Школе инструкторов, и далее совершить восхождение на вершину Караташ по маршруту 6А кат.тр. Парни мероприятие поддержали, но со Школой возникли проблемы, ее попросту не состоялось, поэтому от района и объекта мы слегка отстранились, решив, что есть и другие варианты.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
Одним из вариантов была вершина Вектор там же, на Алтае. Район высшей точки Алтая, Белухи. Стена впечатляла своими масштабами. Район довольно серьезный, заброска и выброска длительная и тяжёлая. Поизучав описания восходителей, решили для себя, что такой объект нам еще рановато, района и структуры горной породы в этой местности из нас никто не знает.
Приблизительно в это время с Южно-Муйского хребта вернулась одна из наших Красноярских команд, вынужденная отказаться от попытки восхождения на вершину Мечта по ряду причин.
Переключившись на изучение нового района, получили много информации в деталях, решили, что успех мероприятия зимой втроем весьма сомнительный.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
Беспроигрышным вариантом оставалось наше традиционное осеннее мероприятие, проект Зимние стены Ергак, который работает уже на протяжении 3- х лет. А задачей является прохождение нового стенного маршрута в зимний период на одну из его вершин-бигволов. До этого были организованы и успешно проведены: в 2014г – Северная стена Головы Саяна, 2015г - СВ стена Звездного, 2016г - Северная стена Черной.
Остались еще большие стены: Зуб Дракона, Птица, Динозавр, Носорог, Парус, Тугодум, Верблюд (Страж), Орел. Взгляд пал на Парус.
Снова долго думали и выбирали как, куда и насколько.

Не помню, как родилась эта мысль, но одно было ясно, идея существовала уже давно, еще с прошлого года. Только вот никто ее не озвучивал, не считал ее возможной.
На Риске, ФАРе, в социальных сетях, то тут, то там всплывали новости, Питер на Ерыдаге, Ставрополь прошел 6Б Шановазова, Ростов на Большом карнизе Ерыдага.
Начались длительные переговоры с посетителями Кавказа. Узнавали любую информацию, касаемо района. Поскольку никто из нас там не был, это было очень актуально. Наибольшую информативную помощь о районе нам оказал Петр Георгиевич Леонов!
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
Узнав всю интересующую нас информацию, окончательно решили с объектом восхождения и переключились на реализацию намеченного плана.
Удалось найти довольно дешевые билеты компанией Ютеир туда и обратно, с пересадкой в Москве.
По рекомендациям друзей из Ставрополя и Ростова запаслись большим количеством съемных шлямбуров, которые необходимы для прохождения считаемого на этот год, самого сложного маршрута на массив Ерыдаг - Шановазова Ш. - 2005г, 6Б кат.тр.
Помимо этого было проведено много подготовительных мероприятия, перед выездом в горы. Тренировки с восхождениями на Мраморке и Гранитах, установка и ночевка в платформе, приобретено и докуплено много вещей, снаряжения и прочих приспособлений.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
При поддержке Красноярской краевой федерации альпинизма, Академии зимних видов спорта мы снаряженные, готовые и настроенные вылетели из Красноярска в солнечный и приветливый Дагестан 20 октября.
В аэропорту нас встретил Леонов Петр Георгиевич с водителем Арсеном на «Соболе» из самого южного и высокогорного селения в России – Куруш.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
По дороге заехали в магазины и на рынок. Закупились всем необходимым, продуктами, газом, тарой под воду и прочим.
К вечеру 21 октября прибыли в расположение приюта Леонова П.Г., который находится у основания стены Ерыдага, на берегу речки, в очень удобном и живописном месте.
На следующий день начали потихоньку осваиваться, привыкать к часовым поясам и акклиматизироваться. В свободное время повозили немного камней правильной формы на тачке с реки, для дальнейшего строительства Петром Георгиевичем бани. Немного занялись бытом, комплектованием снаряжения по баулам. После обеда вышли под стену, для того чтобы занести часть вещей, продуктов и снаряги. На «Ефимовских» ночевках сложили все в небольшом гроте и по темну вернулись в АВС.
Третий день. Дабы использовать все время в пользу, отправились в качестве акклиматизационного выхода, с целью изучить спуск на вершину Сельды, по маршруту 4А к.т. (Румш). Парни полазили, меняя друг друга, я подходил третьим. Отличная погода, замечательные виды, с пользой и удовольствием провели этот выход. Вернулись в лагерь засветло, где нас как всегда ждал Петр Георгиевич.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)

На четвертый день, хорошо выспавшись, привыкнув уже к местному времени, встали, занялись плотной подготовкой к выходу на гору. В перерывах занимались бытом, и возили все те же камушки – строй.материал для будущей баньки.
Ближе к обеду вышли из базового лагеря, забрав оставшееся снаряжение и вещи, написав и оставив Леонову П.Г. наш примерный тактический план действий.
Вышли из лагеря, через полчаса зашли в густые облака, в которых на время потерялись, но все время шли. Слегка подмокли, но на подходе к стене облачность рассеялась, и мы вышли к нашей заброске, успев сверху обсохнуть на ветру.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
От оставленной в прошлый раз заброски до ближайшего удобного места ночевки под началом маршрута оказалось еще около 40 минут. Поэтому пришлось потаскать баулы. И уже в сумерках ставили палатку, и набирали воду из мутного ручейка.
Оставив палатку с вещами, в темноте с фонариками поднесли снарягу и часть воды, которой набрали на гору 42,5 литра, под начало маршрута, уложили, и вернулись отдыхать. Спали неспокойно. Всю ночь ветер.
Утром, оставив рюкзаки, палки и собранную палатку в небольшой пещере, отправились с остатками воды, еды и прочего к началу маршрута. Подошли, долго и тщательно собирались. Начали работать на маршруте в 7:10. Прошли 2 первые простые веревки. Второму и третьему с баулами эти веревки были наиболее не простые. Далее длинная веревка по крутой голой стене на скайхуках и съемниках, вышли на полочку. С полочки влево по голой стене на скайхуках и съемниках дошли до станции R5, отработали немного вверх, закрепились, и установили платформу на висячей станции. Отписались по СМС и отправили фото через почту Леонову и родным и близким домой.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
День 2. Утро на весу. Завтрак. Сборы. Следующие две веревки такие же, скайхуки, съемники, дырки. Дальше по рельефу, выходим на нормальную полочку. Оставляем Тимоху ставить платформу, сушить спальник и наводить быт, а сами с Максом растягиваем две веревки и не доходим около 15 м под Большой карниз. Спускаемся в сумерках в платформу. Отдых, ужин, сон. Ночью ветер. Утром все ждут карниза.
День 3. Жумарим вчерашнюю обработку, у каждого по баулу. Далее подходим под карниз. Довольно быстро проходим карниз. А после него длинные крутые веревки с очень скудным рельефом. Движемся не быстро. Ночуем на весу, над карнизом на R12, обработали примерно до середины R13. Ветер ночью все сильнее и сильнее.
День 4. Около двух сложных веревок на скайхуках, далее по серии щелей выходим к контрольному туру 2. Меняем записку от Ростовчан, оставляем свою. Поднимается ветер, и не дает дальше спокойно работать на маршруте. Проходим еще около 2-х веревок. Устанавливаем платформу над небольшим выполаживанием на R16, вверх уходит большой внутренний угол. Весь вечер и всю ночь сильный ураганный ветер. Сверху в платформу прилетают камни. Один из них пробивает тент, но ни в кого не попадает. Утро тяжелое.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
День 5. Подъем, быстрые сборы и выход. Подходим ко внутреннему углу по «бараньим лбам». Проходим угол, и выходим на полочку к гроту, под наклонную стенку «книжку». По левой части книжки вверх. Скудный рельеф, дырки, скайхуки. Выход на первую большую полку. Ураганный ветер. После обеда все собираемся на полке. Уходим по полке за угол, вправо. Находим место стоянок всех остальных восходителей на Ерыдаг СЗ – ровная площадка. Оставляем Тимоху устанавливать платформу, с Максом обрабатываем 1,5 веревки вверх. Начинается снегопад, полки припорошило.
Спускаемся по темноте к платформе. Ветер все сильнее и сильнее. Ужинаем, собираемся укладываться. Сверху постоянно летят камни, падая рядом, и попадая по тенту. Платформу трепет во все стороны. Выходим с Максом закрепить жилище по углам по прочнее, в этот момент несколько больших камней прилетает Максу по ноге и спине. Забиваемся в платформу, садимся к стене, накрываясь баулами с пустыми бутылками, касками и досками (штурмовыми площадками). Не помогает, сверху все летит и летит.
Принимаем решение бросить жилище. Бежим по полке вправо, подкаменным дождем, в надежде найти хорошее нависание или пещеру. Метрах в 200 от ночевки находим большую отколовшуюся плиту под нависанием, которая образовала со стеной камин. Выравниваем площадку, стелим баулы, бутылки, доски и прочее, сверху каремат, садимся в спальник и пересиживаем эту ночь. Иногда мелочь прилетала сбоку. А так, все время среди ночи слышались то справа, то слева сходы большого количества скальной породы.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
День 6. Утро спокойное. Возвращаемся к покинутому среди ночи жилищу. Платформу порвало, пробило камнями, погнуло трубы. Часть вещей из нее вытряхнуло, и разметало по полке. Около 1,5 часов ходили и подбирали носки, мешок с продуктами, джетбоил с газом, видеокамеру, телефон, фотоаппарат, мусор. Но в пустоту все же по улетали вещи, баф, шапка, носки, рукавицы, новый MSR-реактор, газ, еда и прочее.
Собрав, все что нашли, приготовили из этого завтрак. Собрали лагерь. Прожумарили обработку, пролезли еще около 30 м, вышли на предвершинную полку.

По полке около 200м вправо, под наименьший вынос карниза. Там видно титановый швеллер. Через него выход на верхнюю осыпь. С трудом соорудил надежную станцию на верхней развальной полке.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
Собрались наверху. Упаковав всю снарягу по баулам, отправились пешком на плато. Вышли, оставили баулы и двинулись через плато к верхней точке.
Выход на вершину под порывы ураганного ветра. Фото и видео съемки возле трубы. Записку и капсулу не обнаружили. Написали свою, оставили. И отправились обратно к баулам.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
К нашему величайшему удивлению, встретили возле баулов альпиниста, это оказался Артем Шутов из Ижевска. Он забрал у нас часть тяжелого груза, уложил себе в рюкзак, и мы уже вчетвером, выдвинулись вниз, в сторону спускового маршрута.

На нижнем плато Антон напоил нас невероятно вкусным кофе, чаем, накормил. Немного посидев, вылив оставшиеся 3 литра мутной воды, которую мы до сих пор тащили с собой, на всякий случай, отправились вниз, обходя вершину Сельды, и дальше по кулуару, по которому мы нынче уже спускались.
Пришли в базовый лагерь уже в сумерках. Там нас с распростертыми объятьями встречал Петр Георгиевич Леонов, который все это время наблюдал за нами, переживал и поддерживал. Праздничный ужин. И приятный отдых после хорошей работы.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
Утро в базовом лагере. В район пришла непогода. После обеда сбегали за оставшимися вещами под горой. Принесли все в лагерь. В планах было еще сходить на гору, Самодеда 5Б, но погода продиктовала свои правила. Поэтому собрав все вещи, через день выдвинулись в Махачкалу.
По дороге заехали на горячие источники, как будто бы посетили баньку. Приехав в город, поменяли билеты на самолет на четыре дня раньше. Провели около 2х дней в Махачкале, в квартире Петра Георгиевича. А после, поехали в аэропорт и полетели в уже заснеженный и зимний Красноярск, где в аэропорту нас встречала моя ненаглядная Марго на машине.
Вот такое получилось интересное мероприятие, как обычно, не без приключений, а как иначе?! Без приключений такие мероприятия были бы сухими и тривиальными. А так запомнится всем и надолго. Тимохе и Максу – первая 6Б, мне – первое руководство 6Б.
Ерыдаг 6Б Красноярской командой из Хакасии (Альпинизм)
Как окажется позже, с восхождением заняли 2-ое место в Чемпионате России по альпинизму в высотно-техническом классе, сами того не ожидая…
Приятно было посетить столь чудесный и замечательный край. Рады были познакомиться с новыми людьми, которые помогли нашему мероприятию состояться в полной мере, спасибо Петру Георгиевичу Леонову, Артему Шутову и Арсену Асварову.
Спасибо родным и близким, женам и мамам за поддержку и веру!
Благодарим Захарова Николая Николаевича за данную нам возможность побывать в этом месте.
Отдельная благодарность нашим партнерам:
НПФ «RoskRillars» и Компании «RedFox».